Перейти на главную страницу
Либретто Н.А. Римского-Корсакова
Действующие лица
Софоний Тигеллин, префект преторианцев (бас)
Тразея Пет, сенатор (тенор)
Соран Бареа, сенатор (бас)
Паконий Агриппин, сенатор (бас)
Гельвидий Приск, сенатор (бас)
Монтан, сенатор (тенор)
Валерий Арулен Рустик, народный трибун (тенор)
Эгнатий, отпущенник сенатора Сорана (баритон)
Фульциний Афер, гражданин (тенор)
Авидий Гиспо, гражданин (бас)
Цест, гражданин (бас)
Велокс, гражданин (бас)
Мелла, гражданин (тенор)
Сервилия, дочь сенатора Сорана (сопрано)
Антония, кормилица Сервилии (меццо-сопрано)
Старик (бас)
Претор (бас)
Глашатай (тенор)
Центурион (бас)
Раб (тенор)
Локуста, волшебница (меццо-сопрано)
Неволея, невольница Локусты (сопрано)
Призрак (меццо-сопрано)
Продавец поленты, мальчик (меццо-сопрано)
Цветочница, девочка (сопрано)
Сенаторы, трибуны, жрецы, канефоры, писцы, преторианцы, гладиаторы, музыканты и музыкантши, певцы, плясуньи, рабы, невольницы, прохожие, народ.
Действие происходит в Риме в 67 году.
ПРОДАВЕЦ ПОЛЕНТЫ
Горячая, продажная полента!
Кому поленты? Прямо с очага
богини Форнакс!
(Останавливается перед гражданами.)
ВЕЛОКС И ГРАЖДАНЕ
Мы уж закусили.
(Продавец поленты проходит дальше. Цветочница с корзиной цветов подходит к гражданам.)
ЦВЕТОЧНИЦА
Не купите ль, граждане, гиацинтов?
Сама рвала сегодня на заре!
(Афер даёт ей монету.)
МЕЛЛА И ГРАЖДАНЕ
Иди, дитя.
ЦВЕТОЧНИЦА
Храни тебя Юнона!
Фиалки, гиацинты, анемоны!
ВЕЛОКС И ГРАЖДАНЕ
Однако здесь неловко… Отойдём
к дверям Сорана.
МЕЛЛА И ГРАЖДАНЕ
Там нас не увидят.
(Вместе с Афером, Велоксом и Цестом отходят к дому Сорана. Форум заполняется народом. Женщины и дети теснятся с амфорами у водоёма. Вокруг Продавца поленты собирается толпа оборванцев.)
АФЕР
Никакого нет сомненья:
готовится донос на лучших граждан.
Презренный Гиспо умысел таит
в душе своей на нашего трибуна
Валерия.
На нашего любимца?
ЦЕСТ
На нашего защитника патрона?
На отрасль дома Рустиков?
ВЕЛОКС И ГРАЖДАНЕ
На друга сенатора Тразеи?
АФЕР
На него.
а все друзья народа и трибуна:
Гельвидий Прииск, Монтан, Паконий,
Соран, Тразея – все погибнут
невинной жертвой лживого доноса.
ВЕЛОКС, МЕЛЛА И ГРАЖДАНЕ
Да, это правда…
Что ж мы будем делать?
ЦЕСТ
Я Гиспо задушу.
Нет, не теперь; пока он будет нужен.
ВЕЛОКС
Что же медлить?
Предупредим патронов поскорее.
ВЕЛОКС
Пойдём, пойдём. И так на нас все смотрят.
Сойдёмся здесь же завтра утром…
ВЕЛОКС, МЕЛЛА И ГРАЖДАНЕ
Vale!
АФЕР
Отдохни, старик!
Садись, садись. Ты, верно, издалека!
Не хочешь ли с дороги освежиться?
Пойдём со мной вот в этот термополий.
(Старик отрицательно качает головой. Афер подаёт ему кошелёк.)
Смотри! Ты обронил свой кошелёк.
Вот он.
(Старик отводит руку Афера.)
Спасибо, добрый человек!
ГЛАШАТАЙ
послал меня к вам, римские граждане,
глашатаем своей священной воли.
НАРОД
ГЛАШАТАЙ
и шествия в честь праведной Минервы
божественный наш кесарь Нерон-Август,
желая с вами радость разделить,
велел открыть для игор и для зрелищ
театр и цирк на все панафенеи.
НАРОД
Да здравствует наш кесарь Нерон-Август!
ПРЕТОРИАНЦЫ
Хвала Нерону-Августу, вождю
непобедимых римских легионов!
Да здравствует наш кесарь Нерон-Марс!
