Перейти на главную страницу
2.Согласно календарного плана ст.преподавателя Лыгиной О.И. в рамках выполнения научно-исследовательской работы по проблеме «Корпоративный подоходный налог: методология, механизмы и императивы развития» были проделаны следующие виды работ:
3. Ст.преподавателем Нурмаганбетовой М.С. за второе полугодие 2011 года опубликованы научные статьи:
1. «Проблемы развития системы образования Республики Казахстан в инновационном контексте и пути их решения», Сборник материалов V Международной научной конференции «Форсированная индустриализация и инновационное развитие экономики Казахстана: Стратегия и механизм реализации», г.Актобе, АГУ им.К.Жубанова , 18-19 ноября 2011г.;
2. «Проблемы развития системы образования Республики Казахстан в инновационном контексте и пути их решения», Вестник НГТТИ, г.Новосибирск, деабрь 2011г.;
3. «Экономическая сущность финансово-инвестиционной деятельности», г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», ноябрь 2011г;
4. «Салықтық жоспарлау бизнесті ұйымдастырудың тиімді инструменті ретінде», г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», ноябрь 2011г;
5. «Мемелекеттік несеие жүйесіндегі коммерциялық банктердің алатын орны және қызметтері», Сборник материалов Международного научного форума «Молодая наука в современном мире», посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан, г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», декабрь 2011г.
Под руководством Нурмаганбетовой М.С. функционирует научная проблемная группа студентов «Развитие Налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе».
За второе полугодие 2011 года под руководством Нурмаганбетовой М.С. были опубликованы следующие научные статьи студентов:
1.«Кәсіпкерлік қызметтің әлеуметтік - экономикалық мағынасы», Пирзадаева Ж., 2 курс спец.Финансы, КРМУ, «Вестник КРМУ»;
2.«Қазақстан Республикасында шағын және орта бизнестің даму перспективалары», Турсунбекова А., 4 курс спец.Финансы, КРМУ, «Вестник КРМУ»;
3.«Проблемы трудоустройства молодых кадров в Казахстане», Гусейнов Э., Арсеневский М., 4 курс спец.Финансы, КРМУ, «Вестник КРМУ»;
4. «Инвестиции и принципы формирования инвестиционной политики предприятия», Стрельская К.В., 1 курс Учет и аудит», «Сборник материалов научного форума «Молодая наука в современном мире», посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан, г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», декабрь 2011г. ;
5. «Инфляцияның экономикалық мәні және пайда болуы себептері», Ганиева Л., 1 курс спец.Финансы, «Сборник материалов научного форума «Молодая наука в современном мире», посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан, г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», декабрь 2011г. ;
6. «Қазақстан Республикасының инвестициялық қызметін жүзеге асыруы мен оның маңызды мәселелері», Карнакбаева А., 1 курс Учет и аудит», «Сборник материалов научного форума«Молодая наука в современном мире», посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан, г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», декабрь 2011г. ;
7. «Қазақстан республикасындағы қор биржасының қалыптасу мәселелері», Изимова А., 1 курс спец.Финансы, «Сборник материалов научного форума«Молодая наука в современном мире», посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан, г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», декабрь 2011г. ;
8. «Стратегическое управление как важнейший фактор успешного функционирования предприятия в рыночных условиях», Мергалиева Д.,
2 курс ЕУ спец. «Деловое администрирование», г.Актобе« Сборник материалов научного форума«Молодая наука в современном мире», посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан, г.Актобе, КРМУ, «Вестник КРМУ», декабрь 2011г. ;
На кафедре функционируют научные проблемные группы:
1.«Развитие Налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе». Научный руководитель - ст.преподаватель Нурмаганбетова М.С.;
2.«Проблемы функционирования туристического рынка Актюбинской области». Научные руководители – к.э.н. Уахитова Г.Б., преподаватель Уксукбаева Э.Ж.;
3.Совершенствование организации финансового менеджмента на предприятии. Научный руководитель - ст.преподаватель Лыгина О.И.
4.Развитие аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Научный руководитель - Нуржанова М.Н., к.э.н.
