Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
урок «Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан»

Стукалова Ирина Александровна,

учитель истории, обществознания, ОРКСЭ, заместитель директора по ВР

МОУ Красносельской СОШ Красносельского района Костромской области
Тема урока: «Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан».
Цель урока: дать представление об обязанностях мусульман, о значении их в жизни мусульманина.
Задачи:

формировать представление школьников о традициях соблюдения поста у мусульман;

- познакомить с ценностями мусульманской семьи;

- способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию прошлого;

- воспитывать толерантность к чужому мнению, способность работать в коллективе;



- вырабатывать умение работать с любыми источниками информации.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа с раздаточным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге, работа на компьютере. (Так как в классе есть группа ребят, которая изучает модуль «Основы мировых религиозных культур», то они приглашаются на такие уроки с целью ознакомления (на таких уроках играют разные роли): гости, экскурсанты (заочная экскурсия по мечети), эксперты. На данном уроке ребята были приглашены в качестве гостей, где Заира рассказывала о традициях своего народа.)

Основные термины и понятия: пост (саум, ураза), Рамадан, Ураза-Байрам.

Средства наглядности: иллюстрации к уроку 13 с диска к урокам ОРКСЭ, иллюстрации «Мусульмане за праздничным столом»; образцы открыток к празднику; фотографии мечетей; арабские песнопения; открытки, нарисованные дома, и национальные угощения.

Структура урока:

  1. Организация деятельности учащихся. Для настроя на урок звучат арабские песнопения.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: «Назовите обязанности мусульман. Какие существуют традиции посещения мечети?»

  3. Анализ учащимися стихотворения.

  4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»

  5. Работа с текстом параграфа (с. 44–45), рассказ ученицы о соблюдении поста в семье.

  6. Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ.

  7. Выборочный пересказ текста (с. 45, 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).

  8. Рассказ учителя.

  9. Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.

  10. Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)

  11. Ответы на вопросы

  12. Закрепление основных понятий урока ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  13. Рефлексия. Создание памятки «Мое поведение во время поста».

  14. Ответы на вопросы и задания к параграфу. Ответы на вопросы гостей.

  15. Угощение гостей национальным угощением и вручение изготовленной открытки.

  16. Задание на дом: Вместе с членами семьи подбери иллюстративный материал к теме «Пост в месяц рамадан», обсуди с родителями возможность создания творческого проекта о традициях твоей семьи в дни поста и дня разговения Ураза-байрам.


Ход урока:

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Обязанности мусульман и как они выполняются в семье.

3. Анализ учащимися стихотворения Хасана и Динары Бедретдиновых.

Проблемный вопрос: Прочитайте стихотворение, подумайте и ответьте: о чем мы сегодня будем говорить? Какие новые понятия вам встретились?

Есть священный месяц –

Месяц Рамадан,

На дно морское брошен

Скованный шайтан.
Ниспослан в Рамадане

Мухаммаду Коран.

Всем людям в Руководство –

Религия Ислам!


Велел Аллах поститься,

Друг другу помогать,

У Господа Великого

Прощения искать.


Все чудо Рамадана

Стремимся мы постичь…

Найти лейла-т-ль-кадр

Иль кадр-кич*


Нас ждут ворота Рая,

Ведь пост – свет маяка!

Но не забудьте к празднику

Дать фитр-садака!


Моя книга – Коран,

В моем сердце – иман,

О, Аллах, жду я будущий год,

Чтоб держать Рамадан!



* По- татарски лейла-т-ль-кадр.
Ответы учащихся. Обсуждение.

Вывод: мы будем говорить о посте мусульман.

Что такое пост? Какие правила соблюдения поста существуют? В чем особенности соблюдения поста у мусульман? Попытаемся и мы ответить на эти вопросы.



4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»

5. Работа с текстом параграфа (с. 44–45). Задание: познакомьтесь с данным текстом и сформулируйте ряд вопросов (заданий) для организации на уроке рефлексивного чтения. Подумайте, каким содержанием вы бы дополнили данный текст.

Рассказ ученицы о соблюдении поста в семье.

6. Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ.

  1. Выборочный пересказ текста (с. 45 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).

  2. Рассказ учителя.

У мусульман два главных праздника – Ураза-байрам – Праздник разговения, которым завершается рамадан, и Курбан-байрам – праздник жертвоприношения.

