Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
VIII региональная научно-исследовательская
конференция обучающихся

Отражение в творчестве
Ф. М. Достоевского взгляда писателя
на проблему самоубийства в России

Научно-исследовательская работа


Секция литературы

Подготовила


Ширяева Марина Олеговна,
МБОУ «СОШ № 64»
г. Новокузнецка,
9в класс

Руководитель:


учитель литературы
МБОУ «СОШ № 64»
г. Новокузнецка
Кардаш Ирина Юрьевна

Оглавление


Введение 4

Отражение в творчестве Ф. М. Достоевского


взгляда писателя на проблему
самоубийства в России 6

Факты биографии, повлиявшие на отношение


Ф. М. Достоевского к проблеме самоубийства 6

Влияние городской среды намотивы поведения


героев Ф. М. Достоевского 7

Символизм 7

Нигилизм как причина самоубийства 8

Отношение Ф.М. Достоевского к проблеме самоубийства 8

Неоднозначность отношения Ф. М. Достоевского к самоубийцам 9

Классификация самоубийств по Ф. М. Достоевскому 10

Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» 10

Анализ статей «Дневника писателя»,


затрагивающих тему суицида 12

Заключение 17

Список литературы и интернет-источников 18


Истребление себя есть вещь серьезная…


а эпидемическое истребление себя,
возрастающее в интеллигентных классах,
есть слишком серьезная вещь,
стоящая неустанного наблюдения и изучения.


Ф.М. Достоевский

Введение


Проблема исследования

Изучение отношения Ф. М. Достоевского к вопросу самоубийства в общественной жизни России XIX в.



Темаисследования

Отражение в творчестве Ф. М. Достоевского взгляда писателя на проблему самоубийства в России XIX в.



Актуальность

Тема самоубийства была актуальна в XIX веке и, к сожалению, до сих пор остается таковой. По статистике, Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийц. Познакомившись с творчеством Ф.М. Достоевского, я обратила внимание, что писатель подробно исследует причины возникновения в обществе данных явлений. Обзор литературы показал, что тема изучена частично, поэтому я решила, что исследование отражения в творчестве Ф. М. Достоевского взгляда писателя на проблему самоубийства в России XIX в. будет способствовать пониманию и решению ее в современной жизни.



Цель исследования

Выявление точки зрения Ф. М. Достоевского на причины самоубийства и его отношения к данной проблеме.



Задачи исследования:

  • познакомиться с литературой на данную тему;

  • прочитать произведения Ф. М. Достоевского;

  • проанализировать произведения Ф. М. Достоевского;

  • выявить отношение Ф. М. Достоевского к самоубийству и самоубийцам, отраженное в художественной и публицистической литературе;

  • вделать вывод о точке зрения Ф. М. Достоевского на проблему самоубийства в России.

Объект исследования

РоманФ. М. Достоевского «Преступление и наказание»,«Дневник писателя».



Предмет исследования

Выражение взгляда писателя на проблему самоубийства в России через его произведения.



Гипотеза

Судя по произведениям Ф. М. Достоевского, его взгляд на данную проблему неоднозначен и обусловлен религиозными убеждениями и биографическими фактами.


Отражение в творчестве Ф. М. Достоевского
взгляда писателя на проблему
самоубийства в России

Факты биографии, повлиявшие на отношение
Ф. М. Достоевского к проблеме самоубийства


В 1847 г. Ф. М. Достоевский вошел в тайные социалистические кружки М. Петрашевского и Н. Спешнева, готовившие революцию. 23 апреля 1849 г. его и товарищей арестовали и отправили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Ф. М. Достоевский был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев и был приговорен к смертной казни.

Казнь уже началась, но вдруг ее прервали и объявили резолюцию императора Николая I: заменить ему смертную казнь 4-летней каторгой, а потом отправить рядовым в сибирские батальоны. За считанные минуты перед расстрелом молодой Достоевский пережил столько, что стал другим человеком. Это сильнейшее душевное потрясение усилило уже начинавшуюся у него эпилепсию.

Первый брак Ф. М. Достоевского не был счастливым.Жена - Мария Дмитриевна Исаева – умерла от чахотки.От второй жены (стенографистки А. Сниткиной) у Федора Михайловича родилось четверо детей. Дочь Софья, умершая через несколько месяцев после рождения, дочь Любовь, сын Фёдор и сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.

