Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Технология компенсирующего обучения или особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении

Доценко Надежда Николаевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории




Нет неуспевающих, есть неуспевшие.

Е.Н. Ильин

По данным статистических наблюдений в настоящее время до 50% детей, поступающих в нашу общеобразовательную школу, имеют различные психосоматические дефекты, которые без организации дополнительной психолого-педагогической помощи ученику приводят к хроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социально-педагогической дезадаптации.






Под компенсирующим обучением в общеобразовательных учреждениях РФ подразумевают обучение в специально создаваемых классах школьников, не имеющих отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ.

Необходимым компонентом технологии копенсирующего обучения является создание динамического наблюдения (мониторинга) за состоянием и развитием каждого ребенка.






К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относятся в первую очередь:

  1. педагогическая любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, человеческое тепло и ласка);

  2. понимание детских трудностей и проблем;

  3. принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками - сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).






Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, на успехе, на доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение всех анализаторов и когнитивных процессов (слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала);

  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • дополнительные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.



Коррекционные методы, применяемые в траектории компенсирующего обучения, показывают, что целесообразно продолжать обучать этих детей в составе сложившегося классного коллектива, применяя следующие специальные приемы:

  • тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;

  • упражнения на развитие памяти;

  • уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц (УДЕ);

  • опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному.

В качестве наиболее эффективных средств коррекции недостатков эмоционального развития психологи выделили игру и искусство. В процессе которых, рождаются эмоциональные откровения полные неожиданности, новизны, творческого самораскрытия.



Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

  • опоры на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы;

  • алгоритмы от аналогичного примера до логической схемы;

  • указание типа задачи, закона, правила;

  • подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

  • предупреждение о возможных ошибках;

  • разделение сложного задания на составляющие.

Периодически, по прохождении тем и разделов обучающимся предлагаются диагностические работы, чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучать в опережающем режиме.

Учитель работает с группой (микрогруппами) учащихся, в процессе чего у него оказывается больше возможностей для индивидуализации обучения.





Озвучивая возможные варианты технологии работы с «трудными» детьми в школе важно понять механизм формирования отклоняющегося поведения (Черво Ю.Ю.). Нам известно, что личность ребенка представляет собой самоуправляющуюся систему; свое поведение она строит на основе потребностей, усвоенного ею опыта деятельности и представления о самой себе. Главным элементом самоуправляющего механизма личности у детей и подростков является эмоциональная составляющая Я-концепции – системы осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе.

В рабочей модели Я-концепции ребенка выделяются четыре компонента. Реализация этих потребностей и формирование Я-концепции происходит во взаимодействии со средой, в реальной жизнедеятельности ребенка, в его отношениях с окружающими людьми, а затем сформированная Я-концепция становится психогенным фактором поведения, саморегулирующим механизмом.

Если потребности удовлетворяются в положительной сфере, то формируется положительная Я-концепция (+Я), эмоциональный аспект которой выражается в ощущениях – чувствах, эмоциях. Положительная Я-концепция способствует успешности деятельности и поведения, формированию положительных качеств.




Неудовлетворенные потребности приводят личность к отрицательной Я-концепции (Я не знаю, Я не нравлюсь, Я не способен, Я не защищен). Развитию «–Я» способствуют различные социально-педагогические обстоятельства: отрицательные оценки окружающих, авторитарные принуждающие воздействия, отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Позиция «–Я» приводит либо к гиперактивному (Я-агрессивное), либо к фрустрационному, саморазрушающему (Я-фрустр.) поведению, возникновению комплекса неполноценности. Формируется психогенная дезадаптация.



Часто неудовлетворенные потребности направляются и удовлетворяются в негативной сфере, происходит инверсия отрицательной Я-концепции, возникает и формируется положительная Я-концепция (успех) в негативной сфере деятельности, формируется один из типов отклоняющегося поведения – трудновоспитуемая личность.



знаю

нравлюсь


способен

защищен




–Я

не знаю

не нравлюсь

не способен

не защищен







знаю теневую сторону жизни;

нравлюсь негативным элементам;

способен к агрессии, хамству, лжи;

защищен дружками, неформальными лидерами



Позитивная сфера

Негативная сфера

Рис. Инверсия отрицательной Я-концепции.



Выстраивая систему работы с детьми данной группы педагог должен обязательно обратить внимание на целевые установки в своей работе:
Особенности целей

 Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания.

 Развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.

 Формирование содержательной учебной мотивации ребенка, направленной на учебный материал.

 Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребенка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности.

 Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям сознательно воспринимать учебный материал.

 Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности.



 Формирование до необходимого уровня и последующее целенаправленное развитие общеучебных умений.



Система коррекции отклоняющегося поведения должна охватывает все области жизнедеятельности ребенка и включать три детерминированных подсистемы воздействия на личность:

  • целенаправленное и целесообразное с учетом специфики развития подростка воздействие на его сознание;

  • вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию и необходимую и достаточную для полноценной самореализации личности;

  • воздействие на эмоциональную сферу подростка (повышение уровня Я-концепции) путем перестройки отношения к нему со стороны всех субъектов коррекции.

Первая подсистема направлена к тому, чтобы формировать у детей позитивную Я-концепцию, воспитывать положительную самооценку, обеспечивающую чувство уверенности в себе, доверие к людям и, в конечном счете, успех жизнедеятельности ребенка.

Второй подсистемой модели коррекции отклоняющегося поведения трудных школьников является организация деятельности подростка, дающей ему возможность самоутверждения («Я способен») и самореализации +Я в позитивной сфере. На основе анализа возможностей окружающего социума в предоставлении подростку такой деятельности в искусстве, технике, общении, строится подсистема внеклассных мероприятий. Эта деятельность должна отвечать его интересам, быть посильной, продуктивной, творческой, общественно полезной, ее результаты должны быть положительно оценены окружающими.

