Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.01. Геология с геохимией

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Утверждено на заседании Утверждено заседании Совета ЕГФ

кафедры географии ЕГФ (протокол № 9 от 17 июня 2010 г.)

(протокол № от 13 мая 2010 г.) Председатель В.А. Подковыров

Зав. кафедрой _________ Г.Ф. Орел


Курс: 3

Семестр: 5–6

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 200 час.

Количество аудиторных часов: 113 час.

Лекций: 49 час.

Практических занятий: 53 час.

Самостоятельная работа: 152 час.

Итоговый контроль: экзамен
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Место дисциплины

Курс геологии является одним из основополагающих и важнейших элементов естественно-географического образования, особенно во время университетской подготовки специалиста в области географии. Только на основе геологии можно понять строение, состав, происхождение Земли, исследовать динамические географические процессы, происходившие в прошлом и протекающие в настоящем. Следовательно, главной целью курса является выработка у студентов диалектико-материалистического понимания мира, а главными задачами курса — изучение геологии в качестве основы для понимания таких географических наук, как землеведение, физическая география материков и России, ландшафтоведение и эрозиоведение, география Иркутской области и др.



Цель: содействовать становлению специальной профессиональной компетентности специалиста на основе овладения содержанием дисциплины «Геология», на основе изучение строения, геохимического состава, происхождения и эволюции Земли, геохимических и динамических процессов происходивших в геологическом прошлом и формирующих современный лик Земли в настоящем. Научить студентов основам геологических знаний.

Задачи:

  • формирование системы знаний в области геологии;

  • развитие умений анализа природных и техногенных процессов с использованием основных законов геологии и геохимии;

  • установление взаимосвязи явлений окружающего мира на основе законов геологии и геохимии;

  • формирование подходов к решению географических и социально-экономических проблем на основе геологических знаний;

  • применение полученных знаний и методов исследования для изучения природных объектов.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Программа курса построена на основе структурно-логического подхода к определению места изучаемого курса в системе экологических и географических дисциплин, с учетом межпредметных связей и выявлением наиболее важных проблем, необходимых для изучения наук естественного цикла, для понимания физико-химических механизмов разнообразных геологических и экологических процессов. Основополагающим фактором является профессиональная направленность.

Отбор материала произведен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (М., 2005 г.) по дисциплине «Геология» и примерной учебной программой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования (М., 2004 г.). Программа строится на принципах:

научности — соответствие содержания образования уровню современной науки;

доступности — соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов;

системности — осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами, а также реализацию межпредметных связей с параллельно изучаемыми географическими и экологическими курсами;

целостности — учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь;

связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для решения экологических и народнохозяйственных задач;

элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления;

— модульности — укрупнение дидактических единиц.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студент к концу обучения должен знать и уметь:



  1. Называть и (или) показывать на тектонической карте мира:

  • основные кристаллографические и кристаллохимические элементы строения и симметрии кристаллов;

  • некоторые минералы (наиболее часто встречающиеся, популярные, породообразующие, являющиеся полезными ископаемыми и т. п.);

  • геохимические типы и виды горных пород;

  • виды геологических карт;

  • геологические и геохимические методы изучения Земли;

  • геосферы и их значение для формирования географии Земли;

  • основные тектонические структуры континентального и океанического типов, сформировавшиеся в результате байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и альпийской эпох тектогенеза;

  • основные литосферные плиты (10 шт.) и типы их границ (три типа);

  • основные геохронологические и стратиграфические подразделения (акроны, эоны, эры, периоды, эпохи, акротемы, эонотемы, эратемы, системы, отделы);

  • структуры земной коры различных порядков (складчатые и разрывные).

  1. Практически делать, определять:

  • элементы симметрии конкретного кристалла или модели;

  • по определителям конкретный минерал, горную породу, фоссилию, полезное ископаемое, драгоценный или цветной поделочный камень;

  • правильно оформить геологическую и геохимическую карты;

  • провести геологическую экскурсию;

  • составить и правильно оформить геологический и геохимический отчеты;

  • составить и правильно оформить реферат, главу дипломной работы по геологии;

  1. Описывать:

  • физические свойства минералов и горных пород (цвет, твердость и т. п.);

  • образование и разрушение гор и равнин в связи с действием внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) процессов);

  • круговорот вещества в земной коре;

  • современные методы изучения тектонических и неотектонических движений (палеотектонических, новейших и современных);

  • геологическое, тектоническое и геохимическое строение территории по соответствующим тематическим картам;

  • геологическое строение обнажения;

  • геохимическое строение конкретной местности.

