Вехи (рис. 39) применяют как дневные плавучие знаки на реках с неосвещаемым навигационным оборудованием; они указывают не только кромки судового хода, но и направление течения за счет наклона свободно плавающего шеста вехи. Иногда вехи установлены дополнительно к основным плавучим знакам, особенно в меженный период. Вехи используются также в качестве контрольных знаков у бакенов и буев для закрепления их местоположения. Длина надводной части речных вех - 1-2 м. Вместо вех могут быть установлены поплавки (буйки) красного и белого цвета.
Бакены(рис. 38) - основные плавучие знаки на малых реках. В верховьях рек применяют бакены круглого силуэта, на реках с повышенной интенсивностью движения - прямоугольного.
Б
уи (рис. 37) в речных условиях используют вместо бакенов на участках с сильным волнением. Они могут быть конической или цилиндрической форм. Цилиндрические буи установлены на участках с повышенной интенсивностью движения судов. Все буи пронумерованы.
По назначению речные плавучие знаки могут быть кромочными, разделительными, поворотными, свальными и ограждающими опасность.
К
ромочные знаки (рис. 40) - вехи, бакены, буи - установлены на кромках судового хода. Все знаки правого берега окрашены только в красный цвет. У правобережных вех на вершине имеется топовая фигура - черный шар или голик (веник из прутьев). В верховьях рек правосторонние бакены могут иметь круглый или прямоугольный силуэт, на реках с интенсивным движением - только прямоугольный. У левого берега вехи и бакены окрашены в белый цвет, на речных участках водохранилищ бакены могут быть черного цвета, буи, как правило, черные. И бакены, и буи левой кромки - только треугольного силуэта.
П
оворотные знаки (рис. 42) установлены на участках рек с ограниченным обзором для обозначения крутого поворота. Это обычные кромочные знаки - бакены или буи - треугольного или прямоугольного силуэта с контрастной черной или белой полосой посредине. Как правило, они стоят у выпуклого берега.
|
|
Рис. 44.
|
Рис. 45.
|
Свальные знаки (рис. 45) обозначают места, где направление течения не совпадает с направлением оси судового хода. Они установлены вблизи кромочных знаков на кромке судового хода, противоположной свалу течения так, что линия установки знаков показывает направление свального течения. Знаки левой кромки - треугольного силуэта, их нижняя половина черного цвета, верхняя - белого. У красных правобережных знаков нижняя половина может быть черной или белой.
Р
азделительные знаки (рис. 47) установлены в местах разделения (разветвления) судового хода. Знак имеет коническую форму, раскрашен тремя черными (белыми) или тремя красными чередующимися вертикальными полосами. В верховьях рек в качестве разделительного знака применяют два рядом стоящих кромочных: правый круглого, левый треугольного силуэта.
Знак опасности (рис. 44) установлен для обозначения особо опасных препятствий у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, камни и т. п.). Используется также в местах, где плавучие знаки часто сбиваются судами. Знак опасности может ограждать и песчаную отмель. У левой кромки судового хода - это белый конус с тремя-четырьмя черными вертикальными полосами, которые пересекает посредине одна горизонтальная черная полоса: на пересечении полос образуется крест. На цилиндрических знаках правой кромки - черный или белый крест на красном фоне.
Знак опасности стоит непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода. Рядом с ним всегда находится дублирующий знак - обычный кромочный знак, который установлен на расстоянии 10-15 м от знака опасности в сторону судового хода.
ПЛАВУЧИЕ ЗНАКИ ВОДОХРАНИЛИЩ. Могут быть расставлены как по системе ограждения кромок судового хода, так и по осевой системе, где знаками обозначена ось судового хода. Знаки состоят из буев различного назначения: кромочных, осевых, поворотно-осевых, разделительных и стоящих на опасности. Все буи пронумерованы от плотины вверх. Рядом с основными буями стоят буи-сигары, окрашенные в цвет основного буя и имеющие его порядковый номер.
