Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Можно ли научить творчеству?

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

Актуальность и важность темы подтвердила инициатива Президента « Наша новая школа», где подчёркивается мысль о необходимости развития детского творчества, проектно-исследовательской работы учащихся, об увеличении роли внеурочной творческой деятельности школьников в разных направлениях, о широком использовании новых компьютерных технологий на занятиях в школе.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно, в прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

В 70-егоды Д.Б.Кабалевским был введён в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Идеи Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского продолжили и развили Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр и В.Н.Харькин.

Содержательно об этапности музыкально-творческого процесса, начиная с выбора сюжета до возникновения самого замысла с последующей его реализацией, применительно к школьникам, писали в своих исследованиях Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, А.И.Ходькова.

.Актуальность педагогического руководства процессом музыкального творчества на занятиях со школьниками подтверждают исследования, проводимые в лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.Ш.Осова при Институте художественного образования РАО. Разработанная в лаборатории концепция предлагает полихудожественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Ключевой идеей концепции является «активное творчество самих детей».

Эта проблема является естественным продолжением концепции полихудожественного развития личности.

А.Т.Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества в книге «Проблемы теории творчества», утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание физиологических закономерностей личности ученика.

Вот десять психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:



  • Цельность восприятия;

  • Оригинальность мышления;

  • Гибкость, вариативность мышления;

  • Лёгкость генерирования идей;

  • Сближение понятий;

  • Способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию;

  • Работа подсознания;

  • Способность к открытию;

  • Способность к рефлексии;

  • Воображение или фантазия.

Моя задача как учителя музыки, с одной стороны- целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся, а с другой стороны - формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

Среди передовых педагогических технологий я опираюсь на технологию ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач на уроках музыки), созданную известным ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

ТРИЗ на уроках музыки:


  • гармоничное развитие личности;

  • инновационные технологии;

  • дифференциация обучения и воспитания;

  • творческий опыт.

Задачи ТРИЗ на уроках музыки переплетаются с принципами педагогики, целями и задачами эстетического воспитания и обучения в системе образования по предмету «музыка».

Перспективность и воспитательное значение ТРИЗ:



  • повышается мотивация обучения;

  • побуждение ученика к действию;

  • валеологическое значение (творчество улучшает психологическое и физическое состояние ребенка);

  • дифференциация в обучении и личностно-ориентированный подход;

  • наглядность, доступность обучения в сочетании с научным подходом к выбору методов, приемов;

  • оригинальность, занимательность, современность;

  • разноуровневые творческие задания повышают интерес к предмету, а отсюда и качество знаний, и повышение статуса предмета, авторитета учителя;

  • связь с жизненными ситуациями в форме нетрадиционных для данного предмета приемов, навыков, умений – инновационный подход, интерактивность.

Новые социально-экономические условия предъявляют новые требования к современному образовательному процессу. Среди качеств личности на 1 место выдвигаются те, которые позволяют ученику наиболее раскрыть себя, проявить творческие способности, быть активным, самостоятельным, иметь высокий уровень развития информационной культуры. В наше время компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, свою индивидуальность. Применение новых технологий позволяет:

  • по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и ее источники;

  • обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;

  • помогать активизации творческого потенциала ребенка;

  • способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

  • формировать духовный мир ребенка.

В своей работе я опираюсь на:

  • повышение познавательного интереса учащихся к предмету, на повышение качества знаний;

  • новые педагогические технологий (в том числе компьютерных технологий);

  • желание учащихся заниматься активной музыкальной деятельностью, самообразованием;

  • обобщение знаний на межпредметной основе.

«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других» Б.Асафьев.

Можно ли научить творчеству?

Наше время это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развити

49.62kb.

16 12 2014
1 стр.


Задачи: Образовательные

Научить ребёнка элементарным трудовым навыкам, развивая самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности. Дать детям основы теоретических знаний и практических умений по шит

18.5kb.

25 09 2014
1 стр.


1. Что можно отнести к устному народному творчеству?

Прочти, установи соответствие и соедини стрелкой начало и окончание пословиц, поговорок

18.33kb.

26 09 2014
1 стр.


Дорога к храму! Обзор у книжной выставки

Цель: Познакомить учащихся с православной книгой, научить различать добро и зло, научить любви к ближнему, понятию о нравственности

38.09kb.

09 10 2014
1 стр.


О районном празднике «Ода творчеству»

Года человека труда в Кировской области. «Ода творчеству» проводился в соответствии с планом работы рмк, с целью прославления, признания и уважения человека труда, поднятия престиж

15.66kb.

13 10 2014
1 стр.


Выбор книг в библиотеке

Цель занятия: дать понятие о справочном аппарате библиотеки. Научить основам «заочного» выбора книг, научить выбирать книги в открытом доступе самостоятельно

44.13kb.

12 09 2014
1 стр.


1. Какие из перечисленных действий армии можно считать выполнением священного долга по защите Отечества

В ввод войск на территорию другого государства для того, чтобы «научить других,как правильно жить»

19.79kb.

04 09 2014
1 стр.


Программа «Планета детства!»

Естественно, нет! Но как научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать их; не отсиживаться в сторонке, а действовать сообща; не ждать своего счастья, а самому делать себя с

115.2kb.

14 10 2014
1 стр.