Перейти на главную страницу
Эпоха Возрождения – это период в истории Европы, начавшийся в начале – середине XIV в. и закончившийся (в разных странах по-разному) к XVI–XVII вв. Ознаменован он тем, что произошел интерес к античному искусству, науке, философии и литературе. Термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в самом конце XIII–начале XIV в. в среде итальянских ученых.
Эпоха Возрождения или по-другому – Ренессанс, на мой взгляд, самая интересная эпоха европейской истории, которая дает огромную пищу для ума и размышлений. Период оставил след в истории изобилием письменных свидетельств, произведений искусства, философии, литературы и науки.
Происходят великие географические открытия: Васко да Гамы, Дрейка; Колумб открывает Америку, Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли и конечно многое другое. Живопись открывает новые стороны “познания” красок, спектров цветов, перспективы и ощущений к окружающему миру. Изобретаются новые музыкальные инструменты, появляются точные карты, компас.
Понятие «Возрождение» (франц. Renaissance) в значении периода между Средневековьем и Новым временем стало употребляться сравнительно недавно – с середины 19 века. Научное обоснование это понятие получило в книгах Жюля Мишле «Ренессанс» (1855) и Якоба Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии» (1860).
В понятии, сложившемся у Вазари (XVI в.) и распространенном на целую эпоху учеными XIX в., прежде всего Я. Буркхартом, отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. Возрождение — культурологический термин, координирующийся с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (как промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Возникает новый культурный идеал — «универсальный человек», реализующий себя в различных сферах деятельности, обнаруживающий универсальный подход к освоению мира.
Открытие прямой перспективы в живописи связано с этим процессом: на смену вертикальной концепции мира приходит горизонтальная концепция, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям. В XIV в. в Италии (Флоренции) возникает главное отличие средневековой литературы от идеологии Возрождения — гуманизм, затем распространяются по всей Европе. (Франция, Англия, Германия, Нидерланды, Испания и Португалия, и в каждой стране приобретает свой национальный характер). Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей (т. е. возрождают ее). Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («все люди равны перед Богом»).
Впервые слово «гуманист» в применении к миру произнес канцлер Флоренции Леонардо Бруни. Им он назвал человека, в котором добродетель соединилась с ученостью.
Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.
Такое прославление человека имело и свою оборотную сторону: появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Н. Макиавелли «Князь», рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии. Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир в образе короля-злодея Ричарда III.
Происходит переворот в духовной жизни человека. Это обусловлено тем, что идет ослабление влияния церкви, появление некой свободы. Как уже было сказано, распространяется антропоцентризм, пришедший на смену теоцентризму. Теперь вместо Бога человек стоит на первом месте. Кардинальные изменения претерпела философия и литература. Были тенденции возращения к античной культуре, возродился философ Платон. Во Флоренции возникает платоновская академия, возглавляемая Лоренсо Великолепным.
В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм — это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих: Данте, Петрарка, Боккаччо; так и малоизвестных: Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.
Краеугольным камнем гуманизма становится интерес к образованию. Считается, что нет бесполезного знания, во всяком знании человек черпает самого себя. Обращаются к Платону и Аристотелю. Платоновское представление о мире базируется на эйдосе – первообразе. Воплощения эйдоса в конечном мире. Задача гуманистов – вести человека к его эйдосу и весь мир к его первообразу. Движущей силой для достижения эйдоса является любовь. Теперь любовь – это страстный интерес. Главное, что человек может подарить Богу – это его самого. А любовь – это способность передать объекту любви ту форму, какой он является. Интерес к человеку в эпоху Возрождения – интерес к идеальному человеку, а не его материальному воплощению.
В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.
Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.
Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).
В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».
Предвозрождение (Треченто 14 век) - переходный этап к Возрождению. Его главную особенность видят в дальнейшем отходе от церкви художественной культуры и заметно возросшем интересе к личностному началу в человеке. Но это еще не Возрождение, хотя бы потому что развитие индивидуализма происходит в рамках средневекового религиозного сознания. Предвозрождение в литературе — художественное осмысление процесса секуляризации (освобождении общественного и индивидуального от влияния религии). Это сомнения, раздумья, терзания, вызванные осознанием властного зова и столь же острым сознанием невозможности отказаться от авторитета традиции. Предвозрождение готовило возрожденческий антропоцентризм. Центральное значение в литературе в этот период приобретает поэзия — эта универсальная мудрость, философия в образах, ведущая за собой авторитет поэта. Пути развития поэтической культуры 13 — 15 вв. были сложными. В первой трети 13 века в результате похода северных французов, призывами папы Иннокентия 3, был разгромлен рассадник ереси Прованс, а вместе с тем прекратила жизнь и его поэтическая школа.
