урок «Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан»
Стукалова Ирина Александровна,
учитель истории, обществознания, ОРКСЭ, заместитель директора по ВР
МОУ Красносельской СОШ Красносельского района Костромской области
Тема урока: «Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан».
Цель урока: дать представление об обязанностях мусульман, о значении их в жизни мусульманина.
Задачи:
- формировать представление школьников о традициях соблюдения поста у мусульман;
- познакомить с ценностями мусульманской семьи;
- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию прошлого;
- воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе;
- вырабатывать умение работать с любыми источниками информации.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с раздаточным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа на компьютере. (Так как в классе есть группа ребят, которая изучает модуль «Основы мировых религиозных культур», то они приглашаются на такие уроки с целью ознакомления (на таких уроках играют разные роли): гости, экскурсанты (заочная экскурсия по мечети), эксперты. На данном уроке ребята были приглашены в качестве гостей, где Заира рассказывала о традициях своего народа.)
Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам.
Средства наглядности: иллюстрации к уроку 13 с диска к урокам ОРКСЭ, иллюстрации «Мусульмане за праздничным столом»; образцы открыток к празднику; фотографии мечетей; арабские песнопения; открытки, нарисованные дома, и национальные угощения.
Структура урока:
-
Организация деятельности учащихся. Для настроя на урок звучат арабские песнопения.
-
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: «Назовите обязанности мусульман. Какие существуют традиции посещения мечети?»
-
Анализ учащимися стихотворения.
-
Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»
-
Работа с текстом параграфа (с. 44–45), рассказ ученицы о соблюдении поста в семье.
-
Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ.
-
Выборочный пересказ текста (с. 45, 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).
-
Рассказ учителя.
-
Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.
-
Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)
-
Ответы на вопросы
-
Закрепление основных понятий урока ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.
-
Рефлексия. Создание памятки «Мое поведение во время поста».
-
Ответы на вопросы и задания к параграфу. Ответы на вопросы гостей.
-
Угощение гостей национальным угощением и вручение изготовленной открытки.
-
Задание на дом: Вместе с членами семьи подбери иллюстративный материал к теме «Пост в месяц рамадан», обсуди с родителями возможность создания творческого проекта о традициях твоей семьи в дни поста и дня разговения Ураза-байрам.
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Обязанности мусульман и как они выполняются в семье.
3. Анализ учащимися стихотворения Хасана и Динары Бедретдиновых.
Проблемный вопрос: Прочитайте стихотворение, подумайте и ответьте: о чем мы сегодня будем говорить? Какие новые понятия вам встретились?
Есть священный месяц –
Месяц Рамадан,
На дно морское брошен
Скованный шайтан.
Ниспослан в Рамадане
Мухаммаду Коран.
Всем людям в Руководство –
Религия Ислам!
Велел Аллах поститься,
Друг другу помогать,
У Господа Великого
Прощения искать.
Все чудо Рамадана
Стремимся мы постичь…
Найти лейла-т-ль-кадр
Иль кадр-кич*
Нас ждут ворота Рая,
Ведь пост – свет маяка!
Но не забудьте к празднику
Дать фитр-садака!
Моя книга – Коран,
В моем сердце – иман,
О, Аллах, жду я будущий год,
Чтоб держать Рамадан!
* По- татарски лейла-т-ль-кадр.
Ответы учащихся. Обсуждение.
Вывод: мы будем говорить о посте мусульман.
Что такое пост? Какие правила соблюдения поста существуют? В чем особенности соблюдения поста у мусульман? Попытаемся и мы ответить на эти вопросы.
4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»
5. Работа с текстом параграфа (с. 44–45).
Задание: познакомьтесь с данным текстом и сформулируйте ряд вопросов (заданий) для организации на уроке
рефлексивного чтения. Подумайте, каким содержанием вы бы дополнили данный текст.
Рассказ ученицы о соблюдении поста в семье.
6. Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ.
-
Выборочный пересказ текста (с. 45 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).
-
Рассказ учителя.
У мусульман два главных праздника – Ураза-байрам – Праздник разговения, которым завершается рамадан, и Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.
О праздновании Ураза-байрам
За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи».
Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение.
В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о «действительности» прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр).
Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды.
Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца.
После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.
После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам.
В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса.
Вопросы и задания для учащихся:
Вспомните, что вы узнали о празднике Ураза-байрам.
Как готовятся в вашей семье к празднованию Ураза-байрам? Какие угощения готовит мама?
-
Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.
-
Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)
-
Вопросы для обсуждения:
Кому разрешено не соблюдать пост?
Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?
Какие качества человека развиваются благодаря посту?
-
Закрепление основных понятий урока ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.
-
Рефлексия. Особенности тренинга.
Тренинг развивает способность учащихся общаться в группе.
Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы?
Создается памятка «Мое поведение во время поста».
-
Чтение Корана.
-
Навещать родственников.
-
Быть доброжелательным и внимательным друг к другу.
-
Правильно молиться.
-
Правильно вести себя за столом.
-
Проявлять внимание к окружающим. Я буду очищать свое сердце от гнева, подозрительности, зависти и недовольства кем-либо из окружающих. Я буду проявлять особую доброту и поддержку к моим соседям, в том числе и немусульманам.
-
Воспитание сострадания. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
-
Я постараюсь не только быть щедрым, но и прощать обиды членам моей семьи, моим друзьям и другим людям.
-
Воспитание умения быть терпеливым.
-
Делать добрые дела.
-
Развитие организованности: соблюдение распорядка дня. Я постараюсь хорошо учиться и добиться наилучших результатов.
-
Я постараюсь покончить хотя бы с одной из своих вредных привычек, например, лениться при подготовке домашних заданий.
-
Ответы на вопросы и задания к параграфу. Ответы на вопросы гостей.
-
Угощение гостей национальным угощением и вручение изготовленной открытки.
-
Задание на дом: Вместе с членами семьи подбери иллюстративный материал к теме «Пост в месяц рамадан», обсуди с родителями возможность создания творческого проекта о традициях твоей семьи в дни поста и дня разговения Ураза-байрам.
РЕФЛЕКСИЯ: Создание творческого проекта о традициях твоей семьи в дни поста и дня разговения Ураза-байрам. Начни создание календаря мусульманских праздников.
Учитель: Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю религиозного праздника, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают.
Дополнительный материал
Рамадан – это месяц, «в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения» (2:185). «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! – на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то – число других дней. А на тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это лучше для него. А чтобы вы постились, это лучше для вас, если вы знаете» (2:183-184).
Для подготовки к уроку использован материал:
-
Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. М., 2010.
-
Интернет-ресурс: https://www.islam.ru/