Перейти на главную страницу
Поступила в редакцию
Positional and movement errors during reproduction of memorized sequences of six random hand movements were analyzed. The task was performed by two groups of subjects: during six days by one hand (right/left) and during next six days by another hand (left/right). Mean values of accuracy errors decreases during learning only in a group which begins to work by the right hand. The quantity of transposition errors depends on type of error: positional or movement one. Subjects transpose the positions of the right hand more often when it begins to perform the task. Subjects transpose the movements of the left hand more often when it begins to perform the task. The results are evident in favor of the hypothesis about two type of movement coding: positional and vector coding (coding of positions or of changing of positions) specific in the right and the left hemispheres and suggest that learning of reproduction of movement sequences is provided by vector coding.
Согласно современным представлениям правое полушарие играет преимущественную роль в регуляции более медленных, статичных движений (в том числе и позы), левое – более динамичных (мелкая моторика, последовательности движений, жесты, речь) [2, 8, 12-14]. Клинические данные [13] и результаты проведенных нами исследований воспроизведения последовательностей движений правой и левой руки [3-5] дали основания предполагать, что при регуляции движений правое полушарие использует преимущественно абсолютный тип кодирования (кодирование положений, или позиционное, координатное кодирование), левое – относительный (кодирование изменения положений, т.е. движений, или векторное кодирование). Это представление находится в соответствии с данными о межполушарной специфичности кодирования пространственных отношений, согласно которым правое полушарие обеспечивает преимущественно координатное кодирование (с сохранением информации о точной метрике), левое – категориальное (характер взаимоотношений между объектами – выше-ниже, дальше-ближе и т.п.) [15, 16, 17, 19, 22, 24].
Цель настоящей работы - исследование процессов обучения при воспроизведении правшами последовательностей движений правой и левой руки в условиях, когда сначала длительное время задание выполняется одной рукой (формируется некий стереотип внутреннего представления задания), а затем то же задание выполняет другая рука. Зависит ли успешность работы от того, какая рука начинает выполнять задание, какая – продолжает? В качестве критерия успешности выбраны величины ошибок положения и движения руки, а также количество ошибок перестановок положения и движения руки (перестановка испытуемыми некоторых элементов последовательности при ее воспроизведении). Это дает возможность провести анализ полученных данных в рамках гипотезы о полушарно-специфичных принципах кодирования информации и в рамках этой гипотезы выдвинуть представления о механизмах обучения последовательностям движений правой и левой руки.
МЕТОДИКА
Испытуемые. В эксперименте принимали участие восемь правшей в возрасте 18-24 лет, двое юношей и шесть девушек (исследования проводились с соблюдением основных биоэтических правил). Доминирующую руку определяли по тесту [18]. Испытуемые были разделены на две группы по четыре человека: те, кто сначала выполнял задание правой рукой, а затем левой (группа А), и те, кто сначала выполнял задание левой рукой, а затем правой (группа Б).
Процедура эксперимента. Перед началом опыта испытуемому показывают образец тестового листа, не используемого в эксперименте. Это лист бумаги формата A4, разделенный на 24 (6x4) квадрата, в которых в случайном порядке располагаются цифры от 1 до 6 (каждая цифра в своем квадрате). Размер квадрата был выбран так, чтобы цифра, написанная испытуемым в центре квадрата (см. ниже), не выходила за его границы. Затем рука испытуемого, находящегося с завязанными глазами, перемещается экспериментатором по тестовому листу. В начале опыта рука испытуемого устанавливается в центр листа. При каждом перемещении экспериментатор устанавливает руку испытуемого в центр квадрата с соответствующим номером, и испытуемый пишет рукой цифру, соответствующую номеру данного перемещения. Экспериментатор переводит руку испытуемого к следующему квадрату листа сразу после того, как испытуемый дописывает предыдущую цифру на листе. Время написания цифры – порядка 2 с. После окончания последовательности движений экспериментатор возвращает руку испытуемого в центр листа. Затем испытуемый сразу начинает воспроизводить последовательность. Перемещая руку по листу, он пишет на нем в запомненных квадратах цифры от 1 до 6, соответствующие номеру данного перемещения. Локоть испытуемого при этом не касается поверхности стола и не фиксирован. Ограничений по времени на этапе воспроизведения не было.
Задание выполнялось каждой рукой в течение шести дней, по шесть листов с различными случайными положениями элементов последовательности ежедневно, каждый следующий день набор листов менялся. Соответственно первые шесть дней проходила первая серия исследований (работа правой рукой испытуемых группы А, работа левой рукой испытуемых группы Б), последние шесть дней — вторая серия (работа противоположной рукой). Опыт проводился с обратной связью – после окончания экспериментального дня испытуемому сообщалось о правильности его ответов.
где ePi – величина ОП при воспроизведении положения руки в i-том квадрате, (xir, yir) и (xiс, yiс) - координаты центров i-тых исходного квадрата (r) и квадрата, выбранного испытуемым (c) соответственно (в условных единицах, равных стороне квадратов, на которые разделен лист). Характеризует позиционный (абсолютный) способ кодирования положения рабочей точки руки (кодирование положения).
