Задача 3. Летная подготовка на самолете
3.1. Вывозные и самостоятельные полеты на самолете по прямоугольному маршруту и в зону
Содержание упражнений
|
Назем.
подг-ка
Ч.мин
|
Зах/пос
|
Время
Ч.мин
|
Упражнение 1а. Подготовка рабочего места для выполнения полета. Особенности руления. Взлет, построение маршрута, расчет на посадку и посадка. Порядок ведения осмотрительности
|
2.00
|
|
|
Упражнение 1б. Особенности выполнения полетов при боковом ветре. Посадка без посадочной механизации. Уход на второй круг. Исправление ошибок на посадке
|
1.00
|
|
|
Упражнение 1. Ознакомительный полет по прямоугольному маршруту.
|
|
1/1
|
0.20
|
Упражнение 2. Полет в зоне для выполнения набора высоты, горизонтального полета, снижения, разворотов, виражей с креном 30-60, спирали, скольжения, полета на минимально допустимой скорости и штопора
|
|
4/4
|
2.30
|
Упражнение 3. Полеты по прямоугольному маршруту. Уход на второй круг, посадка без посадочной механизации, имитация взлета на большом шаге винта
|
|
32/36
|
3.20
|
Упражнение 4. Полеты по прямоугольному маршруту для отработки действий при отказе двигателя. Исправление ошибок на посадке
|
|
20/16
|
2.00
|
Упражнение 5. Проверочные полеты по прямоугольному маршруту
|
|
2/2
|
0.20
|
Упражнение 6. Самостоятельные полеты по прямоугольному маршруту
|
|
10/10
|
1.00
|
Всего:
|
3.00
|
65/59
|
9.30
|
Методические указания
Упражнение 1а. Подготовка рабочего места для выполнения полета. Особенности руления. Взлет, построение маршрута, расчет на посадку и посадка. Порядок ведения осмотрительности
Цель. Отработать у слушателя навыки в проведении предполетного осмотра самолета и двигателя. Получить четкие знания по выполнению полета по прямоугольному маршруту. Получить первоначальные навыки в ведении осмотрительности.
Место. Методический класс, стоянка самолетов.
Порядок выполнения. Командир–инструктор проводит у самолета практические занятия по осмотру самолета перед полетом, отрабатывается последовательность подготовки кабины и посадки слушателя на рабочее место. Методом розыгрыша полета достигается необходимый уровень навыков для выполнения взлета, построения маршрута, расчета на посадку и посадки. Отрабатывается последовательность ведения осмотрительности.
Критерий оценки. Слушатель должен уметь выполнять предполетный осмотр самолета. Четко отвечать на поставленные вопросы по порядку и технике выполнения элементов полета по прямоугольному маршруту и ведению осмотрительности.
Упражнение 1б. Особенности выполнения полетов при боковом ветре. Посадка без посадочной механизации. Уход на второй круг. Исправление ошибок на посадке
Цель. Методом розыгрыша полета закрепляются знания по выполнению захода на посадку при боковом ветре, посадке без посадочной механизации, уходе на второй круг. Закрепить знания в правилах исправления ошибок на посадке.
Место. Методический класс.
Порядок выполнения. Командир–инструктор проводит розыгрыш полета, на котором подробно разбирается техника выполнения полетов с боковым ветром, посадки без посадочной механизации, ухода на второй круг. Закрепляются знания правил исправления ошибок на посадке.
Критерий оценки. Слушатель должен четко объяснить порядок исправления ошибок на посадке, знать последовательность действий при уходе на второй круг.
Упражнение 1. Ознакомительный полет по прямоугольному маршруту.
Цель. Ознакомить слушателя с устойчивостью и управляемостью самолета, с общими правилами построения прямоугольного маршрута и ведением осмотрительности.
Место. Прямоугольный маршрут.
Порядок выполнения. Полет выполняет командир-инструктор, слушатель мягко держится за управление и ведет осмотрительность. Командир-инструктор, пилотируя самолет, объясняет свои действия по СПУ, обращая внимание слушателя на порядок работы с арматурой кабины и действия по балансировке самолета.
