Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Отчет

о ходе опытно-экспериментальной работы Читинского института

повышения квалификации работников образования по программе ОЭР

«Институт повышения квалификации как институт поддержки и сопровождения процессов развития муниципальных систем образования»

В ноябре 2001 года на федеральном конкурсе культурно-образовательных инициатив Читинский институт повышения квалификации работников образования защитил проект ОЭР по программе «Институт повышения квалификации как институт поддержки и сопровождения процессов развития муниципальных систем образования». В марте 2002 года приказом Министра образования России институту был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки ФЭП. Разработка коллективом института данной проблемы связана со спецификой протекания в нашем регионе процессов муниципализации образования.

Под муниципализацией образования понимается процесс перераспределения полномочий и ответственности в сфере образования в пользу местных сообществ, органов местного самоуправления. В нашем проекте мы характеризовали ее как «процесс формирования и развития муниципальных образовательных систем, выражающийся в конкретизации и переопределении их целей, в оптимизации структуры образовательных учреждений, в формировании содержания образования и в организации взаимодействия всех общественных и образовательных институтов, находящихся на территории муниципальных образований».

По мнению бывшего депутата Государственной думы России В.С. Иловского, в конце 1991 – начале 1992 г.г. произошла «тихая революция» в системе образования, когда мы выяснили, что 99,9% образовательных учреждений – это муниципальные образовательные учреждения, которые финансируются, учреждаются местными Советами. Идеологи муниципализации образования предполагали, что в социально-политическом плане муниципализация образования содействует сближению местной власти, местного сообщества и школы, их теснейшей взаимосвязи и взаимодействию, созданию самостоятельных общественных структур власти в такой крупнейшей сфере социальной деятельности, как образование, преодолению разобщенности местного сообщества, формированию в нем общинного сознания, общественных деятельных структур, то есть первичных очагов развития гражданского общества. В социально-педагогическом плане муниципализация способствует взаимодействию образования и социокультурной среды, их взаимообогащению, развитию школы как социокультурного центра общины, «педагогизации» местного сообщества и выращиванию образовательной общественности, всестороннему учету как образовательных потребностей местного населения, так и социальных потребностей учреждений образования. В организационно – педагогическом плане муниципализация образования выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности образовательных учреждений, установления их взаимосвязей и взаимодополнения, как механизм реального разделения образовательного труда и одновременно - его интеграции, аккумулирования и мобилизации наличного образовательного потенциала, ресурсов развития образования (Днепров Э. Современная школьная реформа России). Важнейшими аргументами в пользу муниципализации образования был российский исторический опыт (прежде всего, опыт земства) и зарубежный опыт, где роль местных сообществ, местного самоуправления была велика. Как подчеркивает известный английский социолог образования Б. Саймон, «историкам, социологам, да и государственным политическим деятелям пора осмыслить и по достоинству оценить ту роль, которую местные органы сыграли в поступательном развитии, а когда надо было и в защите системы образования от возможного ущерба» (Саймон Б. Человек и общество. - С.68).

Изменения в российском законодательстве о местном самоуправлении и об образовании, которые были приняты в 2003 г. и в 2004 г., придают необычайную актуальность процессу муниципализации образования. Введена двухуровневая система местного самоуправления. Появились такие политико-правовые понятия, как «муниципальный район», «городской округ», «сельское поселение» и «городское поселение». Важное значение, например, для реструктуризации сельских школ имеет определение количественных границ такого органа местного самоуправления, как сельский сход (в сельской местности, где проживают менее 100 жителей, обладающих избирательным правом). Существенно изменились полномочия муниципальных органов в сфере образования. Статья 31 закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления относит организацию общего образования, организацию дошкольного и дополнительного образования детей, создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных общеобразовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений и прилегающей к ним территории, учет детей, подлежащих обязательному обучению, опеку и попечительство.

Серьезные изменения в статусе и полномочиях муниципальных органов местного самоуправления в сфере образования при сохранении, в основном, правовых основ деятельности образовательного учреждения, изменении функций органов управления образованием (ст.37) и полным «выпадением» из правового пространства муниципальных методических служб, «невидением» их со стороны законодателя (по выражению А.М. Каца), позволяют говорить о необходимости разработки специальных основ муниципального направления в образовательной политике региона в новых условиях. Для разработки этих основ немаловажно изучить опыт муниципализации образования в Забайкалье в 90-е годы и в начале XXI века, понять основные проблемы, которые существуют в этой сфере, просчитать социальные риски, характерные для столь крутых поворотов в образовательной политике.

В Читинской области муниципализация образования стала одной из причин кризиса в образовании, когда государство переложило финансовую ответственность за образовательные учреждения на экономически слабые муниципалитеты. В то же время именно муниципалитеты и профессиональное сообщество педагогов смогли сохранить образовательные учреждения, вынести тяготы первых реформ и обеспечить на приемлемом уровне соблюдение прав граждан на образование, запустить инновационные процессы в образовании, опираясь на собственные ресурсы.

Объективные основания муниципализации образования лежат в неповторимости и уникальности местных условий, в которых приходится жить и работать педагогическим работникам. Это природно-географические и в еще большей мере - социокультурные (образовательные традиции, социокультурная среда, социально-профессиональный состав населения, уровень профессиональной квалификации учительства) особенности территорий Читинской области.