Ф. М. Достоевский переживает много смертей близких ему людей – матери, жены, дочери, сына, брата Михаила, а также много других людей, не являющихся ему родственниками, но бывших ему дорогими.

В конце 1875 года Достоевский публикует моножурнал «Дневник писателя», гдебольшое место заняли и статьи о самоубийствах, вдруг ставших такими частыми в XIX веке.

Влияние городской среды намотивы поведения
героев Ф. М. Достоевского


Неестественной, а потому нездоровой и губительной для души, по мнению писателя, является городская среда.

Например, Петербург в романе «Преступление и наказание», окрашенный в желтые и серые тона, которые у Достоевского ассоциируются с болезнью или безумием, будто провоцирует Раскольникова и на создание идеи, и на преступление. Автор настойчиво и подробно описывает грязные улицы, пыльный городской камень. Это неживая материя, которая стремится поработить и человека.


Символизм


Романы Ф. М. Достоевского пронизаны символами. Символы подводят нас к пониманию действий героев, мотивов, лежащих в основе этих действий. Символы обеспечивают понимание ключевых моментов разворачивающихся событий.

Цвет


Наиболее нездоровым, губительным для души, разрушающим у Достоевского является желтый цвет. Он ассоциируется с сумасшествием, болезнью. Например, Свидригайлов, будучи на грани безумия, оказывается в комнате с желтыми обоями. Символичным является и белый цвет. Он ассоциируется у Ф. М. Достоевского с чистотой, началом новой жизни. Например, Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами».

Камень


Камень символизирует несокрушимость и тяжесть.Камень—синоним могилы.

Камни всегда появляются в финалах романовФ. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» Раскольников указывает на тайну камня, под которым спрятаны деньги. В «Идиоте» тело Настасьи Филипповныпревращается в «мрамор». В «Братьях Карамазовых» в финале романа звучит речь Алеши у большого камня.Повсюду камень обозначает могилу, могильную плиту, конец пути.


Нигилизм как причина самоубийства


Кризис социальный и политический, переживаемый Россией в 60-е годы XIX века, отразился в своеобразной философии нового поколения, которую принято называть нигилистической. Она не являлась учением в строгом смысле - это был, скорее, свод правил, носящих чисто эмоциональный характер. Он основывался на убеждении, что все, чем жило человечество до последнего времени, устарело, пришло в упадок.

Общая нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий социальный взрыв - все это сказывалось прежде всего на молодых умах, которые формировались в этой атмосфере. В конце концов его развитие привело к тому, что нигилистическая молодежь стала отрицать и саму жизнь, приводя в аргумент то, что им «не хочется жить в отвратительном обличьи человека» или тем, что жизнь – вещь слишком обыденная и скучная для романтической души. Все объяснения нигилистов собственного самоубийства сводятся к отрицанию старых порядков жизни.


Отношение Ф.М. Достоевского к проблеме самоубийства


Достоевский первым из русских мыслителей стал рассматривать самоубийство как одну из главных нравственных проблем человечества.

Отношение Достоевского к самоубийству и самоубийцам– прежде всего отношение верующего человека к грешникам. Но в то же время Достоевский выступает и в роли философа-исследователя.

Многие люди, собиравшиеся покончить с собой или просто интересовавшиеся темой самоубийства, писали Достоевскому, спрашивали его совета и мнения. Писатель неоднократно высказывался по этому вопросу напрямую, не прибегая к художественному вымыслу.

Интерес Достоевского к случаям самоубийства, к предсмертным запискам суицидентов и общественной реакции на них хорошо известен. Людмила ХристофоровнаСимонова-Хохрякова говорила: «Федор Михайлович был единственный человек, обративший внимание на факты самоубийства; он сгруппировал их и подвел итог, по обыкновению глубоко и серьезно взглянув на предмет, о котором говорил. Перед тем, как сказать об этом в «Дневнике…», он следил долго за газетными известиями о подобных фактах, – а их, как нарочно, в 1876 г. явилось много, – и при каждом новом факте говаривал: «Опять новая жертва, и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они (т.е. медики) не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, а в наше время и с прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а не сумасшествие».