  1. Объяснять и приводить примеры:

  • роль рельефа и горных пород в жизни людей;

  • роль геохимии, минералов и горных пород в жизни людей;

  • причины формирования основных структурных элементов земной коры (литосферных плит, материков, океанов, платформ, складчатых областей, рифтовых зон океанов и континентов, орогенов, плит и щитов, синеклиз и антеклиз, впадин, складок и разломов);

  • геохимические и металлогенические основы формирования Земли;

  • различия сочетаний полезных ископаемых в связи с особенностями тектонического и геохимического строения, и состава горных пород;

  • причины географических явлений на основе применения геологических и геохимических понятий: геохронологии, спрединг, коллизия, субдукция, сводообразование, орогенез, землетрясение, оледенение, денудация, абразия, эрозия, и т. п.

  1. Прогнозировать:

  • возможные геолого-геохимические и географические изменения окружающей среды в результате горнодобывающей деятельности человека.


Принципы отбора содержания курса и организации учебного материала:

Дисциплина «Геология с геохимией» выстраивается на следующих принципах:

— личностно-ориентированного обучения;

— классической дидактики;

— системности;

— непрерывности;

— связи теории с практикой.

Весь материал курса «Геология с геохимией» делится на вводную лекцию, шести разделов теоретической части, 36 занятий практической части.


Виды контроля:

текущий — опросы и решение задач (проблем), проверка и оценка выполнения заданий для самостоятельной работы, оценка проведения лабораторных работ и защиты отчетов; в виде письменного теста на 5–10 минут. Тесты контроля качества усвоения дисциплины (контрольные вопросы для самопроверки) должны проводиться на каждом практическом занятии;

рубежный — коллоквиумы, система тестирования по основным разделам науки, контрольные и обобщающие индивидуальные работы;

итоговой — экзамен после 5 семестра; экзамен после 6 семестра.

Планирование содержания дисциплины

п/п


Название модуля

Аудиторные занятия

СРС

Всего

Лекции

Практические

3 курс, 5 семестр

М 1

Основы кристаллографии и минералогии

12

16

8

36

УЭ

1.1


Входной контроль: геология и ее положение в современном естествознании

2

0

2

4

Раздел I. Кристаллография с основами кристаллохимии и минералогия

УЭ

1.2


Сведения из кристаллографии. Кристалл элементы его ограничения и кристаллохимическое строение

2

4

2

8

УЭ

1.3


Общие сведения о минералах и их химическая классификация. Онтогенез распространенных и практически важных минералов

8

12

3

23

УЭ

1.4


Рубежный контроль по модулю







1

1

М.2

Геодинамические и геохимические системы и их образования

18

14

16

48

Раздел 2. Процессы внутренней и внешней геодинамики Земли

УЭ

2.1


Геодинамические и геохимические процессы и горные породы. Эндогенные процессы. Парагенезис минералов

2

2

4

8

Эндогенные процессы

УЭ

2.2


Магматизм и постмагматические, минерагенические и минеральные образования. Магматические горные породы

6

6

2

14

УЭ

2.3


Метаморфизм и метаморфические горные породы

2

2

2

6

Экзогенные процессы

УЭ

2.4


Общая характеристика экзогенных процессов

2

0

2

4

УЭ

2.5


Литогенез. Гипергенез и кора выветривания

2

0

2

4

УЭ

2.6


Осадочные горные породы

4

4

2

10

УЭ

2.7


Рубежный контроль по модулю и за семестр: экзамен







2

2




Всего в семестре

30

30

24

84

3 курс, 6 семестр

М.3

Общие закономерности строения и развития Земли

14

10

10

34

Раздел III. Закономерности геологического развития и строения Земли

УЭ

3.1


Современные представления о строении, геохимическом составе и эволюции земной коры, мантии и ядра Земли. Типы земной коры

4

0

2

6

УЭ

3.2


Основные структурные элементы земной коры. Платформы: строение и стадии формирования

4

4

2

10

УЭ

3.3


Складчатые и разрывные деформации земной коры

2

4

2

8

УЭ

3.4


Теории глобальной эволюции Земли: контракционная; геосинклинальная; пульсационная; тектоники литосферных плит (современная терминология и понятия тектоники литосферных плит)

