Перейти на главную страницу
средняя общеобразовательная школа №10
Городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Выполнили Киселенко Ольга
ученица 8 класса МОУ СОШ№10
Губина Виталия
ученица 9 класса МОУ СОШ №10
Руководитель : Кривченко Е. В.
Педагог- психолог
План:
2.2. Особенности жестового языка молодежи ………………………………….8
3.Экспериментальное исследование Подростковые жесты, возможность их влияния на статус подростка в референтных группах ……………………...11
3.1.Организация и методы исследования………………………………………..11
3.2.Анализ полученных результатов……………………………………… …14
Заключение…………………………………………………………………………..15
Приложение………………………………………………………………………….16.
«Говорим мы голосом,
а беседуем всем телом»
(Публиций)
Стремясь эффективно общаться с подобными себе, мы пытаемся изучить как можно более полно родной язык, кто-то раскрывает для себя иностранные языки. Но существует еще один общедоступный для всех язык- язык жестов, мимики и телодвижений человека.
Начиная работать над данной темой, мы понимали, что незнание языка жестов, неправильное их толкование, приводит к трудностям в общении. Особо это важно при общении в молодежной среде, как наиболее мобильной, быстро перестраивающейся. Здесь использование тех или иных жестов, может менять смысл высказывания прямо на противоположный, а значит дезоореинтировать несведущего человека.
Объектом нашего исследования является жестовое поведение подростков 14-15 лет МОУ СОШ №10.
Предметом исследования – особенности жестов, используемых подростками при общении.
Гипотеза: Мы предполагаем, что используемые подростками жесты, имеют свои особенности и знание данного пласта подростковой культуры, помогает при межличностном общении в подростковых группах.
Поэтому целью нашей работы стало исследование феномена жестовой культуры подростков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Отрочество для большинства подростков и их окружающих, близких становится серьёзным испытанием. В 12-17 лет это связано с мощными физиологическими перестройками организма подростков. На фоне физиологических, физических изменений, происходят и глубинные изменения в психики. Вчера ещё открытые, доброжелательные дети, становятся вдруг неуправляемыми, грубыми, даже порой жестокими подростками.
По мнению Личко А.Е. на данном возрастном этапе для подростков характерны определенные поведенческие реакции: реакции эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения, реакции связанные с формирующимся половым поведением. Особенностью этих реакций является то, что они могут быть как вариантом нормального поведения, так и выходить за его пределы.
Так, практически каждый ребенок проходит стадию реакции имитации, которая вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Таким образом, растущий человек примеряет на себя различные социальные роли, учится строить взаимоотношения с окружающим миром. Однако в силу недостаточной сформированности аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности он часто не в состоянии осознанно выбирать для себя образцы для подражания, отражая, словно в зеркале все то, что их окружает.
Кроме того, как возрастную особенность поведения можно выделить так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего поведения), когда все то, что связано с риском, кажется привлекательно.
Другой поведенческой реакцией является реакция эмансипации. Она проявляется в стремлении высвободится из-под опеки, контроля, родителей и учителей. В это время подростки стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, дистанцироваться от мира взрослых. Одной из проявлений реакции эмансипации происходит так называемое «отравление свободой»
Наиболее ярко проявляется реакция группирования со сверстниками.
Мы знаем, что каждому человеку для ощущения счастья, защищенности нужно занимать свое место в референтной (значимой) для него группе. Но особо это относится к подросткам. Такие психологи как Выготский Л.С., Кон И. С. сходятся в том, что общение со сверстниками имеет для подростка огромное значение. Отношение с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя остальные стороны его жизни поведения и деятельности. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Занять определенное положение среди сверстников, общаться с ними - цель психического развития подростков. Именно в общении со сверстниками происходит освоение коммуникативных навыков, приёмов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром, невозможных в семье. Если подросток лишен контакта со сверстниками, ему в дальнейшем очень трудно приспособиться к окружающему миру. (1; 23)
Необходимо принять следующее положение, как основополагающее: на невербальное (жестовое) поведение человека влияет окружающая среда, т.е. для людей, объединенных одним возрастом, кругом общения, увлечениями и интересами, характерны типичные достаточно устойчивые формы невербального поведения. «Жестовый язык молодежи является открытой и подвижной системой, активно впитывающей и переосмысляющей элементы разнообразных социальных слоев и культур…», (2;74)
2. Жесты как невербальные средства общения, особенности подростковых жестов
2.1. Роль невербальных средств в межличностном общении.
