Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Межрегиональная дистанционная конференция - конкурс учащихся 1 – 7-х классов

«Первые шаги в науку»



Секция языкознание
МИР ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ

Научно-исследовательская работа по русскому языку
Выполнила: Бадалян Гоар

МОУ-СОШ №1, 7 класс.

Г. Маркса, Саратовской области
Научный руководитель:

Перевозная Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы.


Маркс

2011г
Содержание
Введение 3

1. Выбор темы-проблемы 4

1.1. Область исследования, объект исследования 4

1.2. Актуальность темы 4

1.3. Формулировка цели и задач исследования 5

1.4.. Этапы исследования. Методы исследования 5
2. Теоретические исследования 5

2.1. Из истории собственного имени 5

2.2. Отличие имени от прозвища 6

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления 7


3. Практические исследования 8

3.1. Проведение анкетирования с целью 9

- выяснения наличия прозвищ у школьников 9

- выяснения времени и причин появления прозвищ 9

-выяснения отношения школьников к прозвищам 9
4. Выводы 9
5. Приложение 11-16
6. Список используемой литературы 17

Введение
- Меня зовут Алиса, и я…

- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?

-Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.

- Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалта- Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.

Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
Ранее, ещё в 6 классе, на уроках русского языка мы знакомились с группой собственных имен существительных.

Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.

Изучая дополнительную литературу, я узнала, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.

Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка не достаточно информации об именах собственных. Совсем не исследованы причины возникновения прозвищ. При изучении имен собственных в учебнике русского языка 6 класса в разделе лексика мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.

Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров школьников, создают трудности в общении, так как школьник может оценивать свое прозвище как обидное.

Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Мир школьных прозвищ».



1. Выбор темы-проблемы

1.1.

Область исследования – имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека.
Объект исследования – система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный период времени.
База исследования – обучающиеся 6-8 классов МОУ-СОШ№1 г.Маркса Саратовской области.
1.2. Актуальность:

- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.


- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
1.3. Цель исследования

Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 6-8 классов, проанализировать отношение к прозвищам.



Гипотеза

Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?


Задачи:

  • изучить научно-популярную литературу по данной теме;

  • провести анкетирование с целью изучения особенностей прозвищ;

  • составить картотеку школьных прозвищ;

  • выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;

  • установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;

  • проанализировать отношение школьников к прозвищам.

1.4. Этапы исследования

Декабрь – изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала.

Январь – проведение анкетирования, обработка результатов.

Февраль – написание научно-исследовательской работы.


Методы исследования:

- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);

- анкетирование;

-анализ;


- сравнение;

- статистические исследования (подсчет, вычисления).


2. Теоретические сведения

2.1. Из истории собственного имени

Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.

Когда родители выбирают имя ребенку, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым.

Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определенный период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, дается прозвище. Почему это происходит?


2.2. Отличие имени от прозвищ

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»:

«- Меня зовут Алиса, и я…

- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?

- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.

- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой».



Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.

2.3. Особенности прозвищ как языкового явления

Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.

Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». («Мертвые души», т.1, гл.5)

Первые в жизни прозвища дети получают от родителей и близких людей. Каждый маленький ребенок наделяется разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем (карапуз, егоза, слюнявчик).

Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования учёных показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности. Но есть и другие номинации: по физическим, интеллектуальным качествам, по событиям или случаю из жизни.


Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Функции, которые они выполняют при этом:

- выдвижение лидеров микросообщества,

- выделение из группы отвергнутых людей,

- различение детей с одинаковыми именами,

- подчеркивание преемственности по родовой линии,

- поддразнивание и унижение,

- проявление симпатии.


3. Практические исследования


  1. Опрос 6-8 классов. Всего опрошено 70 человек.

имеют прозвище 54% ; не имеют прозвища 46%




  1. Появление прозвища.

Прозвище, данное в школе - 31 человек ( 44%) Прозвище, данное вне школы – 7 человек (10%)

3) Как относитесь к прозвищу.

Обижаются – 7 человек - 18% Привыкли, не обращают внимания – 13 человек - 34%

Гордятся - 6 человек – 16%

С юмором – 12 человек – 31%



  1. Предпочитают, чтобы называли

По имени – 49 человек (70%)

По прозвищу – 6 человек (9%)

Всё равно – 15 человек (21%)

3.1. Проведение анкетирования с целью выяснения наличия прозвищ у школьников 6-8 классов



3.2. На чём основывается прозвище.
На внешности – 11 человек

Черты характера – 5 человек

Переименование Ф.И.О. человека – 18 человека

Особенности поведения – 4 человека


Выводы

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например, поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те примерно 48% процентов, кому отказано в прозвище, не признаны вовсе

Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу класса или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связано с принадлежностью к определенной группе.

Кто придумывает прозвища? Ограниченные данные, которыми располагают лингвисты, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей. Проанализировав, выяснив, помочь не реагировать.



Приложение №1

Анкета
1. Фамилия. Имя. Отчество.

2. Класс.

