Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Организация внеурочной деятельности учащихся,

как фактор повышения качества образования.
Современная школа – базовое звено образования, в котором в первую очередь осуществляются процессы реформирования. Согласно концепции образования школа должна сформировать целостную систему универсальности знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современнее качества содержания образования.

Целями школы является мотивация обучения, формирование здоровой, творческой, интеллектуально развитой личности, через преобразование уровня организации учебного процесса и системы внеурочной учебной деятельности учащихся, нацеленной на повышение качества образования.

Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа имеет свою глубокую историю образования села и школьного образования, сформированы свои традиции и накоплен опыт работы.

В школе работает 38 педагогов, в том числе 2 учителя с высшей категорией, 14 с первой квалификационной категорией. Один педагог является заслуженным учителем РТ и имеет знак «Отличник народного просвещения»,11 педагогов награждены почетными грамотами МО и РТ, почетными грамотами администрации муниципального района и управления образования. В школе трудятся 5 молодых специалистов.

В школе обучается более 450 учащихся, из них 40 учащихся проживают в д.Ямаш и 20 учащихся в д.Зай – Чишма и ст.Акташ, что затрудняет организацию и проведение дополнительных занятий внеурочной деятельности.

Школа стабильно показывает качество знаний на уровне 45%.

Как показывает педагогический опыт работы объединить учебную и внеучебную деятельность можно в системную модель, реализующуюся в отработанных программах развития школы.

В основе разработанной модели школы лежит:

- оптимизация структуры линейности учебного плана : его вариативной и инвариативных частей;

- организация профильной и предпрофильной работы школы (в данном направлении школа работает с 2004 года);

- структурирования и отработки элективных курсов в открытом образовательном пространстве, так как обуславливается решение повышения качества образования через проектное обучение, спецкурсы, дополнительные образовательные модули, практикумы и иные формы работы, проводимые в формах отличных от урочной.

    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Условиями формирования профильных классов в школе является:

- социальный заказ родителей;

- итоги системы тестирования обучающихся 8-9 классов;

- личный интерес обучающегося;

- наличие квалифицированных кадров;

- наличие материально-технической базы школы.

С 2008 года отработаны следующие профили:

- социально – математический;

- социально- гуманитарный;

- социально-экономический;

- химико-биологический.

Сравнительный анализ обучения и результаты ЕГЭ профильных и непрофильных классов показывает, что уровень освоения знания является более высоким в профильном классе.



Результаты итоговой аттестации по предметам ЕГЭ

2008-2009 уч.год

Предмет

Профильный класс (социально-математический)

Не профильный класс (универсальный)

Математика

44

26

Физика

47

36

Обществознание

65

49



2009-2010 уч.год

Предмет

Профильный класс (социально-гуманитарный)

Не профильный класс (универсальный)

Русский язык

56

46

История

44

35

Обществознание

56

44






2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

Предмет

Профильный класс (социально-экономический)

Не профильный класс (универсальный)

Математика

46

40

Обществознание

52

53



Профильные предметы

2008-2009 социально-математический профиль

2009-2010 социально-гуманитарный профиль

2010-2011 социально-экономический профиль

2011-2012 универсальный класс

Русский язык

73

78

72

71

Математика

60

63

68

63

Обществознание

76

68

61

60

История

-

57

-

40

Физика

63

57

42

45

         По результатам опроса  большинство учащихся (76%)удовлетворено введением профильного обучения и считают, что знания, получаемые на уроках по профильным предметам, имеют практическую направленность. Введенные элективные курсы вполне устраивают 62,5% учащихся. 56,3% учащихся уверены, что знания, получаемые на элективных курсах, пригодятся им в будущей жизни.

Однако существуют объективные признаки изменения работы в данном направлении. Так если до 2010-2011 года формировались по два 10 класса в количественном составе до 40 учащихся, то с введением ГИА в девятом классе происходит отток учащихся из основной школы в средне-профессиональные учебные заведения. Зачастую это учащиеся с хорошей мотивацией к учебной деятельности, высокими результатами ГИА, которые предпочитают профессиональную подготовку, а не обучение в 10 классе. Иногда формирование профильного 10 класса идет из учащихся желающих получить профильную подготовку и тех учащихся, которые не желают обучаться в профильном классе, но вынуждены. Все это сказывается на результатах обучения в данных классах и сдачи ЕГЭ.

Структурным элементом модели школы является работа Совета школы по проблемам исследовательской деятельности и научное общество учащихся (НОУ) «Эрудит», разработана и внедряется программа «Одаренные дети», принятая в 2009 году.

