Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
МОУ СОШ с. Набережное

К 200-летию со дня рождения Чарлза Дарвина




Урок биологии в 9 классе

на тему
«Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории

Ч. Дарвина».

Разработала учитель биологии

Лысова Марина Валерьевна.


- 2009 год -

Цель урока: изучить научные и социально–экономические

предпосылки возникновения эволюционного

учения Ч. Дарвина; познакомиться с биографией

Ч. Дарвина.
Задачи:

- о б р а з о в а т е л ь н а я : рассмотреть предпосылки

возникновения теории Ч. Дарвина;
- р а з в и в а ю щ а я : продолжить формирование умений и

навыков самостоятельной работы,

выделять главное, формулировать

выводы;
- в о с п и т а т е л ь н а я : патриотическое воспитание – на

примере работ отечественных учёных

в становлении теории эволюции.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: беседа, рассказ, работа с опорным

конспектом.
Ученик должен:

- иметь представление о работах Ч.Лайеля, Велера, Шлейдена,

Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного

пути Ч. Дарвина;

- знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость

видов, сходства и различия между ними, многообразие

живых организмов, их приспособленности и роль

среды в видообразовании;

- уметь характеризовать научные и социально–экономические

предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
Межпредметные связи: история, география, экология,

зоология.
Оборудование: географическая карта, портрет Ч. Дарвина.
Ход урока:
I. Организационный момент.

- приветствие;

- подготовка аудитории к работе.

II. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос (вопросы на стр. 17 учебника).
III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия.

Теория Ч. Дарвина занимает одно из первых мест в истории биологии как науки. Все положения находят подтверждения в современных открытиях, то есть она актуальна и на сегодняшний день.

IV. Изучение нового материала.
1.СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

(Объяснение учителя)

В разных областях биологии в первой четверти 19 века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий.

Поэтому в середине 19 века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь её создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину.
2. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. (Самостоятельная работа

учащихся)

Задание: ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18-19,

выпишите фамилии учёных и названия их трудов.

- Развитие геологии и палеонтологии, благодаря чему осуществляется систематизация геологических слоёв Земли.

- Ч. Лайель («Основы геологии») заложил основы

исторической геологии с её принципами

актуализма и историзма.

- Достижения в химии: Велер искусственно синтезировал

мочевину.

- Шлейден и Шванн создают клеточную теорию.

- В России: работы Рулье и Бекетова.

Беседа: обсуждение результатов.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И

ПУТЕШЕСТВИЯ Ч. ДАРВИНА. (Сообщение ученика).

«Зовут меня Чарлз Дарвин. Родился я в 1809 году, учился, проделал кругосветное плавание – и снова учился». Эта самая краткая автобиография отражает основные вехи жизни величайшего естествоиспытателя 19 века, английского учёного-основоположника эволюционного учения, которому в 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения.

Ч. Дарвин (1809 – 1882) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист – любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию в качестве натуралиста (без жалования), отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне « Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с Юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонто-логические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения.

« Путешествуя на корабле её величества в качестве натуралиста, я был поражён некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента ».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.
- РАБОТА С КАРТОЙ

Учащийся показывает на карте маршрут, по которому шло путешествие. Демонстрирует изображения находок Дарвина.

Обратить внимание учащихся на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:

- изменения видов;

- сходства и различия между видами;

- многообразие живых организмов;

- приспособленности живых организмов к условиям

существования;

- роль условий среды в видообразовании.

Эти основные моменты необходимо вынести на доску, чтобы учащиеся по ходу сообщения фиксировали конкретные факты.

V. Закрепление изученного материала.

Работа с вопросами на стр.20 учебника.
VI. Подведение итогов занятия.

  1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

  2. Оценить работу учеников во время занятий.


VII. Сообщение домашнего задания.

Глава 3. П.3, с.18-20; вопросы (1-3).

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

Теория Ч. Дарвина занимает одно из первых мест в истории биологии как науки. Все положения находят подтверждения в современных открытиях, то есть она актуальна и на сегодняшний ден

50.44kb.

16 12 2014
1 стр.


«Эволюционная теория Ч. Дарвина» (2 ч.)

Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы должны знать предпосылки возникновения дарвинизма и основных положения эволюционного учения Ч. Дарвина, уметь

75.63kb.

16 12 2014
1 стр.


Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6М050100-Социология»

Истоки позитивистской социологии. Социально-экономические и социально-культурные предпосылки возникновения социологической доктрины Огюста Конта. Предмет, задачи и методы социологи

149.46kb.

23 09 2014
1 стр.


Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 1-25 80 01 «Экономическая теория»

Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории и законы. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Осно

130.08kb.

15 09 2014
1 стр.


Вопросы для подготовки к экзамену

Социально-исторические и гносеологические предпосылки возникновения политологии как самостоятельной науки

51.7kb.

24 09 2014
1 стр.


Образование централизованного гос-ва Социально-экономические предпосылки: 1

Рост общественного разделения труда, превращение ремесла в мелкотоварное п-во. Зарождение межобластных связей

35.34kb.

25 12 2014
1 стр.


Экзогенные субъектные социально- экономические факторы, обусловливающие существование и эволюцию социально-классовой структуры общества

Общества. Для чего, исходя из заявленной темы исследования, раскрываются такие социально-экономические категории как «политическая система», «государство», «форма государства», «мо

538.65kb.

28 09 2014
3 стр.


Возникновение и становление социальной педагогики (соп) как теории и практики

Истоки и предпосылки возникновения соп в произведениях великих мыслителей, классиков педагогики всех времен и народов

1570.8kb.

14 12 2014
7 стр.