Прежде чем говорить конкретно о подростковом жестовом поведении и его особенностях, необходимо кратко осветить вопрос о средствах общения, в общем.
В структуре общения мы выделяем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией между индивидами), интерактивную (организация взаимодействия), а также персептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).
Передача информации осуществляется с помощью определенных знаковых систем. Существует классификация, которая определяет вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык;
Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы:
- оптико-кинетическую : жесты, мимику, пантомимику;
- паралингвистику и экстралингвистику: качества голоса, его диапазон, тональность, а также включения в речь плач, смех, и т.д.;
-визуальный контакт, и организации времени и места общение.(3;142-143)
Исходя из этого, мы дадим вслед за В.А. Лабунской определение невербального общения: «невербальное общение- это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, осуществлении влияния на другого человека». (4;12)
Успех любого общения, зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а это зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите.
Альберт Мейерабиан установил, что в общении 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); 38% информации передается за счет звуковых средств (тембр, интонация, сила голоса), а также 55% несут невербальные средства информации. Его выводы подтверждают исследования профессора Бердвиссла, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению.(3; 144)
Невербальный язык позволяет:
Жесты, если определить проще, движения рук и тела - являются лишь составляющей частью невербальных средств общения и способны передать много различных сведений о человеке.
Первым проявил интерес к коду жестов Ч. Дарвин. Он определил жест как движение, имеющее сигнальное значение.
Условно жесты подразделяются на три класса: конвенциональные (условные), иллюстративные, собственно психологические.
Точное значение жестов можно определить, только рассматривая его в совокупности с другими. (3; 156-159)
Восприимчивый человек способен «прочесть» невербальное предложение и правильно интерпретировать его, вне зависимости от слов произнесенных вербально.
2.2. Особенности жестового языка молодежи
Учитывая рассмотренные ранее реакции, характерные для подросткового возраста, мы постараемся выделить следующие особенности жестового поведения подростков. Для этого обратимся к работе: Л.А. Мардиевой и Г.Р. Мухаметзяновой «Невербальные семиотические коды молодежи».
«Помимо группы стандартных этикетных жестов, используемых в официальной обстановке, например, как средство общения между учителем и учениками, существует группа жестов, используемая подростками во время общения со сверстниками, чаще всего в непринужденной обстановке»(2;73).
Именно эти жесты составляют основу жестового языка подростков, и именно они являются предметом нашего исследования.
Использование этих жестов для подростков, является своего рода средством маркированием «своего», т.е. символом принадлежности подростка к «своему» сообществу». Среди используемых подростками жестов больше всего знаков символических. В них особенно сильно проявляется игровое начало.
Некоторые жесты используются с целью сокрытия информации от «чужого», они выступают в качестве своеобразного пароля, другие жесты этой группы применяются с целью экономии речевых «вербальных» ресурсов.
Рассмотрим некоторые:
Жест приветствия.
В последнее время среди девушек широкое распространение получила такая форма приветствия как объятие и поцелуй этот способ заимствован из телесериалов о жизни подростков за рубежом
Значение: 1.Мы лучше; мы сделали это, мы справились; 2. Держись.
Ранее чаще использовался юношами. У девушек стал популярен после телевизионного сериала «Не родись красивой», в котором был излюбленным жестом героини.
Жест- просьба подвезти. Используется только девушками. Стоя на тротуаре, девушка вытягивает руку с выпрямленными и сложенными вместе указательным и средним пальцем в сторону проезжающей машины.
Кроме символических жестов, в молодежном жестовом сленге существуют немало и эмоциональных невербальных жестовых кодов. Вот лишь некоторые.
Часто встречаются в подростковой среде жесты восторга и радости, представляющий собой резкое движение согнутой в локте рукой и поднятой вверх, при этом кисть сжимается в кулак. При движении руки вниз кисть оказывается на уровне груди. Обычно сопровождается возгласом «(“ yes!”) Для усиления сопровождается поднятием противоположного колена.