Три гения литературы Треченто (все флорентийцы) – Данте, Петрарка, Боккаччо – представляют эпоху совокупно и в то же время каждый из них воплощает особый этап, свою собственную характерную ступень культуры.
Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно утратила феодальный облик; уже отец поэта принадлежал, как и он сам, к партии гвельфов (партия, боровшаяся против германских императоров и их ставленников в Италии).
Алигьери Данте 1265 - 1321
Еще в школе наряду со средневековыми, молодой Данте внимательно изучал античных поэтов, в первую очередь Вергилия, которого избрал, по его собственному выражению, своим «вождем, господином и учителем».
Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис — любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барда и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в маленькой книжке «Новая жизнь», которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой схоластики. Данте стал одним из ученейших людей своего времени, однако его ученость носила типично средневековый характер, так как подчинялась богословским догмам.
Данте – титан-энциклопедист, он владеет всеми знаниями своего времени и провидит дальнейшие культурные горизонты гуманизма. Его сознание объемлет религию, мораль, литературу, поэтику, лингвистику, историю. Ему подвластно грандиозное пространство тогдашней философии как универсальной дисциплины, в которой посредством любви к мудрости вершится единение всех видов знания. Большое место у Данте занимает политика, бывшая у многих его современников приложением к этике и риторике.
Его морально-философская попытка создать путеводитель для души, взыскающий спасенья, - осталась в пределах схоластики.
Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов ( партии, поддерживающей германских императоров, в основном феодалы). В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично борется против ориентации на папскую курию. После того как Черные были побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в ноябре 1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта. Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте провел в изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, «как горек хлеб чужой», никогда больше не увидел родной Флоренции.
В 1303 году Данте приступает к работе над двумя трактатами: «Пир» и «О народном красноречии». Данте избирает в качестве языка не латынь, а итальянский язык, доступный всем. Одной из центральных проблем в трактатахстала проблема языка. И в той и в другой книге поэт говорит о достоинстве народной речи, которая должна бала стать основой литературного языка Италии. В трактате «Пир» видное место занимал и вопрос о благородстве. Вслед за Гвидо Гвиницелли Данте утверждал, что благородство определяется свойствами души человека, а не происхождением, состоянием и должностью. Благородство не наследуется, а приобретается, правда для Данте семя благородства — от Бога. Работу над «Пиром» Данте прекратил, очевидно, в 1307 (незакончен: хотел написать 14 канцон 14 прозаических комментариев — создано 4 трактата и 3 канцоны). Данте возвращается к активной политической деятельности, что было вызвано появлением германского князя Генриха 7. Данте поверил, что этому монарху суждено привести Италию к миру и национальному согласию. В 1310 г начинается итальянский поход Генриха. Данте начинает работу над политическим трактатом, в котором излагает принципы идеального мироустройства. В 1312 г трактат «Монархия» был закончен. Данте писал: « Люди земли — единый организм; то, что не может понять отдельная личность доступно разуму человечества, следовательно должна быть единая мировая монархия, с едиными законами для всех. Эта монархия является залогом мира, гарантом подлинного правосудия, справедливости и порядка». Этот круг размышлений логически приводил Данте к одному из острейших вопросов общественной жизни современности: как примириться духовной и светской власти, следовательно не соперничество, а согласие должны связывать эти власти. Трактат Данте пронизан идеей гармонии: веры и разума, философии и теологии, блаженства земного и блаженства небесного. Трактат должен был стать настольной книгой для истинного монарха, однако Генрих 7 не оправдал надежд Данте, а преследовал лишь корыстные цели. В 1313 г император умирает мечта Данте рухнула, а с нею и вера в возможное возвращение во Флоренцию.