В рамках проведения научно-исследовательской работы проблемных групп осуществлялось изучение методической, научной литературы, материалов СМИ, а также анализ мировой и отечественной практики с использованием новых технологий и методов обучения. Результатом такого анализа явилось опубликование научных статей, а также участие членов проблемной группы в научных форумах, научно-практических конференциях.
Студентами кафедры и их научными руководителями были подготовлены научные доклады на следующие темы:
17.11.2011 г. зав. кафедрой к.э.н. Сулима С.В. принял участие в заседании Круглого стола «Новые технологии в образовании: возможности психологической науки», посвященного 60-летию профессора Бердимуратова Т.Б.
В ноябре 2011 года преподаватели кафедры приняли участие в организации и проведении в КРМУ Международных обучающих семинаров с участием профессора Гатут Лухур Будионо (Индонезия).
Работа семинаров осуществлялась по следующим научным направлениям:
1. Individual business and leadership weaknesses consequences on society welfare and poverty formation / Әлеуметтік консенсус жетістігіндегі жеке кәсіпкерліктің рөлі / Проблемы индивидуального предпринимательства в достижении социального консенсуса
2 Professional lecturer: case of learner's trust, satisfaction, enhancement, and loyalty formations / Оқытушы-білікті маман: білім алушылардың білімін жетілдіру, пейілділік, сенімін қалыптастыру / Преподаватель–профессионал: формирование у обучающихся доверия, лояльности и совершенствование знаний
В семинаре приняли участие более 25 организаций, 201 участников. Среди них – преподаватели ВУЗов, колледжей, школ, преподаватели и студенты КРМУ, ЕУ.
Организации, принявшие участие в семинарах – ЗКГМУ им. М.Оспанова, АГУ им. К.Жубанова, АУ им.С.Баишева, АГПИ, АИЭС, КРМУ, ЕУ, Экономико-правовой колледж, Актюбинский кооперативный колледж, Актюбинский сельскохозяйственный колледж, Актюбинский финансово-экономический колледж, Актюбинский , Средние школы г.Актобе - № 17, № 11, № 53, № 20, № 16, № 27, № 20, № 13, школа № 5 г.Шалкар и т.д..
5 декабря 2011 года в КРМУ был проведен научный симпозиум «Современное состояние и перспективы развития науки», посвященный Дню Науки и 20-летию Независимости Казахстана.
В работе научного симпозиума по кафедре экономических дисциплин приняли участие доцент Сулима С.В., ст.преподаватели Нурмаганбетова М.С., Дюсегалиева С.Б. На форуме с докладом «Актуальные проблемы экономической науки на современном этапе» выступил доцент« «Актуальные проблемы экономической науки на современном этапе» выступил доцент Сулима С.В.
14 декабря 2011 года ППС кафедры принял активное участие в Международном научном форуме «Молодая наука в современном мире», проведенном в КРМУ и посвященном 20-летию Независимости Республики Казахстан.
В рамках работы секционного заседания круглого стола Актуальные вопросы развития национальной экономики на современном этапе» Секции VI. Cоциально-экономические основы современного общества были заслушаны и обсуждены следующие научные работы:
Представленные научные доклады являются результатом научных поисков и обобщений экономических проблем молодых ученых. Авторам удалось за сравнительно короткое время представить достаточно целостные научные статьи, охватывающие разнообразные темы, относящиеся к различным сферам и направлениям экономической деятельности. Появились и совершенно новые темы, возникшие из конкретных потребностей социально-экономического развития общества.
Изложение актуальных экономических проблем авторами приводится в соответствие с реальными тенденциями последнего времени в мировой и отечественной науке и практике. Учитывалось переосмысление первоначальных экономических трактовок, происходящее в научной среде под влиянием мониторинга социально-экономических трансформаций в мире и в Казахстане. Противоречивость многих явлений, вытекающая из неравновесного влияния глобализации на экономику Казахстана (как и ряда других стран, осуществляющих радикальные преобразования) не могла, конечно, не отразиться и на несовпадениях в оценках авторами конкретных процессов, анализируемых в научных статьях.
Достаточно актуально стремление авторов максимально разнообразить текст материалами методического характера, статистическими данными и иллюстративным материалом, представленным в виде слайдов.