где eMi – величина ОД при воспроизведении i-того движения руки, ,
,
,
где D(i, j) = - величина ОП при перестановке i-того и j-того квадратов,
,
,
, (xr, yr) и (xс, yс) - координаты центров исходного квадрата и квадрата, выбранного испытуемым соответственно (в условных единицах, равных стороне квадратов, на которые разделен лист). Характеризует позиционный (абсолютный) способ кодирования положения рабочей точки руки (кодирование положения).
где - ОД после перестановки i-того и j-того направлений движений,
,
, x0r = x0c = 3.5, y0r = y0c = 2.5,
,
,
, (x0, y0) – координаты центра листа (начальное положение руки испытуемого). Характеризует векторный (относительный, т.е. по отношению к положению предыдущей рабочей точки) способ кодирования положения рабочей точки руки (кодирование движения).
Определяли количество ошибок перестановок положения и направления движения для первой и второй серии экспериментов в группах А и Б.
Достоверность различий измеренных величин оценивали на 5%-ном уровне значимости с помощью непараметрических критериев: критерия знаков, парного критерия Вилкоксона и критерия Манна - Уитни. Кроме того, на 5%-ном уровне значимости оценивали достоверность линейной аппроксимации динамики изменений средних величин ошибок на протяжении шести дней одной экспериментальной серии.
В группе испытуемых Б, начинающих выполнение задания левой рукой, наблюдается лишь один случай уменьшения средних величин ошибок правой руки (исп.2, рис. 3, Б). Более того, у двоих испытуемых наблюдается достоверное ухудшение выполнения задания (исп.2 и 8, рис.2, Б, 3, Б).
Ошибки левой руки в том случае, когда она работает после правой руки (группа А), достоверно ниже (на 39% для ОП, на 40% - для ОД) ошибок левой руки, начинающей выполнение задания (в группе Б).
Таким образом, в данных условиях проведения экспериментов обучение правшей выполнению задания вначале правой рукой приводит к большей успешности процесса обучения по сравнению с ситуацией, когда в тех же условиях проводится обучение сначала левой руки. Вместе с тем и в условиях, когда правая рука начинает выполнять задание, достоверность обучения доказана только в половине случаев, нет систематического преобладания большей выраженности процесса обучения в зависимости от работы правой или левой рукой. Можно предполагать, что это связано в первую очередь с тем, что испытуемые каждый раз воспроизводили новую случайную последовательность перемещений руки, вследствие чего могло иметь место только обучение моторному навыку воспроизведения перемещений, но не самой последовательности движений к определенным пространственным локусам.
Рассмотрим результаты экспериментов в рамках гипотезы о полушарно-специфичных принципах кодирования информации - о позиционном и векторном способах кодирования движений, специфичных для правого и левого полушарий. Будем при этом опираться на сведения о преимущественной роли левого полушария в процессах управления последовательностями движений [8, 12, 14], а также на данные позитронно-эмиссионной томографии о том, что при воспроизведении последовательности движений правой рукой активируются области левого полушария, левой рукой – области обоих полушарий [10, 11].
Воспроизведение последовательности движений правой рукой в группе А (где испытуемые работают этой рукой вначале) приводит к активизации векторного способа кодирования, специфичного для левого полушария. Длительное его использование (при выполнении задания по шесть раз в течение шести дней) приводит к формированию стереотипа выполнения задания с использованием именно этого способа кодирования, и последующая работа левой рукой осуществляется, по-видимому, также с использованием этого механизма. Кроме того, при работе левой рукой активируется, как можно предполагать на основании данных работы [11], также и специфичный для правого полушария позиционный способ кодирования. Использование обоих способов приводит к оптимальному результату – минимальной величине ошибок левой руки обоих типов (см. рис. 4, левые столбики верхних графиков).
Если же испытуемые начинают выполнять задание левой рукой (группа Б), преимущественно активируется, по-видимому, позиционный способ кодирования. Величины ошибок левой руки в этом случае достоверно выше, чем ошибок левой руки в группе А. Активация позиционного способа кодирования не способствует и последующему выполнению задания правой рукой (нет достоверных различий между средними величинами ошибок правой и левой руки в группе Б). Величины ошибок правой руки в группах А и Б не различаются – правая рука в обоих случаях использует векторный способ кодирования, который ранее активирован не был.
Таким образом, на основании полученных данных можно предполагать, что обучение воспроизведению последовательностей происходит только при активизации векторного способа кодирования, специфичного для левого полушария. Это находится в соответствии со сведениями о преимущественной роли левого полушария в процессах управления последовательностями движений и, вероятно, лежит в основе упомянутого выше феномена переноса навыка [9, 11].
