Сарапулова В. Л.
МКОУ Нижнеиргинская СОШ.
[email protected]
Урок №3 «Культура и мораль».
Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль.
Задачи: познакомить с историей возникновения понятия культура и мораль,
различными видами культуры;
проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.
-
Организационный момент.
2. Контроль – по уроку «Светская этика» (раздаточный материал
)
(самооценка: это я знаю +, это надо повторить -)
3. Беседа по изученному материалу.
-Что такое нравственность? (Нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу)
-Как называется наука о нравственности? Чему она учит? (как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям)
-Как по-другому называют нравственность? (Мораль)
-Всегда ли она существовала?
4.Работа по теме.
-Беседа по раскрытию понятий культура.
Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить на уроке.
Мы любим книги читать, рисовать,
Музыку слушать, на инструментах играть.
Песня, театр, кино, фольклор-
Какой увлекательный подбор!
Без этих ценностей обществу не прожить,
Культурным человечеству без них не быть.
О чем пойдет речь?
-Как одним словом можно назвать все перечисленные ценности?
Ее помощница еще важней для нас:
Подскажет всем как в обществе нам жить,
Какой поступок надо совершать,
Какие качества в себе нам развивать.
-Что это за помощница?
-Сообщение темы урока, запись ее в тетрадь. (слайд 1)
- Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ? (слайд 2)
-
Какого человека можно назвать культурным.
-
Что значит культурно вести себя.
-
Что означает слово культура.
-
Почему культуру называют второй природой
-
Что такое материальная культура
-
Что такое духовная культура.
-
Как возникла мораль.
-
Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. (задачи на доске)
-Работа с учебником – стр.8
Прочитайте про себя 1 и 2 абзацы.
Задайте вопросы к 1 абзацу - (ответ слайд 3)
Ко 2 абзацу – (ответ слайд 4)
- В каком значении употребляется понятие культура в наше время?
Прочитайте про себя 3 абзац.
- Как иногда называют культуру? (Второй природой).Как вы думаете, почему она получила такое название?
-В чем отличие культуры и природы?
- Почему важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран?
Рассмотрите схему на экране (слайд 5)
- На какие две группы делится культура? (Материальная и духовная)
-Найдите ответ на вопросы:
-
Что такое материальная культура
-
Что такое духовная культура
Запишите в тетрадь.
-Рассмотрите иллюстрации. Элементы каких национальных культур на них представлены? Объясните, почему вы так считаете? (слайд 6-7)
-Существую различные виды духовной культуры (слайд 8)
Работа с понятием мораль.
Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно сложились правила, в которых говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими. О том, что нельзя грубить, лгать, воровать, причинять боль другому. Но практически все можно объединить в одно золотое правило:
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»
- Как вы понимаете это правило?
-Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
Что такое хорошо и что такое плохо?
-Как бы вы объяснили малышу следующие поступки людей сточки зрения - «Поступать хорошо», «Поступать плохо» (слайд9)
-
Лениться и бездельничать
-
Помочь старой бабушке принести воды
-
Давать пустые обещания
-
Быть жадным, негостеприимным
-
Помогать человеку в беде, горе
-
Смеяться над увечными
-
Уважать, заботиться о родителях
-
Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику
-
Быть честным
-
Требовать у родителей того, что не заслужил трудом.
-Сказка «Морозко» – чтение и разбор с точки зрения культуры и морали.
- Скажите, сам фильм – это материальная или духовная культура? Почему вы так думаете?
-А его содержание?
-Оцените поступок каждого героя с точки зрения морали. Кто из них поступает нравственно, а кто совершает безнравственный поступок?
- Какую «награду» получает каждый из героев за свои деяния?
- Какое правило морали и кому вы бы посоветовали использовать в общении с людьми?
Итог урока.
Нашли ли мы ответы на все вопросы темы?
Игра «Расскажи, что знаешь»
-А сейчас попробуйте еще раз рассказать, что вы узнали по каждому из этих вопросов.
Домашнее задание.
Вместе с родителями составьте свод правил, принятых в вашей семье –
страница 9
-