Особенности групповой работы с гиперактивными детьми.
Ирина Жеделева.
Таллинн 2004.
Содержание.
Введение.................................................................................................3
Основная часть.......................................................................................4
-
Групповая работа в начальной школе………………….4
-
Гиперактивный ребенок………………………………...6
-
Особенности работы…………………………………….7
-
Работа с родителями…………………………………….8
Заключение.............................................................................................9
Список использованной литературы..................................................10
Приложение...........................................................................................11
Введение.
1 сентября первоклассник приходит в школу. Вокруг так много нового: незнакомое помещение, чужие дети, взрослые.
Как сделать так, чтобы начало учебы не стало началом проблем? Как помочь привыкнуть к новой жизни, научиться организовывать свое время и деятельность, научиться слушать и договариваться?
Это сложно всем детям. А как себя чувствует в такой ситуации гиперактивный ребенок? Трудно ему и трудно с ним.
В течение 15 лет я использую активные методы работы с детьми. В данной работе хотелось бы соотнести знания, полученные на курсах с собственным опытом работы и выяснить, что именно можно решить с помощью групповой работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Групповая работа в начальной школе.
В группах дети учатся играть, учиться и работать со сверстниками.
Задачи:
-
снять страх перед ошибкой и неуверенность в своих силах;
-
снизить прямое воздействие взрослого, т.к. авторитет учителя в начальной школе очень велик;
-
научить общаться, жить и работать в группе, договариваться, распределять обязанности, помогать, просить и принимать помощь;
-
научить слушать и слышать, делать выбор и принимать решения.
Этапы работы:
-
Работа в парах. Это первые дни сентября. Например, работа на досках или на больших листах бумаги. Одну минуту пишем ритмические росчерки, одну минуту смотрим: что получилось? Задания: «Подчеркни свой самый красивый росчерк. Загляни к соседу и похвали его». Пишем еще две минуты. Затем команда: «Стоп». Идем по классу и ищем самый красивый росчерк. Поначалу чаще останавливаются у своей работы. Тогда можно спросить: «А есть еще красивые росчерки?» Тут отправляются на поиски и самые осторожные. «Напишите на доске имена тех ребят, чьи росчерки вам очень нравятся». Начинают активно знакомиться, узнавать, как правильно пишутся имена.
-
Работа в тройках. Можно проводить уже в конце сентября или начале октября. Например, урок математики, разминка, любые игры на счет. Распределяем роли: 1 - Ученик, 2 - Учитель, 3 - Наблюдатель. Предположим, в данной игре 2 минуты Учитель и Ученик работают, а затем 1 минуту Наблюдатель рассказывает им, что видел и слышал. Здесь важен четкий ритм: сговор – действие – анализ. Договорились? Действуйте! Что получилось? У учителя роль Хранителя Времени. Затем можно поменяться ролями или посмотреть всем вместе работу одной из групп и обсудить, что было.
-
Работа в четверках. Ноябрь – декабрь. Есть много вариантов. Очень удобно проводить в два этапа: 1 - задания в парах, 2 – пары, выполнившие задание, объединяются в четверки. Им можно давать более сложные, творческие задания. Затем группа рассказывает и показывает, что у них получилось, как выполняли, отвечает на вопросы детей и учителя. Здесь очень важно, чтобы группа сама определила вклад каждого. Наше дело – грамотно хвалить или бранить группу.
-
Работа в «семейках» по шесть человек. Сидят дети в таких группах с 1 сентября, единичные задания выполняют, а вот толково и продуктивно работать могут только во 2 классе, так как здесь нужно уметь договариваться, самим распределять роли и работу, планировать время, уметь показать результат.
Советы Учителю:
-
Ловить момент успеха, когда что-то у ребенка получилось здорово (и успеть похвалить!)
-
Зафиксировать усилие. «Я видела, тебе было трудно, но ты справился. Расскажи, как тебе это удалось?»
-
Держать темп урока.
-
На каждом уроке отслеживать три уровня работы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Объединяют нас в группы общие цели и интересы. «Вытащить» на общий интерес помогают социо-педагогические игры (или игры общения) и совместные дела.