Критерий оценки. Слушатель должен знать порядок работы с арматурой кабины, балансировки самолета и ведения осмотрительности
Упражнение 2. Полет в зоне для выполнения набора высоты, горизонтального полета, снижения, разворотов, виражей с креном 30-60, спирали, скольжения, полета на минимально допустимой скорости и штопора
Цель. Получить практические навыки по пилотированию самолета.
Место. Пилотажная зона.
Порядок выполнения. Полеты выполняются методом совместного и контролирующего управления. При затруднениях в пилотировании командир-инструктор показывает, как выполнить тот или иной элемент полета.
Критерий оценки. Слушатель должен отработать выполнение набора высоты, горизонтального полета, снижения, разворотов.
Упражнение 3. Полеты по прямоугольному маршруту. Уход на второй круг, посадка без посадочной механизации, имитация взлета на большом шаге винта
Цель. Отработка техники пилотирования по прямоугольному маршруту.
Место. Прямоугольный маршрут.
Порядок выполнения. Полеты выполняются методом совместного и контролирующего пилотирования. При полетах с уходом на второй круг особое внимание обращается на контроль за скоростью. При выполнении посадки без посадочной механизации обращается внимание на особенность расчета на посадку и плавность работы штурвалом. Имитируя взлет на большом шаге винта, следует обращать внимание на работу двигателя (на слух), замедленное ускорение движение самолета на разбеге. Винт переводится на малый шаг через 50-70м от начала разбега.
Критерий оценки. Слушатель должен отработать уход на второй круг, посадку без посадочной механизации и знать особенности поведения самолета при работе двигателя на большом шаге винта на взлете.
Упражнение 4. Полеты по прямоугольному маршруту для отработки действий при отказе двигателя. Исправление ошибок на посадке
Цель. Отработать последовательность действий и технику пилотирования при отказе двигателя. Получить навыки в исправлении ошибок на посадку.
Место. Прямоугольный маршрут.
Порядок выполнения. Полеты выполняются методом совместного и контролирующего управления самолетом. При имитации отказа двигателя особое внимание обращается на сохранение заданной скорости планирования и соблюдения координации на разворотах. До первого разворота имитация запрещается. Имитация отказа выполняется после 2-го разворота по разрешению диспетчера КДП. Снижение на ВПП разрешается до высоты начала выравнивания, вне ВПП – до высоты 50м (на площадке для вынужденной посадки согласно Инструкции по производству полетов).
Для исправления ошибок на посадке командир-инструктор вводит отклонения, а слушатель их исправляет. Вводимые отклонения не должны превышать допустимых ограничений.
Критерий оценки. При имитации отказа двигателя слушатель должен своевременно переходить на режим планирования с выдерживанием заданной скорости полета, правильно выполнять действия согласно РЛЭ и заход на выбранную площадку для вынужденной посадки. При исправлении ошибок на посадке пилотировать самолет адекватно введенному отклонению.
Упражнение 5. Проверочные полеты по прямоугольному маршруту.
Цель. Закрепить навыки в технике пилотирования по прямоугольному маршруту.
Место. Прямоугольный маршрут
Порядок выполнения. Полеты выполняются с КЛС (от командира АЭ и выше), которые проверяют умение слушателя выполнять полет по прямоугольному маршруту, исправлять ошибки на посадке, принимать правильное решение при имитации отказа двигателя. После этого дается разрешение на самостоятельные полеты или указание по дополнительной тренировке.
Критерий оценки. Слушатель должен уверенно пилотировать самолет, замечать ошибки и грамотно их исправлять.
Упражнение 6. Самостоятельные полеты по прямоугольному маршруту
Цель. Закрепить навыки управления самолетом и двигателем по прямоугольному маршруту в самостоятельном полете.
Место. Прямоугольный маршрут.
Порядок выполнения. Слушатель выполняет полеты самостоятельно, на правом сиденье (по указанию командира) находится слушатель, который выполняет обязанности второго пилота. Минимум погоды для самостоятельных полетов: облачность — 300 м, видимость — 4 км. После вынужденного перерыва в полетах перед выпуском в самостоятельный полет обучаемый проходит тренировку с командиром в объеме 5 контрольных полетов (при перерыве 10 дней), о чем делается запись в его рабочую книжку.