Кромочные буи показывают границы судового хода. Правосторонние буи - красного цвета, имеют четные номера; левосторонние - черные, их номера нечетные. Буи выставлены с интервалом 3-5 км. На судоходной трассе, значительно превышающей гарантированную ширину судового хода, кромочные буи могут стоять только с одной стороны судового хода.
О
севые буи (рис. 50) установлены там, где трасса шириной не менее 300 м разделена на две параллельные полосы правостороннего встречного движения судов. На буи нанесены чередующиеся черные и белые горизонтальные полосы. Перед номером буя стоит буква "О".
Поворотно-осевой буйстоит на крутом повороте осевой трассы, если навигационные знаки впереди по ходу судна не просматриваются. На него нанесены чередующиеся черные (или белые) и красные горизонтальные полосы.
Разделительный буйобозначает место разделения транзитных судовых ходов. На буй нанесены чередующиеся вертикальные полосы красного и черного (или белого) цветов.
Стоящие на опасности буи установлены дополнительно к кромочным, если судовой ход примыкает к каменистой гряде или другим подводным твердым препятствиям. Буи находятся непосредственно над препятствиями и окрашены на левой стороне в белый цвет с черными горизонтальной и тремя-четырьмя вертикальными полосами, на правой стороне - в красный цвет с такими же полосами черного или белого цвета.
Между кромочными и осевыми буями могут дополнительно стоять озерные вехи, окрашенные в цвет кромочных, осевых и поворотно-осевых знаков. Эти вехи, в отличие от речных, стоят в воде вертикально. Их высота равна высоте буев, установленных на данном участке водного пути. У всех вех имеется шарообразная топовая фигура черного цвета (за исключением кромочных левосторонних) .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАВИГАЦИОННЫХ ОГНЕЙ.
Н
очью на знаках навигационного оборудования горят навигационные огни. По цвету они могут быть белыми, зелеными, красными и желтыми; по режиму свечения - постоянно горящими и мигающими (с различными закономерностями в чередовании вспышек-проблесков и пауз). Среди последних различают огни проблесковые (однопроблесковые), двухпроблесковые, частопроблесковые, группочастопроблесковые, пульсирующие, прерывистые пульсирующие и затмевающиеся (табл. 1).
Длительность вспышки-проблеска - 0,5-0,7 с, длительность паузы - в 4-5 раз больше, вспышка пульсирующего огня в 8-10 раз короче. На плавучих речных знаках проблесковые огни применяются значительно реже, чем на плавучих знаках водохранилищ.
ОГНИ БЕРЕГОВЫХ ЗНАКОВ.
Знаки обозначения судового хода. На знаках осевого и щелевого створов установлены белые направленные огни: на передних знаках - постоянные, на задних - однопроблесковые. Если же в районе створа имеются посторонние огни, вместо белых огней горят цветные: на правом берегу красные, на левом - зеленые. У передних знаков створов в этом случае могут быть применены линейные постоянно горящие цветные огни в виде светящейся линии. По режиму свечения огни передних знаков могут быть пульсирующими, задних - прерывистыми пульсирующими.
На перевальных знаках горят цветные постоянные огни: справа - красные, слева - зеленые. Но если на данном участке стоят и весенние знаки, цветные постоянные огни заменены белыми одно-проблесковыми.
У ходовых знаков огни цветные и однопроблесковые: справа - красные, слева - зеленые. У весенних знаков - тоже цветные, но постоянные.
Знаки "Ориентир" (русловые маяки) имеют обычно белые двухпроблесковые огни. Но если на этом участке проходит осевая трасса, белые огни заменены цветными: справа красными, слева зелеными.
У опознавательных знаков вверху горит проблесковый точечный огонь кругового действия, вдоль башни - линейный, постоянно горящий. Цвет огней зависит от того, с какой стороны входящие суда должны оставлять этот знак: если справа, то цвет огней красный, если слева - зеленый.