«Новая жизнь» считается ранним юношеским произведением Данте. Она составлялась между 1283 и 1293 г. Включает в себя 25 сонетов, 4 канцоны, балладу и станцы. Части связаны между собой пояснительной прозой. Самое раннее из них относится к 1283 г., за ним следуют расположенные в хронологическом порядке стихотворения 1283—1291 гг., повествующие о любви поэта к Беатриче, о его снах и мечтаниях, а также о скорби, вызванной ее ранней смертью. Данте включил в «Новую жизнь» далеко не все свои стихотворения этих лет, а только те из них, которые он считал наиболее тесно связанными с Беатриче и наиболее достойными ее памяти. В результате такого субъективного отбора за пределами книги остался целый ряд превосходных стихотворений. В прозаическом рассказе, сопровождающем стихотворения, включенные в сборник, Данте избегает точных дат, никого не называет по имени и ограничивается намеками на события, вызвавшими к жизни то или другое из его стихотворений. «Новая жизнь» - это первая книга любовной лирики Ренессанса.
«Новая жизнь» начинается со встречи девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже тогда душа поэта «содрогнулась». Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча через 9 лет, на этот раз беатриче поклонилась ему и это наполнило его душу влюбленностью и блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в своем первом сонете. Он показывает бога любви Амора, несущего на руках даму и вкушающую от сердца поэта. Перед знакомыми поэт притворяется, что любит не Беатриче. Притворство удается поэту настолько хорошо, что Беатриче, убежденная в его неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт отправляется в уединение и проливает горькие слезы. Однажды, очутившись в большом женском обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему избегает общества любимой женщины. Поэт говорит им, что видит высшее блаженство «в тех словах, что славят... госпожу». На эту тему он пишет знаменитую канцону, начинающуюся словами «Лишь с дамами, что разумом любви владеют». Данте создает новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая свои чувства. Он много раз на протяжении «Новой жизни» рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу добродетели; любовь, которую она вызывает в людях, сама направляет к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти — главного переломного события в «Новой жизни». Рассказ о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о вызванном этим событием горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет и его возлюбленная. Он видит во сне женщин с распущенными волосами, которые сообщают ему о смерти Беатриче. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается. Вдруг вбегает один из его друзей, восклицая: «Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!» В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину. После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью чувств. После нескольких лет безысходной тоски поэт встречает какую-то «сострадательную даму», жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние, он решает отныне всецело посвятить себя воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое учение. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. Так, конец «Новой жизни» содержит намек на «Божественную комедию», которая представляется поэту начинанием, предпринятым для прославления Беатриче.
«Новая жизнь» — первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывающая читателю самые сокровенные чувства автора. Данте дает здесь необычайно тонкий и проникновенный анализ переживаний любящего человека. Вместе с тем в повести немало элементов, унаследованных и от литературы средневековья. Таковы многочисленные видения и аллегории, мистическая символика числа 9, таинственно сопутствующего всем важным событиям в жизни поэта, и т. д. К концу книги спиритуалистические настроения Данте усиливаются и его любовь к Беатриче принимает все более мистический характер.
Данте стал легендарной фигурой еще при жизни. Джованни Боккаччо – первый его биограф – настаивал на символическом значении имени, данного поэту при рождении: Данте – значит «дарованный». Он был «дарован нашему веку великою милостью Господнею».
Данте-поэт начинал свое творчество в русле литературного направления, получившего название «Новый сладостный стиль» (в литературоведении принят также сокращенный термин – «стильновизм»). Этот стиль развивался в Тоскане и Романье. Он основывался на на поэтическом совершенствовании живого языка, которым выражались земные чувства, и на придании стихам изящной формы. Основная тематика: любовь, радость, благоговение; опорный символ – Amore (как идея, как Бог, как чувство, как языческая метафора, как явление природы и даже как красный цвет – огонь и пр.). В этой поэзии особо культивировался сонет, состоящий из 14 строк, разделенных на две четырехстрочные и две трехстрочные строфы с четырьмя рифмами, распределявшимися либо в порядке: abba abba cdd dcd, либо с другим чередованием: abab, либо с допущением пятой рифмы: cde cde или cce dde. Форма строгая, требовавшая тщательной отделки. Разрабатывалась также канцона: количество строф в ней не ограничено, а строфы должны быть сложены совершенно одинаково. Если строфы не одинаковы, получается баллата – стихотворение свободной формы, тоже бывшее в ходу у «стильновистов». Крупнейшие представители «нового сладостного стиля», кроме Данте, - Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чекко Анджольери.