В целом работа секционного круглого стола представила целостное представление об актуальных экономических проблемах современного общества, которые решает государство и научное общество на современном этапе, базовых целях, основных понятиях. Это позволит, во-первых, специалистам осмысливать реальные действия государства под углом зрения современной экономической теории и практики и соответственно принимать грамотные управленческие решения: во-вторых, осваивать специальную литературу.
Работа секционного круглого стола проведена в максимально открытой и демократичной форме, по намеченному графику. Необходимо отметить, что в ходе работы круглого стола студентами были показаны хорошие результаты, достаточно высокий уровень подготовленности, творческий подход к работе, использование слайдов и приложений. Степень подготовленности студентов, владение ими теоретического материала позволяет сделать вывод о том, что студенты владеют теоретическим и практическим материалом, умеют делать серьезные выводы и рекомендации, которые могут быть использованы на предприятиях.
Работы получили высокую оценку и в перспективе некоторые из них могут послужить основой для дальнейших научных исследований.
В целом следует отметить, что большинство работ выполнено на хорошем теоретическом уровне, они включают в себя расчеты, обширный фактологический материал и собственный анализ, имеют обоснованные заключения и выводы.
Кроме того, по итогам работы секционного заседания можно сделать вывод о владении студентами грамотной и развитой речью, высоким общим уровнем развития, чувством профессии, коммерческой, технической, финансовой, административной функциями управления, навыками ситуационного анализа и ситуационного управления, анализа рынка сбыта, экономическими методами управления (в т.ч. коммерческий расчет, формирование финансовой политики, программно-целевые методы управления организацией), навыками эффективного принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска, методами математического анализа, формализация и моделирования экономических процессов, оценки экономических проектов, творческим подходом к исследованию экономических проблем, навыками самообучения и современными методами исследования.
Материалы методического характера, представленные на секционном заседании, освещаются с учетом использования нового механизма хозяйствования в условиях расширения сферы рыночных отношений. При этом даются ссылки на соответствующие источники документальной и литературной информации. Работы молодых ученых завершаются обоснованной трактовкой полученных результатов и описанием их возможного применения. Здесь излагаются основные выводы (предложения, рекомендации) по решению тех проблем, которые могут возникнуть в перспективе в русле выбранной темы научного исследования.
Можно отметить отличную профессиональную подготовку, знание, навыки отдельных молодых ученых и высокое качество работы их руководителей. Их доклады отличались достаточным и современным теоретическим уровнем, пониманием научного и практического значения исследовательской работы. Представленные иллюстрированные материалы подробно отражали полученные результаты. Ответы на многочисленные вопросы и дискуссии с участием молодых ученых были достаточно квалифицированными.
В целом работа секций прошла на достаточно высоком научно-методическом уровне, результаты работы удовлетворительные.
Особый интерес вызвали работы следующих докладчиков:
На кафедре функционируют научные проблемные группы:
1.«Развитие Налоговой системы Республики Казахстан на современном этапе». Научный руководитель - ст.преподаватель Нурмаганбетова М.С.;
2.«Проблемы функционирования туристического рынка Актюбинской области». Научные руководители – к.э.н. Уахитова Г.Б., преподаватель Уксукбаева Э.Ж.;
3.Совершенствование организации финансового менеджмента на предприятии. Научный руководитель - ст.преподаватель Лыгина О.И.
4.Развитие аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Научный руководитель - Нуржанова М.Н., к.э.н.
Студентами кафедры и их научными руководителями были подготовлены научные доклады на следующие темы:
В начале 2010-2011 учебного года на кафедре филологии и перевода был составлен тематический план научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава кафедры. Тематический план был рассмотрен на заседании Ученого Совета (протокол №2 от 10.09.2010 г.) и утвержден приказом КРМУ.
Научно-исследовательской работой в течение учебного года занимались следующий ППС кафедры: к.фил.н. Джолчибекова К.Ж., магистр филологии Исина Ж.А., ст. преподаватель Каири М.С., ст. преподаватель Баймурат А.Б. Джолчибекова К.Ж. запланировала научное исследование по теме: «Структурно-семантический анализ терминов пищевой промышленности и их лексическое отражение». По результатам научных исследований Джолчибековой К.Ж. было запланировано издание учебно-методического пособия. В связи с увольнением Джолчибековой К.Ж. запланированная ею научная работа была не реализована.
