Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Модуль

Основы светской этики

Урок № 3

Культура и мораль

Авторы

Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской СОШ им. А. Д. Трынова Кувандыкского района,

Литовкина Р. Р., учитель Новоказанской НОШ Кувандыкского района,

Серая И. Е., учитель СОШ № 5 г. Кувандыка,

Этманова М. В., учитель Оноприеновской ООШ Кувандыкского района

Руководитель

Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Цель урока

создать условия для формирования готовности и способности обучающихся самостоятельно осваивать культурные ценности, а в идеале — «культурно» решать собственные жизненно важные проблемы.

Задачи урока


  • знакомство с понятиями культура и мораль, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • развивать представлений о культурных ценностях, составляющих основу традиций разных народов;

  • создавать условия для развития доброго начала - любви к ближнему, уважения к старшим, любви к родине.

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этических чувств как регуляторов морального поведения;



Виды деятельности


Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания,

Основные термины и понятия

Культура, материальная культура, духовная культура, политическая, правовая культура, мораль

Словарик к уроку

Культура - в переводе с латинского «возделывание земли».

Культура- хлебопашество, земледелие; образованность.

Культура - предметы человеческого труда; представления, идеи, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы и правила.

 Культура – ценности и нормы человеческого существования.


Культурный человек - это человек нравственный, открытий эстетическому переживанию, воспринимающий мир сквозь призму «добра и зла», «любви и ненависти», «правды и ложи», «прекрасного и безобразного» и т.д.

Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.

Мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

Средства наглядности: презентация, иллюстрации из учебника, сигнальные карточки

Основные вопросы урока

  • Что означает слово «Культура»?

  • Почему культуру называют «второй природой»?

  • Как возникла мораль?

Ход урока


  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Открытие нового знания. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

  5. Беседа с учащимися.

  6. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

  7. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

  8. Самостоятельная работа учащихся.

  9. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  10. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

  11. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  12. Домашнее задание.

Примерный текст учителя


I. Вводная часть урока.

Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем знакомиться с вами с основами светской этики. На прошлых уроках мы познакомились с понятиями духовный мир, культурные традиции, этика и мораль. слайд № 2



Кто был основателем науки «Этика»?

Привычки, обычаи, правила поведения – это… слайд № 3

Что помогает понять светская этика? (добро и зло; хорошее и плохое)

- А вот сегодня тему нашего урока я предлагаю вам определить самим.



Слайд №1. Коллаж фотографий и строки стихотворения

слайд № 4 Мы любим книги читать, рисовать,

Музыку слушать, на инструментах играть.

Песня, театр, кино, фольклор-

Какой увлекательный подбор!

Без этих ценностей обществу не прожить,

Культурным человечеству без них не быть.



И так, о чем же сегодня пойдет речь?



Предполагаемые ответы учащихся: культурном человеке, театре, поэзии, живописи…

(Учитель фиксирует на доске ответы школьников)



Работа над понятием «культура».

Какого человека можно назвать культурным?

Что значит вести себя культурно? (ответы)

Почему человек поступает так или иначе?

Вы все рассуждаете правильно. Чтобы быть более точными и конкретными сформулировать тему урока вам подскажут буквы, соберите их в правильном порядке……… слайд № 5

Предполагаемые ответы учащихся:………………………………..

Тема урока «Культура и мораль». слайд № 6

Откройте тетради «…………….» и запишите тему урока.

II. Открытие нового знания

Как вы думаете, многое ли вам известно по теме нашего разговора?

На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня еще ответы?

Предполагаемые ответы учащихся:…………………………………

Работа с учебником

Некоторые из ваших вопросов совпадают с планом учебника.

Откройте учебник на с.8 и прочитайте план урока.

(Один ученик читает вслух)


  1. Что означает слово «Культура»?

  2. Почему культуру называют «второй природой»?

  3. Как возникла мораль?


Работа с учебником,

Прочитайте про себя 1 и 2 абзац.

Задайте вопросы к 1 абзацу, ко 2 абзацу.

Прочитайте про себя 3 абзац.



Учитель:

слайд № 7 – 8 – 9 - 10 Культура – это…..

Как иногда называют культуру? (Второй природой)

Чем она отличается от естественной природы? Прочитайте по учебнику. слайд № 11 - 12

Культурный человек – это…(Учитель фиксирует ответы на

доске) слайд № 13

Важно ли знать культуру своей страны, и нужно ли изучать культуру разных

стран и народов?