«Новый сладостный стиль» - это не только поэзия, но еще и языкотворчество.
Гений Данте явился решающим в разработке языка «вольгаре» как нового национального достояния. Термином volgare обозначается итальянский литературный язык. Это слово многозначно. Включает в себя понятия: простой, обычный, обыденный, всенародный, повседневный, разговорный. Он исторически верно рассчитывал на «блестящий вольгаре» как на общенациональный итальянский язык. Сам Данте писал на вольгаре не только стихи, но и научные труды: трактаты, комментарии. Он называл его «простым» и пытался очистить от диалектизмов. Значительное научно-философское сочинение на вольгаре – «Пир» относится к 1304-1307 гг.
Трактат «Монархия» (1310-1313, на латинском языке) исследует соотношение империи и папства. Данте полагал императорскую власть божественной данностью, в силу чего утверждал ее независимость от папства, однако (в качестве этнической нормы) обязывал императора уважать папу, как сыну должно уважать отца. Рим Данте рассматривал как предначертанную столицу будущего универсального «третьего царства».
Главным сочинением Данте является «Божественная комедия». Труд начат не ранее 1307 г., завершен к 1320 г., достоянием публики стал посмертно в 1321 г.
«Божественная комедия – аллегорическая, или дидактико-аллегорическая поэма в терцинах. Терцина – стихотворный размер средневековой светской поэзии, характерный для жанра сирвенты.
«Божественной комедии» присуща двусложная фабула: реалистическая – это воображаемое путешествие Данте по трем загробным царствам, аллегорическая – это хождение души по Аду и Чистилищу в состоянии греховности и покаяния, затем просветление и вознесение к вечному блаженству Рая.
Морально-дидактическая цель поэмы: научить человека, как перейти из состояния невежества и заблуждения к просветлению и спасению.
Ее актуальная морально-политическая задача: назвать причины зла и бедствий в истории и современном обществе и указать пути их преодоления.
Символико-аллегорический смысл главных образов: Данте(персонаж) – душа каждого человека, поэтичное всечеловеческое «я», Вергилий – разум (философия) и власть (руководитель, вождь, проводник), Беатриче – вера, откровение, всеблагой путь совершенства (по некоторым комментариям – идеальная церковь).
Комментаторы так определяют время действия «Комедии»(это «расписание» извлечено из текста поэмы): оно начинаетсяя перед Пасхой 1300г. в ночь с четверга 7 апреля на пятницу 8 апреля, когда персонаж Данте заблудился в лесу. (К этому времени Данте-автору исполняется 35 лет.) Посещение Ада занимает время с вечера 18.30 Великой субботы – 9 апреля 1300г. Посещение Чистилища происходит между 4.30 утра 10 апреля – пасхального воскресенья и полуднем среды 13 апреля до полудня четверга 14 апреля.
Данте назвал свое сочинение просто «Комедия» по двум причинам: а) начинаясь трагически, оно заканчивается счастливо, б) стиль сочинения считался «средним» между возвышенным и низким и назывался «комическим», «Божественной», то есть величайшей по поэтическим достоинствам, назвал поэму Д.Боккаччо – один из первых ее комментаторов. А в 1555 г. Л.Дольче, венецианский издатель и ученый, напечатал поэму Данте под заглавием «Божественная Комедия», которое с тех пор стало каноническим.
В «Божественной Комедии» много числовой символики, связанной с сакральным числом 3 и кратными ему, а также с 7, 10, 100 и др. Наиболее внятно воспринимается ритмо-пластическое значение использованных Данте числительных, очерчивающих четкий план поэтического текста.
Так, вся поэма делится на три большие части (их принято называть «кантики»). Они соответствуют трем сакральным уровням мироздания: Ад (Inferno), Чистилище (Purgatorio), Рай (Paradiso). В каждой кантике содержится по 33 песни. Первая – вступительная. Всего 100 песен. Поэма написана терцинами, то есть строфами из трех строк.
