Перейти на главную страницу
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
050100 ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Утверждено на заседании Утверждено заседании Совета ЕГФ
кафедры географии ЕГФ (протокол № 9 от 17 июня 2010 г.)
(протокол № от 13 мая 2010 г.) Председатель В.А. Подковыров
Зав. кафедрой _________ Г.Ф. Орел
Курс геологии является одним из основополагающих и важнейших элементов естественно-географического образования, особенно во время университетской подготовки специалиста в области географии. Только на основе геологии можно понять строение, состав, происхождение Земли, исследовать динамические географические процессы, происходившие в прошлом и протекающие в настоящем. Следовательно, главной целью курса является выработка у студентов диалектико-материалистического понимания мира, а главными задачами курса — изучение геологии в качестве основы для понимания таких географических наук, как землеведение, физическая география материков и России, ландшафтоведение и эрозиоведение, география Иркутской области и др.
Программа курса построена на основе структурно-логического подхода к определению места изучаемого курса в системе экологических и географических дисциплин, с учетом межпредметных связей и выявлением наиболее важных проблем, необходимых для изучения наук естественного цикла, для понимания физико-химических механизмов разнообразных геологических и экологических процессов. Основополагающим фактором является профессиональная направленность.
Отбор материала произведен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (М., 2005 г.) по дисциплине «Геология» и примерной учебной программой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования (М., 2004 г.). Программа строится на принципах:
— научности — соответствие содержания образования уровню современной науки;
— доступности — соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов;
— системности — осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;
— преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами, а также реализацию межпредметных связей с параллельно изучаемыми географическими и экологическими курсами;
— целостности — учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь;
— связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для решения экологических и народнохозяйственных задач;
— элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления;
— модульности — укрупнение дидактических единиц.
Требования к освоению содержания дисциплины
Студент к концу обучения должен знать и уметь:
Дисциплина «Геология с геохимией» выстраивается на следующих принципах:
— личностно-ориентированного обучения;
— классической дидактики;
— системности;
— непрерывности;
— связи теории с практикой.
Весь материал курса «Геология с геохимией» делится на вводную лекцию, шести разделов теоретической части, 36 занятий практической части.
№ п/п
|
Название модуля |
Аудиторные занятия |
СРС |
Всего | |
Лекции |
Практические | ||||
3 курс, 5 семестр | |||||
М 1 |
Основы кристаллографии и минералогии |
12 |
16 |
8 |
36 |
УЭ 1.1
|
Входной контроль: геология и ее положение в современном естествознании |
2 |
0 |
2 |
4 |
Раздел I. Кристаллография с основами кристаллохимии и минералогия | |||||
УЭ 1.2
|
Сведения из кристаллографии. Кристалл элементы его ограничения и кристаллохимическое строение |
2 |
4 |
2 |
8 |
УЭ 1.3
|
Общие сведения о минералах и их химическая классификация. Онтогенез распространенных и практически важных минералов |
8 |
12 |
3 |
23 |
УЭ 1.4
|
Рубежный контроль по модулю |
|
|
1 |
1 |
М.2 |
Геодинамические и геохимические системы и их образования |
18 |
14 |
16 |
48 |
Раздел 2. Процессы внутренней и внешней геодинамики Земли | |||||
УЭ 2.1
|
Геодинамические и геохимические процессы и горные породы. Эндогенные процессы. Парагенезис минералов |
2 |
2 |
4 |
8 |
Эндогенные процессы | |||||
УЭ 2.2
|
Магматизм и постмагматические, минерагенические и минеральные образования. Магматические горные породы |
6 |
6 |
2 |
14 |
УЭ 2.3
|