НАРОД
ГЛАДИАТОРЫ
Он льва задушит голыми руками!
Да здравствует наш кесарь-Геркулес!
НАРОД
Да здравствует наш кесарь-Геркулес!
Он голосом божественным и лирой
вливает жизнь в бездушную природу
и камни в трепет сладостный приводит!
Да здравствует наш кесарь-Аполлон!
НАРОД
Наш кесарь Нерон выше всех богов:
он весь Олимп в себе соединяет.
Хвала ему!
Давно ли нам безверие грозило?
Давно ли ложное учение с Востока
умы людей собою заражало,
и деревом ветвистым разрасталось,
и тень свою бросало на Олимп?
Но кесарь поднял страшную секиру
и древо ядовитое срубил до корня…
(Входит Гиспо.)
ГИСПО
АФЕР
ГИСПО
что христиане снова появились?
НАРОД
Где? В Риме?
Нет, под Римом… в катакомбах.
НАРОД
Губители младенцев? Христиане?
Зажгли наш Рим!
Мы помним эту ночь, когда наш кесарь
для празднества открыл свои сады
и осветил их небывалым светом;
мы помним, как на кольях и цепях
живые факелы горели!
ГИСПО
но остаётся больше… Я не знаю,
откуда появились христиане, –
с крестов, с костров, из челюстей зверей,
из недр земли, а, может быть, из Рима;
но христиане, или тени их,
сбираются вседневно в катакомбах,
и ежели…
НАРОД
ГИСПО
НАРОД
ГИСПО
НАРОД
свой жертвенник зажжёт для этой нимфы
и для Тразеи.
ГИСПО
Он в деды ей годится.
НАРОД
Это воля её отца…
ГЛАШАТАЙ
Священная процессия идёт.
ДЕВЫ И ЮНОШИ
О, Афина миродавица,
дщерь Зевса лепокудрая!
Благодарные народы
про тебя сложили оды
и поют их в честь твою.
Олимпийская красавица,
непорочная, премудрая!
Ты оливу прорастила,
ты титанов поразила
в сокрушительном бою.
Мужи, старцы убелённые,
девы, юноши стыдливые –
все твоей опоры просят,
все на жертвенник приносят.
Приими дары смиренные,
ниспошли нам дни счастливые,
да навеки, Титанида,
нас победная эгида
и копьё твоё хранят!
НАРОД
Прирос к скамье, как мох седой к утёсу.
Го! Старый Фавн! Ты умер или жив?
Не глух ли он? Не слеп ли?
Просто дремлет…
(Гиспо бьёт Старика по плечу.)
ГИСПО
СТАРИК
НАРОД
СТАРИК
Мой час настал…
Зачем вы здесь, безумцы?
Что за потеха Вельзевула?
НАРОД
Какого Вельзевула?
Сатаны!
Он, верно, варвар – скиф или парфянин.
Старик! Твои слова нам не понятны.
Кто эти Вельзевул и сатана?
СТАРИК
О, чада тьмы!.. Слепотствуя во мраке,
вы своего не знаете владыки!
НАРОД
Мы кесаря владыкой признаём!
Владыка ваш не кесарь-сатана,
исконный враг добра и благодати;
вы – воинство позорное его!
ГИСПО
Вы слышали, граждане, этот нищий
в измене кесарю…
СТАРИК
О, злое племя!
НАРОД
Никто в рассудке здравом не посмеет
на форуме так дерзко говорить…
Не нам судить, где боги осудили…
СТАРИК
Кто осудил?.. Какие боги?.. Боги!..
Один есть Бог всесильный,
но вы его не знаете, безумцы!
Ваши боги…
Вот ваши боги!
(Разбивает посохом изваяние Дианы.)
Мрамора осколок…
НАРОД
ВЕЛОКС, МЕЛЛА И ГРАЖДАНЕ
Да здравствует трибун Валерий Рустик!
АФЕР И ЦЕСТ
Да здравствует трибун Валерий Рустик!
НАРОД
ВАЛЕРИЙ
Ножи, каменья…
Что за человек?
СЕРВИЛИЯ
Спаси несчастного безумца!
Не дай пролиться крови у порога
сенатора Сорана!
ВАЛЕРИЙ
(к народу)
Успокойтесь!
Что сделал вам старик?
НАРОД
Не признаёт всеправедных богов!
Разбил кумир Дианы светозарной!..
Гляди…
Кто ты, безумец дерзновенный?
СТАРИК
(смиренно)
Я грешный раб спасителя Христа.
НАРОД
Каменьями! В клочки его.
ВАЛЕРИЙ
Назад!
Забыли вы, что нет самоуправства,
что только кесарь наш имеет право
на жизнь и смерть?