Многие жесты из молодежного репертуара – это одновременно и жесты символы и жесты- эмоции, и жесты- изображения, например:
жест «самоубийца», шутл , - поднесенным к виску вытянутым указательным пальцем, символизирующим взведенный курок пистолета. В учебной среде жест иллюстрирует критическую ситуацию, из которой один выход - «застрелиться» (особенно во время экзаменов);
жест «пистолет», угроза или шутл., рука выпрямлена, указательный палец имитирует пистолет и направлен в сторону адресата. Значение: заруби себе на носу….,
жест «заучка», иронично, пренебрежительно, при упоминании о человеке, о котором говорят, что он «ботаник», информацию иллюстрируют невербальным кодом: двумя руками как бы держат воображаемую книгу и бьются об неё головой.
Отдельно можно выделить жесты - обереги, т.е. действия, способные, по мнению исполняющего, отвести беду.
Жест «чур, меня!» своего рода заклинание. Скрещенные указательный и средний пальцы в молодежной среде означает: «Не трогай меня я в стороне».
Похожий существует жест у младших школьников, но он в этой среде означает жест обмана. Значение жеста: «Я отказываюсь оттого, что говорю и что делаю». Исполняется жест тайно (руки со скрещенными пальцами находятся либо за спиной, либо в кармане). Существует жест – оберег - держать кулаки на счастье. Кисти обеих рук опускаются на стол, пальцы сжаты в кулак, большие пальцы спрятаны внутри кулака.
В качестве оберегов могут выступать не только жесты, но и целые ритуалы. Исполняются ритуальные действия в критических ситуациях, для учащихся, например в период экзаменов. У выпускников школ, студентов, существует ритуал, называемый «Халява, ловись!» существует несколько способов его выполнения. Рассмотрим наиболее часто встречаемый. Ровно в полночь протягивают руку через форточку, держа в ней раскрытую зачетку и очень громко кричат (иначе халява может не услышать): «Ловись, Халява, ловись!» И так ровно 3 раза. После этого рекомендуется зачетку перевязать красной лентой (на всякий случай, чтобы не убежала), затем положить в холодильник до утра (там она должна окончательно примерзнуть к зачетке).
Рассмотренное выше жестовое поведение относятся в основном к собственно молодежному, т.е. они создавались внутри этой социально- возрастной группы. Но представители этой группы часто используют заимствованные жесты не только из невербального фонда западноевропейской, или американской культуры, но и других субкультур.
В общемолодежный обиход из жестового репертуара подростков, увлеченных рэпом, вошел жест скрещенных третьего и четвертого пальцев. При чтении рэпа он обычно исполняется двумя руками, при этом руки находятся на уровне бедер, одна нога отставлена в сторону. Сопровождается вербально междометием «Йо!» значение – Вот какой я, крутой. Посмотрите на меня!»
Существует в подростковой среде немало табуированных (асоциальных) жестов; все больше в арсенал невербальных знаков молодежи проникают жесты из криминальной субкультур, жесты наркоманов, все большую популярность приобретают вульгарные жесты. (2;76-79)
В этой работе мы не ставили себе целью их отдельное рассмотрение, но так как сегодня эти жесты достаточно распространены, знать их значение необходимо.
Одним из источников пополнения невербальных сигналов является заимствование из западной культуры (влияние телесериалов, популярных артистов, музыкальных звезд), жесты из других субкультур.
Таким образом, жестовый язык, подростков и молодежи – явление развивающееся, он подвержен влиянию многих факторов, не только положительных, но и отрицательных.
Глава 3. Экспериментальное исследование Подростковые жесты, возможность их влияния на статус подростка в референтных группах.
Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения МОУ СОШ №10 п. Чегдомын. В исследовании принимали участие ученики 8-9 классов данной школы.
В исследовании нами были поставлены задачи:
1.Узнать, насколько подростки хорошо информированы о роли языка жестов;
2. С помощью наблюдения изучить особенности жестового языка подростков;
3. Установить существования взаимосвязи между социальным статусом, занимаемым учащимся в классе и умением понимать и использовать жесты.
В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анкетирование, методика «социометрия».
17человек респондентов считают мимика и жесты - дополнение к речи
4 человека - спонтанное выражение душевного состояния человека.
1 человек – предательское проявление нашего подсознания.
Правильно ответили- 8 человек
Частично правильно - 7 человек
Не правильно - 7 человек
5 человек считают, что у них некрасивые зубы
5 человек – считают, «что ему есть что стыдиться»
12 человек – «ему есть что скрывать».
Словам - так ответили 4 человека
Сигналам – 8 человек
Вообще вызовет подозрение- 10.