3. Есть ли у вас прозвище?

4. Назовите своё прозвище?

5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)

6. Кто дал вам прозвище?

7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)

8. Менялось ли у вас прозвище?

9. Считаете ли вы его обидным?

11. Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?

12. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?

13. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)

14. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?

15. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?


Приложение №2


Картотека школьных прозвищ




Ф.И.О.

прозвище

класс

1.

Бобков Родион Николаевич

Косой

6

2.

Гусейнова Эльвира Сулейман кызы

Гусь

6

3.

Данилейко Александр Сергеевич

-

6

4.

Жакун Иван Николаевич

Майонез

6

5.

Замякин Алексей Павлович

Лысый

6

6.

Замякин Сергей Павлович

Березуцкий

6

7.

Коломиец Мария Алексеевна

Петросян

6

8.

Локтионова Екатерина Сергеевна

Кусок

6

9.

Мельников Иван Сергеевич

Мел

6

10.

Мостовая Екатерина Сергеевна

Мост

6

11.

Попов Фёдор Валерьевич

-

6

12.

Рафикова Альмира Исхаковна

-

6

13.

Рзаева Севда Шахлар кызы

-

6

14.

Садчикова Юлия Дмитриевна

Зайчикова

6

15.

Самоделкина Анастасия Владиславовна

-

6

16.

Сорока Игорь Сергеевич

Пучик

6

17.

Сухорукова Варвара Владимировна

Рыжик

6

18.

Чеботарёв Дмитрий Владимирович

Чип

6

19.

Черныш Александр Александрович

Чих-пых

6

20.

Шалашов Александр Дмитриевич

Шалаш

6

21.

Щуров Сергей Алексеевич

Щука

6

22.

Алексанян Геворг Эрикович

Гиви

7

23.

Бикташева Ирина Эдуардовна

-

7

24.

Брик Роман Николаевич

-

7

25.

Горюнов Евгений Александрович

Хомяк

7

26.

Давыденко Виктория Вячеславовна

-

7

27.

Исхаков Артём Леонидович

-

7

28.

Кулаженкова Татьяна Андреевна

-

7

29.

Кривошеев Никита Евгеньевна

-

7

30.

Крохмалюк Анастасия

-

7

31.

Ксюф Алина Валерьевна

-

7

32.

Маркелова Дарья Андреевна

-

7

33.

Моисеев Иван Владимирович

Вано

7

34.

Моисеев Иван Викторович

Фёдор

7

35.

Чекушкин Андрей Сергеевич

-

7

36.

Шерстобитов Илья Васильевич

-

7

37.

Шкодина Алёна Андреевна

Алёнчо

7

38.

Юсупова Сария Михайловна

-

7

39.

Абдулов Иван Николаевич

-



40.

Абдулова Мария

-



41.

Абраамян Зарине Витоковна

Заринушка



42.

Гритчина Серафима

Мышка



43.

Дворянцева Анита

-



44.

Замятина Анна

-



45.

Курышёв Сергей

-



46.

Мишанин Дмитрий

Мешок



47

Орёл Никита

Несквик



48.

Саргсян Суссана

Сюзик



49.

Спиренков Владислав

Чижик



50.

Федотов Артём Сергеевич

Пробитый



51.

Халитова Диана

Халик



52.

Храмцов Илья Алексеевич

Храм



53.

Шибанова Татьяна






54.