Возьмите старика.
Послушай, нечестивый изувер!
Тобою оскорблённая богиня
прияла образ благородной девы
и чистым словом непорочных уст
спасла тебя на краткий миг от смерти,
чтобы ты мог раскаяться…
Но знай:
тебя ждёт казнь…
НАРОД
Под когти тигра! В челюсти гиены!
На крест! На раскалённую решётку!
СТАРИК
Всесильный Боже, мне, рабу,
дозволь сподобиться мучений,
твоё святое имя славя!
ПАКОНИЙ
на том, как я явился к Мессалине,
МОНТАН
сам не хотел наведать Мессалины?
ПАКОНИЙ
С недавних пор Валерий сам не свой,
стал бледен, худ, угрюм и молчалив,
как жрец Изиды.
Но прошу вниманья!
Я позабыл сказать, что Мессалина
нас принимала в перистильном гроте,
откуда только перед нами вышел
ваятель Главк. Он лепит с Мессалины
для кесаря статую Амфитриты…
Представьте грот из накра и коралла,
причудливо раскинувшего ветви;
в ветвях дробятся струйки водомётов,
и впутались растенья водяные.
Представьте, в благовонном полумраке,
на ложе, мхом искусственно поросшем,
обрызганном росинками жемчужин,
в венке из нежнолиственных нарциссов
владычицу седого океана.
Она на свежем ложе приподнялась
и выжимает воду из волос.
А волосы так мягки и волнисты,
что, кажется, прольются сквозь персты
и утекут с водою по помосту.
Богиня улыбается. Одежда
прозрачными струями обвивает
изгибы лёгко трепетного стана
и отбегает только от ноги,
как пена, белой, смело обнажённой,
во всей её скульптурной красоте,
до самого колена… Обаянье!
В глазах темнеет… Вот вам Мессалина.
МОНТАН
Не хочешь ли ты сделаться тритоном
богини моря?
(Входит Эгнатий.)
ПАКОНИЙ
МОНТАН
Поторопи Пакония рассказом;
он нас морит хвалами Мессалине,
а до сих пор о деле ни полслова.
ПАКОНИЙ
Я буду краток. Если б Мессалина
мы были б все обвинены сенатом.
ЭГНАТИЙ
Благодари не Мессалину – Цеста!
«Претории префекту
Софонию Либелле Тигеллину.
Я, римский гражданин Авидий Гиспо,
по долгу гражданина объявляю,
что римские сенаторы Тразея,
Соран, Монтан, Гельвидий и Паконий,
трибун Валерий Рустик и клиенты
его граждане Велокс, Цест и Мелла,
а больше всех отпущенник Эгнатий
и римский гражданин Фульциний Афер
замыслили измену против Рима.
Всё сказанное клятвой подтверждая,
могу представить должные улики.
Авидия Домиция сын Гиспо».
ГЕЛЬВИДИЙ, МОНТАН И ПАКОНИЙ
Что это значит?
ЭГНАТИЙ
сам намарав безграмотный донос,
отправился с ним вместе с Тигеллину
сегодня рано утром. По дороге
он встретил Цеста; тот своей рукою
сдавил ему неосторожно горло,
сказать точнее, – просто задушил.
На крик Авидия народ сбежался,
а Цест успел мне свиток передать.
ГЕЛЬВИДИЙ
Друзья мои, нам нужно хлопотать
о личной безопасности: сегодня
спасёмся мы, а завтра не спасёмся.
Чего хотим мы? Свергнуть Тигеллина?
МОНТАН, ПАКОНИЙ И ЭГНАТИЙ
Не мы одни, весь Рим того желает!
ГЕЛЬВИДИЙ
Для этого нам надобно представить,
что Тигеллин лишь временщик корыстный
и кесаря лик светлый от народа
своею мрачною фигурой заслоняет.
Эгнатий нам составит протокол,
а мы его подпишем, обязуясь
пред кесаря предстать с глаголом правды.
Согласны вы?
МОНТАН, ПАКОНИЙ И ЭГНАТИЙ
Согласны!
ЭГНАТИЙ
ГЕЛЬВИДИЙ, МОНТАН И ПАКОНИЙ
Пиши, Эгнатий, кратче и сильнее.
ПАКОНИЙ
Так, стало быть, мы можем,
покончив деловые разговоры,
трапезою отпраздновать удачу.
Друзья, прошу вас всех возлечь на ложа,
ad libitum!
(Вместе с Гельвидием, Монтаном и Эгнатием размещаются на ложах. Рабы, надев им на головы венки, подают сосуды с водою и длинные платы.)
Теперь настало время,
трапезные начатки отделив
для алтаря Дианы светозарной,
наполнить кубки искромётным соком
и тихую беседу повести за вечерей.
