Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4
Программа

дополнительного образования выполнена учителем начальных классов

МБОУ Таскинской средней школы. Филимоновой В.В.

«Школьный музей»

Дополнительная образовательная программа

для детей возраста 8-10 лет

(срок реализации 3 года)

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3

2. Учебно-тематический план ………………………………………………… 11

3. Содержание дополнительной образовательной программы …………… 11

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

…………………………………………………………………………………. 15

5. Список литературы ………………………………………………………. 48

6. Приложения ……………………………………………………………… 51



1. Пояснительная записка

«Музей – грандиозная памятная



книга человечества»

Л.В. Луначарский

«В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе образования патриотическое воспитание учащихся определено приоритетным направлением в воспитательной работе образовательных учреждений. Оно направлено на дальнейшее формирование патриотичес­кого сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Существенный вклад в развитие системы патриотического воспитания вносят школьные музеи. Их деятельность является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Реализация дополнительной образовательной программы: «Активисты школьного музея» способствует патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края, села, школы. Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся и определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, села, школы. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы. Принимая участие в организации школьного музея, собирании и описании его коллекций, устройстве его экспозиций, использовании его материалов в учебной программе по различным дисциплинам учащиеся обучаются приемам самостоятельной работы, поисково-исследовательской в своей основе. Забота о школьном музее, пропаганда его материалов развивает коммуникативные навыки, внедряет в сознание представления об историческом процессе как непрерывной связи поколений, воспитывает любовь и уважение к своему краю, к своей семье и самому себе.

Данная программа считается адаптированной.

Актуальность программы:

В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль школьного музея – центра гражданско-патриотического воспитания учащихся. В системе патриотического воспитания юных граждан школьный музей становится образовательным пространством, ресурсом в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций.

Использование программы деятельности музея позволяет учащимся:

- приобщиться к творческой и научно-исследовательской деятельности по изучению истории своей малой Родины, региона, страны;

- повысить интерес к изучению истории;

- включиться в контекст музейно-педагогических проблем;

- создать коллектив единомышленников способных решать проблемы как учебно-воспитательного, так и научно-исследовательского характера;

- развить коммуникативные способности.



Цель программы: знакомство с историей родного края, формирование у детей навыков работы по систематизации, описанию и сохранению экспонатов, работу в архивах.

Задачи программы.

1) Образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края;

- совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках истории и при работе в музее;

- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

- формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края;

- формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

3) Развивающие:

- развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков, воссозданию прошлого родного края в виде организации экспозиции музея;

- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

4. Развивать логическое мышление и навыки самостоятельной работы с архивными данными и первоисточниками через подготовку докладов, рефератов по краеведению, описание экспозиций и т.д.;

- развивать образное художественное мышление через художественное оформление экспозиций, реставрацию и реконструкцию предметов быта, старины и т.д.



Основные направления программы:
– просветительская;
- организационно-массовая;
- учебно-воспитательная;
- исследовательская.

Условия реализации программы:
– активизация работы кружка «Активисты школьного музея»
- подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий с учетом возрастных особенностей учащихся;
- организация поисковой и исследовательской работы по сбору материалов; – реализация социальных проектов

Формы занятий: экскурсии, лекции, семинары, дискуссии, экспедиции, игры, конкурсы, турниры, интегрированные занятия, викторины, интервью, устные журналы, общешкольная газета «Калейдоскоп», презентации, праздники и т.д.

Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллективов педагогов и родителей школы. Определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, района, села. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений и современные проблемы.



Возраст детей: 8-10 лет. Именно данный возраст предполагает осознанный подход и мотивацию к обучению музейной работе. Рекомендуемый минимальный состав детей Школьного музея – 11 человек в первый год реализации программы и 11 человек во второй и третий.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

- сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов;

- поисковая работа по всем направлениям деятельности (групповая, индивидуальная);

- ведение инвентарной книги;

- работа по регистрации и сохранности экспонатов;

- экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

- оформительские работы (индивидуальные и групповые);

- работы в архивах и других музеях района и области (групповые, индивидуальные);

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов;

- встречи с выпускниками школы;

- участие в районных и областных краеведческих, научно-практических конференциях;

- работа лекторских групп;

- работа школьного кружка по краеведению;

- участие в различных областных и районных конкурсах;

- уроки мужества;

- сбор воспоминаний людей разных поколений;

- встречи с местными поэтами и художниками;

- подготовка докладов, выступлений по истории школы;

- создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпуск фотомонтажей и стенных газет,

- создание фото- и видеоматериалов.