Алябьева Алина Алексеевна

Лисичка



55

Бернацкая Елена Алексеевна

Васька



56

Гриднев Александр Александрович

-



57

Гумарова Элина Сергеевна

Бабэль



58

Домничев Артём Владимирович

Чёрный



59

Захарова Валерия Александровна

Каракуля, Валерич, Захарик



60

Змеевская Лилия Александровна

Лёлик




61

Коробкова Алёна Дмитриевна

Коробок



62

Коробкова Валерия Дмитриевна

Лави



63

Коростень Яков Сергеевна

Яшма, шахматист, длинный



64

Кузнецов Иван Вячеславович

-



65

Молчанов Владимир

-



66

Решетникова Анастасия Александровна

-



67

Сенькина Виктория Викторовна

Сеня



68

Соколова Елена Юрьевна

Сокол



69

Старчикова Наталья Александровна

Асакура



70

Шестёркин Олег

-


Приложение № 3




Фамилия, Имя

Прозвище


Когда появилось

Кто дал прозвище

Тип номинации

Личное

Отношение



Бобков Родион

Косой

В школе

Одноклассники

По внешности

Обижаюсь

Гусейнова Эльвира

Гусь

В школе

Одноклассники

По фамилии

Обижаюсь

Замякин Алексей

Лысый

В школе

Друзья

По внешности

Привык

Замякин Сергей

Березуцкий

Вне школы

Друзья

По занятию

Горжусь

Коломиец Мария

Петросян

В школе

Одноклассники

По занятию

Привыкла

Локтионова Екатерина

Кусок

В школе

Одноклассники

Не поддаётся анализу

Обижаюсь

Мельников Иван

Мел

В школе

Друзья

По фамилии

Привык

Мостовая Екатерина

Мост

В школе

Одноклассники

По фамилии

Обижаюсь

Садчикова Юлия

Зайчикова

В школе

Одноклассники

По фамилии

С юмором

Сухорукова Варвара

Рыжик

В школе

Друзья

По внешности

С юмором

Сорока Игорь

Пучик

В школе

Одноклассник

По внешности

Обижаюсь

Чеботарёв Дмитрий

Чип

В школе

Одноклассники

По фамилии

Привык

Черныш Александр

Чих-пых

В школе

Одноклассник

По качеству

Обижаюсь

Шалашов Александр

Шалаш

В школе

Друзья

По фамилии

Привык

Щуров Сергей

Щука

В школе

Одноклассники

По фамилии

Привык

Алексанян Геворг

Гиви

В школе

Одноклассник

По имени

С юмором

Горюнов Евгений

Хомяк

В школе

Одноклассники

По внешности

С юмором

Моисеев Иван

Вано

До школы

Друзья

По имени

С юмором

Фёдоров Александр

Фёдор

В школе

Друзья

По фамилии

Привык

Шкодина Алёна

Алёнчо

В школе

Одноклассник

По имени

С юмором

Абраамян Зарине

Заринушка

В школе

Одноклассник

По внешности

Привыкла

Пудеев Иван

Рики-Мартин

В школе

Одноклассники

По внешности

Обижаюсь

Храмцов Илья

Храм

В школе

Одноклассник

По фамилии

Привык

Федоров Артём

Пробитый

В школе

Друзья

По внешности

Привык

Саргсян Суссана

Сюзик

В школе

Одноклассники

По имени

Привыкла

Спиренков Влад

Чижик

В школе

Друзья

По качеству

С юмором

Орёл Никита

Несквик

В школе

Друзья

По имени

Горжусь

Старчикова Наталья

Асакура

В школе

Подруга

По внешности

С юмором

Сенькина Виктория

Сеня

В школе

Одноклассники

По фамилии

Горжусь

Соколова Елена

Сокол

В школе

Одноклассники

По фамилии

Привыкла

Коробкова Валерия

Лави

Вне школы

Сама

По имени

Горжусь

Змеевская Лилия

Лёлик

Вне школы

Отец

По имени

С юмором

Захарова Валекия

Валерич

Захарик


В школе

Одноклассники

По имени

По фамилии



С гордостью

Коростень Яков

Яшма

Шахматист

Длинный


В школе

Одноклассники

По имени

По занятию


По внешности

Привык

Гумарова Элина

Бабэль

Вне школы

Друзья

Не поддаётся анализу

С юмором

Бернацкая Елена

Васька

Вне школы

Друзья

Не поддаётся анализу

С юмором

Алябьева Алина

Лисичка

В школе

Одноклассники

По внешности

Горжусь

Домничев Артём

Чёрный

До школы

Друзья

По внешности

С юмором


Список используемой литературы
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.

2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.

3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.

4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.

5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.

6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.



7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.



Научно-исследовательская работа по русскому языку Бадалян Гоар моу-сош №1, 7 класс. Г. Маркса, Саратовской области

Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалта- болтай. Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочеш

188.33kb.

08 10 2014
1 стр.


Моу сош с. Карасу

Лабораторная работа: Наблюдение сплошного и линейчатого спектров излучения Физика 11 класс моу сош с. Карасу

70.29kb.

08 10 2014
1 стр.


Научно-исследовательская работа ученицы 8 а класса моу сош №7 Воронежского сельского поселения Усть Лабинского района Глущенко Кристины

Тотемизм как элемент современной массовой культуры. Кубанский тотем как объект возможного брендирования

185.49kb.

14 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13

Изучение микроклимата помещений моу сош №1 с. Измалково в связи с жизнедеятельностью растений, используемых в интерьерном озеленении и требованиями фитодизайна

290.62kb.

08 10 2014
1 стр.


Вклад пугачевцев в Победу в ВОВ

Выполнили учащиеся 10 класса моу «сош с. Селезниха Пугачевского района Саратовской области»

117.37kb.

05 09 2014
1 стр.


«Классификация моделей»

Подготовлен учителем информатики и икт моу «сош с. Берёзовка» Энгельсского района Саратовской области Кабышевой Оксаной Александровной

77.7kb.

13 10 2014
1 стр.


Контрольная работа №2 Русский язык, 10 класс Вариант №1 Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 60 минут. Работа состоит из 2 частей

107.08kb.

09 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа Чутей ял нчи утар=ёсем Титова Светлана, Юркин Иван, моу «Чутеевская сош», 4 класс

Хё=ан туса хунё-ши =ак утара;Кам п ррем ш утар=ё пулнё; Пир н : =амрёк ёрёвён: хамёр ял историне п лмелле* хамёр п лнине ачасем: мёнуксем патне =итермелле?

123.77kb.

14 12 2014
1 стр.