Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект

урока по русскому языку

4 класс
Тема: «Несклоняемые имена существительные»







Учитель: Грамыко Екатерина Ивановна

ГОУ СОШ №129
Тема: «Несклоняемые имена существительные»

Цели:

  • – познакомить с понятием «несклоняемые» имена, существительные, учить правильно их писать и использовать в речи, повторить пройденный материал об имени существительном;

  • – развивать логическое мышление, речь, память, внимание, орфографическую зоркость;

  • –воспитывать интерес к родному языку, аккуратность письма, учить уважать мнение других.




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия вызова (игра, «тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм»)

- Ребята, я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением.


Чистописание.

- Урок мы начнем с чистописания. Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите на ней элементы для чистописания.



Работа со словами.

- А сейчас сравните эти иллюстрации, найдите 8 отличий, а название соответствующих предметов запишите в тетрадь.


- Проверим. Кто не согласен? Почему?
- Что общего в словах?
- Обозначьте орфограмму.

Актуализация опорных знаний

- Что еще объединяет данные слова?


- Мы уже много знаем об этой части речи. Чтобы вспомнить, сформулируем друг другу вопросы о существительном и ответим на них.
- Определите склонение записанных имен сущ., запишите. Если у кого-то появятся сомнения, поставьте около этого слова вопросительный знак.
-Проверяем.
Постановка учебной проблемы.

- Какой у вас возник вопрос?


- Какие у вас предположения?
- Какую же цель мы поставим себе на этот урок?
- Сегодня на уроке выясним, какие еще бывают имена существительные, в чем их особенность.
2. Стадия осмысления («тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм», работа в парах, «лови ошибку»)

- Как сравнить слово «кенгуру» с сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения?


- Просклоняем и понаблюдаем за тем, как они изменяются. Выберем для этого из записанных слов существительные каждого склонения и возьмем слово «кенгуру».
-Что заметили?
- Замечали ли вы такое при склонении имен сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения?
- Какой сделаем вывод?

- Такие существительные так и называются - «несклоняемые». А изменяются ли они по числам?


-Докажите.

- Много ли таких слов в русском языке?


- Таких слов очень много, попробуйте привести свои примеры.
- Как они могли появиться в русском языке?
- Многие из них заимствованы из других языков.
Физминутка.
-Послушайте стихотворение:
Как-то рано поутру с другом сели мы в метру.
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.
 Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашны и без пальты.
Любит кины детвора, если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу , носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел ,занял там свободный стол
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Интересное кино, жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать: будут польта выдавать.

- Почему вам стало смешно?
-Какие несклоняемые существительные были названы в стихотворении?
- Значение каких слов непонятно?
- Запишем слова в тетрадь.
- Какая часть слова обычно меняется при изменении формы сущ.?
- Как мы видим, несклоняемые существительные не изменяются по падежам и по числам, окончаний у них нет. Все слово является основой и корнем. Разберем слова по составу.

- Составьте предложения, используя данные слова.


- Вспомните скороговорку с одним из этих слов

- Запишем.

- Выполните разбор предложения, составьте схему.

Проверим.


- Возьмите карточки №1. Работая в парах, исправьте ошибки.

- Проверим.

- Возьмите карточки №2 и выпишите в тетрадь только несклоняемые имена сущ.

- Как определили, что эти существительные несклоняемые?


- Используя их, составьте и запишите одно предложение. Проверка.
- Какой частью речи могут быть несклоняемые существительные в предложении?

3. Рефлексия (таксономия вопросов, кластер)

- Достигли мы цели урока?


- Что выяснили?

-Что интересного запомнили о несклоняемых существительных?










не изменяются по падежам







нет окончаний несклон. им. сущ.






всё слово основа

и корень

-Оцените свою работу, используя цвет: желтый - я молодец, зеленый –иногда было трудно, но я справился, красный – было очень трудно.


-Домашняя работа. Составить и записать небольшой текст, используя несклоняемые имена существительные.

Задание на внимательность: дети находят буквы и элементы на иллюстрации и прописывают их в тетради

Запись в тетрадь:

облако, петух, корзина, лестница, яблоко, корова, кенгуру, сирень.

-Слова с непроверяемыми орфограммами.
Один ученик выполняет у доски и объясняет правописание.

-Это имена существительные.


Формулировка вопросов детьми и ответы на них : Что такое имя сущ.? Как изменяются ИС? Как определить род ИС? Какие сущ. относятся к 1-му скл., ко2-му, к 3-му? Что значит «просклонять ИС»? Как определить склонение ИС?

Определение склонений существительных, запись в тетрадь

-Трудности со словом «кенгуру».
Предположения детей.

-Изменить их по падежам, просклонять.


Работа в тетрадях, четыре ученика работают у доски.

-Слово «кенгуру» не менялось.


-Нет.

Формулировка вывода: это слово не относится к сущ. 1-го, 2-го, 3-го склонения, оно не склоняется.


-Нет
Устно пробуем изменить по числам несколько несклоняемых сущ.

Предположения детей.


Приводят примеры.

Предположения детей


Активный отдых


Восприятие на слух

-Метро, домино, кенгуру, пальто, кашне, кино, шоссе, шимпанзе, какаду.

Работа в тетради. Один ученик у доски.

-Окончание

Работа в тетради, объяснения устно по цепочке.

Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Работа в тетради. Один ученик у доски.

Работа в парах. Поиск и исправление ошибок.



У пальта оторвалась пуговица.

Мы спустились в глубокое метре.

Лена играла для нас на пианине.

Миша обжегся горячим какаом
Самостоятельная работа в тетради.

Радио, окно, какао, кофе, ведро, пюре, молоко, такси, яблоко, кафе

Они не изменяются по падежам и по числам.

Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи. Работа в тетради.

- Подлежащее, дополнение, обстоятельство.

Анализ проведенной работы
Кроме сущ. 1-го, 2-го,3-го скл. есть несклоняемые существительные.
По ответам детей на доске составляем кластер:


не изменяются по числам




многие из других языков

Оценка детьми своей работы на уроке.





«Несклоняемые имена существительные»

«несклоняемые» имена, существительные, учить правильно их писать и использовать в речи, повторить пройденный материал об имени существительном

61.86kb.

24 09 2014
1 стр.


Род несклоняемых имён существительных

Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом

15.52kb.

16 12 2014
1 стр.


«Несклоняемые существительные»

Проверочная работа по теме «Буквы Е, и в окончаниях существительных» в форме цифрового диктанта

85.53kb.

24 09 2014
1 стр.


Х. Бринкман Языковой форум

Стоит, однако, отметить, что имена существительные и глаголы ведут себя по-разному

71.86kb.

06 10 2014
1 стр.


Х. Бринкман Языковой форум

Стоит, однако, отметить, что имена существительные и глаголы ведут себя по-разному

64.06kb.

06 10 2014
1 стр.


«Имена существительные собственные и нарицательные»

Данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного

67.47kb.

14 12 2014
1 стр.


Имя существительное И. И. Пущин (1798-1859)

Выразительно прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно назовите все имена существительные. Почему некоторые из них заключены в кавычки?

96.04kb.

18 12 2014
1 стр.


Введение в математическую логику

Имена и их денотаты. Смысл знака равенства. Десятичная (двоичная, римская и т п.) запись числа как имя числа; число как денотат своей записи. Как образуются имена русских слов, име

126.8kb.

10 10 2014
1 стр.