Судоходные пролеты мостов отмечены цепочками вертикально расположенных зеленых огней постоянного свечения, которые находятся на устоях мостов. Их количество соответствует щитам указателя высоты подмостового габарита. Ось судового хода обозначена створом из двух постоянно горящих огней красного цвета на нижней ферме моста там, где установлены щиты указателя оси судового хода. Передний огонь находится в центре щита, задний - под противоположной кромкой фермы. Минимальное расстояние по вертикали между этими огнями - 1,5 м. Кроме того, со стороны судового хода подсвечиваются русловые опоры моста. Пролет для маломерных судов ночью ничем не обозначен.
Наплавные мосты ночью можно узнать по цепочке огней поперек реки: на мосту через каждые 50 м установлены белые постоянные огни, их не меньше трех. Если подвижный пролет выведен для пропуска судов, то проход обозначен цветными огнями постоянного свечения: справа два или три красных, слева - два или три зеленых. Два огня - на нижнем и верхнем по течению углах пролета. Третий огонь - на конце выведенного пролета, выдающемся в реку со стрежневой стороны. Этот огонь указывает, с какой стороны стоит выведенный пролет. Все указанные цветные огни используются совместно с огнями семафорной мачты (или светофора), регулирующей пропуск судов через мост.
По берегам паромной канатной переправы горят яркие фары, освещающие канат парома. Сам паром несет на флагштоке огонь белого цвета.
Все огни информационных знаков (кроме семафорной мачты и указателя рейда) - желтого цвета. Каждый из стоящих в створе знаков "Якоря не бросать!" обозначен одним частопроблесковым огнем, одиночный знак - парой постоянных огней, установленных вверху и внизу щита. Два таких же огня, но установленных горизонтально, могут гореть по краям щита знака "Соблюдать надводный габарит!". В остальных случаях одиночные огни могут быть постоянными или мигающими. Мигающий огонь свидетельствует об установке знаков: запрещающего - частопроблесковый огонь или предупреждающего - проблесковый. Постоянно горит огонь на знаках "Место оборота судов" и "Пост судоходной инспекции".
Указатели рейда обозначены створными цветными огнями: справа - красными, слева - зелеными. У рейдовых створов, в отличие от осевых, огни горят непрерывно. Сигнальные фигуры семафорных мачт ночью дублируются цветными постоянными огнями: конус - красным, цилиндр - зеленым.
Сигнальные мачты, указатели расстояний и местности ночью огнями не обозначены.
ОГНИ ПЛАВУЧИХ ЗНАКОВ.
У плавучих знаков строго выдерживается принцип: у правого берега установлены только красные огни.
Огни кромочных знаков левого берега - белые. На реке они могут быть также зелеными, если есть мешающие посторонние огни. В присутствии посторонних огней белые и красные огни могут быть прерывистыми пульсирующими.
Огни поворотных знаков всегда частопроблесковые, причем слева они могут быть белыми или зелеными.
Огни знаков опасности и свальных тоже мигающие: у знаков опасности - двух проблесковые, у свальных - группочастопроблесковые. Слева всегда установлены только зеленые огни.
Огни разделительных знаков парные - они размещены один над другим. Это два однопроблесковых огня: белый над красным или зеленый над красным. Если разделение судового хода на реке обозначено парным знаком (из двух рядом стоящих кромочных), то рядом горят два постоянных огня: красный и белый или красный и зеленый.
Огни осевых и поворотно-осевых знаков водохранилищ всегда белые и мигающие (у осевых - двухпроблесковые, у поворотно-осевых - группочастопроблесковые).
ОСОБЕННОСТИ РАССТАНОВКИ НАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ. Схемы расстановки навигационных знаков на реках корректируются ежегодно, на водохранилищах - сохраняются неизменными в течение 5-10 лет. Плавучие навигационные знаки разреживают на 30-40 % за 5-7 дней до ожидаемого по прогнозу появления шуги или сала. Убирают эти знаки с появлением на участке (плесе) шуги или сала.