Метаморфизм и метаморфические горные породы |
2 |
2 |
2 |
6 |
Экзогенные процессы | |||||
УЭ 2.4
|
Общая характеристика экзогенных процессов |
2 |
0 |
2 |
4 |
УЭ 2.5
|
Литогенез. Гипергенез и кора выветривания |
2 |
0 |
2 |
4 |
УЭ 2.6
|
Осадочные горные породы |
4 |
4 |
2 |
10 |
УЭ 2.7
|
Рубежный контроль по модулю и за семестр: экзамен |
|
|
2 |
2 |
|
Всего в семестре |
30 |
30 |
24 |
84 |
3 курс, 6 семестр | |||||
М.3 |
Общие закономерности строения и развития Земли |
14 |
10 |
10 |
34 |
Раздел III. Закономерности геологического развития и строения Земли | |||||
УЭ 3.1
|
Современные представления о строении, геохимическом составе и эволюции земной коры, мантии и ядра Земли. Типы земной коры |
4 |
0 |
2 |
6 |
УЭ 3.2
|
Основные структурные элементы земной коры. Платформы: строение и стадии формирования |
4 |
4 |
2 |
10 |
УЭ 3.3
|
Складчатые и разрывные деформации земной коры |
2 |
4 |
2 |
8 |
УЭ 3.4
|
Теории глобальной эволюции Земли: контракционная; геосинклинальная; пульсационная; тектоники литосферных плит (современная терминология и понятия тектоники литосферных плит) |
4 |
2 |
3 |
9 |
УЭ 3.5
|
Рубежный контроль по модулю |
|
|
1 |
1 |
М.4 |
Методы анализа строения и развития Земли |
14 |
20 |
10 |
44 |
Раздел IV. Методы анализа и восстановления геолого-географических условий прошлого Земли | |||||
УЭ 4.1
|
Методы восстановления геологической истории Земли. Палеонтологические методы. Руководящая фауна и флора. Геохронология и стратиграфия. Методы абсолютной геохронологии |
4 |
6 |
3 |
13 |
УЭ 4.2
|
Тектонические движения земной коры: неотектонические и современные тектонические движения земной коры и методы их анализа |
2 |
4 |
2 |
8 |
УЭ 4.3
|
Палеотектонические движения и методы их анализа. Фации и формации |
4 |
6 |
2 |
12 |
УЭ 4.4
|
Восстановление физико-географических условий прошлого Земли. Палеогеография |
4 |
4 |
2 |
10 |
УЭ 4.5
|
Рубежный контроль по модулю |
|
|
1 |
1 |
М.5 |
Геологическая история и основы геохимии |
14 |
12 |
12 |
38 |
Раздел V. Основные этапы и общие закономерности геологической и геохимической истории Земли | |||||
УЭ 5.1
|
Догеологическая история и геохимическая эволюция Земли. Геология, палеогеография и развитие органического мира в докембрии |
2 |
2 |
2 |
6 |
УЭ 5.2
|
Геология, палеогеография и развитие органического мира палеозойской и мезозойской эр |
2 |
2 |
2 |
6 |
УЭ 5.3
|
Геология, палеогеография и развитие органического мира в кайнозойской эре |
4 |
4 |
4 |
12 |
Раздел VI. Основы геохимии и металлогении | |||||
УЭ 5.4
|
Геохимия: цели, задачи, положение в ряду наук о Земле. Понятие о геохимической организации планеты. Принципы геохимического и металлогенического анализа на основе новейших геотектонических гипотез и теорий |
2 |
0 |
0 |
2 |
УЭ 5.5
|
Общие закономерности геолого-геохимической истории Земли. Региональный анализ на примере северо-восточной части Евразии |
4 |
4 |
3 |
11 |
УЭ 5.6
|
Рубежный контроль по модулю |
|
|
1 |
1 |
М.6 |
Итоговый экзамен |
|
|
|
|
|
Всего в семестре |
42 |
42 |
32 |
116 |
|
Всего в учебном году |
72 |
72 |
56 |
200 |
Лекции 2. Сведения из кристаллографии: кристаллическое и аморфное состояние вещества; понятие о кристаллохимической структуре, изоморфизм и полиморфизм; кристалл и элементы его ограничения, закон постоянства гранных углов, измерение углов между гранями, симметрия кристаллов и элементы симметрии (плоскость, центр и оси симметрии), формула симметрии, сингонии, простые кристаллографические формы и их комбинации.
Лекция 3-4. Общие сведения о минералах. Определение минерала, диагностические свойства минералов (удельный вес, твердость, хрупкость, ковкость, спаянность, прозрачность, блеск, цвет), связь физических свойств с особенностями кристаллохимической структуры минералов; морфология минералов и их агрегатов: облик кристаллов, агрегаты, двойники (срастания и прорастания, простые и полисинтетические), зернистые и плотные массы, друзы, конкреции и секреции, оолиты, натечные формы, корки, дендриты, землистые скопления, выцветы; особенности состава и происхождения; классификации.