Специфика исторического развития Забайкалья накладывает серьезный отпечаток и на развитие местного самоуправления. Она недостаточно изучена даже в историческом плане. Например, по утверждению А.В. Константинова, в Забайкалье местного самоуправления не было, было местное управление. В то же время мы знаем, что начала местного самоуправления были у агинских бурят, забайкальских казаков, в городах. В Чите, например, существовала Городская дума. Заслуживает внимания и опыт Читинской республики периода первой русской революции 1905-1907 года, и опыт ДВР. В то же время нельзя не признать, что в последние десятилетия опыт самоорганизации и самоуправления населения утрачен.

Субъективный смысл муниципализации образования лежит в сфере повышения роли и ответственности местных общин и органов местного самоуправления за создание и развитие муниципальных систем образования, удовлетворение образовательных потребностей населения, социального и культурного развития своих территорий. Показательны, например, депутатские слушания весной этого года в областной Думе, где остро проявились противоречия муниципальной и образовательной элиты и региональной финансовой бюрократии по вопросу о реструктуризации сети сельских школ.

Для педагогов муниципальных образовательных учреждений традиционно важную роль играют институты повышения квалификации работников образования. Особенно это стало заметно в последние годы, в условиях безденежья учительства, его «информационного голода» и в условиях значительных изменений содержания образования и развития инновационных процессов. Кроме традиционных форм работы по повышению квалификации учителей в деятельности ИПКРО (ИУУ, ЦРО), все больший удельный вес начинает занимать научно-методическая поддержка образовательных процессов, экспертная деятельность, опытно-экспериментальная работа. Иногда ИПК компенсируют недостатки в деятельности малочисленных городских и районных методических служб, которые понесли наибольшие потери в последние годы.

Однако педагогическая эффективность традиционных форм повышения квалификации заметно снижена в связи с инертностью педагогической среды, ориентацией школьного уклада на воспроизводство традиционных педагогических практик, объект-субъектных отношений участников образовательного процесса, знаниевого подхода в обучении.



Стало явным и противоречие между потребностью в непрерывном повышении квалификации педагогов и дискретными по времени организационными формами повышения квалификации.

Целями опытно-экспериментальной работы стали: разработка технологии, методов и форм взаимодействия учреждений системы повышения квалификации и муниципальных систем образования и альтернативных моделей повышения квалификации, направленных на научно-методическое сопровождение, информационную и консультативную поддержку процессов устойчивого развития муниципальных образовательных систем, формирование «инновационного климата» в педагогическом сообществе, а также теоретический анализ процессов «муниципализации» образования, опыта работы по формированию и функционированию муниципальных систем образования.
Задачами опытно-экспериментальной работы являются:
  • всестороннее изучение состояния муниципальных систем образования в Читинской области, процессов их развития, а также анализ и конкретизация уровня взаимодействия между институтом повышения квалификации и муниципальными системами образования;
  • моделирование, проектирование и апробация технологий и системы методов взаимодействия ИПКРО и муниципальных систем образования, разработка альтернативных технологий и оценка их жизнеспособности;
  • разработка системы мероприятий по развитию творческого потенциала сотрудников института, по их вовлечению в инновационную деятельность и по их личностно-профессиональному росту.

Также были определены этапы исследования:

  • информационно-диагностический (проблемно-аналитический) – второе полугодие 2000 года;

  • проектировочный (моделирующий) – второе полугодие 2001 года;

  • внедренческий (апробации и внедрения) – 2001-2004 г.

  • контрольно-аналитический (корректировочный) – 2004 г.

  • обобщающий - 2005 г.

На первом этапе эксперимента (информационно-диагностическом, проблемно-аналитическом) был проведен анализ различных аспектов взаимодействия структурных подразделений института повышения квалификации и муниципальных органов управления образования. Были обобщены материалы Первого областного конкурса культурно-образовательных инициатив, конкурса методических структур, областной выставки «Школа ХХI века», итоги 1999-2000 учебного года в системе повышения квалификации. Институтом было инициировано и осуществлено проведение проблемно-аналитических семинаров в Оловяннинском, Краснокаменском, Петровск-Забайкальском районах, областном семинаре (с участием команд 21 района области) по проблематике модернизации образования. В рамках прогнозного исследования потребности в педагогических кадрах, выполненного социологической лабораторией ЧИПКРО (научный руководитель – к.с.н. Г.И. Зимирев), в адрес Комитета образования Читинской области был сформулирован важный вывод о приоритетности проблем переподготовки и повышения квалификации педагогических работников среди ключевых проблем региональной системы образования. С учетом результатов прогнозного исследования была разработана и принята на коллегии Комитета образования целевая программа по повышению квалификации работников образования Читинской области.

Анализ состояния муниципальных систем образования показал:



  1. Процесс муниципализации образования в регионе затянулся; он характеризуется незавершенностью, отсутствием четких ориентиров (показателей) развития, размытостью контуров муниципальных систем образования, cохраняющимся ведомственным подходом.

  2. Складывающиеся муниципальные системы образования характеризуются недостаточным кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим, общественным (самоуправленческим) ресурсом для развития в изменившихся социально-экономических условиях.

  3. Отсутствует адекватная современным российским реалиям концепция развития местного самоуправления и муниципальных систем образования, в частности.

  4. Изменения в образовании происходят на фоне профессиональной, теоретической и психологической неготовности педагогических работников (учителей, методистов), руководителей образовательных учреждений, специалистов и руководителей муниципальных органов управления образованием к новым содержанию и видам деятельности.