Магистр Исина Ж.А. занималась научно-исследовательской работой по теме: «Ортағасыр жазба ескерткіштер тіліндегі фразеологизмдердің танымдық сипаты». 10 ноября 2010 г. Исина Ж.А. успешно защитила кандидатскую диссертацию в КазНУ им. аль-Фараби и решением квалификационной комиссии ей была присвоена ученая степень кандидата филологических наук. В 2010-2011 учебном году ею были опубликованы следующие статьи: Жазба ескерткіштер тіліндегі мәдениаралық коммуникацияның фразеологизмдер бойындағы көрінісі (XIV ғ.) (Вестник ЗКГУ №3). Орал, 2010; XIV ғасыр жазба ескерткіштері тіліндегі фразеологизмдердің семантикалық ерекшеліктері (Научный мир Казахстана, Астана – Шымкент, 2010, №4. С. 25-29; Ортағасыр жазба ескерткіштері тіліндегі фразеологизмдерде кездесетін қазақы мотивтер (Молодые ученые-2011. Материалы областной НПК, посвященной 20-летию независимости РК).
Старший преподаватель Каири М.С. запланировала научно-исследовательскую работу на тему «Система специальной работы по развитию самосознания у подростков школьного возраста». В течение учебного года были опубликованы следующие научные статьи: 1) Исследование самосознания личности подростка в психолого-педагогической литературе (Научный журнал «Научный вестник столицы», №№7-9 октябрь-декабрь 2010, Астана. – С.144-152); 2) Становление самосознания личности (Научный журнал «Вестник Актюбинского государственного педагогического института», №4/2010, Актобе. – С. 159-163); 3) Особенности развития личности подростков с ограниченными возможностями (Сборник материалов 5-ой ежегодной межведомственной научно-практической конференции «Роль военной науки в подготовке авиационных специалистов», посвященной 20-летию Независимости РК, Актобе, ВИСВО, 24 июня, 2011). По итогам научной работы было издано учебно-методическое пособие «Система специальной работы по развитию самосознания у подростков школьного возраста» объемом 179 стр/11.18 п.л. Материалы пособия дают представление об основных вопросах развития самосознания у подростков школьного возраста. Автором предлагается система специальной работы по развитию самосознания у подростков школьного возраста, что является основным научным результатом темы научного исследования. Пособие рекомендовано для учителей общеобразовательных школ, воспитателей образовательных учреждений, психологов, социальных работников.
Старший преподаватель Баймурат А.Б. запланировала научно-исследовательскую работу на тему «Построение процесса обучения на основе дифференцированного подхода как педагогическое условие формирования учебной языковой среды».
Усилия педагогической общественности, направленные на реализацию актуальных задач современного образования сводятся к определению механизмов реализации в образовательной сфере новых требований к личности. Проведен целый ряд исследований, нацеленных на разработку концепции, которая могла бы сфокусировать внимание на формировании и развитии способности общаться на иностранном языке в контексте инновационного обучения. Результаты проведенных исследований значительно расширили возможности подхода на функционально-семантической основе и реализации основных принципов в нескольких направлениях: в разработке новых методик и создании новых учебных материалов, в создании комплексных технологических систем обучения, в разработке систем оценки и самооценки, самообучения с учетом его индивидуализации.
Коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимоотнесенное обучение (иностранному) английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности – неотъемленной и составной части общей деятельности. Коммуникативный системно-деятельный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова.
Такая система, с учетом использования её в целях обучения иностранному языку, должна включать и взаимоотнесение общедеятельных мотивов с мотивами и потребностями связанного с ней общения, предметного содержания и способов выполнения деятельности, типичных условий её протекания и характера взаимодействия её участников (межиндивидуальное, групповое), а также определение характера, содержания и форм взаимоотношений и общения участников, принятых в рамках данной деятельности: в единстве их коммуникативного интерактивного аспектов, роли, места, ситуаций иноязычного речевого общения.