Лекции 5–6. Распространенные и практически важные минералы и их онтогенез. Химическая классификация минералов. Самородные элементы: золото, медь, платина, алмаз, графит, сера. Сульфиды и их аналоги: галенит, сфалерит, сульфиды меди (халькозин, ковеллин, халькопирит), киноварь, молибденит, антимонит, сульфиды железа (пирит, марказит, пирротин), арсенопирит. Галогениды: галит, сильвин, карналлит, флюорит. Оксиды и гидрооксиды: кремния (кварц, халцедон, опал), железа (гематит, гетит, гидрогетит, магнетит, ильменит, хромит), алюминия (корунд, гидраргиллит), марганца (псиломелан, пиролюзит), олова (касситерит). Соли кислородных кислот: сульфаты (барит, гипс, ангидрит, мирабилит), фосфаты (апатит), карбонаты (кальцит и арагонит, магнезит, доломит, сидерит, малахит, азурит), силикаты (калинатровые полевые шпаты: ортоклаз, микроклин; кальциево-натровые — плагиоклазы; нефелин, слюды: мусковит, биотит, флогопит; амфиболы: обыкновенная роговая обманка, актинолит; пироксены: энстатит и гиперстен, авгит, диопсид; эпидот, турмалин, оливин, гранаты, дистен, серпентин, тальк), вольфраматы (вольфрамит).
Лекция 8. Магматизм. Магма, ее состав, состояние, условия нахождения; дифференциация магмы; текстура и структура изверженных горных пород как показатель условий их образования; поверхностные (эффузивные) и глубинные (интрузивные) магматические процессы. Интрузивный магматизм: структура и текстура интрузивных пород; формы глубинных интрузий. Эффузивный магматизм: продукты вулканических извержений, структуры и текстуры вулканических пород; трещинные излияния и центральные извержения; формы залегания эффузивных пород, строение вулкана, типы центральных извержений; поствулканические явления; причины извержения вулканов. Географическое распространение вулканов. Генетическая и пространственная связь магматизма с рудообразованием. Полезные ископаемые, связанные с магматизмом.
Лекция 9. Постмагматические процессы и минеральные образования. Легколетучие компоненты магмы. Представления о механизме отщепления газовой фазы от магматического расплава. Пневматолиз и образование минералов из вулканических возгонов. Гидротермальные растворы. Пневматолито-гидротермальные образования: грейзеновые тела, штокверки, жилы, линзы. Скарны и другие контактовые образования. Понятие о метасоматозе. Значение послемагматических процессов для образования месторождений руд меди, свинца, олова, вольфрама, молибдена, золота и др. Парагенезис минералов.
Лекции 10. Главнейшие магматические горные породы. Минеральный и геохимический состав и структурно-текстурные особенности магматических горных пород как показатели условий их образования. Классификация магматических горных пород.
Группа гранита-риолита: граниты, гранодиориты, гранит-порфиры, риолиты, кварцевые порфиры.
Группа диорита-андезита: диориты, диоритовые-порфириты, андезиты.
Группа сиенита-трахита: сиениты, трахиты.
Группа габбро-базальта: габбро, диабазы, базальты.
Группа дунита-меймечита: перидотиты, дуниты, пироксениты, кимберлиты, меймечиты.
Группа нефелинового сиенита: нефелиновые сиениты, фонолиты.
Пирокластические горные породы: туф, туффит, туфобрекчия.
Пегматиты, особенности их минерального состава и структуры, генезис.
Лекция 11. Метаморфизм и метаморфические горные породы. Понятие о метаморфизме, зоны метаморфизма, основные факторы метаморфизма, процесс гранитизации. Метаморфические горные породы: характерные черты минерального и геохимического состава, структуры и текстуры, наиболее распространенные горные породы. Роль метаморфизма в формировании некоторых рудных месторождений.