Одновременно с анализом состояния муниципальных систем образования институт реализовал ряд мероприятий, предусмотренных программой ОЭР и направленных на развитие взаимодействия с муниципальными системами образования.

На базе компьютерной программы «Учитель» был организован компьютерный персонализированный учет педагогических кадров, который в дальнейшем поможет отслеживать прохождение слушателями переподготовки и повышения квалификации, анализ профессиональных проблем и организацию курсовой подготовки и методической помощи слушателям по их профессиональным проблемам и затруднениям.

Структурными подразделениями института наработан значительный пакет диагностических материалов и методик по мониторингу процесса повышения квалификации, позволивший сформировать представления о пятиэтапном мониторинге образовательного процесса, включающем в себя, кроме диагностики на входе и выходе и итоговой аттестации, также этапы маркетинга и этапы лонгитюдных исследований. Эта структура мониторинга станет одним из основных элементов системы управления и оценки качества образования в институте.

Систематизируется база данных по составу сети, анализу качественного состава управленческих кадров муниципальных систем образования. В 2002-2003 г.г. социологической лабораторией ЧИПКРО на основе статистических данных, представленных из 23 районов области был проанализирован состав сотрудников методических служб и органов управления образованием по возрасту. По данным РОУО, в методических службах работает 16,0% пенсионеров, в органах управления образованием – 20,1% пенсионеров. (Для сравнения: среди учителей общеобразовательных школ эта доля составляла 9,2%, среди учителей начальных классов - 6,5%, среди педагогов ДОУ – 4,3%). Анкетирование, проведенное сотрудниками кафедры управления среди специалистов органов образования из 27 территорий области, показало, что среди работающих в этих органах 36% работают менее 5 лет, 14% - от 5-10 лет -. 26% имеют стаж свыше 15 лет работы в органах управления образования. В 33% территорий, по данным этого же опроса, нет никаких органов общественного управления образованием. Представляется, что эти цифры прямо коррелируют и с инновационной активностью различных образовательных структур, и с ситуацией активности повышения квалификации. В информации С.А. Яхиной более подробно проанализирована ситуация профессиональной активности в муниципальных системах образования.

Организовано издание газеты института «Педагогическое обозрение», адресованное педагогам области, а также спецвыпусков журнала «Вестник образования Забайкалья», что позволило размещать в них материалы, потребность на которые остро ощущается в территориях. С 13 номера (сентябрь 2002 года) институт выступает в качестве соучредителя информационно-методического журнала «Вестник образования Забайкалья». Основная работа по подбору авторов, редактированию и рецензированию публикаций, представлению документов и материалов осуществляется специалистами Комитета образования и сотрудниками структурных подразделений института. Первый номер журнала формата А-3 вышел как спецвыпуск ЧИПКРО, и в нем нашли свое отражение вопросы региональной образовательной политики, методические рекомендации для различных категорий педагогических работников, материалы по представлению результативного педагогического опыта и инновационной деятельности педагогических коллективов области. Входит в традицию подготовка спецвыпусков журнала. В 2002 году был подготовлен спецвыпуск журнала по опытно-экспериментальной работе педагогических колледжей, в 2004 году – по государственно-общественному управлению в регионе, в 2005 году – по проблемам управления муниципальными системами образования, по проблемам сельской школы. Всего за время работы над программой ОЭР было выпущено 15 номеров журнала. Проблемам муниципализации образования и научно-методического сопровождения муниципальных образовательных систем было посвящено свыше 100 материалов. В помощь педагогам области по решению ученого совета института было организовано издание газеты ЧИПКРО «Педагогическое обозрение» и приложения к ней. Газета издается тематическими выпусками, что позволяет ей иметь целевую аудиторию, находить своего читателя среди различных категорий педагогических работников. За пять лет выпущено 55 номеров издания (вместе с «Информационным вестником»).

В целях развития профессиональной культуры управленцев районного и школьного звена организован выпуск «Библиотеки менеджера образования». Среди изданий этой серии новая редакция закона «Об образовании», пособия «Годовой план работы школы» (С.А. Яхина), «Принятие управленческих решений в менеджменте», «Образовательная программа» (Г.И. Зимирев), «Аттестация педагогических кадров» (О.В. Никитина), «Управление введением предпрофильного обучения в общеобразовательной школе» (Т.П. Хренова), «Имидж руководителя» (И.В. Воспитанник), «Организация психолого-медико-педагогического консилиума в общеобразовательной школе» 4-х ч. (Портнова Л.К., Григорьева О.Б., Тебенькова О.Б.) и другие.



На втором этапе ОЭР – проектировочном (моделирующем) - была разработана система учебных сессий и проблемных семинаров по реализации проекта. Спроектирована деятельность по различным уровням:

  1. Совместно с Комитетом образования Читинской области определена стратегия изменений в системе регионального образования, учитывающая особенности муниципальных систем образования.

  2. Совместно с муниципальными командами (лидеры изменений) выявляются общие, особенные и уникальные обстоятельства функционирования муниципальных систем образования, которые определяют варианты развития различных муниципальных систем.

  3. Сформированы управленческие команды различного уровня: «Школьный проект», «Муниципальный проект», «Региональный проект», которые с различных профессиональных позиций и с различного уровня восприятия социокультурной реальности производят разработку и оценку тех изменений, на которые направлен проект.

