1. Стадия вызова (игра, «тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм»)
- Ребята, я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением.
Чистописание.
- Урок мы начнем с чистописания. Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите на ней элементы для чистописания.
Работа со словами.
- А сейчас сравните эти иллюстрации, найдите 8 отличий, а название соответствующих предметов запишите в тетрадь.
- Проверим. Кто не согласен? Почему?
- Что общего в словах?
- Обозначьте орфограмму.
Актуализация опорных знаний
- Что еще объединяет данные слова?
- Мы уже много знаем об этой части речи. Чтобы вспомнить, сформулируем друг другу вопросы о существительном и ответим на них.
- Определите склонение записанных имен сущ., запишите. Если у кого-то появятся сомнения, поставьте около этого слова вопросительный знак.
-Проверяем.
Постановка учебной проблемы.
- Какой у вас возник вопрос?
- Какие у вас предположения?
- Какую же цель мы поставим себе на этот урок?
- Сегодня на уроке выясним, какие еще бывают имена существительные, в чем их особенность.
2. Стадия осмысления («тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм», работа в парах, «лови ошибку»)
- Как сравнить слово «кенгуру» с сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения?
- Просклоняем и понаблюдаем за тем, как они изменяются. Выберем для этого из записанных слов существительные каждого склонения и возьмем слово «кенгуру».
-Что заметили?
- Замечали ли вы такое при склонении имен сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения?
- Какой сделаем вывод?
- Такие существительные так и называются - «несклоняемые». А изменяются ли они по числам?
-Докажите.
- Много ли таких слов в русском языке?
- Таких слов очень много, попробуйте привести свои примеры.
- Как они могли появиться в русском языке?
- Многие из них заимствованы из других языков.
Физминутка.
-Послушайте стихотворение:
Как-то рано поутру с другом сели мы в метру.
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты без кашны и без пальты.
Любит кины детвора, если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу , носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашел ,занял там свободный стол
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Интересное кино, жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать: будут польта выдавать.
- Почему вам стало смешно?
-Какие несклоняемые существительные были названы в стихотворении?
- Значение каких слов непонятно?
- Запишем слова в тетрадь.
- Какая часть слова обычно меняется при изменении формы сущ.?
- Как мы видим, несклоняемые существительные не изменяются по падежам и по числам, окончаний у них нет. Все слово является основой и корнем. Разберем слова по составу.
- Составьте предложения, используя данные слова.
- Вспомните скороговорку с одним из этих слов
- Запишем.
- Выполните разбор предложения, составьте схему.
Проверим.
- Возьмите карточки №1. Работая в парах, исправьте ошибки.
- Проверим.
- Возьмите карточки №2 и выпишите в тетрадь только несклоняемые имена сущ.
- Как определили, что эти существительные несклоняемые?
- Используя их, составьте и запишите одно предложение. Проверка.
- Какой частью речи могут быть несклоняемые существительные в предложении?
3. Рефлексия (таксономия вопросов, кластер)
- Достигли мы цели урока?
- Что выяснили?
-Что интересного запомнили о несклоняемых существительных?
не изменяются по падежам

н ет окончаний несклон. им. сущ.

всё слово основа
и корень
-Оцените свою работу, используя цвет: желтый - я молодец, зеленый –иногда было трудно, но я справился, красный – было очень трудно.
-Домашняя работа. Составить и записать небольшой текст, используя несклоняемые имена существительные.
|
Задание на внимательность: дети находят буквы и элементы на иллюстрации и прописывают их в тетради
Запись в тетрадь:
облако, петух, корзина, лестница, яблоко, корова, кенгуру, сирень.
-Слова с непроверяемыми орфограммами.
Один ученик выполняет у доски и объясняет правописание.
-Это имена существительные.
Формулировка вопросов детьми и ответы на них : Что такое имя сущ.? Как изменяются ИС? Как определить род ИС? Какие сущ. относятся к 1-му скл., ко2-му, к 3-му? Что значит «просклонять ИС»? Как определить склонение ИС?
Определение склонений существительных, запись в тетрадь
-Трудности со словом «кенгуру».
Предположения детей.
-Изменить их по падежам, просклонять.
Работа в тетрадях, четыре ученика работают у доски.
-Слово «кенгуру» не менялось.
-Нет.
Формулировка вывода: это слово не относится к сущ. 1-го, 2-го, 3-го склонения, оно не склоняется.
-Нет
Устно пробуем изменить по числам несколько несклоняемых сущ.
Предположения детей.
Приводят примеры.
Предположения детей
Активный отдых
Восприятие на слух
-Метро, домино, кенгуру, пальто, кашне, кино, шоссе, шимпанзе, какаду.
Работа в тетради. Один ученик у доски.
-Окончание
Работа в тетради, объяснения устно по цепочке.
Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Работа в тетради. Один ученик у доски.
Работа в парах. Поиск и исправление ошибок.
У пальта оторвалась пуговица.
Мы спустились в глубокое метре.
Лена играла для нас на пианине.
Миша обжегся горячим какаом
Самостоятельная работа в тетради.
Радио, окно, какао, кофе, ведро, пюре, молоко, такси, яблоко, кафе
Они не изменяются по падежам и по числам.
Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи. Работа в тетради.
- Подлежащее, дополнение, обстоятельство.
Анализ проведенной работы
Кроме сущ. 1-го, 2-го,3-го скл. есть несклоняемые существительные.
По ответам детей на доске составляем кластер:
не изменяются по числам
многие из других языков
Оценка детьми своей работы на уроке.
|