Перейти на главную страницу
Курс «Общая теория статистики» является базовой дисциплиной в подготовке экономистов, формирующей у них умение и навыки экономико-статистического исследования и имеющей большую практическую направленность. Статистика разрабатывает систему показателей, которая характеризует с различных сторон деятельность секторов, отраслей и предприятий экономики. Она вскрывает закономерности развития явлений, выявляет соотношение между ними, позволяет анализировать тенденции развития и на их основе прогнозировать будущие уровни и соотношения между финансовыми показателями.
Целью курса «Статистика» является ознакомление студентов со статистической методологией сбора и анализа экономической информации, системой статистических показателей, отражающих состояние и развитие явлений и процессов в условиях рыночных отношений.
Задачи дисциплины заключаются в следующем:
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу и сдают переаттестацию. Переаттестация проводится преподавателем на одном из первых занятий по дисциплине в форме теста. Примерные вопросы тестов приведены в разделе «Переаттестация».
Начальная буква фамилии студента |
Номер варианта |
А, Д, И, Н, С, Х, Щ |
1 |
Б, Е, К, О, Т, Ц, Э |
2 |
В, Ж, Л, П, У, Ч, Ю |
3 |
Г, З, М, Р, Ф, Ш, Я |
4 |
Особенностью статистики, в отличие, например, от математики, является то, что она исследует количественную сторону общественных явлений в единстве с их качественной стороной. Поэтому она опирается на понятия тех наук, количественную сторону которых она исследует.
Основные задачи статистики состоят в следующем:
Статистическая информация, отобранная в ходе массового наблюдения, является первичной, при этом данные представляются по каждой единице. Полученная статистическая информация не является обобщенной. С ее помощью нельзя сделать выводы в целом об объекте и отдельных его частях без предварительной обработки имеющихся данных. Для целей статистического анализа полученную информацию необходимо обобщить (сжать) и представить в виде сводных (обобщенных) показателей, чаще всего в табличной форме. Выполняется данная операция с помощью сводки и группировки.
• предварительный контроль материалов, т.е. проверку исходных данных;
• группировку данных по заданным признакам, определение производных показателей;
• оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации.
Группировка — объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака.
Результаты группировки оформляются в виде группированных таблиц, делающих информацию обозримой.
Группировки различают:
• по задачам систематизации данных;
• по числу группировочных признаков;
• по используемой информации.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научного статистического исследования:
• выделения социально-экономических типов явлений;
• изучения структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
• выявления связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
По числу группировочных признаков различают простые (по одному признаку) и сложные (по нескольким признакам — комбинированные и многомерные).
Комбинированные группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками.
Многомерные — строятся с помощью специальных алгоритмов, когда осуществляется поиск скопления в К-мерном пространстве, где каждый объект — точка, т.е. построить многомерную группировку — найти скопление точек.
По используемой информации различают первичные и вторичные группировки.
Выбор признака, который закладывается в основание группировки. Разбивка единиц совокупности на отдельные группы проводится по группировочному признаку, его часто называют основанием группировки. В качестве основания группировки используются существенные признаки как количественные, гак и качественные.
Определение количества групп (зависит от задач исследования и вида признака).
При построении групп по качественному признаку количество групп обычно соответствует числу градаций, типов, видов, состояний признака. Например, в случае проведения группировки населения по полу можно образовать только две группы: мужчины и женщины.
Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Количество групп зависит от числа единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности нельзя образовывать большое число групп, так как группы будут малочисленными.
При определении количества групп необходимо стремиться к тому, чтобы были учтены особенности изучаемого явления. Поэтому количество групп должно быть оптимальным, в каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности, что отвечает требованию закона больших чисел.
При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большое число групп, так как они будут малочисленны, а показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными. Степень колеблемости учитывается так: чем больше разность между наибольшим и наименьшим значением признака, тем больше следует образовывать групп. Существует эмпирическое правило: чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Кроме того, в одну группу не должно попасть более половины всех единиц совокупности, а средние iруппы должны содержать больше единиц, чем крайние.
