Модуль
|
Основы исламской культуры
|
Урок № 11
|
Обязанности мусульман
|
Авторы
|
Вдовкина Н.В., учитель Степной СОШ Ташлинского района;
Минсафина Ф.Х., учитель Башировской НОШ с. Баширово Ташлинского района
|
Руководитель
|
Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ
|
Цели:
-познакомить учащихся с основными обязанностями мусульман;
-способствовать формированию правильно выражать свои мысли, грамотно отвечать на поставленные вопросы, умения работать с разными источниками; умение слушать других;
-воспитывать ответственность при выполнении обязанностей, доброжелательность, милосердие, уважение к традициям, обычаям своего и других народов.
Задачи:
-
формирование представлений об обязанностях мусульман,
-
развитие представлений младшего школьника о значении шахада;
-
развитие представления учащихся о месте обязанностей мусульман в Исламе;
-
формирование мнения о существовании различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
-
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, проектор, ноутбук, запись на доске.
Виды и формы деятельности учащихся: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к беседе с членами семьи.
Основные термины и понятия: столпы ислама, шахада, намаз, ураза, закят, хадж.
Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, география
Ход урока
-
Орг. момент
-
Рефлексия
А) Что означает вера в Судный день?
Б) Как представляют себе конец света и Судный день мусульмане?
В) Почему вера в ад и рай помогает мусульманам?
Г) Что говорит ислам о человеческой судьбе?
Д) Что ждет людей в Судный день?
– Ребята, а как вы считаете нужно ли готовиться к Судному дню?
-
Актуализация опорных знаний. Готовность учеников к восприятию новой темы.
Слайд 2
Беседа с учениками
- Ребята, готовясь к уроку вы должны были поговорить со своими близкими о том, как готовится мусульманин к Судному дню. (Примерный ответ учеников: нам родители рассказывали о том, что у каждого человека на плечах сидят два ангелочка. Правый ангелочек записывает добрые дела, которые человек совершает в течение своей жизни, а левый – плохие поступки. )
- Как нужно жить мусульманам, чтобы список добрых дел был больше? (Примерный ответ учеников: человек должен совершать как можно больше добрых дел. Мусульманин должен жить по правилам Корана.)
4. Формулировка целей и задач урока.
Слайд 3,4
Вводное слово учителя.
- Ребята, вы правы. Сегодня на уроке мы поговорим об обязанностях мусульман. Итак, тема нашего урока «Обязанности мусульман». Целью нашего урока будет знакомство со столпами т.е. обязанностями мусульман
5. Объяснение нового материала.
1)Рассказ учителя. (По ходу рассказа и просмотра слайдов уч-ся записывают определения основных понятий)
У каждого мусульманина есть религиозные обязанности. По мнению верующих, они установлены Всевышним Аллахом в Коране и пророком Мухаммадом в Сунне.
К основным обязанностям относятся:
1) свидетельство веры (шахада) – « Ля иляха илля-ллах, Мухаммадун расулю-ллах». В переводе с арабского эти слова означают: « Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха»
Шахаду произносят в течение дня много раз. При этом очень важно, чтобы человек произносил слова шахады искренне, с любовью к Аллаху и его посланнику Мухаммаду.
Слайд 5
2) молитва (намаз) – это диалог с Богом, обращение с просьбой или прославлением. Намаз совершается пять раз в сутки в определенное время.
Слайд 6
3) пост (ураза) – воздержание верующих от еды и питья в светлое время суток, от дурных поступков, от лжи, клеветы, брани, сплетен.
Слайд 7
4)Обязательная милостыня (закят) – это часть урожая, скота, доходов от торговли и бизнеса, которую верующий жертвует ради Аллаха один раз в год.
Слайд 8
5) паломничество в Мекку (хадж) – паломничество в Мекку.
Слайд 9
6. Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
2.Сегодня мы подробнее остановимся на первой обязанности мусульман «шахада».
Шаха́да (араб. الشهادة — аш-
Шаха̄да — свидетельство) — первый из пяти столпов Ислама, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Пророка Мухаммада. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама.
Слайд 5
3. Работа с учебником (с.38-39). Рассказ учителя.
Слайд 10
7. Закрепление новой темы.
Тестирование слайды 11-14
8. Рефлексия урока.
- Итак, ребята, о чем вы сегодня узнали на уроке?
- Давайте с вами в тетрадях нарисуем символы Ислама и в изображении звезды запишем обязанности мусульман.
9. Домашнее задание.
1.Обсудить с родителями вопрос о том, что они знают об обязанностях мусульман, что они знают о намазе.
2.Нарисовать шахаду (по желанию).