Главные изобразительные средства Данте:
Слава его беспрерывно росла. В 1341 г. в пасхальное воскресение в Риме на Капитолии Франческо Петрарка был увенчан лавровым венком от имени Римского сената и Парижского университета. Поэт-лауреат это звание в Италии воспринималось с благоговением. В раздробленной стране оно ценилось выше, чем королевское. Понимая, что его коронация имеет беспримерное общественное значение, Петрарка возложил свой венок на алтарь святого Петра.
Чумной 1348 г. стал временем трагических потрясений для Петрарки. В мае, находясь в Парме, он получил весть о смерти Лауры, свершившейся 6 апреля, в священно памятную для него дату. Черный год унес и кардинала Колонна, и многих друзей.
В дальнейшем, привычный к перемене мест, Петрарка дольше всего прожил в Милане (1353-1361) на службе дому Висконти. В следующую эпидемию чумы рокового 1962 г. умер его сын. Последние годы Петрарка провел почти в затворничестве в загородном поместье. Свою жизнь он закончил в семье дочери в местечке Аркуа под Падуей. Там и был похоронен.
Величайшее поэтическое сокровище, собственно поэзию Петрарки составляют его стихи на вольгаре: «Книга песен», или «Канцоньере» (IL Canzoniere – песенник).
Свои стихи на вольгаре Петрарка называл латинским словом nugae – пустяки, безделки, или даже с уменьшительным суффиксом nugallae – пустячки, но позаботился их сохранить и опубликовать: всего 366 стихотворений, из них 317 сонетов, остальные – секстины, баллады, канцоры, мадригалы. В авторской редакции 1366 г. сборник назывался на латыни «Rerum vulgarium fragmenta», то есть «Фрагменты на вольгаре». Впоследствии его называли «Разрозненные рифмы» (Rime sparse), от одной строки вводного сонета: «Voi ch’ascoltate in rime sparse il suono…» (Вы, что внемлете звуку разрозненных рифм…). По-русски принято использовать нейтральное название «Книга песен». Те стихотворения на вольгаре, которые не вошли в сборник 1366 г., потом были изданы под названием «Rime Estravaganti», то есть «Дополнительные стихи».
«Книгу песен» традиционно делят на две части – стихи «на жизнь» и «на смерть» мадонны Лауры. Это в большей степени психологическое, нежели хронологическое разделение, поскольку ряд сонетов, относимых к первой части ( в том числе вступительный), - поздние.
Первая часть исполнена поэтических звуков небывалой красоты: мажорно-страстных, радостных, восторженно-экстатических, горестно-блаженных, тревожно-сосредоточенных, жарких, трепетных, беспокойных.
Лирическое «я» первой части – поэт, идеальный любовник совершенно недоступной дамы, чья абсолютная красота равно ее абсолютной добродетели. Живая Лаура первой части – это всечастно повторяемое «имя донны», это все сочинения поэта, «все бумаги», на которых запечатлена «ее слава», это лавровый венец (Laura=lauro) – высшая награда поэту.
Вторая часть проникнута всеохватной грустью. Это состояние поэт приемлет без бунта, но и без оттенков благочестивого смирения. Изредка эта печаль светла, но больше томит щемящим ощущением невосполнимой утраты.
Потрясает объективно-созерцательное, до отрешения от «я», переживание скорби как природного состояния, как особой ступени гармонизации бытия. Происходит соотнесение наивной, ничего не подозревающей о перемене своих состояний природы с опытом искушенного сердца. Открывается возможность познания вечности в единстве ее начал – смертного и бессмертного. Эти изменения претерпевает поэт, его лирическое «я».