В структуру школьного научного общества входят 8 секций, объединяющих разные предметы: физико-математическая, литературоведческая, историко-правовая, естественно - научная, языковая, «город мастеров», «школа безопасности», «мастер-класс». Работа в НОУ ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). Со времени образования НОУ произошел рост участников школьной научно-практической конференции.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

13 марта 2012 года прошла научно-практическая конференция на тему «Мы – будущие XXI века». Всего было представлено 13 научно-исследовательских работ.





Тема

Ученик, класс

Учитель, преподаваемый предмет

1

«Газированная вода – яд в малых дозах»

Жаренкова Софья, 3-а класс

Тарасова Т. П., начальные классы

2

«Солено-пресная вода в жизни человека»

Павлов Денис,

4-в


Васильева А.В., начальные классы

3

Минута час бережет».

Антонова Мария, 2-б класс

Перцева В.Е. начальные классы

4

«Лук – зеленый друг»

Бородина Алена,

Тютюгин Данил, 4-а класс



Бурова Р.Ш., начальные классы

5

«Акылның кадере әдәп белән, куәтнең кадере сәләт белән”

Евдокимов Дмитрий, Некрасов Алексей , 11 класс

Хайрулина Г.Г., татарский язык и литература

6

«Америка в России»

Тютюгина Екатерина, 7-б класс

Тютюгина Е.В., английский язык

7

«Педагогические взгляды в творческом наследии Р. Фахреддина»

Гарифуллин Равиль, 10 класс

Вафина Г.Ш., татарский язык и литература

8

« Особенности о жестикуляции»

Садыкова Василя , 6-а класс

Хлыстенкова М.В., русский язык и литература

9

«По следам семьи Залиловых и поэта-героя М. Джалиля»

Климина Дарья, 7-в класс

Яковлева С.В., русский язык и литература

10

«Партизанское движение»

Валиулин Ильнур, 9-в

Рагимова Р.Р., История

11

Автобиографические мотивы в творчестве С. А. Есенина

Пронина Алина, 7-б класс

Яковлева С.В., русский язык и литература

12

Пищевые добавки. Польза или вред»

Боробова М., ХабибуллинаА., 11 класс

Белоногова И.А., химия

13

«Плат узорный»

Ибрямова Анна , 5-б класс

Баламутина Е.В., ИЗО

Среди начальных классов победила работа ученицы 3 - а класса Жаренкова Софья на тему: «Газированная вода – яд в малых дозах», научный руководитель Тарасова Т.П.; среди 5-8 классов 1 место заняла научная работа ученицы 5-б класса Ибрямовой Ани на тему: «Плат узорный», научный руководитель: Баламутина Е.В. Среди 9-11 классов победителями стал учащийся 10 класса Гарифуллин Равиль с работой на тему «Педагогические взгляды в творческом наследии Р. Фахреддина», научный руководитель Г.Ш. Вафина. По итогам конференции победители и призеры были награждены почетными грамотами.

Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение.

Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;

в-третьих, они могут представить работы для участия в муниципальных, республиканских и общероссийских конференциях и конкурсах.



Сведения о победителях и призерах НПК учащихся МБОУ «Русско-Акташская СОШ»

Ф.И.О уч-ся

класс

Уровень/ название олимпиады(очное/ дистанционное)

место

Ф.И.О. учителя

Гарифуллин Равиль

10

Республиканский/Конкурс презентаций «Жизнь и творчество Р.Фахреддина»(очная)

Диплом за участие

Вафина Г.Ш.

Павлов Антон

4-в

муниципальный уровень/ Научно-исследовательская конференция «Мы познаем мир» среди 1-4 кл

(очная)


3 место, диплом призера

Васильева А. В.


Козенкова Анна


3-а

муниципальный уровень/ Научно-исследовательская конференция «Мы познаем мир» среди 1-4 кл

(очная)


3-место, диплом призера

Тарасова Т. П.


Антонова Мария

2-б

муниципальный уровень/ Научно-исследовательская конференция «Мы познаем мир» среди 1-4 кл

(очная)


3-место, диплом призера

Перцева В. Е.



Информация об участии в конкурсах за 3 года



Уровень

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1

Муниципальный

3

4

9

2

Республиканский

3

2

8

3

Федеральный

-

-

4

Научное общество учащихся и иные формы работы внеурочной деятельности, которые осуществляются в формах отличных от классно- урочных, направлены на достижение планируемых результатов основной образовательной программы на рост качества образования.

