Перейти на главную страницу
Научно-исследовательская работа
Подготовила
Руководитель:
Отражение в творчестве Ф. М. Достоевского
Факты биографии, повлиявшие на отношение
Влияние городской среды намотивы поведения
Символизм 7
Нигилизм как причина самоубийства 8
Отношение Ф.М. Достоевского к проблеме самоубийства 8
Неоднозначность отношения Ф. М. Достоевского к самоубийцам 9
Классификация самоубийств по Ф. М. Достоевскому 10
Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» 10
Анализ статей «Дневника писателя»,
Заключение 17
Список литературы и интернет-источников 18
Истребление себя есть вещь серьезная…
Изучение отношения Ф. М. Достоевского к вопросу самоубийства в общественной жизни России XIX в.
Отражение в творчестве Ф. М. Достоевского взгляда писателя на проблему самоубийства в России XIX в.
Тема самоубийства была актуальна в XIX веке и, к сожалению, до сих пор остается таковой. По статистике, Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийц. Познакомившись с творчеством Ф.М. Достоевского, я обратила внимание, что писатель подробно исследует причины возникновения в обществе данных явлений. Обзор литературы показал, что тема изучена частично, поэтому я решила, что исследование отражения в творчестве Ф. М. Достоевского взгляда писателя на проблему самоубийства в России XIX в. будет способствовать пониманию и решению ее в современной жизни.
Выявление точки зрения Ф. М. Достоевского на причины самоубийства и его отношения к данной проблеме.
РоманФ. М. Достоевского «Преступление и наказание»,«Дневник писателя».
Выражение взгляда писателя на проблему самоубийства в России через его произведения.
Судя по произведениям Ф. М. Достоевского, его взгляд на данную проблему неоднозначен и обусловлен религиозными убеждениями и биографическими фактами.
Казнь уже началась, но вдруг ее прервали и объявили резолюцию императора Николая I: заменить ему смертную казнь 4-летней каторгой, а потом отправить рядовым в сибирские батальоны. За считанные минуты перед расстрелом молодой Достоевский пережил столько, что стал другим человеком. Это сильнейшее душевное потрясение усилило уже начинавшуюся у него эпилепсию.
Первый брак Ф. М. Достоевского не был счастливым.Жена - Мария Дмитриевна Исаева – умерла от чахотки.От второй жены (стенографистки А. Сниткиной) у Федора Михайловича родилось четверо детей. Дочь Софья, умершая через несколько месяцев после рождения, дочь Любовь, сын Фёдор и сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.
Ф. М. Достоевский переживает много смертей близких ему людей – матери, жены, дочери, сына, брата Михаила, а также много других людей, не являющихся ему родственниками, но бывших ему дорогими.
В конце 1875 года Достоевский публикует моножурнал «Дневник писателя», гдебольшое место заняли и статьи о самоубийствах, вдруг ставших такими частыми в XIX веке.
Например, Петербург в романе «Преступление и наказание», окрашенный в желтые и серые тона, которые у Достоевского ассоциируются с болезнью или безумием, будто провоцирует Раскольникова и на создание идеи, и на преступление. Автор настойчиво и подробно описывает грязные улицы, пыльный городской камень. Это неживая материя, которая стремится поработить и человека.
Камни всегда появляются в финалах романовФ. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» Раскольников указывает на тайну камня, под которым спрятаны деньги. В «Идиоте» тело Настасьи Филипповныпревращается в «мрамор». В «Братьях Карамазовых» в финале романа звучит речь Алеши у большого камня.Повсюду камень обозначает могилу, могильную плиту, конец пути.
Общая нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий социальный взрыв - все это сказывалось прежде всего на молодых умах, которые формировались в этой атмосфере. В конце концов его развитие привело к тому, что нигилистическая молодежь стала отрицать и саму жизнь, приводя в аргумент то, что им «не хочется жить в отвратительном обличьи человека» или тем, что жизнь – вещь слишком обыденная и скучная для романтической души. Все объяснения нигилистов собственного самоубийства сводятся к отрицанию старых порядков жизни.
Отношение Достоевского к самоубийству и самоубийцам– прежде всего отношение верующего человека к грешникам. Но в то же время Достоевский выступает и в роли философа-исследователя.