В результате организованной деятельности по реализации проекта ОЭР было организовано 8 учебных сессий и проблемных семинаров. Через систему семинаров прошли 725 слушателей – членов муниципальных, школьных команд. Было организовано обучение, консультирование, сопровождение процессов развития образования, нарабатывается технология проектной деятельности. Структура сессий и семинаров включала в себя диагностику и анализ проблем и задач МСО, выбор вариантов решения проблем, анализ хода реализации программных мероприятий, исследовательский, обучающий, нормативно-правовой блоки. 12 районов из 31 муниципального образования за первый год подготовили муниципальные проекты, программы развития, направленные на изменение социокультурной и социообразовательной ситуации. Проект реструктуризации сельской сети школ подготовили Красночикойский и Акшинский РУО. Системный проект развития образования в районе подготовил Оловяннинский РУО, проект был утвержден районной думой в качестве программы развития образования. На территории четырех районов Читинской области был подготовлен проект Петровск-Забайкальского образовательного округа, ресурсного центра. В 2003 году на базе санатория «Ургучан» (г. Балей) прошел проектировочный семинар по проблемам развития крупных образовательных систем, а в апреле 2005 года – семинар по разработке регионального проекта по качеству образования. Сотрудники нашего института участвовали в этих семинарах и в качестве команды института, и в составе тьюторов семинара.

Летом 2005 года на Байкале была проведена школа начинающих руководителей районных органов образования; в ее проведении приняли участие в качестве преподавателей сотрудники института – Т.П. Хренова, Т.И. Пономаренко, Н.В. Орехова, Г.И. Зимирев.



На третьем этапе ОЭР – внедренческом была реализована основная часть запланированных программой ОЭР мероприятий.

В результате проектной деятельности по реализации ОЭР произошла интеграция деятельности института и муниципальных систем образования. Институт вошел как соисполнитель программных мероприятий в ряд муниципальных программ развития образования (Краснокаменский, Красночикойский, Хилокский, Оловяннинский районы). Заключены договоры о сотрудничестве со всеми муниципалитетами Читинской области и с отдельными школами. На конвенциональной основе осуществляется совместная работа по различным векторам деятельности института. Проводится повышение квалификации работников муниципальных образовательных учреждений. За пять лет в институте в различных формах прошли повышение квалификации 20901 работник образовательных учреждений. Осуществлялось научно-методическое сопровождение и консультирование специалистов муниципальных органов управления, сотрудников методических служб, экспертиза проектов, целевых программ, научно-методических разработок. Были разработаны модельные положения о районном органе управления образованием, районном совете по образованию (Тунгокоченский район), районном научно-методическом совете, примерное положение о районном (городском) научно-методическом совете, проекты положений о Петровск-Забайкальском социокультурном образовательном округе, ресурсном центре развития образования, устава Ассоциации агрошкол, Ассоциации логопедов, клуба участников конкурса «Учитель года». Подготовлены и изданы методические материалы, опыт работы ряда муниципальных систем, образовательных учреждений области по качеству образования и по дошкольному образованию (г. Краснокаменск), по патриотическому воспитанию (Приаргунский район), по изменению структуры и содержания общего образования школ области, участвующих в эксперименте (сош №26 г. Читы, Захаровская среднея школа Красночикойского района, сош №8 г. Краснокаменска), по лингвистическому краеведению творческой лаборатории (сош №14 г. Читы).

В самостоятельное направление работы по повышению квалификации педагогов муниципальных образовательных учреждений выделилось тематическое обучение (выездные тематические и проблемные семинары) по заявкам территорий и отдельных образовательных учреждений. Наряду с Центром развития образования серию таких семинаров провели лаборатория валеологии, Центр модернизации общего образования, кафедры педагогики, психологии, управления, общественных наук. В связи с экспериментами по «ширмашу», профильному обучению, ЕГЭ эта деятельность еще больше активизировалась. В 2004-2005 учебном году на выезде было проведено 39 семинаров и 12 курсов с охватом 1315 слушателей. Кроме того, были проведены семинары по ЕГЭ с охватом 549 чел., семинары по организации предпрофильной подготовки -139 чел., краткосрочные семинары (до 36 часов) - 476 чел. Всего в прошедшем учебном году сотрудниками института были проведены семинары в 30 районах области с учебной, методической и консультативной помощью педагогам - 952 чел/дня (233 выезда). В 2003-2004 учебном году на выезде были проведены семинары в 14 территориях, с охватом слушателей 1820 чел. На семинарах по подготовке к ЕГЭ в 23 районах области было обучено 1499 чел., по предпрофилю – 529 чел. В 2000-2002 годах на базе районов прошли повышение квалификации 2764 слушателей и на базе представительств – 1158 слушателей.

Такая работа потребовала предельной мобилизации сил коллектива института, выявила многие проблемы в организации дистантных форм постдипломного образования, в том числе необходимость разработки, тиражирования учебно-методических комплектов (кейсов) для слушателей, перевод слушателей в ситуацию активной учебной деятельности, контроля и оценки качества учебного процесса.

Финансовая ситуация в территориях, изменения в законодательстве в части обеспечения прав работников на повышение квалификации будут стимулировать нас на развитие дистанционных форм обучения, введение накопительной системы повышения квалификации, на активную работу по научно-методическому обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогов непосредственно на рабочем месте, а также на повышение квалификации по индивидуальным образовательным траекториям.