В рамках внеурочной деятельности и повышения качества образования направлена и работа предметных кружков, занятия в блоках дополнительного образования, индивидуальные консультации учителя, самоподготовка учащихся, в рамках работы ГПД. Постоянно проводятся предметнее недели, олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы

В школе реализуется оздоровительная программа, принятая в 2007 году. Дети, отстающие в физическом развитии, с ослабленным здоровьем занимающиеся во внеурочное время в различных секциях, не только становятся крепче физически, но и закаляются морально, становятся увереннее в своих силах, что в свою очередь благоприятно сказывается на их успеваемости, а в дальнейшем помогает самореализовываться в жизни.

Для достижения данной цели в селе создана система сетевого взаимодействия образовательного учреждения и учреждений села






Название клубного формирования

Количество учащихся

1

Художественное отделение ДШИ №1

30

2

Вокальное отделение ДШИ №1

9

3

Фортепианное отделение ДШИ №1

3

4

Старшая танцевальная группа «Демика»

6

5

Средняя танцевальная группа 1 смена «Сюрприз»

16

6

Средняя танцевальная группа 2 смена «Современная Аленушка»

7

7

Младшая танцевальная группа «Непоседы»

4

8

Театральная группа «NEXT»

10

9

Народные промыслы «Клубочек» (вязание)

15

10

Народные промыслы «Золотой стежок» (вышивка)

13

11

Вокальное трио «Сюрприз»

3

12

Бокс

28

13

Футбол

22

14

Хоккей

22




Итого:

188

В 2011 – 2012 учебном году в школе действовало 21 объединение дополнительного образования 6 – направлений:

Научно – техническая

направленность

«Самоделкин»

«Умелые руки»

Художественно – эстетическая

направленность

«Шаг вперед»

«Мастерская изящных искусств»

«До-ми-соль-ка»

«Фантазеры»

Физкультурно – спортивная

направленность

«Баскетбол»

«Волейбол»

Эколого-биологическая направленность

«Цветовод»

«Юный эколог»

«Экология и мы»

«Люби и знай свой край»

Туристско – краеведческая направленность

«Родина»

Культурологическая направленность

«Занимательная математика»

«Юный инспектор дорожного движения»

«Шахматное королевство»

«Путешествие по стране Этикета»

«Веселый английский»

«Open Britain»

«Природа в литературе»

Таким образом, разнообразной творческой деятельностью в школьных кружках заняты постоянно 416 учеников, т. е всего в школьных кружках заняты около 90 % учащихся.

Вся внеурочная деятельность школы направлена на формирование у детей здорового образа жизни и воспитания в духе патриотизма и высокого уровня гражданственности.

Ежегодно в феврале организуется и проводится военно – патриотическая игра «Зарница» для учащихся старших и средних классов и «Зарничка» для начальных классов. Школа тесно сотрудничает с Боевым братством «Память», участниками афганской войны.

В данном направлении работает и музей «Боевой Славы» под руководством учителя истории Рагимовой Р.Р. работа музея не раз была отмечена дипломами и грамотами за участие в Республиканских и Всероссийских конкурсах.

Для всестороннего развития учащихся в школе и центре СДК работает ИЗО студия и вокальная группа трио «Сюрприз», получившие диплом II степени за участие в XVI городском конкурсе детского творчества «Звенящая капель».

Ведущим направлением работы является экологическое воспитание. Уже в течение 10 лет ведется курс экологии в пятых классах, в 10 классе читается элективный курс по экологии. Обучающиеся школы принимают участие в озеленении и уборке территории села и школы, за данный вид работы школа награждена дипломом Министерства экологии и природных ресурсов РТ «Марш Парков» в 2012 году. Интегрируя творческое, техническое и экологическое направления работы в школе учащиеся создают проекты по экологии, принимают участие в выставках, организуемых как на муниципальном, так и на республиканском уровне.

Экологическое мышление и трудовые навыки формируются и в работе пришкольного лагеря «Солнышко» и летнего трудового лагеря, где отдыхает 100 учащихся ежегодно. При организации летнего отдыха основной целью является занятость учащихся «группы риска» в летний период.

Для развития логического мышления, общего уровня эрудиции, для формирования интереса к шахматам в школе в течение 4 лет ведет работу шахматный кружок и шахматный клуб «Белая ладья». При сотрудничестве с шахматным клубом г.Нижнекамска были организованы шахматные турниры в школе, сеансы одновременной игры, шахматные уроки, мастер-классы. Учащиеся увлеченно занимаются изучением истории шахмат, для этого были приобретены учебно – методические пособия и тетради.

На мой взгляд, одним из важнейших направлений нового стандарта является организация внеурочной деятельности обучающихся.