Определить количество групп можно эмпирическим (опытным) путем или используя формулу Стерджесса: n=1+3,322ln N;
где п - число групп;
N - число единиц совокупности.
3 этап
Определение величины интервала группировки.
Величина равного интервала определяется по формуле
где h - величина равного интервала;
Полученную величину интервала (шаг интервала) принято округлять.
Показатель |
Формула |
Размер интервала |
![]() |
Задача 1.
Имеется информация о количестве книг, полученных студентами по абонементу за прошедший учебный год.
2 |
4 |
4 |
7 |
6 |
5 |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
6 |
5 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
5 |
7 |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
6 |
10 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Задача 2.
Имеются данные о стоимости основных фондов у 50 предприятий, тыс. руб.:
18,8 |
16,0 |
12,6 |
20,0 |
30,0 |
16,4 |
14,6 |
18,4 |
11,6 |
17,4 |
10,4 |
26,4 |
16,2 |
15,0 |
23,6 |
29,2 |
17,0 |
15,6 |
21,0 |
12,0 |
10,2 |
13,6 |
16,6 |
15,4 |
15,8 |
18,0 |
20,2 |
16,0 |
24,0 |
28,0 |
16,4 |
19,6 |
27,0 |
24,8 |
11,0 |
15,8 |
18,4 |
21,6 |
24,2 |
24,8 |
25,8 |
25,2 |
13,4 |
19,4 |
16,6 |
21,6 |
30,0 |
14,0 |
26,0 |
19,0 |
Задача 3.
№ п/п |
Среднесписочное число рабочих |
Основные средства, тыс. руб |
Объем произведенной продукции за год, млн. руб. |
№ п/п |
Среднесписочное число рабочих |
Основные средства, тыс. руб |
Объем произведенной продукции за год, млн. руб. |
1 |
100 |
369 |
560 |
16 |
102 |
256 |
410 |
2 |
140 |
473 |
760 |
17 |
96 |
220 |
370 |
3 |
94 |
251 |
440 |
18 |
98 |
240 |
330 |
4 |
83 |
280 |
520 |
19 |
84 |
106 |
210 |
5 |
157 |
590 |
800 |
20 |
76 |
180 |
160 |
6 |
195 |
1200 |
960 |
21 |
96 |
250 |
300 |
7 |
54 |
160 |
310 |
22 |
85 |
230 |
240 |
8 |
120 |
480 |
570 |
23 |
110 |
370 |
240 |
9 |
180 |
970 |
820 |
24 |
112 |
350 |
230 |
10 |
125 |
400 |
440 |
25 |
67 |
125 |
150 |
11 |
43 |
120 |
100 |
26 |
63 |
140 |
130 |
12 |
256 |
900 |
990 |
27 |
250 |
1150 |
920 |
13 |
182 |
670 |
870 |
28 |
212 |
790 |
650 |
14 |
124 |
500 |
410 |
29 |
184 |
290 |
340 |
15 |
110 |
379 |
310 |
30 |
137 |
275 |
320 |
Подсчитайте по каждой группе:
Задача 4.
По ряду предприятий легкой промышленности получены данные, представленные в таблице. Произведите группировку предприятий по размеру основных средств, образуя 6 групп с равными интервалами.