О праздновании Ураза-байрам

За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи».

Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение.

В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о «действительности» прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр).

Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды.

Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца.

После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам.

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса.


Вопросы и задания для учащихся:

Вспомните, что вы узнали о празднике Ураза-байрам.



Как готовятся в вашей семье к празднованию Ураза-байрам? Какие угощения готовит мама?

  1. Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.

  2. Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)

  3. Вопросы для обсуждения:

Кому разрешено не соблюдать пост?

Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?

Какие качества человека развиваются благодаря посту?

  1. Закрепление основных понятий урока ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  2. Рефлексия. Особенности тренинга.

Тренинг развивает способность учащихся общаться в группе. Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы?

Создается памятка «Мое поведение во время поста».

  • Чтение Корана.

  • Навещать родственников.

  • Быть доброжелательным и внимательным друг к другу.

  • Правильно молиться.

  • Правильно вести себя за столом.

  • Проявлять внимание к окружающим. Я буду очищать свое сердце от гнева, подозрительности, зависти и недовольства кем-либо из окружающих. Я буду проявлять особую доброту и поддержку к моим соседям, в том числе и немусульманам.

  • Воспитание сострадания. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

  • Я постараюсь не только быть щедрым, но и прощать обиды членам моей семьи, моим друзьям и другим людям.

  • Воспитание умения быть терпеливым.

  • Делать добрые дела.

  • Развитие организованности: соблюдение распорядка дня. Я постараюсь хорошо учиться и добиться наилучших результатов.

  • Я постараюсь покончить хотя бы с одной из своих вредных привычек, например, лениться при подготовке домашних заданий.

  1. Ответы на вопросы и задания к параграфу. Ответы на вопросы гостей.

  2. Угощение гостей национальным угощением и вручение изготовленной открытки.

  3. Задание на дом: Вместе с членами семьи подбери иллюстративный материал к теме «Пост в месяц рамадан», обсуди с родителями возможность создания творческого проекта о традициях твоей семьи в дни поста и дня разговения Ураза-байрам.


РЕФЛЕКСИЯ: Создание творческого проекта о традициях твоей семьи в дни поста и дня разговения Ураза-байрам. Начни создание календаря мусульманских праздников.

Учитель: Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю религиозного праздника, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают.

Дополнительный материал

Рамадан – это месяц, «в который был ниспослан Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения» (2:185). «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! – на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то – число других дней. А на тех, которые могут это, – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, это лучше для него. А чтобы вы постились, это лучше для вас, если вы знаете» (2:183-184).


Для подготовки к уроку использован материал:

  1. Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. М., 2010.

  2. Интернет-ресурс: https://www.islam.ru/

«Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан»

Цель урока: дать представление об обязанностях мусульман, о значении их в жизни мусульманина

83.38kb.

14 12 2014
1 стр.


Вопросы и ответы к экзамену по предмету «Пост в месяц Рамадан»

Если луну увидят в определённой местности, то она обязательна для всех местностей?

36.45kb.

09 10 2014
1 стр.


Урок №13 «Пост в месяц рамадан»

«Поистине, праведность сердца проявляется в пяти вещах: чтении Корана, сопровождаемом размышлениями; пустом животе; совершении ночных молитв; обращениях с мольбами к Аллаху незадол

96.49kb.

14 12 2014
1 стр.


Урок №11 Обязанности мусульман

Железнова Лариса Борисовна, старший

44.19kb.

16 12 2014
1 стр.


Урок №11 Обязанности мусульман

Железнова Лариса Борисовна, старший

40.14kb.

16 12 2014
1 стр.


Рамадан во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам), — может быть, вы будете богобоязненны!"

О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам), — может быть, вы будете богобоязненны!

315.11kb.

09 10 2014
1 стр.


Завтра, 30 сентября 2008 года, начнется мусульманский праздник ураза-байрам, знаменующий окончание месячного поста

Праздник ураза-байрам (ид аль фитр – араб.) является вторым по значимости праздником в исламе. Он знаменует окончание поста в священный мусульманский месяц рамадан и празднуется тр

23.15kb.

14 12 2014
1 стр.


Выпуск №1 15. 12. 2011г Рождественский пост

Христова, построенному по образу празднования Пасхи, предшествует сорокадневный пост, получивший наименование Рождественского поста

66.1kb.

15 10 2014
1 стр.