Работа актива музейной комнаты.

Активисты совместно с руководителем музейной комнаты ведут работу по обустройству, организации музея, накоплению материалов, организации и проведению экскурсий, бесед, привлечению учеников школы к поисковой и исследовательской деятельности. Ежегодно организуют и проводят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, осуществляют шефскую помощь. Актив музейной комнаты ежегодно пополняет фонды музея путем:

- привлечения к исследовательской работе детей и взрослых, создания поисковых групп;

- налаживания переписки, личных контактов с различными организациями и частными лицами;

- изучения литературы и других источников;

- сбора материалов соответствующей тематики;

- обеспечения учета и хранения материалов;

- оформления постоянных и сменных экспозиций;

- проведения экскурсий, подготовки экскурсоводов;

- обеспечения использования экспонатов в учебном процессе;

- оформления запросов в другие организации и поручений от частных лиц и организаций.

Продолжительность реализации образовательной программы: 3 года.

Реализация программы включает в себя несколько этапов:

1 этап: проектный – 2012-2013 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

- изучить нормативную базу;



- проанализировать материально-техническую базу, педагогические условия реализации программы;

- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы;

- разработать программу деятельности музея «История нашего края»

2 этап: практический – 2013-2015 учебные годы.

Цель:реализация программы деятельности краеведческого музея «История нашего края» . Краеведение.

- Изучение документов по истории возникновения деревень края.

- Сбор легенд и материалов по истории нашего края.

- Сбор экспонатов по истории края.

- Оформление экспозиции «История нашего края».

- Создание музея «Крестьянская изба».

Музееведение.

- Оформление каталогов, описывающих имеющиеся материалы и экспонаты.

- Изучение правил оформления выставок и музейных экспозиций.

- Изучение правил ведения необходимой документации.

- Знакомство с правилами учёта и оформления необходимой документации, сопровождающий экспонат.

Предполагаемые экскурсии и походы.

- Поход по сбору материала для создания музея «Крестьянская изба» в старом крестьянском доме.

- Поход по местам стихов и рассказов А.И. Щербакова.

- Тема:« Легенды нашего края»

- Экскурсия «Крестьянская архитектура нашего края»

- Экскурсия « Картинная галерея»
- Экскурсия « Живая вода родника».

3 этап: аналитический – 2013-2015 учебный год.

Цель: Анализ итогов реализации программы.

Способы и методы контроля.

- творческие отчеты музея.

- проведение общешкольных краеведческих конференций

- участие в районных и областных краеведческих конференциях.

- использование материалов музея на уроках и внеурочных мероприятиях.

- участие в районном смотре школьных музеев и экспозиций Воинской славы, посвященном 70-летию Великой Победы.

- обобщить результаты работы музея в школе и районе;

- провести коррекцию в реализации программы;

- спланировать работу на следующий период.



Ожидаемые результаты

По итогам реализации программы учащиеся должны:

- знать природу, историю своего края, культуру народов, населяющих её;

- иметь представления об особенностях развитии музейной педагогики в России и за рубежом;

- иметь представления о работе школьного музея;

- обладать, способностью правильно интерпретировать произведения искусства;

- владеть умением использовать теоретические знания для организации работы школьных музеев;

- уметь организовывать экскурсии, походы, экспедиции;

- иметь эстетический вкус, умение видеть прекрасное самому и отражать увиден­ное в собственном творчестве;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи при получении знаний по ис­тории России и других стран;

- иметь способность к практическому экспериментированию, исследовательской деятельности.

К окончанию первого года обучения.

- научиться владеть техникой поиска необходимой информации;

- пытаться датировать найденные экспонаты при отсутствии точной даты происхождения источника;

- понимать, что такое исторический источник;

- уметь осуществлять подбор необходимых материалов;

- уметь разместить материал в хронологическом порядке;

- уметь составлять и проводить простые экскурсии для учащихся.