Чтобы игра «не умерла», необходимо:
-
убрать страх. (Страх и творчество – антагонисты!);
-
снять с учителя роль судьи;
-
смена мизансцены;
-
включить азарт;
-
движение под любым предлогом;
-
бороться со скукой, так как она – первый враг. (Это очень просто, соединяем два скучных дела, получается весело!)
Гиперактивный ребенок.
-
Это его особенность, с которой он рождается. Необходимо медленное осознанное приспособление к условиям окружающей среды.
-
Гиперактивны по наследству – 5%. Остальные – из-за проблем во время беременности и родов.
-
Все «сверх», «через»! Важно не дожидаться реакции ребенка, а предугадать ее и предложить действие.
-
Проблемы с пространственным воображением. Время концентрации внимания при правильном развитии медленно растет.
-
Необходима индивидуальная программа. А на урок заранее заготавливать задания. На уроке для такого ребенка должен быть 15-минутный ритм.
-
Сам себя постоянно стимулирует. Такому ребенку необходимы движения. На уроке нужны физминутки. Развивать мелкую моторику.
-
Он всем мешает, что ведет к заниженной самооценке. Необходимо начинать с того, что изменять отношение ребенка к себе и класса к нему.
-
Структурировать, делить задания или предъявлять по одному.
-
Очень хорошо умеет просить прощение (привык). Разрешать 1 раз. Далее принимать меры.
-
С гиперактивным ребенком нужно договариваться. Ребенок искренен, честно обещает (только тем, кого уважает и любит) и думает, что может исполнить. Но мы знаем, что физически он не может выполнить свои обещания.
-
Надо привлечь класс: когда он начнет нарушать правила (гиперактивного ребенка эмоции захлестывают), ребята ему об этом напомнят, скажут.
-
Лучше, если ребенок сам напишет и подпишет свое обещание. Его можно повесить в классе.
-
Если гиперактивному ребенку интересно, он и не заметит, как прошел урок
-
Сидеть, где хочет, с кем нравится. Научить работать с группой.
-
Составить карту наблюдений на месяц и известить о ней ребенка. Заполнять ее должны работающие с ребенком учителя. Карта – материал для анализа и размышлений.
Особенности работы.
-
Используем много игр на ориентацию в пространстве, координацию движений, на внимание. Очень важны и игры по правилам.
-
Каждый день ребенок имеет право сесть на новое место с новым приятелем. Таким образом, по желанию детей меняется состав групп. В парах и группах сменного состава происходит смена лидера: ребенок становится то ведущим, то ведомым. Это работает на адекватную самооценку.
-
Группа продумывает и составляет правила класса самостоятельно. Они должны защищать и работать на престиж класса. В обсуждении участвует и гиперактивный ребенок. В дальнейшем при необходимости ребята сами напоминают ему о нарушениях.
-
В группе дети говорят ребенку, что у него получается хорошо и почему иногда с ним трудно.
-
Во время сговора дети слушают внимательно, задают уточняющие вопросы. Отвлекаться невыгодно! Тому, кто мешает, сделают замечание: «Тогда работай один!» На стадии действия ребята могут свободно двигаться по классу, брать пособия, выбирать варианты и способы работы. Активность приветствуется. А вот стадия анализа интересна всем. Будешь шуметь, ничего не услышишь, да и ребята обидятся!
-
Если ребенок забыл, что нужно делать дальше, в группе напомнят, но посоветуют в дальнейшем быть внимательнее.
-
Если не получается, то обязательно найдутся помощники. Учитель – консультант, координатор. Правило «Спроси троих, потом учителя» помогает ребенку начать самостоятельный поиск решений. Приходящий к учителю за помощью должен сначала рассказать, что уже пробовал сделать.
-
Если ребенок устал, у него есть право на отдых. О формах отдыха необходимо заранее договориться: выбрать более легкое задание, порисовать, сделать несколько физических упражнений и т.п.
Работа с родителями.
-
Лекторий по наболевшей теме + вопросы.
-
«Круглый стол» (Родители, психолог, социальный педагог, учителя).
-
Социо-педагогические игры и групповая работа с родителями.
-
Почтовый ящик в классе.
