Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Факультет информационных технологий

Кафедра прикладной математики и вычислительной техники

О.В. Прохорова



ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Часть 1. «Основы языка С++»

Курс лекций

Самара - 2012

Оглавление


1.Введение 2

7

2.Инкапсуляция 8



3.Полиморфизм 13

4.Конструкторы и деструкторы 16

5.Наследование 20

6.Объединения, встраиваемые функции 22

7.Указатели и адреса 27

8.Имена, переменные и константы 35

9.Операции и выражения 40

10.Операторы 48

11.Функции 58

12.Встроенные типы данных 65

13.Классы и объекты 75

14.Массивы 82

15.Структуры 85

16.Строки и литералы 87

17.Распределение памяти 91

18.Производные классы, наследование 101

19. Контроль доступа к объекту 107

Литература 115




  1. Введение


Разработчиком языка Си++ является Бьерн Страуструп. В своей работе он опирался на опыт создателей языков Симула, Модула 2, абстрактных типов данных. Основные работы велись в исследовательском центре компании Bell Labs.

Непосредственный предшественник Си++ – язык Си, который появился в 1979 году, а в 1997 году был принят международный стандарт Си++, который фактически подвел итоги его 20-летнего развития. Язык стандартизован. Его стандарт утвержден Международной организацией по стандартизации ISO. Его номер ISO/IEC 14882.

Язык Си++ является универсальным языком программирования, в дополнение к которому разработан набор разнообразных библиотек. Поэтому, строго говоря, он позволяет решить практически любую задачу программирования. Тем не менее, в силу разных причин (не всегда технических) для каких-то типов задач он употребляется чаще, а для каких-то реже. Си++ как преемник языка Си широко используется в системном программировании. На нем можно писать высокоэффективные программы, в том числе операционные системы, драйверы и т.п. Язык Си++ – один из основных языков разработки трансляторов.

Поскольку системное программное обеспечение (ПО) часто бывает написано на языке Си или Си++, то и программные интерфейсы к подсистемам ОС тоже часто пишут на Си++. Соответственно, те программы, даже и прикладные, которые взаимодействуют с операционными системами, написаны на языке Си++.

Распределенные системы, функционирующие на разных компьютерах, также разрабатываются на языке Си++. Этому способствует то, что у широко распространенных компонентных моделей CORBA и COM есть удобные интерфейсы на языке Си++.

Обработка сложных структур данных – текста, бизнес - информации, Internet-страниц и т.п. – одна из наиболее распространенных возможностей применения языка. В прикладном программировании, наверное, проще назвать те области, где язык Си++ применяется мало.

Разработка графического пользовательского интерфейса на языке Си++ выполняется, в основном, тогда, когда необходимо разрабатывать сложные, нестандартные интерфейсы. Простые программы чаще пишутся на языках Visual Basic, Java и др.

Программирование для Internet в основном производится на языках Java, VBScript, Perl.

В целом надо сказать, что язык Си++ в настоящее время является одним из наиболее распространенных языков программирования в мире.

Простейшая программа на языке Си++

Самая короткая программа на языке Си++ выглядит так:

// Простейшая программа

int main() { return 1; }

Первая строчка в программе – комментарий, который служит лишь для пояснения. Признаком комментария являются два знака деления подряд (//).

main – это имя главной функции программы. С функции main всегда начинается выполнение. У функции есть имя (main), после имени в круглых скобках перечисляются аргументы или параметры функции (в данном случае у функции main аргументов нет). У функции может быть результат или возвращаемое значение. Если функция не возвращает никакого значения, то это обозначается ключевым словом void. В фигурных скобках записывается тело функции – действия, которые она выполняет. Оператор return 1 означает, что функция возвращает результат – целое число 1.



Если мы говорим об объектно-ориентированной программе, то она должна создать объект какого-либо класса и послать ему сообщение. Чтобы не усложнять программу, мы воспользуемся одним из готовых, предопределенных классов – классом iostream (поток ввода-вывода). Этот класс определен в файле заголовков "iostream.h". Поэтому первое, что надо сделать – включить файл заголовков в нашу программу:

#include

int main() { return 1; }

Кроме класса, файл заголовков определяет глобальный объект этого класса cout. Объект называется глобальным, поскольку доступ к нему возможен из любой части программы. Этот объект выполняет вывод на консоль. В функции main мы можем к нему обратиться и послать ему сообщение:

#include

int main()

{

cout << "Hello, world!" << endl;



return 1;

}

Операция сдвига << для класса ostream определена как "вывести". Таким образом, программа посылает объекту cout сообщения "вывести строку Hello, world!" и "вывести перевод строки" (endl обозначает новую строку). В ответ на эти сообщения объект cout выведет строку "Hello, world!" на консоль и переведет курсор на следующую строку.