Цель исследования – определение и обоснование педагогических условий, обеспечивающих формирование коммуникативных умений при обучении английскому языку и технологическое обеспечение их внедрения в учебный процесс.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение учебного процесса, анкетирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, собственный опыт работы в качестве учителя школы.
В течение учебного года ею была опубликована научная статья: Инновационная деятельность в образовании, который был опубликован в Сборнике материалов региональной НПК «Қазақ тілін ана тілі және шет тілі ретінде оқытудың жаңашыл технологиялары: өзекті мәселелері». Актобе: КРМУ.
Научные исследования на кафедре юридических дисциплин являются неотъемлемой частью единой научно-педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава.
Так, кандидат юридических наук, доцент Исайкин Д.А. которого, научное направление исследований является «Право и законодательство в сфере международного частного права: теоретические и практические аспекты»
В рамках данного научного направления исследованы такие составляющие указанной тематики как «право», «законодательство», «наука международного частного права» в их теоретической и практической интерпретации.
Можно утверждать, что само рождение международного частного права как науки в Казахстане было положено принятием ГК РК, поскольку до момента провозглашения независимости вопросы регулирования отношений с иностранными субъектами относились к компетенции Союза ССР, а принятые за период независимости до принятия ГК РК законодательные акты не отличались системным подходом к определению и регулированию отношений в сфере международного частного права. В этом смысле юбилей ГК РК – это и юбилей международного частного права РК в первую очередь.
Безусловно, сам ГК РК как проявление внешней формы права – законодательства, оказал огромное влияние на международное частное право, но принципиальным для изучения любой правовой науки является именно внутренняя форма права, а внутреннее строение позитивного права составляют, как известно, нормы права и правоотношения (т.е. его структура), конечно, при условии органического единства, слитности категорий права и закона, при всех возможных «отрывах», поскольку без такого органического единства оказывается невозможным, немыслимым сам феномен объективного права – существование объективированного институционного образования.
Немаловажной частью исследований заявленного научного направления является и вопрос практического преподавания студентам такой дисциплины как международное частное право, имея в виду в первую очередь структуру, т.е. внутреннюю форму права, а не преподавание содержания законодательства, что изначально являются различными по своей сущности категориями. Со времен римского права известна истина: если вы изучаете содержание законов – вы являетесь «законоведом» (в латинской транскрипции «легистами», от латинского legis – закон, юридическая норма), правоведом может считать себя только тот человек, который изучает право во всей его совокупности. В этом существенное отличие правоведения от законоведения.
Представляется, что нынешнее увлечение студентов нормами действующего законодательства как основного источника при поиске ответов на учебные задания, способно принести больше вреда, чем пользы. Законы завтра окажутся другими, и эту сферу знаний можно будет считать потраченной впустую. В этой связи в ходе исследований выявлена важность практического умения студентами различать разнопорядковые, хотя и известным образом взаимосвязанные явления: гражданско-правовую науку (называемую за рубежом гражданско-правовой доктриной), одноименные отрасль права, сферу законодательства и учебную дисциплину.
Прикладной характер любых исследований, безусловно, важен, но без академической науки в чистом виде все отрасли правоведения окажутся лишь вспомогательным фактором при реализации тех или иных экономических задач. Говоря другими словами: генеральная линия развития той или иной правовой науки должна определяться не сиюминутными выгодами, а обеспечением стратегического развития концептуальных и доказанных научных положений. На современном этапе в результате исследования приходится констатировать, что значительная часть обучающихся студентов и преподавателей заняты исследованием, трактованием (или переделкой) и анализом действующих норм, вместо исследования права и правоотношений как таковых.
Данный факт ведет к тому, что хорошо обученный в нормативном блоке специалист оказывается практически некомпетентен при анализе правового поля другой страны (юрисдикции), поскольку либо по умолчанию применяет правовые конструкции совершенно неприменимые в данной юрисдикции, либо считает сомнительными разделяемые всеми правовыми системами мира принципы и механизмы регулирования. Естественно, что проявляется это в первую очередь в международном частном праве, где приходится сопоставлять правовое регулирование в различных странах. Причем проблема имеет многоаспектный характер: начиная от скудности учебной литературы по иностранному праву любого государства, игнорирование в учебных планах такой дисциплины как сравнительное правоведение и заканчивая проблемным объемом необходимого для усвоения материала.