В процессе реализации программы ОЭР института формировалась система научно-методического сопровождения опытно-экспериментальной работы муниципальных учреждений образования. Для нашего института опытно-экспериментальная деятельность является государственной функцией, уставной задачей. Если для вузов и учреждений СПО эти задачи не являются нормативно предусмотренными, то для учреждений ДПО ведение опытно-экспериментальной работы является одной из основных функций наряду с организацией повышения квалификации, экспертной и консультативной деятельностью. Поэтому организация и содержание ОЭР в региональной системе образования требовали создания стройной системы ее научно-методического сопровождения. Составными элементами системы научно-методического сопровождения ОЭР стали:

- областные конкурсы культурно-образовательных инициатив и отчетные конференции областных опытно-экспериментальных площадок;

- проблемные семинары для организаторов опытно-экспериментальной работы, летние школы педагогов-исследователей;

- «сократовские педагогические чтения»;

- выставки районов по методической работе;

- выездные заседания областного совета по опытно-экспериментальной работе, экспертно-аналитические семинары, в которых активно участвуют сотрудники института повышения квалификации.

По инициативе института и областного совета по ОЭР с октября 2000 года в Читинской области проводятся областные конкурсы культурно-образовательных инициатив. Благодаря разработанной в институте модели конкурса (за основу была взята модель ИОП «Эврика») сформировалась сеть областных опытно-экспериментальных педагогических площадок и творческих педагогических лабораторий, в рамках которых разрабатываются способы решения актуальных для системы образования региона проблем. Модель конкурса ежегодно менялась, часть его процедур закрепилась в практике проведения конкурсов, к другим (например, общественные педсоветы) мы оказались не готовы, привнесли на них формальные подходы, свойственные школьным педсоветам. Идею и модель конкурса восприняли некоторые образовательные учреждения. Такие конкурсы были проведены в Балейском педагогическом колледже, Ясногорской средней школе.

Опираясь на социологическую, педагогическую, управленческую литературу об инновациях в образовании, дискуссии с коллегами из других вузов города, из других регионов нашей страны, анализируя свою деятельность по участию в ОЭР, мы постепенно формируем собственные представления об инновациях в образовании, об опытно-экспериментальной работе. Мы считаем, что инновация в образовании – это не просто педагогическое или управленческое новшество, а такое нововведение, которое характеризуется следующими особенностями:

а) носит инициативный, со стороны субъекта педагогического действия, характер (неуспех многих образовательных инноваций, не давших результата, в том, что они осуществлялись «по указке», по приказу);

б) решает сложные, реальные педагогические или социальные проблемы (под проблемой мы понимаем противоречие, существующее в реальной образовательной практике, для которого существуют реальные решения);

в) решение этих проблем существует в теории, и деятельность по их решению описывается на языке соответствующей теории;

г) проектируемое нововведение основывается на полном или частичном отказе от прежней практики и на рефлексиях этого отказа (когда ничего не меняется, а только добавляется, то это модификация деятельности, и она не имеет ничего общего с инновацией);

д) обязательно имеет исследовательский компонент, который включается и сопровождает опытно-экспериментальную деятельность от замысла до внедрения инновации в массовую практику (по нашему мнению, наиболее адекватными исследовательскими методами в ОЭР являются моделирование, экспертиза, прогнозирование и мониторинг).

е) обязательно имеет организационно-проектировочный компонент, так как специфической средой инновации является организация, и происходит она именно на уровне организации (школы, детского сада, муниципальной или региональной системы образования). Даже если изменяется деятельность только одного конкретного учителя, то все равно она потребует решений на уровне школьной организации (в расписании, в оплате труда, в наборе контингента). Изменения на уровне государства имеют вполне конкретный термин «реформа» и решаются они специфическими государственно-политическими средствами. Наиболее адекватным способом инновации является проектный метод, то есть такой метод организации деятельности коллектива, в котором преобладает не логика целей, а «логика ресурсов», тесная увязка целей, ресурсов, возможностей и ограничений среды организации.

ж) носит пилотный, венчурный, «рисковый» характер, поэтому особое значение имеет просчет социальных рисков, «прогноз потерь». Главный принцип инновационной работы – принцип «не навреди!», и когда разрабатываешь и реализуешь инновационный проект, и когда не разрабатываешь и не реализуешь его. Особо следует подчеркнуть значение анализа негативного опыта инновационной деятельности, коррекции негативных явлений в опытно-экспериментальной работе, «работе над ошибками».



з) его можно тиражировать, распространять на другие объекты, распространять, "тиражировать" результаты. Суть инновации – в свободном обмене идеями, разработками, решениями, распространении результатов на другие объекты, закреплении достигнутых изменений в укладе жизни школы, учреждения.

Три момента мы считаем наиболее важными: момент "отказа" от старых практик, момент теоретического описания и момент "диссеминации" результатов, образовательных продуктов. Важный элемент в системе ОЭР, сегодня явно недостающий, – описание способов, с помощью которых инновационный опыт описывается, "упаковывается" в образовательный продукт и предъявляется для распространения.

