Перейти на главную страницу
Технология компенсирующего обучения или особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении Доценко Надежда Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории | ||||||||||||||||||||
![]() |
Нет неуспевающих, есть неуспевшие. Е.Н. Ильин По данным статистических наблюдений в настоящее время до 50% детей, поступающих в нашу общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без организации дополнительной психолого-педагогической помощи ученику приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации. | |||||||||||||||||||
![]() |
Под компенсирующим обучением в общеобразовательных учреждениях РФ подразумевают обучение в специально создаваемых классах школьников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Необходимым компонентом технологии копенсирующего обучения является создание динамического наблюдения (мониторинга) за состоянием и развитием каждого ребенка. | |||||||||||||||||||
![]() |
К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь:
| |||||||||||||||||||
![]() |
Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
| |||||||||||||||||||
![]() |
Коррекционные методы, применяемые в траектории компенсирующего обучения, показывают, что целесообразно продолжать обучать этих детей в составе сложившегося классного коллектива, применяя следующие специальные приемы:
В качестве наиболее эффективных средств коррекции недостатков эмоционального развития психологи выделили игру и искусство. В процессе которых, рождаются эмоциональные откровения полные неожиданности, новизны, творческого самораскрытия. | |||||||||||||||||||
![]() |
Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:
Периодически, по прохождении тем и разделов обучающимся предлагаются диагностические работы, чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучать в опережающем режиме. Учитель работает с группой (микрогруппами) учащихся, в процессе чего у него оказывается больше возможностей для индивидуализации обучения. | |||||||||||||||||||
![]() |
Озвучивая возможные варианты технологии работы с «трудными» детьми в школе важно понять механизм формирования отклоняющегося поведения (Черво Ю.Ю.). Нам известно, что личность ребенка представляет собой самоуправляющуюся систему; свое поведение она строит на основе потребностей, усвоенного ею опыта деятельности и представления о самой себе. Главным элементом самоуправляющего механизма личности у детей и подростков является эмоциональная составляющая Я-концепции – системы осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе. В рабочей модели Я-концепции ребенка выделяются четыре компонента. Реализация этих потребностей и формирование Я-концепции происходит во взаимодействии со средой, в реальной жизнедеятельности ребенка, в его отношениях с окружающими людьми, а затем сформированная Я-концепция становится психогенным фактором поведения, саморегулирующим механизмом. Если потребности удовлетворяются в положительной сфере, то формируется положительная Я-концепция (+Я), эмоциональный аспект которой выражается в ощущениях – чувствах, эмоциях. Положительная Я-концепция способствует успешности деятельности и поведения, формированию положительных качеств.
| |||||||||||||||||||
![]() |
Неудовлетворенные потребности приводят личность к отрицательной Я-концепции (Я не знаю, Я не нравлюсь, Я не способен, Я не защищен). Развитию «–Я» способствуют различные социально-педагогические обстоятельства: отрицательные оценки окружающих, авторитарные принуждающие воздействия, отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Позиция «–Я» приводит либо к гиперактивному (Я-агрессивное), либо к фрустрационному, саморазрушающему (Я-фрустр.) поведению, возникновению комплекса неполноценности. Формируется психогенная дезадаптация. | |||||||||||||||||||
![]() |
Часто неудовлетворенные потребности направляются и удовлетворяются в негативной сфере, происходит инверсия отрицательной Я-концепции, возникает и формируется положительная Я-концепция (успех) в негативной сфере деятельности, формируется один из типов отклоняющегося поведения – трудновоспитуемая личность.