Таким образом, при исследовании заявленного научного направления выявлено, что специалисты осознающие внутреннюю структуру права, не окажутся некомпетентными даже в правовом поле другого государства, где именно понимание данной структуры поможет им сориентироваться в механизмах правового регулирования и в том случае, если законодательство будет отличаться от отечественного. Представляется, что данное правило с определенными ограничениями будет действовать и в том случае, если соответствующие государства принадлежат к различным правовым системам.
В ходе разработки данного научного направления значительное место уделено вопросу взаимной связи внутренней и внешней формы права применительно к международному частному праву. Здесь мы наблюдаем определенный дисбаланс как по соотношению: нормативная база – учебная литература, так и по соотношению: отечественное – иностранное законодательство. Достаточно указать, что, например, закон о международном частном праве Швейцарии состоит из 201 статьи, в то время как весь раздел «Международное частное право» нашего ГК – это 41 статья (заранее согласимся, что количество и качество не идентичные понятия, но взаимосвязанные). В гражданском праве, безусловно, указанные пропорциональности более выражены.
Таким образом, расширение нормативной базы международного частного права, безусловно, необходимо. Классическим примером такого расширения является принятие Закона РК «О международном коммерческом арбитраже» – одном из весьма существенных институтов международного частного права. Но развитие нормативной базы необходимо продолжать и в других направлениях. И здесь необходимо рассматривать все аспекты вплоть до возможности принятия отдельного национального закона о международном частном праве, либо существенного расширения соответствующей главы ГК РК. Различая группировку норм (в смысле внутренней формы права) и группировку законодательства (как форму выражения этих норм) и исходя из того факта, что первая опирается в гражданском праве только на один акт – ГК, необходимо отдать должное и аспектам внутренней формы международного частного права (в ГК РК или в отдельном законе). Только при этом условии мы получим сбалансированное регулирование общественных отношений в сфере международного частного права.
Конечно, можно указать, что цивилистическая доктрина не является классическим источником гражданского и международного частного права. Но данный вывод представляется не таким уж однозначным в свете содержания п. 1 ст. 1086 ГК РК: «При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с его официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем государстве». Аналогично содержание п. 1 ст. 1191 ГК РФ. То есть привязка доктрины осуществляется к нормам, к праву в целом, а не только к его внешней форме – законодательству, которое, безусловно, является источником и гражданского и международного частного права. Таким образом, как напрямую, так и опосредованно через форму выражения норм – законодательство, доктрина была и остается востребованной для любого рассматриваемого нами регулирования: и в гражданском праве и в международном частном праве.
Для уяснения современного состояния регулирования подобных отношений необходимо учитывать опыт регулирования и в других странах. В праве многих зарубежных государств уже давно проведена полномасштабная кодификация международного частного права - приняты специальные законы о международном частном праве и процессе в Турции, Италии, Грузии, Тунисе, Таиланде, Румынии, Лихтенштейне, Польше, Балканских странах, Чехии, Венгрии, Австрии, Швейцарии. В ФРГ этой цели служит принятый Вводный закон к Германскому Гражданскому Уложению. Аналогичные законы приняты в Японии, Испании и Бразилии. В США на федеральном уровне выработан свод законов 1972 г. о конфликтах законов, который представляет собой неофициальную кодификацию международного частного права, имеющую рекомендательный характер. В отдельных штатах есть специальные законы о международном частном праве, например, в Луизиане. В Великобритании принят в 1995 г. специальный закон, кодифицирующий международное частное право.
Следует отметить, что рассматриваемые законы не столь новы, чтобы оправдать нашу задержку с принятием подобного закона о международном частном праве: Австрии 1978 г., Польши 1965 г., О реформе итальянской системы международного частного права 1995 г., Венгрии 1979 г., бывшей Югославии действующий ныне в Хорватии, Словении, Сербии и Черногории с 1991 г., Турции 1982 г., Швейцарии 1987 г., Румынии 1992 г. В ряде развивающихся стран (например, Сирии, Египте, Ираке, Алжире, Перу), а также в России, Португалии, Франции и РК коллизионные нормы содержатся в гражданских кодексах.