К окончанию второго и третьего года обучения.

- уметь провести экскурсию с соблюдением всех необходимых требований, предъявляемых к школьному экскурсоводу;

- уметь правильно оформить полученный материал, в соответствии с существующими стандартами оформления;

- получить статус школьного музея.



2. Учебно-тематический план



Наименование разделов

(блоков)


Год Общий

1.

Природа нашего края.

5

7

2.

История возникновения нашего села.

4

8

3.

Материальная и духовная культура села.

2

10

4.

Я гражданин России

3

9

5.

Наш край: прошлое и настоящее

2

10

6.

Литература о нашем крае

2

10

7.

Музыкальная культура

4

8

8.

Герои Великой Отечественной войны

4

8

9.

Изобразительное искусство нашего края

4

8

10.

Музеи: зачем они нужны

6

6

11.

Исследовательская деятельность учащихся




21




итого

36

108

3. Содержание дополнительной образовательной программы

Вводные- ознакомительные.

1.Отчизны любимый уголок.

2.Моя семья -мои предки. Мое родословное древо.

3.Люди – гордость района.

4.Что такое история?.

5.Среди милых сердцу названий.-2ч.

6.В судьбе страны судьба села.-4ч.

7.


Тема 1.Природа нашего края.

1. Памятники природы края. Охрана природы. Природа края в произведениях местных писателей и поэтов.

2. Человек и природа. Экологический подход к зрительному восприятию.

3.Дискуссия на тему что такое быть гражданином своей Родины

4. Фотоконкурс «Удивительное рядом», «Берегите природу!» Исследовательские работы: «Моя малая Родина»

Тема 2. История возникновения села.

1. История заселения территории нашего края. Национальный состав.

2. Ратный подвиг воинов нашего края: «Вечно живые»

3. Трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

4. Создание стенда воинской доблести и славы ветерановнашего края.

5. Викторина по истории Великой Отечественной войны.

6. Регулярно. Уход за памятником, посвященном павшим в Великой Отечественной войне

Тема 3. Материальная и духовная культура нашего края

1.Культура нашего края ХIХ в начале 20 веков.

2. Традиции и обычаи. Традиционные жилище. Местный костюм. Местные блюда. Местные праздники

3. Толерантность: учимся жить вместе

4. Престольные праздники.

5. Встреча с бабушками «Традиции нашего края»

6. Конкурс «Моя родословная».

7. Изготовление местного праздничного и будничного костюма.

8. Посещение школьного музея.

Тема 4. Я гражданин России

1. История создания государственных символов. Значение государственных символов: флага, герба, гимна.

2. Ритуалы, связанные с государственными символам.

3.Конституция РФ, о государственных символах.

4. Конкурс: создай символ школы.

5. Охарактеризуйте специфику ритуалов, связанных с государственными символами в разных странах

6. Сопоставьте отечественный и зарубежный опыт создания государственных символов

7. Дайте определение понятиям «гимн. флаг, герб».

8. Охарактеризуйте содержание понятия « государственный символ»

9. Экскурсии в школьный музей



Тема 5. Родной край: прошлое и настоящее 1.Мой родной край: прошлое и настоящее. Первые поселения на территории края. Экономика края. Знаменитые люди края.

2. История школы.

3. Викторины, анкеты, встречи с ветеранами.

4. Создание буклета, мультимедийных презентаций.

5. Поисковая работа «Семейный архив»

6. Встреча с «Почетными гражданами села и района»

7. «Гордость школы – выпускники» пополнение фондов школьного музея

8. Конкурс рисунков, стихов, рассказов о малой Родине

9. Фотоконкурс «Мои любимые места в родном крае»

Тема 6. Литература о таскино

1. Письменное наследие прошлого. Великие русские писатели села Таскино.

2. Жизнь и творчество Р.В. Филимонова.. Жизнь и творчество поэта, родившегося в нашем селе А.И.Щербакова..

3. Конференция «Писатели о селе»

4. Специфику ознакомительной экскурсии в литературном музее.

5. Экскурсия в музей «Картинная галерея»

6.Конкурс сочинений о крае, каратузском районе, селе Таскино.

7. Обновление стендов в музее.



Тема 7 . Музыкальная культура

1.Национальные инструменты.

2.Русские народные песни.