Схема расстановки береговых и плавучих навигационных знаков составлена с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения ориентации судоводителей по впереди расположенным знакам (днем - со знака на знак, ночью - с огня на огонь). Исключения из этого правила допускаются на водных путях, где судовой ход расположен вдоль ходового (приглубого) берега, обозначен ходовыми знаками и имеет ширину, превышающую гарантированную. Исключение допускается также на водных путях, где оба берега ходовые, и движение судов возможно по всей ширине русла.
На реках основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (створные, перевальные, ходовые, знаки "Ориентир" и весенние), как более надежные. Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода, они более точно указывают его кромки и положение отдельных препятствий.
На водохранилищах основными знаками навигационного ограждения являются створы (осевые и щелевые), знаки "Ориентир" и русловые маяки. На озерно-речных участках водохранилищ и на водохранилищах небольшой ширины до нескольких километров, на ходовых берегах применяют перевальные и ходовые знаки. Плавучие знаки - кромочные или осевые - применяют там, где условия видимости ограничивают действие створов, а также там, где направление движения судов нельзя обозначить береговыми знаками из-за кривизны судового хода или отдаленности берега. На поворотах судовых ходов установлены поворотные буи, а на всех разветвлениях транзитных судовых ходов - разделительные буи.
Н
АВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ШЛЮЗОВ. (рис. 71) Шлюзы оборудованы светофорами и стоповыми огнями. Дальние светофоры разрешают или запрещают подход судов к причальной стенке подходного канала шлюзов. Ближние светофоры (входные и выходные), установленные перед воротами шлюза (справа по ходу судна), регулируют вход и выход судов из камеры шлюза. Движение разрешено при зеленом огне светофора, запрещено - при красном. При отсутствии на светофоре сигнальных огней движение запрещено.
Стоповые знаки указывают допустимые границы зоны швартовки (остановки) судна в подходных каналах и в камере шлюза. Это вертикальные полосы красного цвета длиной не менее 1,5 м, которые нанесены на парапеты, стены камер и причальных сооружений шлюзов. Рядом с полосой может быть надпись "Стоп". Вместо полосы может стоять щит с надписью "Стоп". Ночью на месте расположения стопового знака горит постоянный огонь красного цвета.
М

АЯКИ (рис. 25) сооружают на водохранилищах в виде башен и располагают их на мысах, островах или искусственных основаниях. Маяки могут быть установлены также на специальных судах, стоящих на мертвом якоре. Служат для ориентировки судоводителей, а также для указания опасностей (мелей и других препятствий).
На вершине маячной башни размещена аппаратура для подачи световых сигналов круговых или направленного действия. Маяк может быть оборудован также звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана. Каждый маяк имеет свои отличительную форму, окраску и характеристику сигнального огня.
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ НАВИГАЦИИ. По гидрометеорологическим условиям плавания различают три периода навигации судов маломерного флота: весенний, меженный и осенний.
Весенний период - это время половодья, когда реки выходят из меженных берегов, и вода заливает пойму. Образуются как бы два потока воды: по меженному руслу и по пойме, в связи с чем наблюдаются сливы воды с бровки пойменных берегов, вызывающие свальные и затяжные течения. Скорости течения значительно повышаются, особенно в прорвах у островов. Русло не имеет четких контуров. Увеличивается число подводных препятствий, часть из них при низком уровне воды служила ориентирами. Появляется много суводей и майданов.
С переходом к
меженному периоду начинается убыль воды, река постепенно входит в меженное русло, более четко обозначается стрежень, скорости и направления неправильных течений принимают более определенный характер. Светлое время суток преобладает над темным. К этим положительным факторам добавляются и отрицательные: русло реки мелеет и сужается судовой ход, что усложняет условия плавания.
В
осенний период в реках наблюдается подъем воды, что благоприятно сказывается на судоходстве. Вместе с тем часты случаи ухудшения видимости из-за тумана, дымки, дождей, снегопада. Сокращается светлое время суток. Возникают затруднения, связанные с понижением температуры воздуха и воды. Осенью уменьшается число навигационных знаков, а с появлением "сала" или "шуги" навигационное оборудование на реке вообще снимается.