В этом году в нашей школе три первых класса работали по ФГОС. На внеурочную деятельность учащихся отводилось 2 часа в неделю во второй половине дня. Один час - на реализацию программы по общеинтеллектуальному направлению «Веселый английский», где учитель выявлял индивидуальные способности каждого ребенка, развивал у детей интерес к различным видам деятельности. Итогом работы данного кружка явились проектные работы «Моя визитная карточка», «Мой питомец», «Моя школьная форма», «Мой АВС».

Второй час внеурочной деятельности учащихся был направлен на реализацию программы кружка художественно-эстетического цикла «До-ми-соль-ка». Ребята знакомились с праздниками народов нашей страны, с традициями, обрядами, разучивали песни, частушки, активно принимали участие в школьных концертах и концертах села. Были проведены такие праздники, как «Посвящение в первоклассники», «Праздник Осени», «Новогоднее представление», «Масленица», «Праздник Букваря».

Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как личность

В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.

Необходимо в первую очередь так же при реализации стандарта решить следующие задачи в начальной школе:

- определить содержательные приоритеты деятельности так, чтобы они в максимальной степени отвечали требованиям стандарта в достижении комплекса личностных, метопредметных и предметных результатов, обеспечивающих гармоничное развитие детей во всех направлениях и видах внеурочной деятельности;

- определить оптимальную нагрузку ученика, учитывая время, которое ребенок проводит в школе, в дополнительном образовании, тратит на подготовку домашнего задания;

- обеспечить качество внеурочной деятельности школьными кадрами, информационными и другими ресурсами;

- сформировать более гибкую модель сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения и других социальных объектов;

- создание электронной базы данных о занятости детей в системе дополнительного образования, создание реестра муниципальных, сельских мероприятий, которые могут быть спланированы при проведении внеурочной деятельности.

Организация и развитие системы внеурочной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обуславливает его целостность и многомерность, органично укладываясь в концепцию непрерывного образования.

Проведенный анализ состояния организации внеурочной учебной деятельности учащихся в образовательном учреждении (школе) выявил не только признание значимости данного вида работы, но и определил объективные причины, не позволяющие в полной мере вести реализацию внеурочной учебной деятельности на более качественном уровне:

- большинство педагогов не готовы к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такой деятельности;

- программно – методические и поисково-исследовательские работы с учащимися разработаны недостаточно;

- выявление и развитие ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основе современного представления о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи детям;

- двухсменность занятий образовательного учреждения;

- отсутствие системы целостной мотивации к творческому росту, научным достижениям;

- сохраняются элементы «разрыва» структуры внеурочной учебной деятельности как горизонтально, так и вертикально;

- слабая материально-техническая база для качественной реализации программы внеурочной деятельности.




Муниципальное учреждение «Управление образования Альметьевского муниципального района» Республики Татарстан.

Выступление на тему: «Организация внеурочной деятельности учащихся, как фактор повышения качества образования»
Директора МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»

Т.А.Вечкитова



21 августа 2012 года

Организация внеурочной деятельности учащихся, как фактор повышения качества образования

Согласно концепции образования школа должна сформировать целостную систему универсальности знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственнос

177.18kb.

25 12 2014
1 стр.


Анализ работы Кафедры филологов в 2011/2012 учебном год

«Организация творческой, исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования», решая при этом и проблему гимназии «Создание системы оценки качества

248.39kb.

17 12 2014
1 стр.


Развитие тестовых технологий как фактор повышения качества образования

Проблемы создания тестов по экономической информатике для бакалавров по профилю «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

81.56kb.

17 12 2014
1 стр.


Организация и проведение внеурочной деятельности учащихся учителем математики моу «Гимназии №6» г. Новороссийска Штепа С. В
42.84kb.

15 12 2014
1 стр.


Сотрудничество Речицкого районного лицея с ггу им. Ф. Скорины как эффективный способ повышения качества образования учащихся

Обеспечение каждому лицеисту качественного образования, укрепление интеллектуального и творческого потенциала элиты нашего общества является одним из стратегических направлений раз

64.8kb.

23 12 2014
1 стр.


«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации фгос ноо»

Моу поназыревской сош на 2012-2013 учебный год, обеспечивающий сопровождение введения фгос ноо

67.21kb.

08 10 2014
1 стр.


Конкурс методических разработок, номинация «Программа для организации внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс

235.95kb.

01 10 2014
1 стр.


Как разработать программу внеурочной деятельности

Как разработать программы внеурочной деятельности? Какими они должны быть? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому и

115.51kb.

10 09 2014
1 стр.