Многие люди, собиравшиеся покончить с собой или просто интересовавшиеся темой самоубийства, писали Достоевскому, спрашивали его совета и мнения. Писатель неоднократно высказывался по этому вопросу напрямую, не прибегая к художественному вымыслу.
Интерес Достоевского к случаям самоубийства, к предсмертным запискам суицидентов и общественной реакции на них хорошо известен. Людмила ХристофоровнаСимонова-Хохрякова говорила: «Федор Михайлович был единственный человек, обративший внимание на факты самоубийства; он сгруппировал их и подвел итог, по обыкновению глубоко и серьезно взглянув на предмет, о котором говорил. Перед тем, как сказать об этом в «Дневнике…», он следил долго за газетными известиями о подобных фактах, – а их, как нарочно, в 1876 г. явилось много, – и при каждом новом факте говаривал: «Опять новая жертва, и опять судебная медицина решила, что это сумасшедший! Никак ведь они (т.е. медики) не могут догадаться, что человек способен решиться на самоубийство и в здравом рассудке от каких-нибудь неудач, просто с отчаяния, а в наше время и с прямолинейности взгляда на жизнь. Тут реализм причиной, а не сумасшествие».
«Кроткие самоубийцы» не вызывают у Достоевского осуждения. Писатель сочувствует им как жертвам мучения и всячески подчеркивает, что эти несчастные ни в чем не виноваты. Самоубийства «смиренных», по Достоевскому, – это не бунт против Бога.
Катарсическое самоубийство, по Достоевскому, - шаг греховного человека к спасению, к очищению. Достоевский твердо верит, что смерти нет и что жизнь вечная, поэтому для него гибель, даже от собственной руки, не точка в развитии души. С христианской же точки зрения, самоубийство не может быть путем к просветлению.
Логические самоубийства объясняются нигилистической философией, основанной на неприятии тоскливого бессмысленного существования и самой жизни вообще, и обусловлены объективными социальными противоречиями 60-х гг.
Свидригайлов ни во что не верит. Жизнь не представляет для него ни интереса, ни смысла - в ней для него не осталось тайны.
Свидригайлов страшен сам себе. Все, что он сделал, было для него просто. Он не чувствует никаких моральных преград. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений — смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но — Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.
Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечениек сестре Раскольникова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.
Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.
«Герой у Достоевского, — пишет Бахтин, — это особая точка зрения на мир и на себя самого». Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.
Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.
Возможно, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.
В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелания продолжать такое существование и неспособности к раскаянию — стало самоубийство.
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.
Свидригайлов сам уходит из жизни, устав от нее, от сотворения большого и малого зла, от бесцельности своих преступлений. Таким образом через самоубийство происходит очищение души.
Этой смерти, внушившей писателю такое отвращение, противопоставлялось «кроткое» самоубийство молодой петербургской швеи Марьи Борисовой, которая выбросилась из окна с образом Богоматери в руках. Эта деталь поразила Достоевского более всего:«...Этот образ в руках - странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто - стало нельзя жить, «бог не захотел» и - умерла, помолившись.… Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль. Вот эта-то смерть и напомнила мне о сообщенном мне еще летом самоубийстве дочери эмигранта. Но какие, однако же, два разные создания, точно обе с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?».
Самоубийству посвящена и почти вся декабрьская часть «Дневника…», в которой содержится окончательное суждение публициста Достоевского по поводу суицида:«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают… В результате ясно, что самоубийство, при потере идеи о бессмертии, становится совершенною и неизбежною даже необходимостью для всякого человечка, чуть-чуть повыше поднявшегося в своем развитии над скотами. Напротив, бессмертие, обещая вечную жизнь, тем крепче связывает человека с землей. Тут, казалось бы, даже противоречие: если жизни так много, то есть кроме земной и бессмертная, то для чего бы так дорожить земною-то жизнью? А выходит именно напротив, ибо только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Без убеждения же в своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше, гнилее, а потеря высшего смысла жизни (ощущаемая хотя бы лишь в виде самой бессознательной тоски) несомненно ведет за собою самоубийство. Отсюда обратно и нравоучение моей октябрьской статьи: «Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует несомненно». Словом, идея о бессмертии – это сама жизнь, живаяжизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества».