Развитие опытно-экспериментальной работы стимулировало необходимость обучения ее организаторов в форме проблемных семинаров, стажировок, специальных мероприятий. В июне 2001 года на базе ЧИПКРО была проведена Первая областная школа педагогов-исследователей. Среди первых «выпускников школы» много педагогов – инициаторов опытно-экспериментальной работы в регионе: Е.В. Белькова, И.В. Решетникова, И.Г. Мамонтова, С.А. Соколова, Н.М. Фомина, И.А. Грешилова, Л.А. Байдурова, З.В. Панина, Л.В. Дмитриева, методисты института – Г.П. Пясецкая, О.И. Матафонова, О.И. Голомазова. Позднее школы педагогов – исследователей будут проведены на базе детского оздоровительного лагеря Ново-Павловской средней школы (2002 г.), Сретенского педагогического колледжа и Сретенского РУО (2004 г.), ЧИПКРО (2005 г.). Опыт проведения «Школы педагога-исследователя» воспринят в некоторых территориях нашей области, в образовательных учреждениях (лаборатория развития управления образованием г. Читы, гимназия №9 г. Краснокаменска).

Инновационной формой профессионального развития учительства области стали Сократовские педагогические чтения. Первые Сократовские чтения были организованы в январе 2002 года на базе средней школы №9 г. Читы. Инициатором и организатором чтений выступила заслуженный работник образования Читинской области, лауреат медали им. К.Д. Ушинского, методист Центра развития образования ЧИПКРО Е.Н. Черобай. Чтения положили начало работы института по развитию методологической и рефлексивной культуры педагогов. Проводятся они ежегодно, проблематику чтений педагоги определяют совместно с Центром образования. Определился круг постоянных участников чтений – это педагоги г. Читы, г. Краснокаменска, г. Петровск-Забайкальского, пос. Ясногорск Оловяннинского района. Проводятся они ежегодно. Первые и вторые чтения были посвящены актуальным проблемам современного образования, третьи – проблеме «Диалог в образовательном процессе», четвертые – проблеме воспитания. Ежегодно издаются сборники материалов Сократовских чтений – их издано четыре. Материалы Сократовских чтений представляют важный срез состояния и динамики профессионального сознания педагогов, они позволяют поднять учителя до осознания им его гражданской, социальной миссии, его профессионального предназначения.

С марта 2001 года усилиями Комитета образования Читинской области, муниципальных органов управления образованием и центра развития образования ЧИПКРО организуется проведение серии проблемно-аналитических и проектных семинаров с муниципальными и школьными командами по проектированию развития муниципальных и школьных образовательных систем. За эти годы в управленческую деятельность местных органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений были введены современные методы управления – программирование и проектная деятельность. В рамках регионального проекта свыше 20 муниципалитетов разработали и представили свои проектные разработки на экспертизу в Центр развития образования. Итоги проектной деятельности Центра нашли свое отражение в разработке и апробации программы проблемного семинара «Программные и проектные методы управления в сфере образования», в серии статей и публикаций сотрудников центра С.П. Мыльникова, Е.Н. Черобай, проректора ЧИПКРО по научно-методической работе Г.И. Зимирева.

Понимая, что одной из проблем муниципальных систем образования является отсутствие профессионально подготовленных кадров муниципальных служащих и руководителей образовательных учреждений, институт последовательно и целенаправленно ставил вопрос о необходимости формирования корпуса квалифицированных управленцев, в том числе через реализацию программ профессиональной переподготовки менеджеров образования и о своем праве на участие в этих процессах. В кооперации и по лицензии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования начата профессиональная переподготовка менеджеров образования. Первый выпуск (38 менеджеров образования) состоялся в 2004 году, второй выпуск - в 2006 году. Среди них - сотрудники института. Разработана и пролицензирована собственная программа профессиональной переподготовки менеджеров образования, к реализации которой планируется приступить в первом семестре 2005 -2006 учебного года.

С 2001 года институт участвует в выставочном движении. Материалы института выставлялись на региональных выставках «Образование и наука», на межрегиональной выставке в г. Новосибирске. Выставка является важной составной частью проводимых институтом Дней ЧИПКРО в муниципальных образованиях. Важной составляющей мониторинга развития муниципальных образовательных систем становятся выставки муниципальных образовательных систем в ЧИПКРО. За последние годы в институте прошли выставки Хилокского, Краснокаменского, Приаргунского, Оловяннинского районов.

С 2000 года, с момента принятия в Читинской области закона и целевой программы «Развитие образования на селе», институт включился в деятельность по методической поддержке села. Сотрудники института осуществляют научное сопровождение и руководство программ ОЭР сельских школ, совещаний и семинаров по проблемам сельских школ. Издаются учебно-методические материалы и издания, спецвыпуски журнала и газеты. Был проведен ряд социологических исследований по проблемам сельской школы. В 2005 году была проведена акция «Институт – сельской школе» по безвозмездной передаче селянам учебно-методической литературы.

Мы были среди инициаторов создания областной ассоциации агрошкол.

Разрабатываются проекты по развитию в сельских школах Читинской области неклассноурочной системы обучения, инклюзивного образования детей с проблемами в развитии.

Важнейшим направлением совместной деятельности института и муниципальных органов управления образованием стала реализация проекта лаборатории валеологии ЧИПКРО и образовательных учреждений г. Краснокаменска, г. Читы, Борзинского и Хилокского районов «Модель управления процессами валеологизации образования на муниципальном уровне». В ходе этой работы была организована сеть инновационных учреждений и отдельных методических площадок, определены формы и уровень интеграции здоровьесберегающей деятельности с содержанием учебной и воспитательной работы, разработаны и реализуются муниципальные и школьные программы «Здоровье». Итоги этой работы: создание учреждения дополнительного образования инновационного типа – ДООЦ в г. Краснокаменске, специализированных спортивных классов в Линево-Озерской школе, создание разных моделей валеологического сопровождения и поддержки педагогической деятельности в образовательных учреждениях г. Краснокаменска и Хилокского районов, индивидуальные проекты педагогов области: Ю.Н. Козинцевой (Линево-Озеро), О.А. Кочневой (Краснокаменск), Н.В. Ивановой (г. Чита), С.А. Рязановой (Газимурозаводская школа).

