Можно ли научить творчеству?
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Актуальность и важность темы подтвердила инициатива Президента « Наша новая школа», где подчёркивается мысль о необходимости развития детского творчества, проектно-исследовательской работы учащихся, об увеличении роли внеурочной творческой деятельности школьников в разных направлениях, о широком использовании новых компьютерных технологий на занятиях в школе.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно, в прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
В 70-егоды Д.Б.Кабалевским был введён в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Идеи Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского продолжили и развили Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр и В.Н.Харькин.
Содержательно об этапности музыкально-творческого процесса, начиная с выбора сюжета до возникновения самого замысла с последующей его реализацией, применительно к школьникам, писали в своих исследованиях Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, А.И.Ходькова.
.Актуальность педагогического руководства процессом музыкального творчества на занятиях со школьниками подтверждают исследования, проводимые в лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.Ш.Осова при Институте художественного образования РАО. Разработанная в лаборатории концепция предлагает полихудожественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Ключевой идеей концепции является «активное творчество самих детей».
Эта проблема является естественным продолжением концепции полихудожественного развития личности.
А.Т.Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества в книге «Проблемы теории творчества», утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание физиологических закономерностей личности ученика.
Вот десять психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:
-
Цельность восприятия;
-
Оригинальность мышления;
-
Гибкость, вариативность мышления;
-
Лёгкость генерирования идей;
-
Сближение понятий;
-
Способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию;
-
Работа подсознания;
-
Способность к открытию;
-
Способность к рефлексии;
-
Воображение или фантазия.
Моя задача как учителя музыки, с одной стороны- целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся, а с другой стороны - формировать потребность в творчестве и общении с искусством.
Среди передовых педагогических технологий я опираюсь на технологию ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач на уроках музыки), созданную известным ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
ТРИЗ на уроках музыки:
-
гармоничное развитие личности;
-
инновационные технологии;
-
дифференциация обучения и воспитания;
-
творческий опыт.
Задачи ТРИЗ на уроках музыки переплетаются с принципами педагогики, целями и задачами эстетического воспитания и обучения в системе образования по предмету «музыка».
Перспективность и воспитательное значение ТРИЗ:
-
повышается мотивация обучения;
-
побуждение ученика к действию;
-
валеологическое значение (творчество улучшает психологическое и физическое состояние ребенка);
-
дифференциация в обучении и личностно-ориентированный подход;
-
наглядность, доступность обучения в сочетании с научным подходом к выбору методов, приемов;
-
оригинальность, занимательность, современность;
-
разноуровневые творческие задания повышают интерес к предмету, а отсюда и качество знаний, и повышение статуса предмета, авторитета учителя;
-
связь с жизненными ситуациями в форме нетрадиционных для данного предмета приемов, навыков, умений – инновационный подход, интерактивность.
Новые социально-экономические условия предъявляют новые требования к современному образовательному процессу. Среди качеств личности на 1 место выдвигаются те, которые позволяют ученику наиболее раскрыть себя, проявить творческие способности, быть активным, самостоятельным, иметь высокий уровень развития информационной культуры. В наше время компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, свою индивидуальность. Применение новых технологий позволяет:
-
по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и ее источники;
-
обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;
-
помогать активизации творческого потенциала ребенка;
-
способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
-
формировать духовный мир ребенка.
В своей работе я опираюсь на:
-
повышение познавательного интереса учащихся к предмету, на повышение качества знаний;
-
новые педагогические технологий (в том числе компьютерных технологий);
-
желание учащихся заниматься активной музыкальной деятельностью, самообразованием;
-
обобщение знаний на межпредметной основе.
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других» Б.Асафьев.