Рис. Инверсия отрицательной Я-концепции. | |||||||||||||||||||
![]() |
Выстраивая систему работы с детьми данной группы педагог должен обязательно обратить внимание на целевые установки в своей работе: Особенности целей Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания. Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях. Формирование содержательной учебной мотивации ребенка, направленной на учебный материал. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребенка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности. Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям сознательно воспринимать учебный материал. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности. Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общеучебных умений. | |||||||||||||||||||
![]() |
Система коррекции отклоняющегося поведения должна охватывает все области жизнедеятельности ребенка и включать три детерминированных подсистемы воздействия на личность:
Первая подсистема направлена к тому, чтобы формировать у детей позитивную Я-концепцию, воспитывать положительную самооценку, обеспечивающую чувство уверенности в себе, доверие к людям и, в конечном счете, успех жизнедеятельности ребенка. Второй подсистемой модели коррекции отклоняющегося поведения трудных школьников является организация деятельности подростка, дающей ему возможность самоутверждения («Я способен») и самореализации +Я в позитивной сфере. На основе анализа возможностей окружающего социума в предоставлении подростку такой деятельности в искусстве, технике, общении, строится подсистема внеклассных мероприятий. Эта деятельность должна отвечать его интересам, быть посильной, продуктивной, творческой, общественно полезной, ее результаты должны быть положительно оценены окружающими. Третья составляющая подсистема технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребенка путем перестройки отношения к нему на основе личностного подхода. Личностный (личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением компенсирующих и корректирующих педагогических технологий, он включает:
В технологическом плане эти положения реализуются рядом последовательных и вариативных шагов взаимодействия учителя (воспитателя) с ребенком: 1. Установление психологического, личностного контакта с ребенком: а) накопление согласий во мнениях (эмпатия, прощение, снятие стресса); б) уважение, интерес к интересу ребенка; в) принятие его самооценки (доброжелательность); г) изоляция, игнорирование качеств, опасных для взаимодействия, для развития (оптимизм); д) подчеркивание положительных качеств (похвала). 2. Приглашение к рефлексии, к выработке общих норм поведения: установление взаимных доверительных отношений (защита, забота, совет). | |||||||||||||||||||
![]() |
Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков комплексная и содержит семь целевых направлений: «Познай себя» - подростку раскрывается его собственное, внутреннее психическое «устройство», он знакомится с особенностями темперамента, сознания и эмоций человека, обучается адекватной самооценке. «Сделай себя сам» - организация процессов самовоспитания и самоперевоспитания. Программа показывает подросткам большие возможности самовоспитания, помогает сформировать адекватную самооценку, определить задачи и пути их решения. «Учись учиться» - оказывает помощь наиболее многочисленному отряду девиантов – неуспевающим, раскрывает «секреты мастерства» хорошистов и отличников, умеющих учиться. «Культура общения» – помочь тем, кто испытывает трудности в личностном общении со сверстниками или взрослыми, попадает в число аутсайдеров, изгоев. «Я в этом мире» - основы профессионального выбора, самоопределения по поводу всех важнейших жизненных ценностей – дружбы, любви, счастья, здоровья Для старших подростков, которым присущи самостоятельность, лидерство рекомендуются программы «Учитесь властвовать собой» и «Цели жизни». Они задают, по А.С. Макаренко, «ближние, средние и дальние перспективы» развития подростка.
| |||||||||||||||||||
![]() |
Корригирующий эффект работы с недостатками в развитии эмоциональной сферы достигается благодаря специфической системе методов и инструментирующих их приемов. Ведущим методом педагогической коррекции является:
| |||||||||||||||||||
![]() |
Процесс педагогической коррекции детей, имеющих трудности в обучении предполагает создание адекватных условий, обеспечивающих систематичность и планомерность функционирования компенсирующей и коррекционной методики, не нарушая при этом естественной логики школьной образовательной деятельности, учебной деятельности ребенка. |
16 12 2014
1 стр.
План индивидуальной работы ( с одаренными детьми и с детьми, имеющими проблемы в обучении)
12 10 2014
1 стр.
«счастливый» период жизни каждому ребенку приходится пройти через многие трудности и испытания. Много лет работая с детьми, имеющими трудности в обучении, мы очень хорошо знаем, ка
16 12 2014
4 стр.
Используемые модули на уроке: Обучение критическому мышлению. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Управление и лидерство в обучении. Новые подходы в обучении и преподава
14 10 2014
1 стр.
История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических технологий
08 10 2014
3 стр.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике
16 12 2014
5 стр.
25 12 2014
1 стр.
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой норм
01 10 2014
1 стр.