Неоднозначность отношения Ф. М. Достоевского к самоубийцам


В «Дневнике…», кроме публицистических, есть художественные тексты (например, рассказ «Кроткая»), подтверждающие неоднозначность отношения Ф. М. Достоевского к самоубийцам.

Во-первых, по Достоевскому, самоубийства бывают простительными и непростительными.

Во-вторых, попытка самоубийства, а то и само самоубийство может быть путем к спасению.

В-третьих, даже «непростительные» самоубийцы заслуживают молитвы, а стало быть, для их душ остается надежда.

Классификация самоубийств по Ф. М. Достоевскому


Многочисленные случаи самоубийства, встречающиеся в произведениях Достоевского, делятся на три категории, к каждой из которых писатель относится по-разному. Некоторые критики называют их условно «кротким самоубийством», «катарсическим самоубийством» и «логическим самоубийством».

«Кроткие самоубийцы» не вызывают у Достоевского осуждения. Писатель сочувствует им как жертвам мучения и всячески подчеркивает, что эти несчастные ни в чем не виноваты. Самоубийства «смиренных», по Достоевскому, – это не бунт против Бога.

Катарсическое самоубийство, по Достоевскому, - шаг греховного человека к спасению, к очищению. Достоевский твердо верит, что смерти нет и что жизнь вечная, поэтому для него гибель, даже от собственной руки, не точка в развитии души. С христианской же точки зрения, самоубийство не может быть путем к просветлению.

Логические самоубийства объясняются нигилистической философией, основанной на неприятии тоскливого бессмысленного существования и самой жизни вообще, и обусловлены объективными социальными противоречиями 60-х гг.


Свидригайлов в романе «Преступление и наказание»


Свидригайлов представляет собой катарсического самоубийцу. Его самоубийство является очищением от грехов - убийства жены, доведения до самоубийства слуги, растления ребенка и возможных других неизвестных его преступлений.

Свидригайлов ни во что не верит. Жизнь не представляет для него ни интереса, ни смысла - в ней для него не осталось тайны.

Свидригайлов страшен сам себе. Все, что он сделал, было для него просто. Он не чувствует никаких моральных преград. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений — смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но — Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечениек сестре Раскольникова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.

Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.

«Герой у Достоевского, — пишет Бахтин, — это особая точка зрения на мир и на себя самого». Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.

Возможно, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.

В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелания продолжать такое существование и неспособности к раскаянию — стало самоубийство.

По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.

Свидригайлов сам уходит из жизни, устав от нее, от сотворения большого и малого зла, от бесцельности своих преступлений. Таким образом через самоубийство происходит очищение души.

Анализ статей «Дневника писателя»,
затрагивающих тему суицида


В мае 1876 г. в журнале «Современник» появляется статья Ф. М. Достоевского «Одна несоответственная идея», где затронута острая общественная проблема – эпидемия добровольных смертей, охватившая русское общество, прежде всего, молодежь. В октябре того же года в статье «Два самоубийства» писатель сравнивает два поразивших его трагических случая. Первым было самоубийство Лизы Герцен, семнадцатилетней дочери одного известного русского эмигранта, оставившей циничное, по мнению Ф. М. Достоевского, предсмертное письмо:«Предпринимаю длинное путешествие. Если самоубийство не удастся, то пусть соберутся все отпраздновать мое Воскресение из мертвых с бокалами Клико. А если удастся, то я прошу только, чтобы схоронили меня, вполне убедясь, что я мертвая, потому что совсем неприятно проснуться в гробу под землей. Очень даже не шикарно выйдет!».

Этой смерти, внушившей писателю такое отвращение, противопоставлялось «кроткое» самоубийство молодой петербургской швеи Марьи Борисовой, которая выбросилась из окна с образом Богоматери в руках. Эта деталь поразила Достоевского более всего:«...Этот образ в руках - странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто - стало нельзя жить, «бог не захотел» и - умерла, помолившись.… Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль. Вот эта-то смерть и напомнила мне о сообщенном мне еще летом самоубийстве дочери эмигранта. Но какие, однако же, два разные создания, точно обе с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?».