Предполагаемые ответы учащихся:…………………………………

Учитель: Не случайно в нашей школе мы проводим акцию «Живем мы дружною семьей» (оформляем альбомы, шьем куклы и одеваем в национальные одежды, участвуем в районных фестивалях национальных культур, и в прошлом году были на экскурсии в городе Оренбурге в национальной деревне слайд № 14)



Вывод: Культура не может существовать без человека.

слайд № 14 Важно знать не только Культуру своей страны, но

нужно изучать культуру разных стран и народов



(предположительно провести физминутку)

Рассмотрите схему на экране. слайд № 15

На какие две группы делится культура? (Материальная и духовная)



Найдите в следующем абзаце, что включает в себя материальная культура (слайд № 16) и духовная культура (слайд № 17)? Запишите в тетрадь.

Существую различные виды духовной культуры (слайд № 18). Дальше на экране открывать по очереди: правовая (слайд № 19), политическая, (слайд № 20), мораль - система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)



Работа с понятием мораль.

  • (слайд № 21 - 22). Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Постепенно сложились правила, в которых говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие - плохими. О том, что нельзя грубить, лгать, воровать, причинять боль другому. Но практически все можно объединить в одно золотое правило:

(слайд № 23). «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»

  • Выполнение заданий

  1. О чем говорится в поговорках (слайд № 24)

  2. Сейчас потренируемся в умении определять те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются. Заполним таблицу (начертить на доске), распределяя хорошие поступки и плохие. (слайд № 25-26)

  3. Ты часто слышишь слово нельзя, когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему не разрешают это делать. Для этого выполните задание на листочках в парах. Проверка с места.

  4. Чтение притчи «Не обманывай» учителем и ответы на вопросы. (слайд № 27)

  5. Проверка знаний по теме. Выполнить самостоятельную работу. Вы выполните тест. (Учитель объясняет как выполнять работу)Время 3 минуты.(слайды № 28 – 32). Самопроверка. Самооценка.

  1. Итог урока.

Какая была тема урока? На какие вопросы получили ответы?

Все ли вам было понятно на уроке? (красный кружок – тему не понял, синий – понял, но не все, зеленый- материал понял полностью).


Творческие домашнее задания для учеников


  • Подберите пословицы по теме урока и сделайте к одной из них иллюстрацию.

  • Вместе с родителями разработайте свод (перечень) моральных норм, правил, принятых в вашей семье.

Источники:

  1. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.

  2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

  3. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.

Интернет ресурсы:

  1. https://galina27.ucoz.ru/index/0-17

  2. https://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20324

  3. https://www.xapaktep.net/program/virtues/roman/respectability/desc.php

Материал к рабочей тетради

Урок 3. Тема урока ______________________________________

Задание 1. Словарная работа Культура -____________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________



Духовная культура

Материальная культура

______________________________________

______________________________________



______________________________________

______________________________________



______________________________________ ______________________________________

______________________________________ ______________________________________



Прочитай известные тебе высказывания и сделайте к одной из них иллюстрацию.





Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье. 1.__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________ ________________

____________________________________________________________________________ _______________



3.___________________________________________________________________________


Урок №3 «Культура и мораль». Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль

Что такое нравственность? (Нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу)

42.3kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок №3 Тема урока: «Культура и мораль» Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль

Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, тест, презентация к уроку, притча «Не обманывай»

34.46kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок №3 Культура и мораль

Литовкина Е. И., учитель Ибрагимовской сош им. А. Д. Трынова Кувандыкского района

77.88kb.

02 09 2014
1 стр.


Закон выше морали Мораль выше закона Закон и мораль имеют разные сферы применения Закон и мораль должны совпадать

Какое из приведенных утверждений отражает взгляды Шан Яна на роль законов в государстве

44.13kb.

27 09 2014
1 стр.


Разработка урока по теме: «культура древней греции». Предмет:

Образовательная: Что такое мораль. К чему может привести нарушение норм морали. Вера и Убеждение

51.48kb.

30 09 2014
1 стр.


Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11

В своем современном виде корейский фонетический алфавит Хангыль состоит из сорока букв. Начнем с согласных

2279.47kb.

09 10 2014
7 стр.


Т. 050-63-54-096 Урок теоретичного навчання з предмету: фізична культура Тема уроку : урок теоретичних знань з волейболу. Мета уроку

Виховна: виховувати інформаційну компетентність, повагу один до одного, толерантність

184.12kb.

12 10 2014
1 стр.


Головин Игорь 203 Этическая философия по Сократу: мораль и нравственность

Мораль (лат moralis — нравственный, от mos, мн ч mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции дейст­вий человека в обществе; о

347.3kb.

02 09 2014
1 стр.