Позднее гнев к «нигилистическим» или «логическим» самоубийцам сменяется у Ф. М. Достоевского на жалость. Лизу Герцен, которую Достоевский вначале осуждал, впоследствии оправдывает «извращенной теорией воспитания вродительском доме»: «…Шансу очнуться опять она не могла очень верить, да и не представлял он ей ничего отрадного, потому что очнуться опять значило для нее, конечно, очнуться для нового самоубийства… Нужно же ей было написать это для того, чтоб оскорбить этой грязью всё, что она оставляла на земле, проклясть землю и земную жизнь свою, плюнуть на нее и заявить этот плевок к сведению тех близких ей, которых она покидала. Из-за чего же такая злоба в этой семнадцатилетней девочке? И на кого злоба? Ее никто не обижал, она ни в чем не нуждалась, она умерла, по-видимому, тоже совсем без причины… К такому состоянию духа надо относиться человеколюбивее. Страдание тут очевидное, и умерла она непременно от духовной тоски и много мучившись. Чем она успела так измучиться в 17 лет? Но в этом-то и страшный вопрос века. Я выразил предположение, что умерла она от тоски…и бесцельности жизни - лишь вследствие своего извращенного теорией воспитания в родительском доме… В фактах этих, может быть, мы и сами все виноваты, и никакой чугун не спасет нас потом от бедственных последствий нашего спокойствия и высокомерия, когда восполнятся сроки и придет время этих последствий.».
Еще одна статья «Дневника…», описывающая реальное самоубийство, называлась «Одна несоответственная идея». Покончила с собой некая акушерка по фамилии Писарева, в возрастедвадцати пяти лет. Она тоже оставила предсмертное письмо: «Не теряйте головы, не ахайте, сделайте над собой усилие и прочтите до конца; а потом рассудите, как лучше сделать. Петрову не пугайте. Может быть, ничего не выйдет, кроме смеха. Мой вид на жительство в чемоданной крышке… Не забудьте велеть стащить с меня новую рубашку и чулки, у меня на столике есть старая рубашка и чулки. Эти пусть наденут на меня… Неужели вы верили, что я домой поеду? Ну, на кой черт я туда поеду?… Теперь, Липарева, простите вы меня, и пусть простит Петрова (у которой на квартире она отравилась), в особенности Петрова. Я делаю свинство, пакость...Не давайте знать Лизаньке, а то она скажет сестре, и та приедет выть сюда. Я не хочу, чтобы надо мной выли, а родственники все без исключения воют над своими родными».
Писарева, которая в записке мотивировала свою смерть «полной потерей высшего идеала существования», по мнению Достоевского,просто устала от жизни. «Я не вою над тобой, бедная, но дай хоть пожалеть о тебе, позволь это; дай пожелать твоей душе Воскресения в такую жизнь, где бы ты уже не соскучилась», - пишет Достоевский.
Вновь обратиться к теме «логического самоубийства» писателя заставила настоящая самоистребительная эпидемия, обрушившаяся на Россию в 70-е годы и до такой степени встревожившая Достоевского, что он делает суицид одной из главных тем своего «Дневника…».
В главе под названием «Приговор» было напечатано письмо, по выражению Ф. М. Достоевского, «одного самоубийцы от скуки, разумеется,матерьялиста». Некоторые литературоведы предполагают, что Достоевский и самоубийцу, и письмо придумал сам, чтобы выразить в нем образ мыслей нигилистов. Само письмо очень длинно и обстоятельно, что само по себе уже несвойственно для предсмертных писем.
Изучение отношения Ф. М. Достоевского к вопросу самоубийства в общественной жизни России XIX в
15 10 2014
1 стр.
Ксхи складывался работоспособный научно-педагогический коллектив, разворачивалась научно-исследовательская работа, краевое управление сельского хозяйства начинало привлекать его со
15 09 2014
1 стр.
Мун И. Е. с соавт. «Научно-исследовательская работа по терапии студентов 3 курса двгму». Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт. Материалы междунаро
18 12 2014
1 стр.
Научно-исследовательская и научно-организационная деятельность Удмуртского института истории, языка и литературы унц уро ран. 1998–2002 гг. Ижевск 2003, p. 41–87
15 10 2014
1 стр.
Произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях
25 12 2014
1 стр.
27 09 2014
1 стр.
18 12 2014
3 стр.
14 10 2014
1 стр.