Какие же наиболее перспективные направления научных исследований вытекают из анализа содержания данных зарубежных актов?
Во-первых, налицо безусловная комплексность указанных актов, имея в виду тот факт, что в них включается регулирование и трудовых и семейных и отношений иного характера (включая даже процессуальные). Таким образом, необходимо отметить именно консолидирующую роль указанных актов. Данную функцию у нас в стране выполняет соответствующий раздел ГК РК. Но выполняет он данную функцию, на наш взгляд, не в полной мере. В том смысле, что:
- нормы международного частного права в сфере семейных отношений у нас содержаться в 7 разделе Закона РК «О браке и семье» (причем название раздела определяет, только применение норм законодательства к иностранцам и лицам без гражданства, чем далеко не исчерпывается вся совокупность вопросов в этой сфере);
- несмотря на наличие раздела по опеке и попечительству в Законе РК «О браке и семье» соответствующий параграф имеется и в Разделе 7 «Международное частное право» ГК РК;
- аналогична ситуация с нормами международного частного права в сфере интеллектуальной собственности;
- соответствующие нормы сферы трудовых отношений имеются в Трудовом Кодексе РК, но даже не объединены в отдельную главу;
- аналогично Трудовому Кодексу РК ситуация и в Земельном Кодексе РК.
Отдельным вопросом является отсутствие какого-либо упоминания арбитражей и третейских судов в Разделе «Международное частное право» ГК РК, что выводит нас на более объемную проблему соотношения международного частного права, международного гражданского процесса и международного арбитражного права. С учетом позиции Конституционного Совета РК, согласимся, что международное арбитражное право - это часть международного частного права, а не международного гражданского процесса. Однако, на практике все имеющиеся нормы данной тематики включены лишь в соответствующий закон и ГПК РК, поэтому приходится и здесь констатировать, что ситуация также требует своего разрешения. В тесной связи с процессуальным правом находится и другой вопрос: подавляющее большинство указанных выше зарубежных актов, как и казахстанское законодательство относит выявление содержания иностранного закона к обязанностям суда, чем, собственно континентальное право и отличается от системы общего права, где иностранное право рассматривается как фактическое обстоятельство и возлагается на стороны в процессе. Данный вопрос регулирует ст. 1086 ГК РК. Между тем, нельзя не признать, что он носит и процессуальный характер, что также требует своего осмысления.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости серьезной систематизации норм в сфере международного частного права. Если же принять во внимание серьезные проблемы с унификацией норм между странами, то становится совершенно понятным ответ на вопрос, необходим ли нам расширенный консолидирующий акт в сфере международного частного права.
С точки зрения науки и отрасли международного частного права тот факт, что основополагающие правовые нормы этой отрасли разнесены по целому ряду законов (количество которых будет неизменно расти) не способствует надлежащему регулированию. Ничего плохого в создании специальных норм права нет, но только при том условии, что общие нормы каким-либо образом систематизированы в основополагающем акте.
Следующее, что можно отметить при анализе зарубежных актов в сфере международного частного права – это факт наличия различных норм, не имеющих аналогов в отечественном регулировании. Например, Закон Лихтенштейна «Об изменении регулирования о лицах и обществах» предусматривает перенос местонахождения иностранного объединения в Лихтенштейн без прекращения за границей и без нового учреждения внутри страны, а также обратная процедура (ст.ст. 233, 234) или конкурсное производство в отношении филиала (ст. 114).
Отмечается и неполнота отечественного законодателя: например, в соответствии со ст. 155 Закона Швейцарии 1987 г. «О международном частном праве», который является одной из наиболее совершенных и полных современных кодификаций в этой области, личный статут юридического лица (товарищества) определяет:
- юридическую природу товарищества;
- порядок учреждения и ликвидации;
- гражданскую право- и дееспособность;
- правила о фирме или наименовании;
- организационную структуру;
- внутренние отношения в товариществе, в частности отношения между товариществом и его участниками;
- ответственность за нарушение норм корпоративного права;
- ответственность по обязательствам товарищества;
- полномочия лиц, действующих от имени товарищества в соответствии с построением его организационной структуры.