«Книга песен» произвела переворот в европейской поэзии, «петраркизм» стал отправной тенденцией ренессансной лирики не только конца Тренченто (в Италии), но и Кватроченто и Чинквиченто во многих странах. На иностранных языках особенно активно утверждалась орнаментика, изобретательная игра слов, звуков, аллитерации, ассоциации, словом, самый широкий метафорический ряд. Вот небольшой реестр поэтической игры Петрарки с именем возлюбленной:
Laura – имя Лаура
Laura – лавра (монастырь)
Lauro - лавр
l’auro – золото
l’aurea - золотая
laurea – лавровы венок, ученая степень
l’aura – ветерок, дуновение (аура)
l’aureola – ореол, сияние
а также имя Лаура с уменьшительным суффиксом
«Данте возвысил Беатриче до Вселенной, стал ее совестью и глашатаем. Петрарка же сосредоточил всю Вселенную в Лауре, создал из нее и из себя свой мир. Вот в чем состояла его жизнь. Вот что принесло ему славу». (Сирано де Бержерак)
Кумиром Боккаччо, как и Петрарки, был Данте, и он написал тщательную, проникнутую глубоким уважением биографию изгнанника – «Жизнь Данте» (1351), в которой упрекал Флоренцию в недооценке гения. В 1373 г. ему выпало почетное поручение: выступать с публичным чтением и комментированием «Божественной комедии» Данте. Он успел прочитать 14 песен «Ада» и заболел. Умер в декабре 1375 г. в местечке своего рождения Чертальдо.
И личность Боккаччо, и мир его творчества глубоко отличаются и от Данте, и от Петрарки. Боккаччо вышел из буржуазного сословия и имел трезвое отношение к реальной жизни, политикой не занимался. Этому много способствовал опыт жизни и работы в Неаполе на поприще торговли. Одно из наглядных отличий в том, что у Боккаччо его реальная бытовая жизнь и практическая деятельность весьма далеки от предмета и целей его творчества.
В литературоведении очень часто рядом с наименование произведения Боккаччо ставится пометка «первый», «впервые». Это тоже отличает Боккаччо от предшественников. Он очень активный новатор. Например, он первым вводит в поэзию октаву – строфу фольклорного происхождения. Его поэма «Филострат» - первая поэма в октавах, «Тезеида» - первая эпическая поэма на вольгаре (12 песен в октавах). «Амето» - первая пастораль на вольгаре. «Фьяметта» - первый психологический роман с автобиографическим содержанием.
«Декамерон» (Decameron). Дата написания: после чумного 1348-го и до 1353 г.
Для названия использовано греческое число в родительном падеже – «десяти», подраумевается «десятидневник», то есть сборник в десяти книгах (день=книга). В каждой книге по 10 новелл, всего 100 новелл. «Декамерон» построен так в подражание архитектонике «Божественной комедии». Магия чисел 100 и 10 усиливается еще семеркой и тройкой, так как из десяти собеседников – семь девушек и трое юношей.
У «Декамерона» есть еще одно название, вернее, прозвище: «принц Галеотто» (il principe Galeotto, что значит «сводник»). И еще есть весьма загадочное обозначение книги как сочетания «без названия». Все эти странности заставляют сосредоточить внимание на обрамлении сборника и предположить,что, заключая свое сочинение в такую рамку, которая делает его если не монолитным, то цельным, автор имел намерение подчинить повествование заранее разработанному плану. Возможно, что одна из целей – создать живую творческую среду, в которой как бы импровизируются рассказы, идет соревнование интеллектов, фантазии, дружеских поучений и взаимопроверка гуманистических позиций.
Имена рассказчиков – значащие, в большинстве тоже от греческих корней. Старшая девушка Пампинея, что значит (примерно) – цветущая, роскошная, уверенная в себе. Филомена – любительница пения, певунья, Неифила – впервые влюбленная, юная влюбленная, Фьяметта и Элиза – это имена уже бывших у Боккаччо героинь, обманутых любовью. Лауретта – робкая, как Дафна, превратившаяся в лавр. Эмилия – обольстительная, прельщающая.
Во введении описывается чума. Конечно, она описывается как бедствие. Однако автор старается представить объективную картину и не пытать читателя трагическими карами и ужасами, не подвергать его чувства морально – религиозным испытаниям. Боккаччо изымаетдесятерых молодых людей из чумного города и поселяет их в сельском уединении, убереженном от заразы и обеспеченном всем, что нужно, для простого и здорового пребывания в живых.
Поведение рассказчиков целиком подчинено творческой триаде: мудрость, знание и добродетель.