ВЕТЕР.
Характеризуется направлением, скоростью и силой.
Истинное (географическое)
направление ветра обозначают названием той части горизонта, откуда он дует (например, северный, юго-западный и т. п.). Иногда удобнее указывать относительное направление ветра: по отношению к курсу судна, береговой линии и т. п. Ветер, дующий по направлению течения реки, называют верховым, против течения - низовым. Низовой ветер создает в русле реки волны, верховой - только ускоряет течение. По отношению к береговой линии ветер может быть навальным (дует в сторону берега) и отвальным (дует в сторону реки, водохранилища). По отношению к курсу судна ветер бывает встречным и попутным, правого и левого галса. В зависимости от того, с какой стороны дует ветер, у судна различают наветренный борт (повернутый к ветру) и подветренный.
Скорость ветра измеряют в метрах за секунду и километрах в час. Обычно она увеличивается с утра и достигает максимума к 13-14 ч, после чего убывает. Скорость ветра, дующего с реки на водохранилище, возрастает примерно на 30 %.
Силой ветра называют величину его давления на квадратный метр. На флоте силу ветра измеряют в баллах: штиль соответствует нулю баллов, ураган - двенадцати баллам.
Если известна скорость ветра в метрах за секунду, то ориентировочно силу ветра в баллах дает прибавление единицы к половине его скорости.
В зависимости от силы и направления ветер может быть: ровным (сила и направление долго не меняются), неустойчивым (часто меняет направление), порывистым (сила ветра меняется больше, чем на балл относительно некоторого среднего значения), шквальным (сила ветра резко колеблется).
Наименование знака
|
Слабая дымка
(7 баллов)
|
Хорошая видимость
(8 баллов)
|
Осевой створ со щитом:
|
|
|
- квадратным
|
1,0-3,9
|
1,5-5,2
|
- прямоугольным
|
3,0-6,0
|
4,0-8,0 .
|
- комбинированным
|
3,0-4,0
|
4,0-6,0
|
Щелевой створ
|
3,5-6,0
|
4,5-8,0
|
Кромочный створ
|
2,0-6,0
|
2,5-8,0
|
Перевальный знак со щитом:
|
|
|
- квадратным
|
1,0-3,0
|
1,5-5,2
|
- прямоугольным
|
3,0-3,5
|
4-4,5
|
- комбинированным
|
3,0-4,0
|
4,0-6,0
|
Ходовой знак со щитом:
|
|
|
- квадратным
|
1,0-3,5
|
1,5-4,6
|
- комбинированным
|
4,0
|
5,0
|
Весенний знак берега:
|
|
|
- правого
|
0,6-1,0
|
0,8-1,3
|
- левого
|
0,5-1,0
|
0,7-1,3
|
Ориентир со щитом:
|
|
|
- прямоугольным
|
2,0-6,0
|
2,5-8,0
|
- трапециевидным
|
2,5-6,0
|
3,0-8,0
|
Указатель оси судового хода:
|
|
|
- транспортных судов
|
0,9-1,8
|
1,0-2,3
|
- плотовых составов
|
0,8-1,7
|
1,0-2,2
|
- маломерных судов
|
0,8-1,0
|
1,0-2,2
|
Указатель высоты подмостовоео габарита
|
1,0-1,3
|
1,5-2,9
|
Плавучие речные знаки силуэта:
|
|
|
- треугольного
|
1,0-2,5
|
1,5-3,5
|
- прямоугольного
|
1,5-2,0
|
2,0-3,0
|
- круглого
|
1,0-2,5
|
1,5-3,5
|
Плавучие знаки водохранилищ формы:
|
|
|
- конической
|
2,5-3,0
|
3,5-4,0
|
- цилиндрической
|
2,5-3,0
|
3,5-4,0
|
- линейной (буи-сигары)
|
2,0-2,5
|
3,0-3,5
|
Вехи
|
1,5
|
2,0
|
Таблица 2. ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ И ОГНЕЙ, КМ.
<предыдущая страница | следующая страница>