Компиляция и выполнение программы

Программа на языке Си++ – это текст. С помощью произвольного текстового редактора программист записывает инструкцию, в соответствии с которой компьютер будет работать, выполняя данную программу.

Для того чтобы компьютер мог выполнить программу, написанную на языке Си++, ее нужно перевести на язык машинных инструкций. Эту задачу решает компилятор. Компилятор читает файл с текстом программы, анализирует ее, проверяет на предмет возможных ошибок и, если таковых не обнаружено, создает исполняемый файл, т.е. файл с машинными инструкциями, который можно выполнять.

Откомпилировав программу один раз, ее можно выполнять многократно, с различными исходными данными.

Не имея возможности описать все варианты, остановимся только на двух наиболее часто встречающихся.

Компилирование и выполнение программ в среде Windows

Если Вы используете персональный компьютер с операционной системой Microsoft© Windows 98, Windows NT или Windows 2000, то компилятор у Вас, скорее всего, Visual C++©. Этот компилятор представляет собой интегрированную среду программирования, т.е. объединяет текстовый редактор, компилятор, отладчик и еще ряд дополнительных программ.



  1. В среде Visual C++ прежде всего необходимо создать новый проект. Для этого нужно выбрать в меню File атрибут New. Появится новое диалоговое окно. В закладке Projects в списке различных типов выполняемых файлов выберите Win32 Console Application. Убедитесь, что отмечена кнопка Create new workspace. Затем следует набрать имя проекта (например, test ) в поле Project name и имя каталога, в котором будут храниться все файлы, относящиеся к данному проекту, в поле Location. После этого нажмите кнопку "OK".

  2. Теперь необходимо создать файл. Опять в меню File выберите атрибут New. В появившемся диалоге в закладке File отметьте text file. По умолчанию новый файл будет добавлен к текущему проекту test , в чем можно убедиться, взглянув на поле Add to project. В поле Filename нужно ввести имя файла. Пусть это будет main.cpp. Расширение .cpp – это стандарт для файлов с исходными текстами на языке Си++. Поле Location должно показывать на каталог C:\Work. Нажмите кнопку "OK".

  3. На экране появится пустой файл. Наберите текст программы.

  4. Компиляция выполняется с помощью меню Build. Выберите пункт Build test.exe (этому пункту меню соответствует функциональная клавиша F7). В нижней части экрана появятся сообщения компиляции. Если Вы сделали опечатку, двойной щелчок мышью по строке с ошибкой переведет курсор в окне текстового редактора на соответствующую строку кода. После исправления всех ошибок и повторной компиляции система выдаст сообщение об успешной компиляции и компоновке (пока мы не будем уточнять, просто вы увидите сообщение Linking).

  5. Готовую программу можно выполнить с помощью меню Build, пункт Execute test.exe. То же самое можно сделать, нажав одновременно клавиши CTRL и F5. На экране монитора появится консольное окно, и в нем будет выведена строка "Hello, world!". Затем появится надпись "Press any key to continue". Эта надпись означает, что программа выполнена и лишь ожидает нажатия произвольной клавиши, чтобы закрыть консольное окно.

следующая страница>


О. В. Прохорова основы программирования. Часть «Основы языка С++»

Разработчиком языка Си++ является Бьерн Страуструп. В своей работе он опирался на опыт создателей языков Симула, Модула 2, абстрактных типов данных. Основные работы велись в исслед

1072.81kb.

10 10 2014
13 стр.


Урок дата сабақ №1 Күн ТЕМА УРОКА сабақ тың тақырыбы: Язык программирования. Основы языка Бейсик

В итоге получается текст программы полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, ко

611.95kb.

25 12 2014
5 стр.


Программа по курсу основы информатики (Введение в программирование) по направлению

Язык программирования С++ (история, стандарт, обратная совместимость с С, место среди других языков программирования)

151.35kb.

09 10 2014
1 стр.


Учебное пособие 10 часть Основы общей теории управления. Функциональный и процессный подходы к управлению организацией 15

Основы процессного управления. Компоненты процессов. Идентификация и классификация процессов 31

1845.11kb.

25 12 2014
17 стр.


1. Среда языка программирования Pascal abc

Блеза Паскаля. На основе языка Паскаль в 1985 г фирма Borland выпустила версию Turbo Pascal версии с этого времени язык Паскаль используется во всем мире в учебных заведениях в кач

537.72kb.

02 10 2014
4 стр.


«Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества»

В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: строение веществ, основы молекулярной фотоники, динамика атомов и молекул, основы химической кинетики, основы синергетик

81.95kb.

10 09 2014
1 стр.


Рабочая программа дисциплины промышленные типы месторождений полезных ископаемых направление

Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных и

353.45kb.

01 10 2014
3 стр.


Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 10 с

157.74kb.

01 10 2014
1 стр.