Урок № 21
Тема: Образование казацкой державы – Гетманщины.
Цели: - ознакомить учащихся с началом формирования Украинского государства;
-рассмотреть политическое, административно-территориальное и военное устройство Украинского казацкого государства, внутреннюю и внешнюю политику;
-охарактеризовать финансовую систему и судопроизводство;
-выяснить особенности казацкого государства;
-формировать навыки анализа схем, работы в группах, творческого мышления;
-воспитывать уважение к державотворческим традициям украинского народа, чувство ответственности перед Родиной.
Ожидаемые результаты:
После этого урока учащиеся смогут:
-
Раскрывать особенности образования Украинского государства, его политическое и территориально-административное устройство;
-
Высказывать свою точку зрения по вопросу «Существовали ли в то время условия для образования Украинского государства?»;
-
Показывать на карте границы Войска Запорожского;
-
Пояснять изменения в социально-экономической жизни украинского народа.
-
Основные понятия: государство, Войско Запорожское, Гетманщина, Генеральная рада, старшинская рада, административно-территориальное устройство, универсал.
Основные даты (
записаны на доске):
1648-1657гг.- наивысший размах национально-освободительной борьбы украинского народа и создание государства – Войска Запорожского.
1649 – 1764 гг. – существование украинского казацкого государства – Гетманщины.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, карта, атлас по истории Украины 8 класс, схема «Органы государственной власти Украинского государства, задания для работы в группах, портрет Б.Хмельницкого.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний.
Опрос учащихся:
- Докажите, что события 1648 – 1649 гг. имели характер национально-освободительной войны, антифеодальной революции.
-Раскройте понятия: крестьянская война, социальная борьба, автономия, Зборовский договор, государство.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Мы только что уяснили, что государство – это основное орудие политической власти, благодаря чему осуществляется управление обществом, охраняются его внутренние и внешние интересы; это универсальная политическая форма организации общества.
На протяжении Национально-освободительной войны украинского народа происходил процесс формирования украинского государства. Победы Б.Хмельницкого в 1648-1649 гг. привлекли внимание к Украине и ее полководцу всех соседних государств и они начали искать возможности общаться с ним. Именно в это время Б.Хмельницкий в Переяславе впервые выдвинул политическую программу «звільнення з лядської неволі «народу всієї Русі» и создания «по тим границям как владели благочестивиє князі» национальной держави».
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ: существовали ли в то время условия для создания Украинского государства?
Сообщение темы и задач урока (на компьютере).
-
Изучение нового материала.
План.
1. Основные положения построения украинского государства.
2. Органы государственной власти
3. Административно-территориальное устройство Гетманщины.
4. Создание украинской армии.
5. Финансовая система.
6. Судопроизводство.
7. Изменения в социально-экономической жизни.
Рассказ учителя.
Организация казацкого государства формировалась под влиянием традиций и обычаев Запорожской Сечи и геополитического положения страны. Это и обусловило полувоенный характер украинской государственности, официальное название которого – Войско Запорожское, позднее – Украина, Гетманщина. Население Войска Запорожского (по Зборовскому договору) составляло 3 млн. чел., территория – 200 тыс. кв.км, столица - Чигирин.
Учащиеся работают с атласом, показывают территорию государства по Зборовскому договору 1649 г., находят полковые города, столицу.
Учитель вывешивает схему «Органы государственной власти Войска Запорожского» и предлагает учащимся объединиться в группы, чтобы самостоятельно изучить материал учебника (§19) и, используя схему раскрыть следующие вопросы:
1 группа. Органы государственной власти.
2 группа. Административно-территориальное устройство.
3 группа. Финансовая система.
4 группа.. Украинская армия.
5 группа. Судопроизводство
6 группа. Изменения в социально-экономической жизни.
Учитель дает пояснения к работе:
-
Объединение в группы и распределение ролей (написано на листах)
-
Спикер, (руководитель группы):
-зачитует задание группе,
- организовует порядок выполнения,
- подводит итоги работи,
-назначает докладчика.
-Ведет записи результатов работи группы,
-как член группы может выссказывать мнение, при подведении итогов помогает докладчику.
-следит за временем.
-четко выражает мнение группы,
-докладывает о результатах работы.
Учащиеся сообщают о результатах работы в группах.
-
Систематизация и обобщение новых знаний.
Учитель. Из ваших сообщений следует, что на освобожденной украинской территории утвердилась новая власть, опиравшаяся на другие порядки. В основе административно-территориального деления государства лежала структура казацкого войска. В полковых городах были резиденции полковников, которые имели военную, административную, судебную власть над населением территории полка. В полку был свой военно-административный аппарат – полковая старшина, полковые рады. В сотенных городах – аналогично. Утверждение новой власти заложило начало новому казацкому государству, которое развивалось и крепло в ходе Национально-освободительной войны.
А сейчас попытаемся дать ответ на проблемный вопрос, используя метод «ПРЕСС».
СУЩЕСТВОВАЛИ ЛИ В ТО ВРЕМЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА?
Учащиеся отвечают:
-
Я считаю, что…..
-
Потому, что….
-
Например….
-
Итак, …..
-
Подведение итогов.
Учитель. Итак, в процессе Национально-освободительной войны в мировоззрении казацкой элиты произошла определенная эволюция от идей казацкой автономии в составе Речи Посполитой до создания независимого государства. Но процесс создания Украинского государства не был полностью завершен, не были удовлетворены условиями Зборовского договора ни Речь Посполитая, ни народ Украины. Предстояли еще серьезные битвы, о которых поговорим на следующих уроках.
-
Домашнее задание.
Работать над текстом учебника §19.
Ответить на вопросы стр. 132.
Записать в тетрадь и выучить понятия: Войско Запорожское, Гетманщина, Генеральная Рада, старшинская рада.
Схема «ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ВОЙСКА ЗАПОРОЖСКОГО»
Высший орган власти – Войсковая (или Генеральная) Рада
|
|
Гетман
|
|
Старшинская рада
|
|
Рада при Гетмане
|
Генеральная старшина,
полковники
|
Генеральная старшина
|
Центральное правительство
Генеральный
писарь
|
Генеральные судьи
|
Генеральный обозный
|
Генеральный казначей
|
Гетманские адъютанты
|
Временный главноко-мандующий войском
|
Генеральная войсковая канцелярия
|
Генеральный войсковой суд
|
Генеральная войсковая артиллерия
|
Генеральная войсковая казна
|
Генеральный есаул,
генеральный
хорунжий,
генеральный бунчужный
|
Наказной гетман
|
Судебная система
|
|
Вооруженные силы
|
-
Генеральный судья
-
Полковые суды
-
Сотенные суды
-
Волостные суды
|
-
Казацкое войско
-
Основное (реестровые казаки)
-
Вспомогательное (наемные полки, разведка, артиллерия)
|