Из инновационных форм научно-методического сопровождения можно отметить «Дни ЧИПКРО в районе». Во время этих дней происходят профессиональные контакты, встречи педагогов муниципальных образований и работников института. За два года проведены такие встречи с педагогами трех муниципальных образований – Карымского, Балейского и Улетовского районов. Проводятся заседания районных методических объединений, мастер-классы лучших педагогов районов, книжные выставки, разбор результатов Единого государственного экзамена, обмен опытом. Проведение Дней института в районах позволяет ясно видеть проблемы территорий, вносить изменения в работу, совершенствовать формы методической работы и содержание образовательного процесса.

Ход реализации ОЭР рассматривался на ученом совете института в 2001 году, представлялся в 2002 г. и 2004 г. на областных конкурсах культурно-образовательных инициатив, на ежегодных региональных выставках «Образование и наука» в 2004 г., 2005 г.

На фестивале «Авторская школа - 2003» в г. Москве мы представили не только отчет, но и провели «педагогическую мастерскую» по проблемам эксперимента.

Итоги социологического исследования по результатам ЕГЭ, проведенного социологической лабораторией института, были опубликованы в сетевом журнале ФЭП «Перемены».

В результате деятельности по реализации программы ОЭР формируется единое смысловое поле; аморфная, эклектичная педагогическая активность сменяется на точное понимание того, что хотят делать педагогические коллективы, муниципальные лидеры образования по внесению изменений в муниципальные системы образования.

По данным социологического опроса, проведенного в апреле –июле 2002 года (N = 512 чел.) социологической лабораторией ЧИПКРО, 52% педагогов заявили, что проблемы повышения квалификации, переподготовки учительства являются наиболее значимыми для рядового российского учителя. 68% респондентов заявили, что им необходимо серьезное повышение квалификации или постоянное консультирование у сотрудников ИПКРО. Опрос, проведенный в 2004-2005 учебном году, показал, что доля респондентов, отметивших значительные изменения собственной квалификации, выросла по сравнению с 2002 годом почти на восемь пунктов. За 12 лет (1992-2005 г.) доля педагогов, отмечавших в числе основных функций ИПКРО руководство ОЭР, выросла с 2% до 19%. Это является косвенным свидетельством повышения значения проводимой институтом ОЭР для развития муниципальных систем образования.

Возросла профессиональная, творческая активность сотрудников института. Многие сотрудники института являются руководителями областных экспериментальных педагогических площадок, разрабатывают собственные проекты. Например, на третьем областном конкурсе культурно-образовательных инициатив сотрудники института О.Б. Тебенькова и Л.А. Доржиева представили проект опытно-экспериментальной работы своего центра. На четвертый конкурс культурно-образовательных инициатив представлены проекты ОЭР кафедры общественных наук. Проект по профильному обучению разработан Центром модернизации образования (Орехова Н.В., Романченко В.А.). Кафедра общественных наук завершает апробацию регионального стандарта по историческому образованию, лаборатория валеологии – по валеологизации образовательной среды. Методисты по начальному образованию Е.В. Добрынина и О.И. Казанова подготовили проект организации регионального отделения Всероссийского центра Л.В. Занкова и приступили к его реализации. Концепция профилактики ПАВ разработана сотрудниками Центра прикладной и практической психологии (совместно с другими службами), Концепция развития специального образования в регионе разработана О.Б. Григорьевой и сотрудниками ее центра (в кооперации с другими центрами). Э.А. Леонтьевой и Г.В. Макаревич предложена серия микропроектов, связанных с подготовкой сотрудников института к работе в современных информационных средах, по созданию центра информационных технологий, по подготовке преподавателей института к работе в режиме дистанционного обучения.

ВТК института создан проект системы управления и оценки качества образования. Опыт ОЭР был учтен и в разработке программы организационного развития института.

Если в 1999 году в аспирантуре обучалось 5 сотрудников института, то в 2005 году аспирантами и соискателями вузов Читы, Иркутска, Улан-Удэ и Биробиджана являются 18 чел. За эти годы в институте защищено три кандидатских диссертации (Орехова Н.В., Григорьева О.Б., Портнова Л.К.).