4

2

3

9

УЭ

3.5


Рубежный контроль по модулю







1

1

М.4

Методы анализа строения и развития Земли

14

20

10

44

Раздел IV. Методы анализа и восстановления геолого-географических условий прошлого Земли

УЭ

4.1


Методы восстановления геологической истории Земли. Палеонтологические методы. Руководящая фауна и флора. Геохронология и стратиграфия. Методы абсолютной геохронологии

4

6

3

13

УЭ

4.2


Тектонические движения земной коры: неотектонические и современные тектонические движения земной коры и методы их анализа

2

4

2

8

УЭ

4.3


Палеотектонические движения и методы их анализа. Фации и формации

4

6

2

12

УЭ

4.4


Восстановление физико-географических условий прошлого Земли. Палеогеография

4

4

2

10

УЭ

4.5


Рубежный контроль по модулю







1

1

М.5

Геологическая история и основы геохимии

14

12

12

38

Раздел V. Основные этапы и общие закономерности геологической и геохимической истории Земли

УЭ

5.1


Догеологическая история и геохимическая эволюция Земли. Геология, палеогеография и развитие органического мира в докембрии

2

2

2

6

УЭ

5.2


Геология, палеогеография и развитие органического мира палеозойской и мезозойской эр

2

2

2

6

УЭ

5.3


Геология, палеогеография и развитие органического мира в кайнозойской эре

4

4

4

12

Раздел VI. Основы геохимии и металлогении

УЭ

5.4


Геохимия: цели, задачи, положение в ряду наук о Земле. Понятие о геохимической организации планеты. Принципы геохимического и металлогенического анализа на основе новейших геотектонических гипотез и теорий

2

0

0

2

УЭ

5.5


Общие закономерности геолого-геохимической истории Земли. Региональный анализ на примере северо-восточной части Евразии

4

4

3

11

УЭ

5.6


Рубежный контроль по модулю







1

1

М.6

Итоговый экзамен
















Всего в семестре

42

42

32

116




Всего в учебном году

72

72

56

200


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль № 1. Основы кристаллографии и минералогии

Введение


Вводная лекция 1. Геология и ее положение в современном естествознании. Вводная лекция посвящена раскрытию предмета геологии, его содержания, положению в современном естествознании, описанию существующих отраслей геологии и ее значению для прогресса науки и общественного производства, значению курса геологии для географического образования и для учителя географии в частности, раскрывается краеведческий принцип преподавания геологии в средней школе. Здесь же дается материал, позволяющий освежить в памяти знания студентов полученные по геологии в средней школе, т. е. напоминаются им общие сведения о внутреннем строении и составе земного шара, даются понятия о минералах и горных породах, земной коре, приводятся общие сведения и понятия о геологических процессах и кругообороте вещества Земли; кратко освещаются вопросы о геологическом времени и истории геологии как науки.

Раздел I. Кристаллография с основами кристаллохимии и минералогия


Общие сведения о минералах и их классификация; наиболее распространенные и генетически важные минералы

Лекции 2. Сведения из кристаллографии: кристаллическое и аморфное состояние вещества; понятие о кристаллохимической структуре, изоморфизм и полиморфизм; кристалл и элементы его ограничения, закон постоянства гранных углов, измерение углов между гранями, симметрия кристаллов и элементы симметрии (плоскость, центр и оси симметрии), формула симметрии, сингонии, простые кристаллографические формы и их комбинации.

Лекция 3-4. Общие сведения о минералах. Определение минерала, диагностические свойства минералов (удельный вес, твердость, хрупкость, ковкость, спаянность, прозрачность, блеск, цвет), связь физических свойств с особенностями кристаллохимической структуры минералов; морфология минералов и их агрегатов: облик кристаллов, агрегаты, двойники (срастания и прорастания, простые и полисинтетические), зернистые и плотные массы, друзы, конкреции и секреции, оолиты, натечные формы, корки, дендриты, землистые скопления, выцветы; особенности состава и происхождения; классификации.