Практически аналогичен перечень, содержащийся в ст. 1202 ГК РФ. Вот соответствующий перечень из аналогичного итальянского закона:
a) юридическая природа;
b) название или фирменное наименование;
c) создание, реорганизация и прекращение деятельности;
d) правоспособность;
e) формирование, полномочия и порядок функционирования органов организации;
f) представительство юридического лица;
g) порядок приобретения и утраты статуса участника или члена организации, а также права и обязанности, относящиеся к данному статусу;
h) ответственность по обязательствам юридического лица;
i) последствия нарушения закона или учредительного договора.
Гражданский Кодекс РК, в этой связи, содержит очевидный пробел, закрепляя лишь правило о том, что законом юридического лица определяется гражданская правоспособность юридического лица (п. 1 ст. 1101). Представляется, что закрепление на законодательном уровне перечня вопросов, решаемых на основе применения личного закона юридического лица, способствовало бы более полному регулированию отношений с участием иностранных субъектов и устранению ряда других противоречий.
Изложенное, на наш взгляд, также подтверждает необходимость существенной работы по систематизации и совершенствованию норм в сфере международного частного права.
Следующим вопросом, решению которого может послужить создание развернутого законодательства в области международного частного права, является соотношение рассматриваемых нами отношений и предмета регулирования так называемого международного торгового права – lex mercatoria, основной концепцией которого является идея автономности, обособленности регламентации международных торговых сделок от национальных правовых систем. С точки зрения международного характера отношений есть большой соблазн в их регулировании такими источниками lex mercatoria как: международные торговые обычаи и обыкновения, нормы международного публичного права, общие принципы права, типовые (модельные) законы, решения международных коммерческих арбитражей, типовые проформы и контракты, деловая практика, кодексы поведения, рекомендательные документы международных организаций, труды выдающихся юристов, «саморегулируемые контракты». Расставить определенные точки на i в указанном вопросе способен детальный системообразующий законодательный акт в сфере международного частного права. Наконец, можно отметить и еще одну возможную важную роль такого акта – решение вопроса с теорией абсолютного/функционального иммунитета государств.
Все вышеизложенное приводит нас к следующему выводу: в области международного частного права назрела существенная необходимость совершенствования, систематизации и углубления законодательства. Данная работа может быть осуществлена путем расширения действующей главы «Международное частное право» ГК РК, либо путем разработки отдельного закона о международном частном праве по примеру большинства европейских стран. Выполнение данной работы должно находиться в русле концептуальных научных разработок в сфере международного частного права и само по себе может служить прогрессу теоретических основ международного частного права, созданию более стройной системы преподавания международного частного права как учебной дисциплины и, в конечном счете, созданию сбалансированной системы как внешней формы права – законодательства, так и внутренней формы права – его структуры, что в конечном итоге приведет к стабильности регулирования общественных отношений в сфере международного частного права.
14 12 2014
12 стр.
Результативность научно-исследовательской работы вуза в 2009 году по направлениям
14 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
В отчетном периоде было проведено 6 заседаний. Заседания проводились в соответствии с графиком 08. 01. 2011 г., 05. 02. 2011 г., 05. 03. 2011 г., 02. 04. 2011 г., 21. 05. 2011 г.,
13 12 2014
1 стр.
Научно-исследовательская деятельность кафедры в 2012 году осуществлялась в соответствии с Планом работы факультета ДиНО, планом научно-методической и научно-исследовательской работ
15 12 2014
1 стр.
Отчет директора мбоу дод доосц «Юность» Камезина А. Ю. по итогам работы за 2011-2012 учебный год
15 12 2014
3 стр.
Отчет магистранта за семестр включает в себя анализ результатов учебной и научно-исследовательской работы. Отчет формируется в виде короткого описания (эссе) собственных достижений
08 10 2014
1 стр.
Педагогический коллектив нашей школы во главе с администрацией в 2011-2012 учебном году работал над реализацией следующей методической темы
09 10 2014
1 стр.