Да-4 человека
Нет-11 человек
Только отдельные элементы -7;
Помогает в общении, т.к. дает более точную информацию, чем речь -13 человек.
Не важно, т.к. их можно интерпретировать по – разному -4 человек.
Не играет существенной роли -5.
10 человек отметили, что есть подростковые жесты, которые действительно отличаются, но затрудняются ответить, почему так происходит.
8 человек подтвердили это, объясняя, что подростки это вообще особенные люди, и язык у них особенный, что подростки по жестам ориентируются, стоит ли с этим человеком или нет, чтобы от всех отличаться.
4 человека вообще не считают, что подростковый язык, чем различается от жестового языка взрослых людей.
Проанализировав ответы учащихся, мы сделали следующие выводы.
76% опрашиваемых подростков умеют расшифровывать поступающие им при общении невербальные сигналы, но также большая часть подростков -
24% с трудом анализируют «прочитывают» невербальные сигналы.
У 45% несоответствие слов и невербальных сигналов вызовет недоверие, 36% будут ориентироваться на сигналы тела, лишь около 19 % верят словам.
3 59% учащихся считает, что умение распознавать жестовый язык помогает получать более точную информацию,
18 %- считает, что такое умение не играет существенной роли.
28 % считают, что жесты можно интерпретировать по-разному.
48% учащихся считают, что подростковые жесты действительно отличаются, но почему это происходит, не смогли объяснить.
36% объясняют, что подростковые жесты более свободны, они позволяют намного свободнее общаться с друзьями, иногда даже не прибегая к словам. «Кому надо, тот меня поймет» так считают эти учащиеся.
12% подростков (2), считающих, что знание жестового языка способно дать более точную информацию, и активно использующие её, имеют статус лидеров, 76% (12)- имеют статус предпочитаемых, 12% подростков (2) имеют статус принимаемых.
Из тех ребята, которые считают, что язык жестов не информативным, а это 6 человек, имеют статус принимаемые -66% и 34% - 2 человека статус изолированных. См. приложение №2
3. В течение нескольких дней мы наблюдали за жестовым поведение подростков и выяснили, что подростки, которые чувствуют себя уверено, в общении со сверстниками, чаще всего демонстрируют жесты открытости, если в жестах преобладают закрытые жесты, в ходе наблюдения стало ясно, что это ребята у которых на данный момент не все гладко в общении со сверстниками. Из чего можно сделать вывод, что жесты могут дать более достоверную информацию о самочувствии человека в той или иной группе.
Для того, чтобы подростки были более компетентны в данном вопросе, знали какие невербальные коды они используют, мы начали составление электронной коллекции, в которой будут представлены подростковые жесты; даны истоки появления того или иного жеста, его значение. Начало этой работы представлено в нашей презентации. См. презентацию.
Все знают как трудно человеку, который не знает языка оказаться в другом государстве. Не умение объясняться на языке окружающих, ставит человека часто в неловкие и опасные ситуации. Овладение жестовым языком сравнимо по важности с овладением иностранным языком.
Жесты - один из наиболее информационных сигнальных каналов, которые, позволяют человеку считывать информацию, часто не отдавая себе в этом отчета. Умение распознавать сигналы языка тела помогают людям в общении, реагируя изменением стиля, тона коммуникации.
Жестовый язык, как и естественный, выступает как показатель социального статуса личности. Молодежные жесты - это также очень информативная часть общения, при умении распознавать её сами подростки имеют большие шансы занять более удачную позицию в референтной группе, четко понимать нюансы, отслеживать социальные связи в своей группе и других подростковых группах.
Жесты, в определенной степени, являются сигналом «я свой», если подросток употребляет их в общении. Но по данным, полученным во время исследования, далеко не все подростки хорошо владеют чтением жестового языка. Что сказывается на их общении со сверстниками.
Считаю, что материалы данной работы могут быть использованы при изучении элективного курса «психология общения».
1.Личко А. Е. Подростковые акцентуации и психопатии. –СПб.,2001.-675с.