Критерий оценки. Слушатель должен пилотировать без грубых отклонений в пределах нормативов на оценку не ниже «4».
3.2. Полеты на самолете по приборам с использованием радиотехнических средств и систем посадки
Содержание упражнений
|
Назем.
подг-ка
Ч.мин
|
Зах/пос
|
Время
Ч.мин
|
Упражнение 1а. Подготовка к выполнению полета по приборам, заход на посадку по системе ОСП
|
2.00
|
|
|
Упражнение 1. Полеты в зоне по приборам за шторкой для отработки набора высоты, горизонтального полета, снижения, разворотов на заданный курс, виражей с креном 15 и полеты по дублирующим приборам
|
|
3/3
|
2.00
|
Упражнение 2. Полеты по прямоугольному маршруту с использованием посадочной системы ОСП. Уход на второй круг с ВПР
|
|
15/10
|
2.30
|
Всего:
|
2.00
|
18/13
|
4.30
|
Методические указания
Упражнение 1а. Подготовка к выполнению полета по приборам, заход на посадку по системе ОСП
Цель. Проверить у слушателей знания правил использования радиотехнического оборудования, особенностей распределения внимания в приборном полете и полете по дублирующим приборам.
Порядок выполнения. Командир-инструктор путем опроса определяет у слушателя знания по использованию радиотехнического оборудования, методов выполнения полета с использованием системы ОСП, распределению внимания при полете по приборам. Проверяет знания особенностей ведения радиосвязи и осмотрительности.
Критерий оценки. Слушатель должен четко знать порядок выполнения полета по системе ОСП, порядок распределения внимания при полетах по приборам.
Упражнение 1. Полеты в зоне по приборам за шторкой для отработки набора высоты, горизонтального полета, снижения, разворотов на заданный курс, виражей с креном 15 и полеты по дублирующим приборам
Цель. Отработать технику пилотирования по приборам.
Место. Зона полетов по приборам.
Порядок выполнения. После взлета и набора высоты круга командир-инструктор закрывает шторку. Слушатель выдерживает заданные командиром-инструктором параметры полета. При отсутствии затруднений в технике пилотирования командир-инструктор трафаретом закрывает один из пилотажных приборов, слушатель выдерживает заданный параметр полета, используя дублирующие приборы.
Критерий оценки. Слушатель должен отработать навыки в пилотировании самолета по основным и дублирующим приборам.
Упражнение 2. Полеты по прямоугольному маршруту с использованием посадочной системы ОСП. Уход на второй круг с ВПР
Цель. Отработать выполнение захода на посадку с использованием ОСП.
Порядок выполнения. Полет выполняет слушатель, инструктор контролирует его действия. После набора высоты и выполнения 2-го разворота закрывается шторка. В одном из полетов выполняется уход на второй круг с ВПР. Перед закрытием и открытием шторки управляет самолетом инструктор. Передача управления дублируется по СПУ командой: «Управление передал», «Управление взял».
Критерий оценки. Слушатель должен пилотировать без грубых отклонений в пределах нормативов на оценку не ниже «4».
3.3. Маршрутные полеты на самолете
Содержание упражнений
|
Назем.
