Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей с ОНР

Юртаева Татьяна Леонидовна,

учитель-логопед МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

г.Ноябрьск ЯНАО

Как свидетельствуют данные Н.И. Жинкина, Н.А. Тугова, А.Г. Рахмилевича, Л.И. Беляковой, наряду с содержательной стороной устной речи, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи.

Просодия (греч. Prosodia ударение, припев) – учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.

Просодия, по мнению исследователей, является наивысшим уровнем развития языка.

Н.И. Жинкин пишет: «Нельзя представить себе человека, говорящего без интонации, мимики и жеста. Текстовое, устное высказывание всегда связывает в смысловое единство некоторую долю текста и это достигается не только интеграцией лексических значений, но и в гармонии с ними звуковой культурой просодии. Человеческое ухо тонко замечает общий звуковой тонус речи, повторения, хезитации, остановки, повышение и понижение основного тона и т.п. и оценивает все это по смыслу. Произносить речь не так просто. Трудность регулировки интонации в просодии состоит в том, что говорящий, имея подготовленный замысел, должен интуитивно учесть двойственность управления и подчиниться только смысловому замыслу, а не автоматической динамике произносительных навыков»

Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизические, ситуационные, потребностно - мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом.



Просодическая сторона речи

Речевое дыхание Голосовые модуляции Тембр голоса



(высота голоса, тоновый диапазон)

Темпо - ритмическая Динамический компонент

организация, паузы (логические ударения, динамический диапазон)

Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:


  • Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

  • Формирование длительного фонационного выдоха.

  • Формирование речевого выдоха.

Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека.

Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия.

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.

Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз».

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Нарушения просодической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи проявляется в нарушении: речевого дыхания; навыков рациональной голосоподачи и голосоведения (силы голоса, высоты, тембра); четкости произношения; темпа речи; ритма речи; интонационной незавершенности окончания фразы; синтагматического ударения внутри фразы; отсутствии пауз в конце синтагм и фраз.

Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с ОНР приводят к нарушению социальной адаптации.

Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии.

С целью повышения уровня развития просодической стороны речи, я подобрала комплекс игр и упражнений.


Упражнения для формирования речевого дыхания
«Повороты»

Покачиваем голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом – вдох носом. Думать: «Пахнет! Откуда? Слева? Справа?» - нюхаем воздух.



«Кошка»

Ноги на ширине плеч. Вспомним кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторим ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваемся то вправо, то влево. Тяжесть тела переносим то на правую ногу, то на левую. И шумно нюхаем воздух справа, слева, в темпе шагов.



«Насос»

Возьмем в руки палочку, как рукоятку насоса, и думаем, что накачиваем шину автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Шину надо быстро качать и ехать дальше. Повторяем вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох – мгновенный, как укол. Затем можно сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе (шиш, шуш, шаш, зиз, зуз, заз)



«Жук жужжит»

И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз.



«Воздушный шарик»

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.


Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
1 упражнение.

Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и ? А о_у и !

Аоуи - аоуи ? аоуи - аоуи !

2 упражнение. «Определи тон».

Педагог произносит фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза Завтра обещают дождь: - радостно,

- грустно,

- равнодушно,

- удивленно,

- с досадой и огорчением.



3 упражнение. «Произнеси по-разному».

Произнесите маленькое слово «О» с разной интонацией:



  • Удивленно.

  • Радостно.

  • Недовольно.

  • Испуганно.

4 упражнение.

Произнесите данные слова, выражая голосом разные


чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.

5 упражнение.

Расскажите стихотворение так, чтобы стало понятно, как


относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.

Футбол. Сказала тетя:

  • Фи, футбол! - с пренебрежением
    Сказала мама:

  • Фу, футбол! - с отвращением
    Сестра сказала:

  • Ну, футбол! -разочарованно
    А я ответил:

  • Во, футбол! - восторженно

6 упражнение. «Скороговорки».

Сказать скороговорку разным тоном.



Проворонили ворона вороненка.