Начиная работать над темой «Особенности жестового поведения подростков», мы понимали, что незнание языка жестов, неправильное их толкование, приводит к трудностям в общении. Особо это важно при общении в молодежной среде, как наиболее мобильной, быстро перестраивающейся. Здесь использование тех или иных жестов, может менять смысл высказывания прямо на противоположный, а значит данная тема актуальна не только для подростков, но и для всех, кто с ними общается
(5 слайд)Для достижения цели были определены следующие задачи:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Отрочество для большинства подростков и их окружающих, близких становится серьёзным испытанием. В 12-17 лет это связано с мощными физиологическими перестройками организма подростков. На фоне физиологических, физических изменений, происходят и глубинные изменения в психики.
Другой поведенческой реакцией является реакция эмансипации. Подросток стремиться освободиться от опеки, контроля, родителей и учителей, отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир.
Выделяется так называемый этап (саморазрушающего поведения), когда все то, что связано с риском, кажется привлекательно (увлечение опасными видами спорта, употребление наркотиков, распитие спиртных напитков, пирсинг и др.)
(8 слайд) Наиболее ярко проявляется реакция группирования со сверстниками.
Мы знаем, что каждому человеку для ощущения счастья, защищенности нужно занимать свое место в референтной (значимой) для него группе. Такие психологи как Выготский Л.С., Кон И. С. сходятся в том, что общение со сверстниками имеет для подростка огромное значение. Занять определенное положение среди сверстников, общаться с ними - цель психического развития подростков. В общении со сверстниками происходит освоение коммуникативных навыков, приёмов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром, невозможных в семье. Если подросток лишен контакта со сверстниками, ему в дальнейшем очень трудно приспособиться к окружающему миру.
В общении со сверстниками наиболее ярко проявляются все выше сказанные реакции. Желание образовать свой автономный, подростковый особый мир, понятный таким же, как они, накладывает отпечаток на все поведение, речь и невербальные реакции подростков.
Общение осуществляется по двум каналам: вербальному и невербальному.
Обратите внимание на слайд. Вы видите, что невербальное общение включает более широкий спектр знаковых систем. : жесты, мимику, пантомимику;
- качества голоса, его диапазон, тональность, а также включения в речь плач, смех, и т.д.; -визуальный контакт, и организации времени и места общение.
Невербальный язык позволяет:
Восприимчивый человек способен «прочесть» невербальное предложение и правильно интерпретировать его, вне зависимости от слов произнесенных вербально.
Учитывая рассмотренные ранее реакции, характерные для подросткового возраста, мы постараемся выделить особенности жестового поведения подростков. Для этого обратимся к работе : Л.А. Мардиевой и Г.Р. Мухаметзяновой «Невербальные семиотические коды молодежи».
Нам интересны жесты, используемыя подростками во время общения со сверстниками. « Использование этих жестов для подростков, является своего рода средством маркированием «своего», т.е. символом принадлежности подростка к «своему» сообществу.
Иногда жесты используются с целью сокрытия информации от «чужого», выступают в качестве своеобразного пароля, другие жесты этой группы применяются с целью экономии речевых «вербальных» ресурсов
Рассмотрим некоторые:
Жест приветствия.
В последнее время среди девушек широкое распространение получила такая форма приветствия как объятие и поцелуй этот способ заимствован из телесериалов о жизни подростков за рубежом
Значение : 1.Мы лучше; мы сделали это, мы справились!
Кроме символических жестов , в молодежном жестовом сленге существуют немало и эмоциональных невербальных жестовых кодов. Вот лишь некоторые.
Часто встречаются в подростковой среде жесты восторга и радости ,
Многие молодежные жесты – это одновременно и жесты символы и жесты- эмоции, и жесты- изображения, например:
(18 слайд) жест «Самоубийца», шутл , - поднесенным к виску вытянутым указательным пальцем, символизирующим взведенный курок пистолета. В школе жест иллюстрирует критическую ситуацию, из которой один выход - «застрелиться» (особенно во время экзаменов);
жест «Ну, ты попал!», угроза или шутл., рука сжата в кулак . имитируется удар по ладони другой руки . значение – угроза.
Отдельно можно выделить жесты- обереги, т.е. действия способные, по мнению исполняющего, отвести беду.
Существует жест – оберег - держать кулаки на счастье. Кисти обеих рук опускаются на стол, пальцы сжаты в кулак, большие пальцы спрятаны внутри кулака.
Сегодня в подростковой среде немало табуированных (асоциальных) жестов; все больше в арсенал невербальных знаков молодежи проникают жесты из криминальной субкультур, жесты наркоманов, все большую популярность приобретают вульгарные жесты.