Самоубийству посвящена и почти вся декабрьская часть «Дневника…», в которой содержится окончательное суждение публициста Достоевского по поводу суицида:«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают… В результате ясно, что самоубийство, при потере идеи о бессмертии, становится совершенною и неизбежною даже необходимостью для всякого человечка, чуть-чуть повыше поднявшегося в своем развитии над скотами. Напротив, бессмертие, обещая вечную жизнь, тем крепче связывает человека с землей. Тут, казалось бы, даже противоречие: если жизни так много, то есть кроме земной и бессмертная, то для чего бы так дорожить земною-то жизнью? А выходит именно напротив, ибо только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Без убеждения же в своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше, гнилее, а потеря высшего смысла жизни (ощущаемая хотя бы лишь в виде самой бессознательной тоски) несомненно ведет за собою самоубийство. Отсюда обратно и нравоучение моей октябрьской статьи: «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует несомненно». Словом, идея о бессмертии – это сама жизнь, живаяжизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества».

Позднее гнев к «нигилистическим» или «логическим» самоубийцам сменяется у Ф. М. Достоевского на жалость. Лизу Герцен, которую Достоевский вначале осуждал, впоследствии оправдывает «извращенной теорией воспитания вродительском доме»: «…Шансу очнуться опять она не могла очень верить, да и не представлял он ей ничего отрадного, потому что очнуться опять значило для нее, конечно, очнуться для нового самоубийства… Нужно же ей было написать это для того, чтоб оскорбить этой грязью всё, что она оставляла на земле, проклясть землю и земную жизнь свою, плюнуть на нее и заявить этот плевок к сведению тех близких ей, которых она покидала. Из-за чего же такая злоба в этой семнадцатилетней девочке? И на кого злоба? Ее никто не обижал, она ни в чем не нуждалась, она умерла, по-видимому, тоже совсем без причины… К такому состоянию духа надо относиться человеколюбивее. Страдание тут очевидное, и умерла она непременно от духовной тоски и много мучившись. Чем она успела так измучиться в 17 лет? Но в этом-то и страшный вопрос века. Я выразил предположение, что умерла она от тоски…и бесцельности жизни - лишь вследствие своего извращенного теорией воспитания в родительском доме… В фактах этих, может быть, мы и сами все виноваты, и никакой чугун не спасет нас потом от бедственных последствий нашего спокойствия и высокомерия, когда восполнятся сроки и придет время этих последствий.».

Еще одна статья «Дневника…», описывающая реальное самоубийство, называлась «Одна несоответственная идея». Покончила с собой некая акушерка по фамилии Писарева, в возрастедвадцати пяти лет. Она тоже оставила предсмертное письмо: «Не теряйте головы, не ахайте, сделайте над собой усилие и прочтите до конца; а потом рассудите, как лучше сделать. Петрову не пугайте. Может быть, ничего не выйдет, кроме смеха. Мой вид на жительство в чемоданной крышке… Не забудьте велеть стащить с меня новую рубашку и чулки, у меня на столике есть старая рубашка и чулки. Эти пусть наденут на меня… Неужели вы верили, что я домой поеду? Ну, на кой черт я туда поеду?… Теперь, Липарева, простите вы меня, и пусть простит Петрова (у которой на квартире она отравилась), в особенности Петрова. Я делаю свинство, пакость...Не давайте знать Лизаньке, а то она скажет сестре, и та приедет выть сюда. Я не хочу, чтобы надо мной выли, а родственники все без исключения воют над своими родными».

Писарева, которая в записке мотивировала свою смерть «полной потерей высшего идеала существования», по мнению Достоевского,просто устала от жизни. «Я не вою над тобой, бедная, но дай хоть пожалеть о тебе, позволь это; дай пожелать твоей душе Воскресения в такую жизнь, где бы ты уже не соскучилась», - пишет Достоевский.

Вновь обратиться к теме «логического самоубийства» писателя заставила настоящая самоистребительная эпидемия, обрушившаяся на Россию в 70-е годы и до такой степени встревожившая Достоевского, что он делает суицид одной из главных тем своего «Дневника…».

В главе под названием «Приговор» было напечатано письмо, по выражению Ф. М. Достоевского, «одного самоубийцы от скуки, разумеется,матерьялиста». Некоторые литературоведы предполагают, что Достоевский и самоубийцу, и письмо придумал сам, чтобы выразить в нем образ мыслей нигилистов. Само письмо очень длинно и обстоятельно, что само по себе уже несвойственно для предсмертных писем.