  • С сожалением («Жалко вороненка»);

  • С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);

  • С удивлением («Не может быть!»),
    На дворе трава, на траве дрова.

  • Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);

  • Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);

  • Равнодушно («Ну и что?»).

7 упражнение.

Как ты думаешь, с каким чувством произнесут фразу мама и друг, увидев Сашу, так раскрасившего свое лицо.



  • Мама: «Хорош! Нечего сказать!»

  • Друг: «Хорош! Нечего сказать!»

Произнеси, выбрав правильный тон.

8 упражнение.

Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:



Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

9 упражнение.
Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?

10 упражнение.

Отработка интонации восклицательного предложения.



Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.
I упражнение

Произнеси звук (У), имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).



  1. упражнение.

Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

  1. упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

  1. упражнение.

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

  1. упражнение.

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)

У У О О А А


У У О О А А



6 упражнение
А А А А А

А А А А А
Упражнения на развитие силы голоса.
1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.



2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.



3 упражнение «Рекламная пауза».

Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.



4 упражнение «Покричим?»

Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать, например: Дождик, дождик, пуще,



Дам тебе гущи, Выйду на Крылечко, Дам огуречка!

5 упражнение «Вьюга».

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».



6 упражнение.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко):

ОООО

АААА


АУИ АУИ АУИ АУИ

7 упражнение.

Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция):



УУУу

ЖЖЖж

ABA ABA ABA ава

8упражнение.

Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345

Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321

9 упражнение.

Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:



понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;

среда, четверг - шепот;

пятница, суббота - голосом средней силы;

воскресенье - громко;

суббота, пятница - голосом средней силы;

четверг, среда - шепот;

вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
Игра на развитие полетности голоса «Эхо».

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»


Упражнения на выработку умения управлять темпом речи.
1 упражнение.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:



  • Как медленно вертится колесо!

  • Помогите, человек тонет!

  • Как долго тянется зима!

  • Скорей бежим домой!

2 упражнение.

Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.



  • Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

  • Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.
Игры на совершенствование чувства ритма
Игра «Барабанщик»

Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:



Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

Игра «Дирижер»

Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!


Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса.
Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.



Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются , и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.
Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз
1 упражнение

Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?



  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

2 упражнение

Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню?



3 упражнение

Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –



В каждом я и ты со мной!

4 упражнение «Меня зовут»

Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна.

Дидактические игры для развития просодических компонентов речи у детей с онр юртаева Татьяна Леонидовна, учитель-логопед мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

Как свидетельствуют данные Н. И. Жинкина, Н. А. Тугова, А. Г. Рахмилевича, Л. И. Беляковой, наряду с содержательной стороной устной речи, большое значение для восприятия ее слушате

131.69kb.

01 10 2014
1 стр.


Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей 3-4 лет по ознакомлению со свойствами песка. Сажина Елена Викторовна воспитатель мбдоу «Детский сад №18 комбинированного вида»

Сажина Елена Викторовна воспитатель мбдоу «Детский сад №18 комбинированного вида» п. Бавлены Владимирской обл. Кольчугинского р-она

40.13kb.

15 10 2014
1 стр.


Заведующий мбдоу «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» В. И. Вертинская

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»

474.35kb.

15 10 2014
5 стр.


Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Мбдоу комбинированного вида детский сад №17 г. Кубинка Одинцовского района Московской области

56.48kb.

15 10 2014
1 стр.


Сетка непосредственно образовательной деятельности по мбдоу “детский сад №110 комбинированного вида”
55.02kb.

14 12 2014
1 стр.


Обеспечение мбдоу мо г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №211» Административный персонал № п/п
42.85kb.

14 09 2014
1 стр.


Детский сад №179 начал свою работу в 1971 году

Детскому саду присваивается статус: «Детский сад компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи»

21.87kb.

12 10 2014
1 стр.


Занятие по познавательному развитию для подготовительной к школе группы

Камышникова Светлана Анатольевна, воспитатель мбдоу детский сад №1 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития детей

102.09kb.

08 10 2014
1 стр.