«Декамерон» - своего рода литературная антология. В нем отразилась устная сказовая традиция, мифология, легенды, исторические анекдоты, античная классика, средневековые повествования, и хотя первенствуют сюжеты итальянского происхождения (из 100 новелл действие 87 происходит в Италии), тут чувствуются накопления греческого, латинского, французского (и не только) материала.
Главная тема: любовь в самых разных смыслах, видах и формах. Особенно ярко изображение естественного чувства, его неискоренимости, его природной самоцельной чувственности, не подвластной запретам, не подчиненной нормам. Боккаччо изображает любовь гармонически целостной, радостной, исполненной верности и чистоты, способной на героизм и даже на аскетизм. Новелл с двумя последними мотивами немного, но и они прекрасно отделаны и прекрасно запоминаются.
«Декамерон» - произведение многогранное. В нем сочетаются контрасты трагического и комического, назидательного и развлекательного, добродетельного и авантюрного. Это произведение насквозь земное и по аналогии с поэмой Данте представляет собой «человеческую комедию» бытия. «Декамерон» насыщен образцовыми по структуре новеллами, ставшими классическим мерилом жанра. Одна из характерных черт – их драматизмЮ то есть воспроизведение действия в живом конкретном диалоге, ведущемся как бы «сейчас» и тем напоминающем эпизод пьесы. Рассказчик не то чтобы скрыт, но сам выбирает позицию объективного наблюдателя или зрителя. А действие настолько самодостаточно, что несет свою мораль в кульминации и развязке и не нуждается в подсказках повествователя. Поэтому новеллы легко инсценируются и являются депозитарием драматургических сюжетов.
Италия
Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.
Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.
В последующие века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Маккиавелли, Бернардо Довици, группа поэтов-петраркистов.
Франция
Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи, переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.
Для писателей французского Возрождения по сравнению со средневековыми характерно чрезвычайное расширение кругозора, большой охват умственных интересов, реалистический подход к действительности.
В развитии литературы того периода выделяется два этапа. Ранний, когда преобладали гуманистические идеи, оптимизм, и поздний, когда, в силу политической обстановки, религиозного раскола, проявились разочарование и сомнение. Наиболее яркими представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле (автор «Гаргантюа и Пантагрюэля») и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда».
Англия
В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы ещё сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени — отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.
Наиболее крупные представители литературы английского Возрождения — Шекспир, Кристофер Марло, Томас Кид в драматургии; Джефри Чосера, Эдмунд Спенсер в поэзии; в области романа — Джон Лили, Томас Нэш; а в области гуманистических трудов - первый английский гуманист Томас Мор.
Германия
В 15-16 вв. Германия испытывала экономический подъем, хотя от передовых стран Европы — Италии, Франции, Нидерландов — она отстает. Особенность Германии в том, что развитие на ее территории шло неравномерно. Разные города находились на разных торговых путях, и торговали с разными партнерами. Некоторые города вообще находились в стороне от торговых путей, и сохраняли свой средневековый уровень развития. Сильны были и классовые противоречия. Крупная знать укрепляла свою власть за счет императора, а мелкое дворянство разорялось. В городах шла борьба между имеющим власть патрициатом и мастерами-ремесленниками. Наиболее развитыми были южные города: Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др., те, что находились ближе к Италии и имели с ней торговые связи.
Литература Германии тогда была разнородна. Гуманисты писали в основном на латинском языке. Это объяснялось культом классической древности и обособленностью гуманистов от жизни и потребностей народа. Крупнейшие представители ученого гуманизма — Иоганн Рейхлин (1455—1522), Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Но кроме этого направления были и другие, была реформаторская литература. Ее представляют Мартин Лютер (1483—1546) и Томас Мюнцер (1490—1525). Лютер, выступавший против римской церкви, поддерживавший сперва народные массы, впоследствии перешел на сторону князей, из страха перед крестьянским революционным движением. Мюнцер же, напротив, поддерживал крестьянское движение до конца, призывал разрушать монастыри и замки, конфисковывать и делить имущество. «Люди голодны, — писал он, — они хотят и должны есть».