Ошибки перестановок представляют собой, по-видимому, принципиально другой класс ошибок (ср. верхние и нижние графики на рис. 4, см. также [6]). Большее число перестановок соседних элементов последовательности согласуется с данными [7] о перестановках направления движения при воспроизведении движениями руки зрительно предъявляемых последовательностей отрезков и может свидетельствовать в пользу теорий «соревновательного сцепления» (competitive queuing) при организации кратковременной памяти [6]. Соотношение количества ошибок перестановок положения и направления движения в группах А и Б при работе правой и левой рукой принципиально различается: в группах А и Б различается количество ошибок перестановок положения правой руки, направления движения – левой. Вместе с тем эти данные, так же как и средние величины ошибок, могут быть трактованы в рамках гипотезы о кодировании положений и движений. При работе правой рукой положения реже путают испытуемые, которые начинают работать левой рукой (в группе Б по сравнению с группой А, см. нижний левый график на рис. 4). Это связано, как весьма вероятно предположить, с тем, что при начинающей работать левой руке активируется позиционный способ кодирования, препятствующий возникновению ошибок перестановок положения (в отличие от ошибок точности выполнения движения) при выполнении задания правой рукой. Перестановки направления движения (см. нижний правый график на рис. 4) при работе левой рукой возникают редко в том случае, когда правая рука начинает работу (в группе А), т.е. в случае, когда предварительно активирован векторный способ кодирования. В группе А наблюдается обучение по уменьшению ошибок перестановок направления движения: 43 для начинающей правой руки, 15 для продолжающей левой, т.е. количество ошибок уменьшается почти в 3 раза.
Таким образом, при воспроизведении последовательностей движениями правой и левой руки активируются векторный и позиционный способы кодирования пространственной информации. Преимущественная активация того или иного способа кодирования определяется как рукой, выполняющей задание, так и тем, какой рукой выполнялось задание ранее, – двигательной предысторией или контекстом. Роль предыстории была показана нами ранее в исследовании успешности воспроизведения последовательностей различных типов – случайных и упорядоченных в пространстве согласно разным правилам [3, 4]. Результаты, полученные в настоящей работе, показывают, что успешность обучения также определяется двигательной предысторией, преимущественно активирующей специфичные для правого и левого полушарий позиционный и векторный способы кодирования пространственной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование процесса обучения воспроизведению последовательностей движений правой и левой руки показало, что уменьшение величин ошибок имеет место лишь в группе испытуемых, начинающих выполнение задание правой рукой, а продолжающих – левой. Это касается как средних величин ошибок в первые и вторые шесть дней проведения эксперимента, так и, хотя и в меньшей степени, динамики изменения величин ошибок на протяжении шести дней работы одной рукой. Анализ ошибок перестановок, когда испытуемые меняют местами некоторые элементы последовательности при ее воспроизведении, выявил принципиальные различия между особенностями ошибок перестановок положений и движений руки: в группах, начинающих выполнять задание правой или левой рукой, отличается количество ошибок перестановок положения правой руки, а направления движения – левой. Полученные результаты свидетельствуют в пользу представлений о различной роли позиционного и векторного способов кодирования информации, специфичных для правого и левого полушарий (кодирование положений и движений), и о роли двигательного контекста, предыстории, в процессах регуляции движений, памяти и обучения. Полученные результаты дают основания предполагать, что обучение воспроизведению последовательностей происходит только при активизации векторного способа кодирования, специфичного для левого полушария. Это находится в соответствии со сведениями о преимущественной роли левого полушария в процессах управления последовательностями движений.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 09-04-01207-а).
ошибок положения ошибок направления
перестановок положения перестановок направления
– Левая рука – Правая рука
Positional and movement errors during reproduction of memorized sequences of six random hand movements were analyzed. The task was performed by two groups of subjects: during six days by one hand (right/left) and during next six days by another hand (left/right). Mean values of accuracy errors decreases during learning only in a group which begins to work by the right hand. The quantity of transposition errors depends on type of error: positional or movement one. Subjects transpose the positions of the right hand more often when it begins to perform the task. Subjects transpose the movements of the left hand more often when it begins to perform the task. The results are evident in favor of the hypothesis about two type of movement coding: positional and vector coding (coding of positions or of changing of positions) specific in the right and the left hemispheres and suggest that learning of reproduction of movement sequences is provided by vector coding.
30 09 2014
1 стр.
Невоплощённый патриотический потенциал людей нашёл своё отражение в появлении отечественных религиозных движений, взывающих к сохранению традиций предков. Одним из таких движений я
15 12 2014
1 стр.
Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук
17 12 2014
1 стр.
Каждое занятие необходимо начинать и заканчивать с приветствия. Формой приветствия служит этюд. Этюды направлены на развитие выразительности движений, на постановку корпуса, на раз
25 12 2014
1 стр.
Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возникло танцевальное искусство. Постоянно рождались хореографические формы, передающи
15 12 2014
2 стр.
Азии в 20-30 е годы; проиллюстрировать все сказанное конкретными примерами из истории национально-освободительных движений в Китае и в Индии; закрепить знания учащихся истории наци
16 12 2014
1 стр.
«коконы», завернутые в одноцветные простыни. Первая скамья в левой части сцены, вторая – в правой, третья – в центре. В глубине, около правой кулисы – бронированная дверь с окном¸
13 10 2014
3 стр.
«Развитие точности движений в упражнениях с предметами у гимнасток группы начальной подготовки»
17 12 2014
3 стр.