а
«Нормальные» ошибки в речи детей
Хорошо известно, что в речи нормально развивающихся детей есть множество отклонений от нормативного языка. Эти отклонения, нарушения нормы затрагивают все компоненты языковой компетенции ребенка: ФОНЕТИКУ, ЛЕКСИКУ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС.
Для правильного диагностирования логопеды должны иметь представление об этих «нормальных», нередко (особенно в раннем возрасте) даже «хороших» ошибках в речи детей. Однако перед нами встают три вопроса:
-
Какие именно речевые ошибки являются «нормальными»?
-
В каком возрасте ошибка перестает быть «нормальной» и является свидетельством задержки речевого развития?
-
Какие ошибки являются патологическими, не характерными для речи детей в норме?
Итак, следует анализировать, насколько типично развивается речь ребенка. Если у ребенка еще остаются какие-то речевые нарушения, обычно исчезающие к данному возрасту, следует обращать на это внимание.
Признаки риска задержки речевого развития
После 1,6 года такими тревожными признаками являются:
-
отсутствие или очень малый пассивный словарь;
-
отсутствие специфического детского активного словаря (со словами «языка нянь», протословами, застывшими фразами, искаженными нормативными словами);
-
отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций;
-
отсутствие коммуникативных жестов.
После 2 лет:
-
малый пассивный словарь;
-
очень малый специфический активный детский словарь;
-
отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций;
-
голофразы (отсутствие двухсловных высказываний).
После 2,6 года:
-
слоговая элизия;
-
замена гласных (кроме замены Ы на И);
-
тенденция к конечному открытому слогу;
-
большой разрыв между пассивным и активным словарем;
-
слова «языка нянь»;
-
предложения «телеграфного стиля».
После 3 лет:
-
большое количество фонетических ошибок, кроме типичных замен согласных и метатезиса;
-
отсутствие предлогов;
-
отсутствие формообразовательных инноваций;
-
длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных.
Мы видим, что есть разнообразные нарушения, имеющие общую причину – недоразвитие способности ребенка к общению. Отсюда малый словарь (в норме лексический взрыв в развитии лексикона происходит в тот момент, когда ребенок делает открытие, о котором писал в начале xx века немецкий психолог В. Штерн: каждый предмет имеет свое имя), отсутствие сверхгенерализаций и лексико-семантических, и морфологических (т.е. отсутствие умения образовывать формы по аналогии), длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных: «кататя аизах и коньки» (на лыжах и коньках).
Патологические, аномальные ошибки, не свойственные детям с нормальным речевым развитием
В логопедической литературе указывается довольно много ошибок, специфических для «аномальной» детской речи. Я выбрала из них то, что действительно не встречается в речи детей в норме:
-
воспроизведение слова через два гласных звука;
-
последовательная замена всех звонких согласных глухими (и наоборот), а также всех мягких твердыми(и наоборот);
-
употребление неизменяемого слова с предлогом («с мама»);
-
дисгармония развития различных компонентов языковой способности.
К аномальным ошибкам примыкает такое явление, как дисгармония развития различных компонентов языковой способности.
Действительно, развитие различных компонентов языковой способности тесно взаимосвязано.
Из всех фонетических явлений, характерных для звуковой системы ребенка до двух лет, основной «тормозящей силой» является слоговая элизия. Ее наличие в речи ребенка замедляет развитие лексикона. Лексический взрыв (а следовательно, и быстрый рост активного словаря) подготавливается тем, что ребенок учится произносить многосложные слова (фонетически очень несовершенные, нередко с большим процентом ассимиляций типа какадафии-фотографии, капаатуа-температура; с пропусками и заменами согласных; с упрощением стечений согласных; с перестановками звуков и слогов – это не мешает ребенку на этом этапе произносить длинные слова). У ребенка с маленьким лексиконом , как правило, долго сохраняется в речи слоговая элизия. Вслед за исчезновением слоговой элизии и появлением 3-4-5-сложных слов из речи ребенка и детская омонимия: слова перестают совпадать по звучанию.
Лексический взрыв (то 1,8 до 2,6), в свою очередь, тесно связан с возникновением морфологии – с тем, что слова начинают изменяться: существительные – по числам и падежам, глаголы – по числам, родам, лицам и временам. Следовательно, изменяется и синтаксис: исчезают использовавшиеся ребенком до этого момента предложения «телеграфного стиля», включавшие в себя грамматически аморфные слова «языка нянь» и нормативные слова в начальной форме.
В это же время ребенок начинает употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и притяжательные прилагательные, и появляются первые словообразовательные инновации, образованные по этим образцам: грибик, моржок, мышенька, конин, братин и т. п.
