Перейти на главную страницу
- знать, что такое несклоняемые существительные, их группы.
- осмысление учебного материала, выделение главного;
- решение проблемных задач;
- формирование умения самооценки.
- применение знаний в реальной жизненной ситуации.
- развитие речи и мышления учащихся, развитие навыков самостоятельной работы
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, толерантности.
1. знаю, что такое несклоняемое существительное;
2. умею находить несклоняемые существительные в тексте;
3. умею определять род несклоняемых существительных;
4. умею использовать несклоняемые существительные в своей речи.
Оборудование.
1. Индивидуальные листы с заданиями.
2. Коды ответов к заданиям.
3. Слова для сочинения (на доске).
4. Критерии оценки за урок (на доске).
II. Проверочная работа по теме «Буквы Е, И в окончаниях существительных» в форме цифрового диктанта.
1. Идти по аллее
2. Шагать к станции
3. Жалеть о времени
4. Бежать по дороге
5. Идти по насыпи
6. Отдыхать на взморье
7. От худого семени
8. Отдыхал в санатории
9. Отметить в докладе
Самопроверка по коду:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
е и и е и е и и е
Оценивание:
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3-4 ошибки - «3»
5 и более ошибок- «2»
- Результативность выполнения задания (рефлексия)
III. Работа с новым материалом.
– А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке.
- Какие исключения из этого правила мы знаем?
- Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу.
На доске записаны слова из этой группы:
Метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепиано, пенсне, кофе.
- Значение каких слов вам непонятно?
Работа со словарями (толковыми, этимологическими).
-Попробуйте написать веселый рассказ, используя данные слова.
(Текст взят из универсальной рабочей тетради Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе», 1995)
- Назовите отличительные признаки этих существительных.
(не изменяются по падежам и числам)
V. У всех на партах находятся листы с заданиями.
Задание №1. Вы должны найти в этом тексте все несклоняемые существительные и подчеркнуть их карандашом.
Ваша оценка будет зависеть от количества найденных несклоняемых существительных.
Взаимопроверка по коду.
19-24 слов - «5»
14-18 слов - «4»
10-13 слов - «3»
меньше 10 слов - «2»
Результативность выполнения задания (рефлексия)
VI. Теперь найденные слова постарайтесь сгруппировать. Нам нужно определить, на какие группы делятся несклоняемые существительные. (Работа в группах)
Отчет групп по проделанной работе.
- Работа с учебником (чтение параграфа)
-Что нового вы узнали из параграфа учебника о несклоняемых существительных? На какие группы разделили несклоняемые существительные авторы учебника?
Определить род несклоняемых существительных и дописать окончания прилагательных и глаголов в прошедшем времени.
IX. Домашнее задание.
Фамилия, имя
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Стокгольме, Осло, Хельсинки, США, Копенгагене.
Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. Анна Викторовна взяла почитать в дороге книги Александра Дюма, Виктора Гюго, Вильяма Шекспира. Но ей было не до чтения. На пути из Финляндии в Швецию она вспоминала о своей учебе в МГУ, о московском метро, о веселом конферансье на концерте в Баку.
Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в пальто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе фили осетра с пюре, выпила чашечку кофе.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или на Капри.
Задание №2
Знать виды орфограмм гласных в корне, условия выбора орфограмм;
Уметь распределять слова по видам орфограмм, применять изученные правила, составлять элементарные модели учебной информации,
Применение знаний в реальной жизненной ситуации.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Умение работать в группе, коммуникативные навыки.
Оргмомент. Тема урока, целеполагание.
5 верных ответов – «5»
4 верных ответа – «4»
3 верных ответа – «3»
2 верных ответа – «2»
Взаимопроверка по работе, выполненной одним из учащихся с обратной стороны доски.
Все орфограммы – 5
Пропущено 1-2 – 4
Пропущено 3-4 – 3
Пропущено 5 и более – 2
Оценивается работа всей группы.
Заг_релись на з_ре, ум_лял о пр_щении, попросил препод_вателя, выт_реть листочки р_стения, прор_стающее з_рно, рано пос_девшие ст_рожилы, заг_релый пл_вец, прин_сти изв_нения, пол_скать выст_ранное б_лье, посв_тить стихи р_вес(?)никам, р_сли в ор_нжерее, распол_житься на н_члег, ра(?)ч_таться с д_лжниками, заст_лить с_фу, обм_рять овраг, обм_рать от страха.
Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись.
(Материалы задания взяты из газеты «Русский язык», приложение к газете «Первое сентября»)
- При работе можно пользоваться словарями.
- Взаимопроверка осуществляется по готовым шаблонам.
«несклоняемые» имена, существительные, учить правильно их писать и использовать в речи, повторить пройденный материал об имени существительном
24 09 2014
1 стр.
Проверочная работа по теме «Буквы Е, и в окончаниях существительных» в форме цифрового диктанта
24 09 2014
1 стр.
Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом
16 12 2014
1 стр.
Стоит, однако, отметить, что имена существительные и глаголы ведут себя по-разному
06 10 2014
1 стр.
Стоит, однако, отметить, что имена существительные и глаголы ведут себя по-разному
06 10 2014
1 стр.
Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании
14 12 2014
1 стр.
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть фрукты разного размера и соответственно их назвать
11 10 2014
1 стр.
Данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного
14 12 2014
1 стр.