По каждой группе подсчитайте:
№ п/п |
Среднесписочное число рабочих |
Основные средства, тыс. руб |
Объем произведенной продукции за год, млн. руб. |
№ п/п |
Среднесписочное число рабочих |
Основные средства, тыс. руб |
Объем произведенной продукции за год, млн. руб. |
1 |
100 |
369 |
560 |
16 |
102 |
256 |
410 |
2 |
140 |
473 |
760 |
17 |
96 |
220 |
370 |
3 |
94 |
251 |
440 |
18 |
98 |
240 |
330 |
4 |
83 |
280 |
520 |
19 |
84 |
106 |
210 |
5 |
157 |
590 |
800 |
20 |
76 |
180 |
160 |
6 |
195 |
1200 |
960 |
21 |
96 |
250 |
300 |
7 |
54 |
160 |
310 |
22 |
85 |
230 |
240 |
8 |
120 |
480 |
570 |
23 |
110 |
370 |
240 |
9 |
180 |
970 |
820 |
24 |
112 |
350 |
230 |
10 |
125 |
400 |
440 |
25 |
67 |
125 |
150 |
11 |
43 |
120 |
100 |
26 |
63 |
140 |
130 |
12 |
256 |
900 |
990 |
27 |
250 |
1150 |
920 |
13 |
182 |
670 |
870 |
28 |
212 |
790 |
650 |
14 |
124 |
500 |
410 |
29 |
184 |
290 |
340 |
15 |
110 |
379 |
310 |
30 |
137 |
275 |
320 |
В отличие от индивидуальных суммарные абсолютные статистические величины характеризуют итоговое значение признака по определенной совокупности объектов, охваченных статистическим наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности) или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объем варьирующего признака).
Абсолютные статистические величины представляют собой именованные числа, т.е. имеют какую-либо единицу измерения.
Натуральные единицы измерения в свою очередь могут быть простыми (тонны, штуки, метры, литры) и сложными, являющимися комбинацией нескольких разноименных величин (грузооборот железнодорожного транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии — в киловатт-часах, затраты труда — в человеко-часах, человеко-днях).
Стоимостные единицы измерения используются, например, для выражения объема разнородной продукции в стоимостной (денежной) форме — рублях.
В трудовых единицах измерения (человеко-днях, человеко-часах) учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического цикла.
Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби), обычно называется базой сравнения или основанием.
Относительные величины динамики называются темпами роста.
Показатель |
Формула |
Плановое задание Выполнение плана Динамика |
![]() ![]() ![]() Д=ПЗ*ВП
|
Задача 1.
В таблице приведены данные о продажах автомобилей в одном из автосалонов города за 1 квартал прошедшего года. Определите структуру продаж.
Марка автомобиля |
Число проданных автомобилей |
Skoda |
245 |
Hyundai |
100 |
Daewoo |
125 |
Nissan |
274 |
Renault |
231 |
Kia |
170 |
Итого |
1145 |
Задача 2.
По региону имеются следующие данные о вводе в эксплуатацию жилой площади:
Вид жилых домов |
Введено в эксплуатацию, тыс. кв. м. | |
|
2006 г. |
2007 г. |
Кирпичные |
5000 |
5100 |
Панельные |
2800 |
2500 |
Монолитные |
3400 |
3200 |
Задача 3.
Закупочная цена пшеницы в августе текущего года в России составила 70 долларов за тонну. При этом планировалось, что цена закупки в сентябре сократится до 60 долларов. Фактически она составила 72 доллара за тонну. В то же время в США цена пшеницы достигла соответственно: 90 долларов в августе и 84 доллара в сентябре. Определить все возможные относительные величины.
Задача 4.
Натуральный баланс сахара в регионе характеризуется следующими данными, млн. тонн:
Запасы на начало года 2,2
Произведено 23,4
Потреблено 16,6
в том числе:
- производственное потребление 6,4
- потребление населением 10,2
Вывоз за пределы региона 7,0
Определить: 1) запасы сахара на конец года; 2) соотношение потребленного и вывезенного сахара; 3) структуру потребления.
Охватывает основные методы статистического анализа. При выполнении работы необходимо руководствоваться следующими требованиями
11 10 2014
7 стр.
Теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
14 12 2014
1 стр.
Теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
15 12 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения медицинских и фармацевтических вузов для самостоятельного выполнения контрольной р
10 10 2014
1 стр.
Методические указания предназначены для студентов-заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство»
13 10 2014
1 стр.
Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова
14 10 2014
3 стр.
С 78 Статистика. Ч. I. Общая теория статистики: Метод указания по выполнению контрольной работы / Сост. А. А. Мухин, И. А. Мухина. Ижевск: «Детектив-информ», 2008. 82 с
04 09 2014
11 стр.