Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Сарапулова В. Л.

МКОУ Нижнеиргинская СОШ.

[email protected]

Урок №3 «Культура и мораль».

Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.

Задачи: познакомить с историей возникновения понятия культура и мораль,

различными видами культуры;

проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.


  1. Организационный момент.

2. Контроль – по уроку «Светская этика» (раздаточный материал)

(самооценка: это я знаю +, это надо повторить -)

3. Беседа по изученному материалу.

-Что такое нравственность? (Нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу)

-Как называется наука о нравственности? Чему она учит? (как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям)

-Как по-другому называют нравственность? (Мораль)

-Всегда ли она существовала?

4.Работа по теме.

-Беседа по раскрытию понятий культура.

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить на уроке.

Мы любим книги читать, рисовать,

Музыку слушать, на инструментах играть.

Песня, театр, кино, фольклор-

Какой увлекательный подбор!

Без этих ценностей обществу не прожить,

Культурным человечеству без них не быть.

О чем пойдет речь?

-Как одним словом можно назвать все перечисленные ценности?

Ее помощница еще важней для нас:

Подскажет всем как в обществе нам жить,

Какой поступок надо совершать,

Какие качества в себе нам развивать.

-Что это за помощница?

-Сообщение темы урока, запись ее в тетрадь. (слайд 1)

- Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ? (слайд 2)



  • Какого человека можно назвать культурным.

  • Что значит культурно вести себя.

  • Что означает слово культура.

  • Почему культуру называют второй природой

  • Что такое материальная культура

  • Что такое духовная культура.

  • Как возникла мораль.

- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. (задачи на доске)

-Работа с учебником – стр.8

Прочитайте про себя 1 и 2 абзацы.

Задайте вопросы к 1 абзацу - (ответ слайд 3)

Ко 2 абзацу – (ответ слайд 4)

- В каком значении употребляется понятие культура в наше время?

Прочитайте про себя 3 абзац.

- Как иногда называют культуру? (Второй природой).Как вы думаете, почему она получила такое название?

-В чем отличие культуры и природы?

- Почему важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран?



Рассмотрите схему на экране (слайд 5)

- На какие две группы делится культура? (Материальная и духовная)

-Найдите ответ на вопросы:


  • Что такое материальная культура

  • Что такое духовная культура

Запишите в тетрадь.

-Рассмотрите иллюстрации. Элементы каких национальных культур на них представлены? Объясните, почему вы так считаете? (слайд 6-7)

-Существую различные виды духовной культуры (слайд 8)

Работа с понятием мораль.

Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно сложились правила, в которых говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими. О том, что нельзя грубить, лгать, воровать, причинять боль другому. Но практически все можно объединить в одно золотое правило:



«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»

- Как вы понимаете это правило?
-Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

Что такое хорошо и что такое плохо?
-Как бы вы объяснили малышу следующие поступки людей сточки зрения - «Поступать хорошо», «Поступать плохо» (слайд9)


  • Лениться и бездельничать

  • Помочь старой бабушке принести воды

  • Давать пустые обещания

  • Быть жадным, негостеприимным

  • Помогать человеку в беде, горе

  • Смеяться над увечными

  • Уважать, заботиться о родителях

  • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику

  • Быть честным

  • Требовать у родителей того, что не заслужил трудом.

-Сказка «Морозко» – чтение и разбор с точки зрения культуры и морали.

- Скажите, сам фильм – это материальная или духовная культура? Почему вы так думаете?

-А его содержание?

-Оцените поступок каждого героя с точки зрения морали. Кто из них поступает нравственно, а кто совершает безнравственный поступок?

- Какую «награду» получает каждый из героев за свои деяния?

- Какое правило морали и кому вы бы посоветовали использовать в общении с людьми?



Итог урока.

Нашли ли мы ответы на все вопросы темы?



Игра «Расскажи, что знаешь»

-А сейчас попробуйте еще раз рассказать, что вы узнали по каждому из этих вопросов.



Домашнее задание.

Вместе с родителями составьте свод правил, принятых в вашей семье –



страница 9











Урок №3 «Культура и мораль». Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль

Что такое нравственность? (Нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу)

42.3kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок №3 Тема урока: «Культура и мораль» Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль

Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, тест, презентация к уроку, притча «Не обманывай»

34.46kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок №3 Культура и мораль

Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района

77.88kb.

02 09 2014
1 стр.


Закон выше морали Мораль выше закона Закон и мораль имеют разные сферы применения Закон и мораль должны совпадать

Какое из приведенных утверждений отражает взгляды Шан Яна на роль законов в государстве

44.13kb.

27 09 2014
1 стр.


Разработка урока по теме: «культура древней греции». Предмет:

Образовательная: Что такое мораль. К чему может привести нарушение норм морали. Вера и Убеждение

51.48kb.

30 09 2014
1 стр.


Головин Игорь 203 Этическая философия по Сократу: мораль и нравственность

Мораль (лат moralis — нравственный, от mos, мн ч mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции дейст­вий человека в обществе; о

347.3kb.

02 09 2014
1 стр.


Мораль и культура Виды деятельности: чтение статьи

Виды деятельности: чтение статьи, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка вопросов по содержанию текста, беседа, комментированное чтение сказки

32.79kb.

02 09 2014
1 стр.


Гендер и культура в парадигме культурных исследований Гендер и культура: анти-эссенциализм как культурализм «Природа или культура»

Да, физиологическое различие первично (и предшествует любому другому социальному различию), но вопрос заключается в том, как культура пользуется этим изначальным биологическим разл

669.22kb.

14 12 2014
3 стр.