3.Песни нашего края. 4.Ученые, писатели- краеведы о русской музыке.



Тема 8. Герои Великой Отечественной войны

1.Ратный подвиг воинов края.

2.Трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

3.Листаем великой истории страницы в музее.

4.Вечно живые.

5. Создание стенда воинской доблести и славы ветеранов.

6. Выставка творческих работ «Моя родословная».

7. Реферат «Традиционные праздники моей семьи»

8. Викторина по истории Великой Отечественной войны

9. Семинар «Чтобы не было войны» с приглашением ветеранов

10. Создание Интернет-сайта о школы

Тема 9.Изобразительное искусство края

1.Живопись края.

2. Взгляд на творчество Каратузских художников.

3..


4. Исторические памятники в картинах художников.

5. Обзорная экскурсия по картинной галерее.


6. Лепное мастерство.

7. Таскинские кружева.



Тема 10. Музеи: зачем они нужны

1.История созданий музеев. Старейшие музеи мира.

2.Знаменитые музеи России.

3. Музеи Красноярья.

4.История создания школьного музея.

5. Профессии в музее: экскурсовод, реставратор, хранитель.

6. Знакомство с ткачеством (веретено, прялки, ткацкий станок). Выставка «Игрушки наших бабушек» (пряничные, соломенные,деревянные, глиняные, тряпичные).

7. Использование экспозиций музея на уроках истории, географии, литературы, музыки, рисования и т.д.



Тема 11. Исследовательская деятельность учащихся

1. Традиции моей семьи

2. Все для фронта, все для победы!

3.История плаката «Родина- мать зовет»

4.Моя деревня в годы войны

5. Советский период в истории Таскинской школы.

6.Имена, прославившие наш край.

7. «Святые заступники Руси».

8. Жизнь, отданная людям.

12. Народные праздники нашего края.

13. Вклад моей семьи в дело Победы!

14. Песни наших бабушек и дедушек

15. Ветераны труда – мои учителя

16. Выпускники школы – воины-интернационалисты

17. Герои Советского Союза Каратузского района.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методы, используемые при реализации программы:

1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение.

2. Наглядные – фото-видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.

3. Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.

4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.

5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.

6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.

7. Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.

8. Практический метод – оформление краеведческого материала.

Анкета

для самооценки успешности и результативности исследовательской деятельности учащегося

1. Интересна ли работа в качестве участника проекта?

2. Насколько научно-исследовательская работа способствует расширению кругозора, общему развитию, мировоззрению?

3. Помогает ли научно-исследовательская деятельность лучшему пониманию других школьных предметов?

4. Достаточно ли интенсивно ведется исследовательская работа?

5. Нравится ли стиль общения в группе?

6. Часто ли узнаете новое?

Оценивание результативности НИР

1. Посещаемость занятий;

2. Постоянство интереса;

3. Практическая полезность информации;

4. Познавательная активность;

5. Личные достижения, успехи;

6. Расширение кругозора;

7. Степень и частота удивления;

8. Стремления совершать дополнительные познавательные усилия;


следующая страница>


Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста

3429.96kb.

14 10 2014
20 стр.


Образовательная программа для детей возраста 8-10 лет

Забота о школьном музее, пропаганда его материалов развивает коммуникативные навыки, внедряет в сознание представления об историческом процессе как непрерывной связи поколений, вос

570.01kb.

14 12 2014
4 стр.


«Массовый танец» Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста
218.37kb.

15 12 2014
1 стр.


Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство с тележурналистикой» для детей от 12 до 17 лет

Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн

203.48kb.

13 10 2014
1 стр.


Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) астана-2009

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста (от года до 3 лет) «Алғашқы қадам» соответствует требованиям нового госо рк дошкольного воспитания и обучения

396.28kb.

25 12 2014
3 стр.


Образовательная программа подготовки профессионалов-любителей радиосвязи для детей в возрасте от 10 до 17 лет
170.05kb.

02 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей и направлена на формирование общей

А также обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа об

4614.97kb.

14 09 2014
25 стр.


Программа занятий по Тхэквон-до для детей возраста от 4 лет на 3 года Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербургское государственное учреждение Дом молодежи Выборгского района

248.74kb.

02 09 2014
1 стр.