подг-ка
Ч.мин
|
Зах/пос
|
Время
Ч.мин
|
Упражнение 1а. Подготовка к выполнению маршрутных полетов по трассам МВЛ. Порядок использования наземных и бортовых радиотехнических средств в целях навигации. Визуальная ориентировка и ведение осмотрительности. Изучение аэронавигационной обстановки, УВД и радиообмена в районе маршрутных полетов
|
2.00
|
|
|
Упражнение 1б. Зачет по знанию района полетов в радиусе 300 км
|
1.00
|
|
|
Упражнение 1. Маршрутный полет с выходом на ЛЗП по магнитному курсу, рассчитанному по ШПД ветра, подбор курса по линейному ориентиру
|
|
1/1
|
1.00
|
Упражнение 2. Маршрутный полет с комплексным использованием радиотехнических средств навигации
|
|
1/1
|
1.00
|
Упражнение 3. Маршрутный полет на восстановление ориентировки с использованием РТС
|
|
1/1
|
1.00
|
Упражнение 4. Самостоятельный полет по маршруту с комплексным использованием радиотехнических средств навигации
|
|
1/1
|
1.00
|
Всего:
|
3.00
|
4/4
|
4.00
|
Методические указания
Упражнение 1а. Подготовка к выполнению маршрутных полетов по трассам МВЛ. Порядок использования наземных и бортовых радиотехнических средств в целях навигации. Визуальная ориентировка и ведение осмотрительности. Изучение аэронавигационной обстановки, УВД и радиообмена в районе маршрутных полетов
Цель. Подготовить пилота к полетам по маршруту и по трассам МВЛ
Место. Штурманский класс.
Порядок выполнения. Занятия проводит штурман авиаэскадрильи (ст.штурман летного отряда). Изучаются маршруты училища, трассы МВЛ, характерные линейные, площадные ориентиры, границы аэроузла училища, район полетов в радиусе 300 км, зоны ответственности УВД, районы УВД, граничащие с аэроузлом училища, районы аэродромов ГА, районы и аэродромы ведомственной авиации и ВВС.
На занятиях изучается порядок использования наземных и бортовых РТС в целях навигации, порядок и правила визуальной ориентировки, способы контроля и исправление пути, техника выполнения активного полета на радиостанцию и от нее с помощью АРК, порядок ведения осмотрительности, требования Инструкции по производству полетов в части выполнения маршрутных полетов, правила ведения радиосвязи, фразеология, порядок восстановления ориентировки.
Проводится подготовка карт и штурманского плана полета, розыгрыш полета.
Критерий оценки. Пилот на память должен знать МПУ, расстояние и штилевое время, характерные линейные и площадные ориентиры, максимальные превышения по маршруту, частоты РТС, используемые в данном конкретном маршруте, безошибочно выполнять штурманский расчет, знать правила восстановления ориентировки.
Упражнение 1б. Зачет по знанию района полетов в радиусе 300 км.
Цель. Проверить знание пилотом района полетов в радиусе 300 км.
Место. Штурманский класс.
Порядок выполнения. Зачет принимает старший штурман летного отряда. Пилот на память вычерчивает район полетов в радиусе 300 км. На чертеже должны быть наиболее характерные линейные, площадные и точечные ориентиры, их взаиморасположение границы аэроузла, зон ответственности УВД, учебные маршруты и МВЛ. К чертежу района полетов пилот прилагает навигационный план по первому маршруту полета.
Упражнение 1. Маршрутный полет с выходом на ЛЗП по магнитному курсу, рассчитанному по ШПД ветра, подбор курса по линейному ориентиру
Цель. Привить пилоту навыки подготовки к маршрутному полету, выхода на ИПМ, визуальной ориентировки, подбора курса, выхода в КПМ и на аэродром.
Место. Учебный маршрут, трасса МВЛ.
Порядок выполнения. Полеты выполняет пилот в качестве командира самолета. Перед полетом знакомится с метеообстановкой у дежурного синоптика, рассчитывает штурманский бортовой журнал, изучает предупреждения по району полета, проходит контроль у дежурного штурмана и принимает решение на вылет у диспетчера АДП с оформлением полетного задания. Проводит подготовку на самолете согласно РЛЭ и взлет на маршрут. Визуально выходит на ИПМ и берет расчетный МК по первому участку маршрута (МВЛ). В течение первых 7-10 мин полета подбирает МК следования по линейному ориентиру или створу ориентиров, затем определяет фактическую путевую скорость и уточняет время прибытия в ППМ или КО. По фактической путевой скорости и углу сноса определяет фактическое направление и скорость ветра. В процессе полета постоянно ведет визуальную ориентировку, уточняет МС. При необходимости сличить карту с местностью, сделать расчет на НЛ-10 и записи в штурманский бортжурнал. Передает управление самолетом инструктору. Перед поворотным пунктом (ПП) за 1-2 мин по СПУ сообщает данные на следующий этап (МПУ, МК, время пролета следующего ППМ), устанавливает курсозадатчик на новый ЗМПУ. При пролете ППМ включает секундомер и докладывает диспетчеру о МС и времени пролета следующего ППМ. На втором этапе (участке) маршрута (МВЛ) порядок действий такой же, как и на первом. Особое внимание пилот уделяет ведению осмотрительности, периодически дает команду: «Осматриваемся». Перед поворотным пунктом ведение осмотрительности усиливается так же, как и перед пересечением МВЛ. Постоянно оцениваются метеоусловия полета.