Экзогенные процессы
Лекция 12. Геологическая деятельность атмосферных и подземных вод: поверхностный сток, его эрозионная и аккумулятивная деятельность. Склоновые процессы: обваливание, осыпание и образование коллювия, образование делювия; солифлюкция; деятельность периодических русловых потоков, пролювий; оврагообразование; сели; суффозия; оползни; Генетические типы континентальных покровных отложений. Карст; минеральные образования пещер; грунтовые, пластовые и трещинные воды. Геологическая деятельность рек: разрушительная и созидательная деятельность; аллювий. Геологическая деятельность ледников: долинные и материковые ледники; ледниковые отложения, особенности их состава и строения; тиллиты. Геологическая деятельность ветра: дефляция, корразия, перенос обломочных частиц; аккумуляция. Геологическая деятельность моря: разрушительная (абразия) и созидательная работа моря. Влияние физико-географической обстановки на состав осадков.
Лекция 13. Литогенез. Гипергенез и кора выветривания. Литогенез и его стадии. Типы литогенеза по Н. М. Страхову. Диагенез осадков, эпигенез, катагенез и метагенез осадочных горных пород. Представление о выветривании. Зона гипергенеза. Влияние биоклиматических условий, аридный, гумидный и нивальный типы выветривания, древняя кора выветривания. Полезные ископаемые кор выветривания: силикатные руды никеля, огнеупорные керамические и отбеливающие глины, элювиальные бокситы, железные руды (латериты и болотные руды). Переотложение продуктов выветривания и образование горных пород в результате воздействия экзогенных геологических процессов.
Лекция 14-15. Осадочные горные породы. Классификация, особенности минерального и геохимического состава, строения и формы залегания распространенных осадочных горных пород.
Обломочные породы, их классификация по величине, форме и степени окатанности обломков, наличию или отсутствию цемента (мономинеральные, олигомиктовые, пески, аркозы, граувакки, алевриты и алевролиты, глинистые породы).
Органогенные и хемогенные осадочные горные породы: карбонатные горные породы, их распространение и разделение по минеральному составу (известняки, доломиты, мергели), генезису (хемогенные, биогенные, обломочные), морфологии (оолитовые, плотные, ракушняковые и т. д.); кремнистые породы (опоки, диатомиты, трепелы); галогенные породы (гипсы, ангидриды, сильвинит, каменная соль).
Месторождения полезных ископаемых осадочного происхождения. Каустобиолиты: бурые и каменные угли, антрациты, битуминозные сланцы и сапропелевые угли, нефть и газ, проблема происхождения нефти.
Модуль № 3. Общие закономерности строения и развития Земли
Лекция 18-19. Основные структурные элементы строения земной коры: литосферные плиты и их границы, движение литосферных плит и его связь с конвективными течениями в мантии Земли; платформы: строение и стадии формирования; основные структурные элементы, мощность, вещественный состав отложений платформенного чехла; особенности платформенных деформаций и проявлений магматизма; краевые прогибы.
Лекция 20. Складчатые и разрывные деформации земной коры. Слой и элементы его залегания. Складки: антиклинальные и синклинальные складки и их элементы, морфологические типы складок, флексуры. Разрывные деформации: главнейшие виды элементарных и групповых нарушений, глубинные разломы и рифтовые зоны Земли. Антиклинории и синклинории; горно-складчатые пояса, орогенез, аркогенез. Геотектонические циклы складчатости и горообразования; принципы тектонического районирования земной коры.
Лекции 21–22. Теории глобальной эволюции Земли: контракционная; геосинклинальная; пульсационная; тектоники литосферных плит и новая глобальная геодинамическая модель (современная терминология и понятия тектоники литосферных плит).
«Геология», на основе изучение строения, геохимического состава, происхождения и эволюции Земли, геохимических и динамических процессов происходивших в геологическом прошлом и форм
27 09 2014
5 стр.
При детальных исследованиях составляются крупномасштабные карты фаций, которые позволяют проследить природные обстановки, контролирующие размещение полезных ископаемых
23 09 2014
1 стр.
Восстановления и переводы на 2 курс Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки
25 12 2014
1 стр.
«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический
02 09 2014
4 стр.
Фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование квалификация
03 09 2014
7 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра и по направлению под
14 12 2014
1 стр.
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Чеченским государственным университетом по направлению подготовки 011200 Физика
04 09 2014
21 стр.
27 09 2014
1 стр.