Конспект познавательного занятия в старшей группе
Тема: «О правах – играя»
Программные задачи
Формировать у детей знания о правах ребенка.
Развивать у детей правовое мировоззрение.
Учить рассуждать, сопоставлять, делать выводы, пополнять словарный запас у детей.
Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.
Материалы и оборудование
Книга «Права ребенка»,
жетоны: «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...
- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать ненастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.
- А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения. Постараемся быть всегда добрыми, заботливыми и от этого человек становится счастливым. Вы хотите стать такими? Молодцы! Давайте дружно, звонко, от чистого сердца скажем друг другу:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята — дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель: А как же нам попасть в Правдилию? (ответы детей) Давайте скажем волшебные слова: Раз, два, три повернись в Правдилии очутись.«Цветок Счастья там» живет.
Должны мы многое узнать
И лепесток там отыскать.
(подходят к избушке).
Воспитатель: Что за дом чудной стоит? Как вы думаете, кто в нем живет?(ответы детей) Постучим?
(Появляется Баба Яга)
Б. Яга: - Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?
Воспитатель: - Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.
Б. Яга: - Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?
Воспитатель:: - Б. Яга, а ты в страну Правдилию летала?
Б. Яга: - Ну, летала! А вам то что?
Воспитатель: А «цветок Счастья » там видела?
Б. Яга: - Ну, видывала! А дальше то что?
Воспитатель: - И разноцветные лепестки с него сорвала?
Б. Яга: - Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой),
- Вы это что, за ними пришли?
Воспитатель: - Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.
Б. Яга: - Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне.
Воспитатель: Б. Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого своё.
Б. Яга: – Имена? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, все маленькие, обойдутся номерами.
– Дети вы согласны, что все дети одинаковые?. Докажите это Б.Яге. Какого у тебя цвета волосы? Какого цвета у тебя глаза? Чем ты любишь заниматься? Что ты умеешь делать?(ответы детей, раздача жетонов «Все дети имеют равные права»)
– Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?
Б. Яга: - Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.
Воспитатель: - Тогда давайте представимся Б. Яге.
( дети называют свои имена, жетоны «Право на имя»).
- Б. Яга, теперь верни нам, пожалуйста, лепестки.
Б. Яга: - Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает?
Воспитатель: - Это почему?
Б. Яга: - Потому что, эти лепестки имеют право читать только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться – только дети врачей.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, справедливо ли то, что сказала Б. Яга? Конечно, нет! Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.(жетоны: «Право на обучение», «Право на лечение», «Право на дом»)
Б. Яга: - Опять со мной спорите! Не отдам лепестки! (Сердитая уходит в избушку, топает ногами).
Воспитатель: - Мне почему-то стало жалко Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы.
Давайте все вместе сделаем ей приятное, подарим ей наши рисунки и скажем ласковые слова(Дети стучатся в дверь, выходит Б. Яга, дети дарят рисунки.Б. Яга благодарит и возвращает им лепестки. Дети тоже благодарят и прощаются с Б. Ягой).
- Воспитатель: Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья».
Голос цветка: - Спасибо вам добрые и смелые дети! За ваш труд я хочу вас наградить еще одним правом, правом на отдых. Умеете ли вы отдыхать и как? (Дети отвечают). Тогда я дарю вам эту веселую музыку, потанцуйте и повеселитесь.
Воспитатель: - А теперь пора возвращаться в детский сад.
Мы «цветку Счастья» помогли
И лепестки его нашли.
Теперь нам в детский сад пора.
Скажем волшебные слова: Раз, два, три в детском саде очутись.
“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают
- Давайте рассмотрим наши жетоны , скажите с какими правами познакомились сами и познакомили Б.Ягу. (ответы детей).
-Молодцы ребята, все эти права очень важны. Я знаю что некоторые из вас знают стихи о правах и хотят нам их прочитать.
Пусть дети живут и смеются звонко
Подрастают с каждым днем
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны
Пусть никто из них не знает,
Никакой беды!
******
Все дети на земле имеют право
На чистый воздух и веселый смех
Хочу, что бы Российская держава
От террористов защищала всех
Чтоб творческой работы всем хватало
И мамочка поменьше уставала
*****
Мы на свет родились
Что бы радостно жить
Что бы вместе играть
Что бы вместе дружить
Чтоб улыбки друг другу дарить
Чтоб исполнились в жизни все ваши мечты.