На последнем участке маршрута пилот, передав управление самолетом инструктору, настраивает АРК на приводную радиостанцию аэродрома посадки и следует на нее, осуществляя комплексную навигацию. Установленным порядком выполняет контроль по карте проверок за 10-15 км до аэродрома, входит в круг полетов и производит посадку.
Критерий оценки. Пилот должен хорошо подготовиться к полету, принять решение на вылет по ПВП (по минимуму командира), подобрать МК, определить время прибытия в ППМ или КО с точностью до 2 мин, иметь не более двух замечаний по визуальной ориентировке и заполнению штурманского бортжурнала. Остальные элементы пилот должен выполнять не менее чем на оценку «4».
Упражнение 2. Маршрутный полет с комплексным использованием радиотехнических средств навигации
Цель. Отработать у пилота навыки комплексной навигации.
Место. Установленный маршрут полета или трасса МВЛ.
Порядок выполнения. Подготовку к полету пилот выполняет в последовательности, изложенной в упражнении 1 данной задачи. Дополнительно изучает РТС для активного полета на всех этапах маршрута.
Порядок выполнения полета такой же, как и в упражнении 1 данной задачи. Кроме того, подбор МК следования осуществляется и с помощью АРК, методом активного полета на радиостанцию и от нее, а ППМ (КО) определяются пеленгованием двух радиостанций. В процессе всего полета навигация выполняется комплексно: сличением карты с местностью, определением МС с помощью РНТ, азимута и дальности (пеленга), данного диспетчером УВД.
Критерий оценки. Пилот должен выдерживать режимы полета на оценку не ниже «4»
Упражнение 3. Маршрутный полет на восстановление ориентировки с использованием РТС
Цель. Привить пилоту навыки восстановления ориентировки с помощью РТС.
Место. Район аэроузла, установленный сектор.
Порядок выполнения. Пилот выполняет полет по неизвестному маршруту. Карта находится у инструктора, который задает МК. Пилот записывает время начала полета на заданном участке, строго выдерживает курс и высоту полета, также заданную инструктором. После 2-3 изменений курса инструктор дает команду: «Определяйте МС»». Пилот передает управление инструктору, задает ему курс, выполняет штилевую прокладку маршрута, затем настраивает АРК на две радиостанции, расположенные под углом 90 и снимает пеленги. Сравнивая местонахождение самолета, определенное штилевой прокладкой и МС, определенное пеленгованием, сличая карту с местностью, устанавливает истинное местонахождение самолета (или район МС). Определив на карте МК следования на аэродром, настроив АРК на приводную радиостанцию своего аэродрома, пилот берет управление самолетом на себя и выводит самолет на аэродром активным методом.
Критерий оценки. Пилот должен определить МС и вывести самолет на аэродром.
Упражнение 4. Самостоятельный полет по маршруту с комплексным использованием радиотехнических средств навигации
Цель. Закрепление навыков комплексной навигации в маршрутном полете.
Место. Установленный маршрут полета или трасса МВЛ.