Лекции 5–6. Распространенные и практически важные минералы и их онтогенез. Химическая классификация минералов. Самородные элементы: золото, медь, платина, алмаз, графит, сера. Сульфиды и их аналоги: галенит, сфалерит, сульфиды меди (халькозин, ковеллин, халькопирит), киноварь, молибденит, антимонит, сульфиды железа (пирит, марказит, пирротин), арсенопирит. Галогениды: галит, сильвин, карналлит, флюорит. Оксиды и гидрооксиды: кремния (кварц, халцедон, опал), железа (гематит, гетит, гидрогетит, магнетит, ильменит, хромит), алюминия (корунд, гидраргиллит), марганца (псиломелан, пиролюзит), олова (касситерит). Соли кислородных кислот: сульфаты (барит, гипс, ангидрит, мирабилит), фосфаты (апатит), карбонаты (кальцит и арагонит, магнезит, доломит, сидерит, малахит, азурит), силикаты (калинатровые полевые шпаты: ортоклаз, микроклин; кальциево-натровые — плагиоклазы; нефелин, слюды: мусковит, биотит, флогопит; амфиболы: обыкновенная роговая обманка, актинолит; пироксены: энстатит и гиперстен, авгит, диопсид; эпидот, турмалин, оливин, гранаты, дистен, серпентин, тальк), вольфраматы (вольфрамит).


Модуль № 2. Геодинамические и геохимические системы и их образования

Раздел II. Процессы внутренней и внешней геодинамики Земли


Лекция 7. Деление геологических процессов на две группы: эндогенные и экзогенные. Геохимический круговорот вещества в природе. Геодинамические и геохимические процессы и образуемые ими вещественные образования.

Эндогенные процессы

Лекция 8. Магматизм. Магма, ее состав, состояние, условия нахождения; дифференциация магмы; текстура и структура изверженных горных пород как показатель условий их образования; поверхностные (эффузивные) и глубинные (интрузивные) магматические процессы. Интрузивный магматизм: структура и текстура интрузивных пород; формы глубинных интрузий. Эффузивный магматизм: продукты вулканических извержений, структуры и текстуры вулканических пород; трещинные излияния и центральные извержения; формы залегания эффузивных пород, строение вулкана, типы центральных извержений; поствулканические явления; причины извержения вулканов. Географическое распространение вулканов. Генетическая и пространственная связь магматизма с рудообразованием. Полезные ископаемые, связанные с магматизмом.

Лекция 9. Постмагматические процессы и минеральные образования. Легколетучие компоненты магмы. Представления о механизме отщепления газовой фазы от магматического расплава. Пневматолиз и образование минералов из вулканических возгонов. Гидротермальные растворы. Пневматолито-гидротермальные образования: грейзеновые тела, штокверки, жилы, линзы. Скарны и другие контактовые образования. Понятие о метасоматозе. Значение послемагматических процессов для образования месторождений руд меди, свинца, олова, вольфрама, молибдена, золота и др. Парагенезис минералов.

Лекции 10. Главнейшие магматические горные породы. Минеральный и геохимический состав и структурно-текстурные особенности магматических горных пород как показатели условий их образования. Классификация магматических горных пород.

Группа гранита-риолита: граниты, гранодиориты, гранит-порфиры, риолиты, кварцевые порфиры.

Группа диорита-андезита: диориты, диоритовые-порфириты, андезиты.

Группа сиенита-трахита: сиениты, трахиты.

Группа габбро-базальта: габбро, диабазы, базальты.

Группа дунита-меймечита: перидотиты, дуниты, пироксениты, кимберлиты, меймечиты.

Группа нефелинового сиенита: нефелиновые сиениты, фонолиты.

Пирокластические горные породы: туф, туффит, туфобрекчия.

Пегматиты, особенности их минерального состава и структуры, генезис.

Лекция 11. Метаморфизм и метаморфические горные породы. Понятие о метаморфизме, зоны метаморфизма, основные факторы метаморфизма, процесс гранитизации. Метаморфические горные породы: характерные черты минерального и геохимического состава, структуры и текстуры, наиболее распространенные горные породы. Роль метаморфизма в формировании некоторых рудных месторождений.

Экзогенные процессы

Лекция 12. Геологическая деятельность атмосферных и подземных вод: поверхностный сток, его эрозионная и аккумулятивная деятельность. Склоновые процессы: обваливание, осыпание и образование коллювия, образование делювия; солифлюкция; деятельность периодических русловых потоков, пролювий; оврагообразование; сели; суффозия; оползни; Генетические типы континентальных покровных отложений. Карст; минеральные образования пещер; грунтовые, пластовые и трещинные воды. Геологическая деятельность рек: разрушительная и созидательная деятельность; аллювий. Геологическая деятельность ледников: долинные и материковые ледники; ледниковые отложения, особенности их состава и строения; тиллиты. Геологическая деятельность ветра: дефляция, корразия, перенос обломочных частиц; аккумуляция. Геологическая деятельность моря: разрушительная (абразия) и созидательная работа моря. Влияние физико-географической обстановки на состав осадков.