Готовьте возлиянья!
Подать нам свежих устриц, а ритоны
налить фазосским с аравийской миррой!
По капле нектар Фазоса впивая,
мы будем слушать музыку.
(Стол накрывают различными кушаньями. Входит архимагир с золотым блюдом; на нём устрицы. Виночерпий наливает их пратеры тяжёлый кубок и коленопреклоненно подаёт его Паконию. Рабы подносят устриц ни финифтяных блюдах и подают Паконию, Гельвидию, Монтану и Эгнатию питейные рога.)
Благословите, Гигия и Бахус!
ГЕЛЬВИДИЙ И ЭГНАТИЙ
Благословите, Гигия и Бахус!
ГЕЛЬВИДИЙ, МОНТАН, ПАКОНИЙ И ЭГНАТИЙ
Краснолиственною розой
наши главы увенчаем
и нальём с весёлым смехом
в чаши нектар винограда.
Пьёт земля сырая,
землю пьют деревья,
воздух пьют моря,
из земли пьёт солнце,
пьёт из солнца месяц;
что ж со мною спорить,
если пить хочу я,
милые друзья!
(Музыканты прекращают игру.)
ПАКОНИЙ
Ты не прочтёшь ли нам стихов в честь Вакха?
МОНТАН
Охотно. Я припомнить постараюсь
ГЕЛЬВИДИЙ, ПАКОНИЙ И ЭГНАТИЙ
Без имени? Мы, впрочем, догадались.
ПАКОНИЙ
МОНТАН
ветвей зелёного лавра, и агничий тук возложивши,
облил пурпурным вином и возжёг тебе скромную жертву,
жалкий безумец! Доселе вполне я не ведал
силы твоей животворной, о, сын светлоокой Семелы!
Жил я без цели, пока не видал Эвриноны.
Сидя недавно под сенью оливковой рощи,
слушал я оргии шумной далёкие звуки.
Вдруг предо мною, еленице стройной подобно,
тихой беззвучной стопою прошла Эвринона.
Быстрая пляска и сок виноградный её утомили;
тихо склонилась она на траву и заснула.
Млея от страсти, я видел, как тирс из руки её выпал,
как постепенно скользя из-под тигровой кожи,
млечной волной выбегали упругие плечи,
как раскрывались уста и манили лобзанья.
Жалкий безумец! Доселе вполне я не ведал
силы твоей животворной, о, сын светлоокой Семелы!
ГЕЛЬВИДИЙ
Вакханки Греции поистине прекрасны,
прекрасны тож и римские менады,
увёртливы как птички полевые,
с запястьями на трепетных руках,
с тимпаном над кудрявой головою.
Глядеть бы век!
ПАКОНИЙ
Да вот они. Глядите!
РАБЫ
ПАКОНИЙ
Пора уйти.
Но двери заперты.
ЭГНАТИЙ
Поверьте, это дело Тигеллина.
Что ж делать? Выбить двери?
ЭГНАТИЙ
Не трудитесь!
Но тише… тише… никого…
Бегите!
ГЕЛЬВИДИЙ, МОНТАН И ПАКОНИЙ
ЭГНАТИЙ
ТИГЕЛЛИН
ЭГНАТИЙ
ТИГЕЛЛИН
Скажи мне только о самом себе.
Без цели ты мне предан быть не можешь.
Ты бескорыстен, вовсе не тщеславен;
какая страсть твой разум окрыляет?
Месть… жажда власти… ненависть?
ЭГНАТИЙ
Сенаторы, трибуны, жрецы, канефоры, писцы, преторианцы, гладиаторы, музыканты и музыкантши, певцы, плясуньи, рабы, невольницы, прохожие, народ
08 10 2014
3 стр.
Морена, подземная богиня, появляющаяся в первом действии в образе старухи Святохны
07 10 2014
1 стр.
Кюи он организует «Могучую кучку». Римский-Корсаков обладал большой творческой изобретательностью и совершенной композиторской техникой
13 10 2014
1 стр.
Девушки, парубки, диканьские казаки и казачки, ведьмы, колдуны, тёмные и светлые духи, образы Коляды и Овсеня, Утренница (Венера) и другие звёзды, придворные кавалеры и дамы, лакеи
25 09 2014
3 стр.
Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель
07 10 2014
1 стр.
Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования
07 10 2014
1 стр.
К терему прилегает небольшая вышка. Частокол, колья которого, за исключением одного, усажены черепами. На заднем плане обрисовываются скалы, покрытые мхом, образующие как бы стену
10 09 2014
1 стр.
Его предки занимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне
10 09 2014
1 стр.