-
Совместное дело (подготовка и проведение детских праздников, генеральная уборка, поход...) с разнообразными заданиями, например, такими: «Возьмите в пару не своего ребенка. Как работалось? Что увидели? Что ребенок делал, чувствовал? Чему научился? А что чувствовали вы? По отношению к своему ребенку? К чужому?»
-
Нетрадиционные родительские собрания с тестами и заданиями: «Расскажите о своем ребенке что-нибудь хорошее. Опишите, что и как вы делаете вместе. А что ребенок умеет делать сам? Посчитайте, сколько раз в день вы хвалите ребенка и сколько раз ругаете? Что вы делаете чаще? » и т.п.
Заключение.
Данный курс очень актуален, так как растет число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И пока медики спорят о причинах, педагоги должны иметь возможность уже сейчас помогать таким детям, их родителям и себе.
Мы получили информацию о возможных причинах поведения, конкретные рекомендации и способы работы с такими детьми и их родителями. Огромное спасибо лекторам и организатору: мы стали другими глазами смотреть на таких детей.
Мне лично пришлось заново переосмыслить, проанализировать и свой жизненный опыт, и опыт работы с обычными детьми, и с гиперактивными и их родителями. Я надеюсь, что теперь моя работа будет более точной и грамотной.
Во время подготовки к курсовой работе я наблюдала, как действует на гиперактивного ребенка детская группа, а он на нее, что и как начинает меняться. Что может быть решено с помощью групповой работы, а где необходима индивидуальная.
Работать с гиперактивным ребенком в обычном классе очень трудно. Но если использовать групповую работу и активные методы преподавания, то многие проблемы снимаются сами собой. Во-первых, начинают работать групповые процессы (если есть общая цель и рабочие отношения), во-вторых, педагогу легче управлять четырьмя или пятью группами, чем 20-30-ю учениками. Следовательно, остается больше времени и сил на индивидуальную работу.
Список использованной литературы.
-
Реэт Валгмаа, Эрле Нымм «Управление групповыми процессами»
-
М.Е.Литвак «Командовать или подчиняться?» Психология управления
-
«Доброе начало» Программа для детей и родителей
-
А.Ю.Монахова «Психолог и семья: активные методы взаимодействия»
-
Шелдон Левис, Шейла Левис «Ребенок и стресс»
-
Эрик Берн «Лидер и группа»
-
Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
-
Р.С.Немов «Психология»
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Что дала мне групповая работа?» Мнения детей.
9 класс.
-
Умение общаться.
-
Умение выслушивать и считаться с мнениями других.
-
Развивает нестандартное мышление.
-
Помогает ребенку раскрыться, раскрепоститься.
-
Умение выражать свою мысль.
-
Учиться у других (брать пример).
-
Развивает умение уважать других людей.
-
Учит работать и жить в коллективе.
-
Своих детей приведем в такой класс.
5 класс.
-
В команде много разных мнений.
-
В группах интересней.
-
В группе могут помочь, поэтому быстрее работается.
-
В группе много людей, а это значит много знаний.
-
Два или более человек знают больше, чем один.
-
В группе можно советоваться.
-
В группе работать веселей.
-
Мы учимся работать и настраиваться на других людей.
-
В группе мы выслушиваем мнения других.
-
В группе работа идет активнее.
-
В группе на поставленные вопросы легче отвечать, больше мнений.
-
В группе интереснее работать.
-
Много мыслей, а на работу уходит меньше времени.
-
Больше хороших идей.
-
Каждый может высказать свое мнение.
-
Каждый может узнать что-то новое.
-
Учимся уважать мнение других учеников.
1 класс.
-
Вместе веселее, интереснее работать и играть.
-
Есть друзья, могут помочь и объяснить.
-
Одному скучно, а в группе лучше думается.
-
Можно советоваться, обсуждать и решать более сложные вопросы.
-
Если тебе плохо, у тебя что-то не получается, приятели помогут, утешат.
-
Можно выбирать большую тему или делать общую работу.
-
Легче меняться школьными принадлежностями, можно сделать в группе «общий котел».
-
Больше идей, фантазии.
-
Можно услышать мнения других детей.
-
Иногда бывает очень трудно договориться, но мы стараемся.