В этой работе мы не ставили себе целью их отдельное рассмотрение, но так как сегодня эти жесты достаточно распространены, знать их значение
Таким образом, жестовый язык, подростков и молодежи – явление развивающееся, он подвержен влиянию многих факторов, не только положительных, но и отрицательных.
(20 слайд ) Глава 3. Экспериментальное исследование, посвященное жестам подростков и их влиянию на межличностную коммуникацию.
Исследование проводилось на базе образовательного учреждения МОУ СОШ №10 п. Чегдомын. В нем приняли участие ученики 8-9 классов
В исследовании нами были поставлены следующие задачи: (обратите внимание на слайд)
1.Узнать, насколько подростки хорошо информированы о роли языка жестов;
2 С помощью наблюдения изучить особенности жестового языка подростков;
3. Установить существования взаимосвязи между социальным статусом , занимаемым учащимся в классе и умением понимать и использовать жесты.
В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анкетирование, методика «социометрия».
(21 слайд )Учащимся была предложена анкета «Понимаете ли Вы язык мимики и жестов» см. Приложение № 1 диаграмма
Проанализировав ответы учащихся мы сделали следующие выводы.
76% подростков умеют расшифровывать невербальные сигналы , но также большая часть подростков -24% с трудом анализируют их
У 45% несоответствие слов и невербальных сигналов вызовет недоверие, 36% будут ориентироваться на жесты, 19 % верят словам.
59% учащихся считает , что умение распознавать жестовый язык помогает получать более точную информацию,
18 %- считает , что такое умение не играет существенной роли.
48% учащихся считают не знают чем отличаются подростковые жесты.
36% объясняют, что подростковые жесты более свободны, они позволяют легче общаться с друзьями, иногда даже не прибегая к словам.
12% подростков (2человека), считающих , что знание жестового языка способно дать более точную информацию, и активно использующие её, имеют статус лидеров, 76% (12)- имеют статус предпочитаемых, 12% подростков (2) имеют статус принимаемых. См. Приложение 2.
Из тех ребята, которые считают, что язык жестов не информативным, а это 6 человек, имеют статус принимаемые -66% и 34% - 2 человека статус изолированных. См приложение 2
3. В течение нескольких дней мы наблюдали за жестовым поведение подростков и выяснили, что подростки, которые чувствуют себя уверено в общении со сверстниками, чаще всего демонстрируют жесты открытости, если в жестах преобладают закрытые жесты, в ходе наблюдения стало ясно, что это ребята у которых на данный момент не все гладко в общении со сверстниками. Из чего можно сделать вывод, что жесты могут дать более достоверную информацию о самочувствии человека в той или иной группе.
Для того, чтобы подростки были более компетентны в данном вопросе, , мы начали составление электронной коллекции, в которой будут представлены подростковые жесты; даны истоки появления того или иного жеста, его значение. Начало этой работы представлено в нашей презентации. См. презентацию. (переход на коллекцию)
Жестовый язык, как и естественный, выступает как показатель социального статуса личности. Молодежные жесты - это также очень информативная часть общения, при умении распознавать её сами подростки имеют большие шансы занять более удачную позицию в референтной группе, четко понимать нюансы, отслеживать социальные связи в своей группе и других подростковых группах.
Но по данным, полученным во время исследования, далеко не все подростки хорошо владеют чтением жестового языка. Что сказывается на их общении со сверстниками.
Считаю, что материалы данной работы, коллекция подростковых жестов, могут быть использованы при изучении элективного курса «психология общения».
Слайд 25. Литература
Слайд 26 Спасибо за внимание!
Жесты как невербальные средства общения, особенности подростковых жестов
14 12 2014
1 стр.
14 12 2014
5 стр.
В рамках месячника профилактики правонарушений, бродяжничества, безнадзорности, девиантного поведения детей и подростков, в нашей школе прошли ряд мероприятий
16 12 2014
1 стр.
Невский И. А известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой норм
01 10 2014
1 стр.
10 09 2014
3 стр.
«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни» Дмитрий Медведев
14 10 2014
1 стр.
Врожденные и приобретенные поведения, их особенности в подготовительном к гнездованию периоде у воробьиных птиц
08 10 2014
1 стр.
Некоторые особенности британского менталитета. Нормы речевого поведения в англоязычной культуре
28 09 2014
1 стр.