О некоторых вопросах организации
железнодорожного транспорта в Китае
Железнодорожный транспорт КНР является наиболее широко используемым видом перевозок на дальние расстояния в стране. Практически всеми железнодорожными операциями в материковом Китае руководит Министерством железных дорог КНР. Железнодорожная сеть (стандартная колея - 1435 мм) общей протяженностью 78000 км охватывает всю страну, что по протяженности уступает лишь США и России.
С 2007 г. китайской железной дороге принадлежит около 578000 вагонов, 44000 автобусов и 18300 локомотивов. Ежедневно используется свыше 36300 поездов, в том числе около 3000 пассажирских поездов и 33300 грузовых. На сегодняшний день сеть обслуживает все провинции, за исключением Макао.
На долю железнодорожного транспорта КНР приходится около 13% общего объема грузоперевозок в стране. При этом по отдельным видам грузов железнодорожный транспорт занимает доминирующее положение на рынке. По железным дорогам перевозится 75% угля, 66% руды, 62 % стального проката и 56% зерновых грузов.
Структура управления железнодорожным транспортом в КНР
В материковой части Китая действует трехуровневая система управления национальной железнодорожной сетью, которая включает в себя:
• Министерство железных дорог КНР;
• железнодорожные бюро или группы железнодорожных компаний;
• железнодорожные станции и депо.
Единственная в Китае частная железнодорожная линия «Luoding Railway» (罗定铁路) действует в провинции Гуандун. Статус частной железнодорожной линии с правом осуществления пассажирских перевозок «Luoding Railway» получила после ее продажи в 2006 году тяньцзинской корпорации «Zhongji Industrial Corporation».
Министерство железных дорог Китайской Народной Республики – МЖД КНР (Ministry of Railways of the People's Republic of China - 中华人民共和国铁道部).
Адрес: 10 Fuxinglu, район Хайдянь, Пекин 100844
Телефон: 86-10-5184-0114
Факс: 86-10-6324-2150
Веб-сайт:
www.china-mor.gov.cn
МЖД КНР является государственным органом исполнительной власти, который отвечает за пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки, регулирование железнодорожной отрасли, развитие железнодорожной сети и инфраструктуры железнодорожного транспорта в стране. МЖД КНР возглавляется министром, который имеет пять заместителей.
Основными функциями МЖД КНР являются:
• разработка соответствующих правил, положений, законов, политики и стандартов в области управления национальной системой железных дорог;
• реформирование и расширение железнодорожной сети в соответствии с ежегодными национальными планами железнодорожного транспорта и долгосрочными программами развития;
• выпуск облигаций для финансирования развития железных дорог;
• управление строительством железных дорог и смежными отраслями;
• наблюдение за исследованиями и разработками для повышения эффективности и скорости работы железнодорожного транспорта;
• обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте; принятие к рассмотрению и расследование несчастных случаев;
• организация проектов международного сотрудничества.
В структуре МЖД КНР действуют следующие подразделения:
- Общее управление и Управление по политике;
- Департамент политики и права;
- Департамент развития и планирования;
- Департамент по финансовым вопросам, науке, технике и образованию;
- Департамент кадров;
- Департамент труда и здравоохранения;
-Департамент строительства и управления;
-Департамент международного сотрудничества;
- Департамент надзора за безопасностью;
- Департамент транспорта;
- Бюро общественной безопасности;
- Департамент пропаганды;
- Комитет дисциплинарного надзора;
- Комитет молодежной лиги;
- Генеральный профессиональный союз железных дорог;
- Бюро по вопросам отставки должностных лиц.
Железнодорожные бюро или группы железнодорожных компаний
В ведении МЖД КНР находятся 16 региональных железнодорожных бюро (агентств), а также две группы компаний. Существует также ряд местных железнодорожных линий, эксплуатируемых местными государственными компаниями.
Ж/д бюро или агентство
|
Сеть ж/д в провинциях
|
Пекинское ж/д бюро
|
Шицзячжуан, Тяньцзинь, Тайюань
|
Ж/д бюро Чэнду
|
Чэнду, Чунцин, Наньчунь, Гуйян, Лупаньшуй
|
Группа компаний Гуанчжоу (Guangzhou Railway Group Co.,Ltd.)
|
Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Мэйчжлу, Хунань, Чанша
|
Харбинское ж/д бюро
|
Внутренняя Монголия, Сиань
|
Ж/д бюро Хох-хото
|
Внутренняя Монголия
|
Цзинаньское ж/д бюро
|
Шаньдун
|
Куньминьское ж/д бюро
|
Чэнду, провинция Сычуань, Гуйчжоу, Вьетнам
|
Ланьчжоуское ж/д бюро
|
Ганьсу, Нинся
|
Наньчанское ж/д бюро
|
Цзянси, Чжэцзян, Хубэй, Хэнань, Аньхой
|
Наньнинское ж/д бюро
|
Наньнин, Луйчжоу, восточная часть провинции Гуандун
|
Цинхай-Тибетская группа компаний (Qinghai-Tibet Railway Group Co., Ltd.)