Третья составляющая подсистема технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребенка путем перестройки отношения к нему на основе личностного подхода.

Личностный (личностно-ориентированный) подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе является ключевым направлением компенсирующих и корректирующих педагогических технологий, он включает:

  • идею развития личности, или личностной направленности воспитания и образования;

  • общечеловеческие принципы гуманизма в отношениях с ребенком;

  • идею демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности;

  • углубление индивидуального подхода;

  • принцип природосообразности обучения и воспитания;

  • идею активизации и использования внутренних саморегулирующих механизмов развития личности.

В технологическом плане эти положения реализуются рядом последовательных и вариативных шагов взаимодействия учителя (воспитателя) с ребенком:

1. Установление психологического, личностного контакта с ребенком:

а) накопление согласий во мнениях (эмпатия, прощение, снятие стресса);

б) уважение, интерес к интересу ребенка;

в) принятие его самооценки (доброжелательность);

г) изоляция, игнорирование качеств, опасных для взаимодействия, для развития (оптимизм);

д) подчеркивание положительных качеств (похвала).

2. Приглашение к рефлексии, к выработке общих норм поведения: установление взаимных доверительных отношений (защита, забота, совет).





Программа педагогической коррекции трудновоспитуемости подростков комплексная и содержит семь целевых направлений:

«Познай себя» - подростку раскрывается его собственное, внутреннее психическое «устройство», он знакомится с особенностями темперамента, сознания и эмоций человека, обучается адекватной самооценке.

«Сделай себя сам» - организация процессов самовоспитания и самоперевоспитания. Программа показывает подросткам большие возможности самовоспитания, помогает сформировать адекватную самооценку, определить задачи и пути их решения.

«Учись учиться» - оказывает помощь наиболее многочисленному отряду девиантов – неуспевающим, раскрывает «секреты мастерства» хорошистов и отличников, умеющих учиться.

«Культура общения» – помочь тем, кто испытывает трудности в личностном общении со сверстниками или взрослыми, попадает в число аутсайдеров, изгоев.

«Я в этом мире» - основы профессионального выбора, самоопределения по поводу всех важнейших жизненных ценностей – дружбы, любви, счастья, здоровья

Для старших подростков, которым присущи самостоятельность, лидерство рекомендуются программы «Учитесь властвовать собой» и «Цели жизни». Они задают, по А.С. Макаренко, «ближние, средние и дальние перспективы» развития подростка.




Корригирующий эффект работы с недостатками в развитии эмоциональной сферы достигается благодаря специфической системе методов и инструментирующих их приемов.

Ведущим методом педагогической коррекции является:



  • Метод сенсорного обогащения (МСО) - обеспечивает совершенствование чувственного познания и пополнение сенсорного опыта.

  • Метод физического действия (МФД). Этот метод заимствован из театральной педагогики и предполагает опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий.

  • Метод снятия напряжения (МСН). Реализация метода достигается с помощью таких приемов, как невербальное взаимодействие, констатирующее резюме и аффективный комментарий учителя.

  • Метод введения затруднений (МВЗ). Ориентируют на создание условий, в которых происходит оптимальный рост напряжения и мобилизация сенсорных и эмоциональных ресурсов организма ребенка, обострение его сенсорной восприимчивости и эмоциональной чуткости.

  • Метод импровизации (МИ). Создает благоприятные условия для пробуждения творческого потенциала детей, для раскрытия индивидуальности на уровне актуальных возможностей каждого.

  • Игровой сенсомоторный тренинг (ИСМТ). Педагогически целесообразен при заполнении неоправданно пустых временных ниш в школьной жизнедеятельности ребенка.





Процесс педагогической коррекции детей, имеющих трудности в обучении предполагает создание адекватных условий, обеспечивающих систематичность и планомерность функционирования компенсирующей и коррекционной методики, не нарушая при этом естественной логики школьной образовательной деятельности, учебной деятельности ребенка.

Технология компенсирующего обучения или особенности работы с детьми, имеющими трудности в обучении
112.89kb.

16 12 2014
1 стр.


Моу «Мало-Тапьинская начальная школа- детский сад» Классный учитель начальных классов

План индивидуальной работы ( с одаренными детьми и с детьми, имеющими проблемы в обучении)

215.45kb.

12 10 2014
1 стр.


А. Е. Соболева, Е. Н. Емельянова Школьные перегрузки Как помочь своему ребенку Предисловие «Счастливая, неповторимая пора детства!»

«счастливый» период жизни каждому ребенку приходится пройти через многие трудности и испытания. Много лет работая с детьми, имеющими трудности в обучении, мы очень хорошо знаем, ка

1039.84kb.

16 12 2014
4 стр.


Отчет по уроку английского языка в 7 «Г» классе по теме «Дружба, как умный бизнес»

Используемые модули на уроке: Обучение критическому мышлению. Оценивание для обучения и оценивание обучения. Управление и лидерство в обучении. Новые подходы в обучении и преподава

72.7kb.

14 10 2014
1 стр.


Понятие «технология обучения»

История становления понятия «технология обучения». Классификация педагогических технологий

691.38kb.

08 10 2014
3 стр.


Обучении и активных методов обучения 5 Проблема активности личности в обучении 5

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике

644.97kb.

16 12 2014
5 стр.


Особенности групповой работы с гиперактивными детьми. Ирина Жеделева. Таллинн 2004
111.01kb.

25 12 2014
1 стр.


«Особенности работы с детьми девиантного поведения»

Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой норм

54.69kb.

01 10 2014
1 стр.