Однако следует учитывать, что значение диссоциации между компонентами для речевой диагностики не изучено. Вариативность между индивидуальными речевыми профилями чрезвычайно велика при нормативном развитии речи. В логопедической литературе бытует мнение о том, что в речи нормально развивающихся детей существует жесткая взаимосвязь между лексикой и синтаксисом. Выражающаяся в следующих количественных показателях:
-
ребенок не строит предложения после 20-30 слов; «словарь 50-100 слов при отсутствии двухсловных высказываний». Столь точная цифра представляется странной: даже у Жени Гвоздева, речевое развитие которого признается логопедами «условным эталоном», первое двухсловное высказывание в дневнике отмечено в 1,8,24 («Сенцик дюньдю»- солнечный зайчик упал за сундук), когда в словаре Жени было 70 слов;
-
использование в 3-5-словных высказываниях неизменяемых слов-корней в течение длительного времени. Действительно, ребенок, использующий «телеграфную речь» в течение не 2-3 месяцев, а около года, относится к группе риска в плане своего речевого развития. Однако следует учитывать, что дети экспрессивного типа могут начать производить предложения с весьма незначительным набором слов, комбинируя их всеми возможными способами, и долго не отказываются от «телеграфного стиля», т.е. достаточно сложный синтаксис долгое время существует вообще без морфологии.
Фонетика
Слоговая элизия-сокращение количества слогов вслове: носки-ки; голова-гава.
Пропуск отдельных согласных: ворона-аона (пропущены звуки В и Р); мох-мо.
Добавление гласных в конце слова:стул-тюля; платок-тека.
Ассимиляция-уподобление одного звука другому внутри слова:конфета-фафета;работа-бабота (полная ассимиляция в области согласных); бабуля-бубуля, капюшон-капасен (в области гласных).
Упрощение стечений согласных(кластеров): стол-тей; спать-пать;мишка-мика; привет-пивет.
Типичная замена согласных:рука-лука,йука; чай-тяй, сяй;шуба-сюба; жук-зюк,зук;цирк-тийк;лук-йук.
Нетипичная замена ( субсттуция) согласных и гласных: не хочу-ни фасу,хомячок-саматяк, гулять-гиять.
Метатезис-перестановка звуков или слогов в слове: зайка-казяй, петух-типух, пакетик-капетик.
Лексика
Протослова- устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - все интересное; ть-желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа-горячо, опасно.
«Язык нянь»-языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для обращения с маленькими детьми. Слова «языка нянь» делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами в основном открытыми, редупликацией): баба, деде, бай-бай) б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так; цокающий звук – о лошадке.
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша. Молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.
«Застывшие фразы»- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там?- Кто там?; Отя- Вот так; маня-мама Аня, баби- баба Ира.
Лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферой использования слова: ава(собака) – все четвероногие; дяка(ягода) – яблоко, персик, слива; дай – возьми; требование сделать что-нибудь: дай бай-бай мама («дай спать мама», т.е. хочу спать с мамой).
Детская омонимия – совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми – мишка, мышка, мыло; така – травка, трактор; тя – чай, ставь; мака – маленький, масло, мясо.
Игровые переименования – сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов; 2) следствием игры с использованием предметов – заместителей: шапочка – о стаканчике, надетом на голову; это наперсток – о пустой головке от мака, надетой на пальчик.
Лексико-семантические инновации – употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико – семантических инноваций:
-
расширение значения слова: посолить творог; бельчата – об аистятах; семья бананов; уже он пожарился (о вскипевшем чайнике); громко меня качай;
-
сужение значения слова: Я не человек, я девочка; Буду банан и фрукт;
-
образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Настоящие коробочки получились – о куличках, сделанных с помощью коробочки из под масла; Видишь, как кричит – перебирая зубчики расчески; Чего она такая голенькая? – развернув конфету; небо летит; елка- о кактусе; Туту меня песочница – о скоплении песка в своих карманах; Биби один рук, один зуб – об экскаваторе. Ассоциативные замены:
-
смешение паронимов: подружка вместо ватрушка, сундучок вместо фантик;
-
смешение антонимов: закрыть вместо открыть, включить вместо выключить, смелый вместо трусливый.
Морфология
Окказиональное конструирование основы глагола: вставает, скачет, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.
Неизменяемой основы слова:
-
сохранение неподвижности ударения: ногами, кита, ушами, попила;
-
устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу);
-
устранение беглых гласных: перецы, у львенока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковере;
-
устранение супплетивизма – неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слоненки, котенки, ребенки, мышонки;
-
устранение наращений основы: с имеем, без имя, нетмати (матери).
Смешение окончаний существительных: это глазы, роги; вилком, ложком; лампов, утятков, Оленев, про Гусев, нет бусов;
Экспансия флексий – употребление в определенной
падежной форме одного, определенного, «главенствующего» окончания ( напр., в ТВ. П. ед.ч. – только ОМ, в род.мн. – ОВ);
смещение оконч. Сущ. Р. П. мн. Ч. И предл. П. мн. Ч. : два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков;
образование недостающих форм числа сущ. – боразование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму ед.,или только форму мн. Числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов;
ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четере лягушек;
употребление существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку;
«перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка;
устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем;
употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем, про теремка.
Синтаксис
Голофразы – однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама - мама, требование дать что-нибудь, где мама?,мама пришла, мамина сумка.
Высказывания «телеграфного стиля» - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням – ням. Аня спать.
Протопредлоги – гласные(обычно «а»), употребляемые на месте предлогов: а яню – про Ваню, а диян – на диван, а каитку – за калитку.
Словообразование
Словообразовательные инновации – слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: бычонок, машинкин, бананная кожура, домные колготки, коробища, мясинка (о кусочке мяса).