"...Я создан с сознанием, и эту природу сознал: какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего?… Природа...говорит мне, что я…в«гармонии целого» участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму ее вовсе, что она такое значит, - но что я все-таки должен подчиниться этому возвещению... Но если выбирать сознательно, то, уж разумеется, я скорее пожелаю быть счастливым лишь в то мгновение, пока я существую, а до целого и его гармонии мне ровно нет никакого дела после того, как я уничтожусь, - останется ли это целое с гармонией на свете после меня или уничтожится сейчас же вместе со мною. И для чего бы я должен был так заботиться о его сохранении после меня - вот вопрос… Так как, наконец, при таком порядке, я принимаю на себя в одно и то же время роль истца и ответчика, подсудимого и судьи и нахожу эту комедию, со стороны природы, совершенно глупою, а переносить эту комедию, с моей стороны, считаю даже унизительным - то, в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого, я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдание, - вместе со мною к уничтожению... А так как природу я истребить не могу, то и истребляю себя одного, единственно от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого».

Заключение


На основании исследования я сделала следующие выводы:

  • моя гипотеза подвердилась лишь отчасти – отношение Достоевского к самоубийству неоднозначно, но обусловлено не только религиозными убеждениями и биографическими фактами, но и своеобразной философией писателя;

  • самоубийство в России в XIX в. было актуальной проблемой, требующей подробного анализа и немедленного решения;

  • понимания и сочувствия достоин каждый самоубийца, ибо во всех случаях очевидны объективные мотивы совершения поступка, оправдывающие жертву;

  • суицид исключен для человека, убежденного в высшей идее - бессмертии души, вера в которое дарует осознание цели существования на земле, ибо идея о бессмертии – это и есть сама жизнь, главная истина, открывшаяся человеку.

Список литературы и интернет-источников


  1. Белик А. Художественные образы Ф. М. Достоевского. Эстетические очерки.- М.: Наука, 1974. - 224с.

  2. Белов С. В. «Роман Ф. М Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. Москва «Просвещение» 1985.

  3. Белопольский В. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1987. - 206с.

  4. Белый А. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881- 1931 годов.- М.: Книга,1990, с. 143-164.

  5. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. //Русские эмигранты о Достоевском. //Под ред. С. Н. Холстининой. – СПб: Андреев и сыновья, 1994.

  6. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского.- В кн.: Бердяев О русских классиках.- М.: Высш. шк., 1993,с. 36 - 160.

  7. Гарин И. И. «Многоликий Достоевский» Москва « Терра» 1997.

  8. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского.- М.: Худож. лит., 1971.- 592 с.

  9. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30т., Т. 8, 14, 27.

  10. Достоевский, Ф.Д. Дневники писателя (1988, август).

  11. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского. – М.: Художественная литература, 1986.

  12. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». Москва, «Детская литература», 1979.

  13. Щенников Г.К. «Художественное мышление Достоевского». Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1978.

  14. https://www.fdostoevsky.ru

  15. https://www.gramma.ru

Новокузнецк, 2012

Научно-исследовательская работа Секция литературы

Изучение отношения Ф. М. Достоевского к вопросу самоубийства в общественной жизни России XIX в

151.02kb.

15 10 2014
1 стр.


Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект

Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со

90.75kb.

15 09 2014
1 стр.


Мун Ирина Енсиковна, к м. н., доцент публикации за период с 2006 по 2011 гг. 2007г. Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму»

Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму». Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт. Материалы междунаро

24.66kb.

18 12 2014
1 стр.


Собственные имена и дейктические словесные единицы

Научно-исследовательская и научно-организационная деятельность Уд­муртского института истории, языка и литературы унц уро ран. 1998–2002 гг. Ижевск 2003, p. 41–87

109.54kb.

15 10 2014
1 стр.


Секция «Краеведение» Памятники Сосновского района Челябинской области Исследовательская творческая работа

Произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях

262.62kb.

25 12 2014
1 стр.


Исследовательская работа Учителя русского языка и литературы А. М. Аксеновой раменское 2010
151.04kb.

27 09 2014
1 стр.


Научно-исследовательская работа «Экспрессионизм в прозе Л. Андреева»
596.19kb.

18 12 2014
3 стр.


Научно-исследовательская работа на VII школьную конференцию молодых исследователей
341.92kb.

14 10 2014
1 стр.