Лекция 13. Литогенез. Гипергенез и кора выветривания. Литогенез и его стадии. Типы литогенеза по Н. М. Страхову. Диагенез осадков, эпигенез, катагенез и метагенез осадочных горных пород. Представление о выветривании. Зона гипергенеза. Влияние биоклиматических условий, аридный, гумидный и нивальный типы выветривания, древняя кора выветривания. Полезные ископаемые кор выветривания: силикатные руды никеля, огнеупорные керамические и отбеливающие глины, элювиальные бокситы, железные руды (латериты и болотные руды). Переотложение продуктов выветривания и образование горных пород в результате воздействия экзогенных геологических процессов.

Лекция 14-15. Осадочные горные породы. Классификация, особенности минерального и геохимического состава, строения и формы залегания распространенных осадочных горных пород.

Обломочные породы, их классификация по величине, форме и степени окатанности обломков, наличию или отсутствию цемента (мономинеральные, олигомиктовые, пески, аркозы, граувакки, алевриты и алевролиты, глинистые породы).

Органогенные и хемогенные осадочные горные породы: карбонатные горные породы, их распространение и разделение по минеральному составу (известняки, доломиты, мергели), генезису (хемогенные, биогенные, обломочные), морфологии (оолитовые, плотные, ракушняковые и т. д.); кремнистые породы (опоки, диатомиты, трепелы); галогенные породы (гипсы, ангидриды, сильвинит, каменная соль).

Месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения. Каустобиолиты: бурые и каменные угли, антрациты, битуминозные сланцы и сапропелевые угли, нефть и газ, проблема происхождения нефти.

Модуль № 3. Общие закономерности строения и развития Земли

Раздел III. Закономерности геологического развития и строения Земли


Лекции 16–17. Современные представления о строении, геохимическом составе и эволюции земной коры, мантии и ядра Земли. Поверхность Мохоровичича; основные типы земной коры; литосфера; астеносфера, тектоносфера; мощность, объем, структура и рельеф основных типов земной коры; возникновение и эволюция земной коры; строение и состав мантии и ядра Земли.

Лекция 18-19. Основные структурные элементы строения земной коры: литосферные плиты и их границы, движение литосферных плит и его связь с конвективными течениями в мантии Земли; платформы: строение и стадии формирования; основные структурные элементы, мощность, вещественный состав отложений платформенного чехла; особенности платформенных деформаций и проявлений магматизма; краевые прогибы.

Лекция 20. Складчатые и разрывные деформации земной коры. Слой и элементы его залегания. Складки: антиклинальные и синклинальные складки и их элементы, морфологические типы складок, флексуры. Разрывные деформации: главнейшие виды элементарных и групповых нарушений, глубинные разломы и рифтовые зоны Земли. Антиклинории и синклинории; горно-складчатые пояса, орогенез, аркогенез. Геотектонические циклы складчатости и горообразования; принципы тектонического районирования земной коры.

Лекции 21–22. Теории глобальной эволюции Земли: контракционная; геосинклинальная; пульсационная; тектоники литосферных плит и новая глобальная геодинамическая модель (современная терминология и понятия тектоники литосферных плит).



Модуль № 4. Методы анализа строения и развития Земли

следующая страница>


Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100 естественнонаучное образование

«Геология», на основе изучение строения, геохимического состава, происхождения и эволюции Земли, геохимических и динамических процессов происходивших в геологическом прошлом и форм

705.39kb.

27 09 2014
5 стр.


Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 540100 естественнонаучное образование 540103 географическое образование

При детальных исследованиях составляются крупномасштабные карты фаций, которые позволяют проследить природные обстановки, контролирующие размещение полезных ископаемых

93.75kb.

23 09 2014
1 стр.


Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 032700 «Филология» Образовательные программы

Восстановления и переводы на 2 курс Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки

50.21kb.

25 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование»

«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический

857.72kb.

02 09 2014
4 стр.


«бакалавр» Профиль филологическое образование

Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование квалификация

820.01kb.

03 09 2014
7 стр.


Программа дисциплины "Культуры потребления"

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению под

265.18kb.

14 12 2014
1 стр.


1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 011200 Физика

Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Чеченским государственным университетом по направлению подготовки 011200 Физика

4638.9kb.

04 09 2014
21 стр.


Программа Вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование»
112.82kb.

27 09 2014
1 стр.