Наряду с латинской литературой ученых гуманистов и агитационно-политической литературой реформаторов развивалась и народно-бюргерская литература. Но она ещё сохраняет средневековые черты и несет оттенок провинциализма. Представителем и родоначальником одного из направлений бюргерской литературы (сатиры) является Себастьян Брант (1457—1521). Его «Корабль дураков» по характеру близок «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Он имел последователей. Другой крупнейший представитель бюргерской литературы — Ганс Сакс (1494—1576), поэт. Его наследие велико. Это стихи, песни, басни, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).
Нидерланды
В Нидерландах Возрождение совпадало с национальным освобождением и реформацией. В эпоху Возрождения литература в Нидерландах развивалась прежде всего на латинском языке: знаменитым поэтом был Иоанн Секунд, автор «Поцелуев»; а крупнейшим латиноязычным прозаиком и гуманистом - Эразм Роттердамский, автор знаменитой «Похвалы глупости», которую он посвятил своему другу Томасу Мору.
Однако, именно в это время закладывались основы народного литературного языка Нидерландов. Величайшим нидерландским поэтом и драматургом был Йост ван ден Вондел (1587—1679), автор трагедий на библейские и исторические темы, чьи пропитанные духом времени произведения способствовали дальнейшему формированию национального самосознания.
В период «Золотого века Нидерландов» (XVII век) в Амстердаме формируется «Мёйденский кружок»,в который входило много писателей и художников «золотого века», в том числе и его крупнейший деятель Питер Хофт. Хофт написал прозаическую «Историю Нидерландов»; так же он писал драмы и любовные стихи, стараясь соединить простоту голландской средневековой народной песни с изысканностью веяний Ренессанса. В противоположность Вонделу ненавидел христианскую ортодоксию и проповедовал стоицизм и эпикурейство.
Испания и Португалия
Литература в этих странах развивалась своеобразно. Социально-политическая обстановка в них была сложной. В первую очередь, здесь проходила Реконкиста, отвоевание земель у мавров. Испания не была единой страной, а состояла из отдельных государств. Каждая провинция развивалась поначалу обособленно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Во вторую очередь, Испания в это время вывозила из колоний огромное количество золота, в ней накапливались огромные богатства, и все это тормозило развитие промышленности и формирование буржуазии. Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьёзное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» (автор — Матео Алеман).
Ссылки:
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм эпохи Ренессанса:
Данте Алигьери,
Леонардо да Винчи,
Франческо Петрарка,
Колюччо Салютати,
Пьетро Паоло Верджерио,
Боккаччо,
Леонардо Бруни,
Энео Сильвио Пикколомини (папа Пий II),
Лоренцо Валла,
кардинал Пьетро Бембо,
Вивес (Испания),
Роберт Эствен (Франция),
Фабер Стапуленсис,
Карл Бовиль,
Жан Боден,
Мишель де Монтень,
Томас Мор (Англия),
Джон Коле,
Филипп Сидней,
Томас Элиот,
кембриджская школа,
Рудольф Агрикола,
Иоганн Рейхлин,
Конрад Цельтис,
Ульрих фон Гуттен,
Муциан Руф,
Конрад Пейтингер,
Виллибальд Пиркгеймер.
Эразм Роттердамский
Томмазо Кампанелла.
Ознаменован он тем, что произошел интерес к античному искусству, науке, философии и литературе. Термин «Возрождение» больше относится к истории культуры. Этот интерес зародился в с
14 10 2014
1 стр.
Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего
03 09 2014
1 стр.
Особенности социальных, экономических и политических отношений в эпоху Возрождения
25 09 2014
3 стр.
Европе, т е. V век. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Однако полное исчезновение средневе
13 10 2014
1 стр.
Европейская цивилизация уходит корнями в античную культуру, средневековье. Основой современной цивилизации стала система ценностей, выработанных в Новое время, толчком к которому и
09 09 2014
1 стр.
Ii. Взгляды Томаса Мора в эпоху возрождения, аналитика источника
02 09 2014
1 стр.
Семинар Политико-правовые учения в Западной Европе в Эпоху Возрождения и Реформации (2 часа)
23 09 2014
1 стр.
Н. А. Симакова и Т. Н. Дубравская существенно дополнили наши знания о формах музыкального мышления и контрапункте в эпоху Возрождения, введя в учебную практику новые имена, сочинен
16 12 2014
1 стр.