|
Цинхай, Тибет, Сычуань
|
Шанхайское ж/д бюро
|
Шанхай, Цзянсу, Аньхой, Чжэцзян, Фуцзянь, Хэнань
|
Шэньянское ж/д бюро
|
Ляонин, Цзилинь, Цзянчжой
|
Тайюаньское ж/д бюро
|
Шаньси, Шаньдун, Хэнань
|
Ж/д бюро Урумчи
|
Синьцзян, Ганьсу
|
Уханьское ж/д бюро
|
Хубэй, Хэнань
|
Сианьское ж/д бюро
|
Шэньси, Ганьсу, Сычуань, Чунцин, Нинся, Хубэй
|
Чжэнчжоуское ж/д бюро
|
Хубэй, Хэбэй, Шаньси, Шаньдун
|
Собственником подвижного состава китайских железных дорог и железнодорожным перевозчиком является МЖД КНР (Департамент подвижного состава), а также управления железных дорог на местах.
МЖД КНР создало 2 крупные государственные компании (100% акций принадлежит государству) – оператора подвижного состава:
- АО «Китайская железнодорожная корпорация международных мультимодальных перевозок» (China Railway International Multimodal Transport - CRIMT);
- АО «Китайская железнодорожная корпорация контейнерных перевозок»(China Railway Container Transport Center - CRCTC).
Частный бизнес не имеет собственного подвижного состава и арендует его у указанных компаний.
Выраженной специализации операторов китайских железных дорог на видах перевозок нет, однако CRIMT делает акцент на перевозках в вагонах, а CRCTC - на контейнерных перевозках.
Говоря о тенденциях развития рынка железнодорожных перевозок в Китае, следует отметить следующее.
На рынке железнодорожных перевозок КНР работает большое количество крупных и мелких экспедиторских компаний разных форм собственности, включая частные и компании с иностранным капиталом, которые арендуют подвижной состав и контейнеры у вышеуказанных операторов.
Крупнейшими из них являются контролируемые государством компании:
- «Синотранс» (Министерство коммерции КНР)
- «Коско-логистик», «Пенавико» (Министерство транспорта КНР)
- Компании, созданные при управлениях железных дорог.
Наличие большого числа мелких агентов – экспедиторов обусловлено упрощенным порядком их регистрации и отсутствием необходимости получения кодов китайской железной дороги.
В октябре 2008 года Госсовет КНР утвердил новый национальный план инвестиций в железнодорожную отрасль в размере 2 трлн. юаней (примерно 292 млрд. долл. США) на период до 2020 года. Предусмотренная планом схема расширяет объявленную ранее в Китае программу строительства железных дорог, по которой на 11-й пятилетний план было выделено 1,25 трлн. юаней (примерно 182 млрд. долл. США) на период 2006-10 годы. Ожидается, что в результате увеличения объема инвестиций сеть железных дорог в стране вырастет с 78000 км (на конец 2007 г.) до 100000 км в конце 2010 года, а в 2020 году ее протяженность составит 120000 км. При этом акцент будет сделан на обеспечении увеличения грузовых перевозок.
Ведется работа по проектированию и строительству новых линий железных дорог. В частности, активно разрабатывается проект железнодорожной линии между двумя берегами Тайваньского пролива, которая соединит Пекин и Тайбэй. По предварительным планам, железная дорога пройдет через административный центр провинции Фуцзянь город Фучжоу на юго-востоке Китая и станет частью железнодорожной сети, соединяющей остров с материковой частью Китая, а также соединит Куньмин (провинция Юньнань) на юго-западе и Хэфэй (провинция Аньхой) на востоке.
В рамках создания железнодорожного сообщения между Тайванем и материковым Китаем МЖД КНР планирует к 2015 году построить в Фуцзяни 6 тыс. км железных дорог, инвестировав в проект 350 млрд. юаней (около 51,5 млрд. долл. США).
Предполагается, что эта железнодорожная сеть станет основой транспортной инфраструктуры новой экономической зоны, объединяющей Тайвань, Фуцзянь и прилегающие к ней провинции. Создание такой зоны было предложено участниками ежегодной сессии Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая.
Во второй декаде июня 2009 года в Синьцзян-Уйгурском автономном районе – СУАР (Северо-Западный Китай) планируется начать строительство железнодорожной магистрали, предназначенной исключительно для пассажирских перевозок, которая свяжет административные центры СУАР и провинции Ганьсу - Урумчи и Ланьчжоу.
Общие инвестиции в строительство новой железной дороги составят 120 млрд. юаней. Предполагается, что она будет построена в течение ближайших 3 лет. Скорость движения поездов по ней составит около 300 км/ч.
Кроме указанной железной дороги в 2009 году в Синьцзяне начнется строительство еще 4 железнодорожных линий. Сейчас в СУАР строится 10 железных дорог общей протяженностью более 4000 км, часть из которых будут сданы в эксплуатацию до конца года.
Началась подготовка к строительству железных дорог Китай - Кыргызстан - Узбекистан и Китай - Пакистан. По прогнозу, в 2020 году протяженность железных дорог в Синьцзяне увеличится до 7000 км.