Порядок выполнения. Полеты выполняет пилот в качестве командира самолета (по минимуму 300Х4000,12м/с). Перед полетом знакомится с метеообстановкой у дежурного синоптика, рассчитывает штурманский бортовой журнал, изучает предупреждения по району полета, проходит контроль у дежурного штурмана и принимает решение на вылет у диспетчера АДП с оформлением полетного задания. Проводит подготовку на самолете согласно РЛЭ и взлет на маршрут. Визуально выходит на ИПМ и берет расчетный МК по первому участку маршрута (МВЛ). В течение первых 7-10 мин полета подбирает МК следования по линейному ориентиру или створу ориентиров, затем определяет фактическую путевую скорость и уточняет время прибытия в ППМ или КО. По фактической путевой скорости и углу сноса определяет фактическое направление и скорость ветра. В процессе полета постоянно ведет визуальную ориентировку, уточняет МС. При необходимости сличить карту с местностью, сделать расчет на НЛ-10 и записи в штурманский бортжурнал. Перед поворотным пунктом (ПП) за 1-2 мин по СПУ сообщает данные на следующий этап (МПУ, МК, время пролета следующего ППМ), устанавливает курсозадатчик на новый ЗМПУ. При пролете ПП включает секундомер и докладывает диспетчеру о МС и времени пролета следующего ППМ. На втором этапе (участке) маршрута (МВЛ) порядок действий такой же, как и на первом. Особое внимание пилот уделяет ведению осмотрительности, периодически дает команду: «Осматриваемся». Перед поворотным пунктом ведение осмотрительности усиливается так же, как и перед пересечением МВЛ. Постоянно оцениваются метеоусловия полета.
На последнем участке маршрута пилот настраивает АРК на приводную радиостанцию аэродрома посадки и следует на нее, осуществляя комплексную навигацию. Установленным порядком выполняет контроль по карте проверок за 10-15 км до аэродрома, входит в круг полетов и производит посадку.
Критерий оценки. Пилот должен хорошо подготовиться к полету, принять решение на вылет по ПВП (по минимуму 300Х4000Х12м/с), и выполнить полет не менее чем на оценку «4».
3.4. Экзаменационные полеты на самолете по прямоугольному маршруту и в зоне
Содержание упражнений
|
Назем.
подг-ка
Ч.мин
|
Зах/пос
|
Время
Ч.мин
|
Упражнение 1а. Подготовка к экзаменационным полетам
|
|
|
|
Упражнение 1. Экзаменационные полеты
|
|
4/3
|
1.52
|
Всего:
|
2.00
|
4/3
|
1.52
|
Методические указания
Упражнение 1а. Подготовка к экзаменационным полетам
Цель. Проверить готовность слушателя к экзаменационным полетам.
Место. Методический класс.
Порядок выполнения. Занятия проводятся методом розыгрыша полета, уточняется порядок выполнения полета и взаимодействие в экипаже.
Критерий оценки. Слушатель должен быть готов к выполнению экзаменационных полетов.
Упражнение 1. Экзаменационные полеты
Цель. Проверить и оценить навыки слушателя в умении выполнять полеты по прямоугольному маршруту и трассе МВЛ (установленному маршруту).
Место. Прямоугольный маршрут.
Порядок выполнения. Полеты выполняются с проверяющим. По прямоугольному маршруту – полет с уходом на второй круг, имитацией отказа двигателя и посадкой без посадочной механизации. В пилотажной зоне по указанию проверяющего выполняются виражи с креном 30-60, скольжения, спирали, полет на минимально допустимой скорости и штопор.
В полете по приборам (за шторкой) выполняются виражи, развороты, решаются задачи радионавигации при полете на радиостанцию и от нее.
При полете по установленному маршруту или трассе МВЛ слушатель должен показать навыки грамотного принятия решения на вылет (по минимуму проверяющего), комплексной навигации по трассе (маршруту), хорошую осмотрительность и правильную фразеологию радиообмена.
Критерий оценки. Слушатель должен уверенно пилотировать самолет, не допуская отклонений в технике пилотирования и навигации на оценку не ниже «4».
Оформление документации. КВС-инструктор, проводящий обучение слушателя на самолете по задачам 3.1-3.3, отражает результаты летной подготовки с оценкой по каждому упражнению в задании на тренировку, выставляет общую оценку с выводом о допуске к экзаменационным полетам.
Проверяющий отражает результаты экзаменационных полетов на самолете в задании на тренировку и в летной книжке, дает заключение о возможности допуска слушателя к самостоятельным полетам в качестве КВС самолета с указанием минимума погоды.
Слушатель направляется в рабочую группу ВКК.
<предыдущая страница