Значительно, по сравнению с 2000 годом, выросли объемы научно-методической продукции, подготовленной сотрудниками института. Кроме журнала «Вестник образования Забайкалья» и газеты «Педагогическое обозрение», издаются материалы педагогических чтений, областных научно-практических конференций, конкурсов, методические пособия и рекомендации, материалы к лекционным и практическим занятиям. Если в 2000 году через редакционно-издательский совет института прошло всего 10 материалов, из них было издано три, то за первое полугодие 2005 года издано 35 работ, и в «редакционном портфеле» находится еще 21 работа. Профессиональной активностью отличаются психологи. За последние годы почти все из них (Пономаренко Т.И., Воспитанник И.В., Рычкова В.В., Шенюк О.В., Эпова Н.П., Бабич О.И.. Портнова Л.К.) подготовили методические материалы для педагогических работников. Серия материалов «Школа в эксперименте» подготовлена Центром модернизации образования. В них обобщены как результаты работы самого центра, так и материалы областных экспериментальных площадок, работающих по проблеме профильного обучения. Сотрудниками кафедры общественных наук не только подготовлены собственные материалы (Пясецкая Г.П., Губова Г.М., Уланова Э.А.), но и организована подготовка учебно-методического комплекса для школьников по истории Забайкалья. С.И. Гордон является членом редакционной коллегии УМК по региональной географии. Под руководством С.С. Сологуб обобщены и представлены в приложении к всероссийской газете «Первое сентября» «Физика в школе» материалы учителей физики Читинской области. Серию учебно-методических пособий по выставочным формам методической работы представил А.И. Черепахин. Скромным, но чрезвычайно полезным для повышения квалификации и опытно-экспериментальной работы делом, является также издание библиографических указателей. Такие указатели у нас изданы по ОЭР и НИР (Осипова З.В.), по муниципализации образования (Яхина С.А.), по педагогическому опыту (Черепахин А.И.), по изданиям ЧИПКРО (Дзасохова А.К., Черепахин А.И., Лхасаранова В.Б., Гайнанова Л.Е.).

В содержательном плане мы должны отметить как важнейшее приобретение прошедшего этапа ОЭР становление в институте проектного метода повышения квалификации, основанного на командном принципе, на мультидисциплинарности образовательного проектирования, на пролонгированном результате обучения. Проектирование как метод повышения квалификации позволяет соединить теоретическое обучение и решение практических проблем.

Фактически сложилась практика (и ее нам нужно легитимизировать) заключения ассиметричных «конвенций» (договоров) о совместной деятельности института с муниципальными органами управления образованием и образовательными учреждениями по научно-методическому сопровождению деятельности муниципальных образовательных систем.

В процессе реализации программы ОЭР сформировалась масштабная региональная база данных о состоянии муниципальных и региональной систем образования, включающая в себя значимые статистические, социологические и экспертные материалы. Особое значение имеют данные, полученные в ходе эксперимента по ЕГЭ и отраженные в современных базах данных, статистических и аналитических сборниках, изданных Центром по проведению и сопровождению Единого государственного экзамена.

Ценными являются материалы исследований социологической лаборатории. Только за последние годы проведены репрезентативные исследования по социологическим аспектам Единого государственного экзамена, по государственно-общественному управлению школой, по сельской школе, по профориентации, по повышению квалификации, по информационным потребностям педагогов – слушателей системы повышения квалификации.

Эти статистические, социологические и экспертные материалы могут послужить базой для принятия управленческих решений в сфере образования, а также для определения актуального содержания повышения квалификации, методической работы с конкретными территориями и конкретными категориями педагогических работников.

За время реализации проекта мы приобрели опыт конструктивного и равноправного взаимодействия с нашими партнерами по Сибирской ассоциации учреждений ДПО, Консорциуму культурно-образовательных инициатив Востока России, вузами г. Читы, с муниципальными органами образования, методическими службами.

Несколько лет тому назад в прессе и в профессиональном сообществе система повышения квалификации педагогических работников рассматривалась как крайне консервативная, неспособная к трансформации, закрытая система, обеспечивающая воспроизводство и консервацию неадекватных современному уровню педагогической науки и практики видов педагогической деятельности. И так как высший слой образовательной бюрократии и педагогической науки формировался из числа представителей вузовской профессуры (например, бывший заместитель министра образования РФ Б.А. Виноградов), то это мнение преобладало в образовательной среде и нашло свое отражение во многих официальных документах (например, в Концепции модернизации образования, проекте изменений в законе «Об образовании» и др.).

Наш подход заключался в другом: он основывается на тезисе о том, что функциональная специализация в рамках крупных образовательных систем дает лучшие результаты, даже за счет только организационного эффекта. Мы также считали, что СПК обладает значительной мобильностью и гибкостью для того, чтобы внести изменения в свою деятельность, освоить новые направления и виды деятельности.

Кроме того, действительность нас убеждает в том, что для профессиональной деятельности во взрослой среде, среди взрослых педагогов –слушателей профессиональные, организаторские, коммуникативные и человеческие качества сотрудников являются чаще важнее, чем формальные признаки обладания учеными степенями и званиями, фиксируемые в лицензионных показателях.

Итоги реализации программы ОЭР показывают, что формирование в структуре института специализированных структурных подразделений (Центра развития образования, прикладной и практической психологии, лаборатории валеологии, социологии, Центра модернизации образования), позволило не только реализовать задачи по научно-методическому сопровождению основных направлений модернизации образования, но и преобразовать сам процесс повышения квалификации через освоение новых видов деятельности и через кооперацию традиционных и новых структур.

Огромную поддержку в развитии института, его деятельности в эксперименте оказывали и руководители Комитета образования К.И. Карасев, Т.К. Клименко, Л.А. Скиданова, специалисты отделов общего и дополнительного образования Комитета образования.

Сложность реализации программы ОЭР заключалась в том, что по своему содержанию проект носил системный, управленческий и междисциплинарный характер. Успешная его реализация во многом зависела от определенного типа управленческой культуры, управленческого мышления, стиля управления руководителей муниципальных органов управления образования, от профессионализма сотрудников этих органов и методических служб, от нашего профессионализма. На наш взгляд, процесс муниципализации в образовании носит незавершенный характер и требует соответствующих мер на уровне регионального законодательства об образовании и региональной образовательной политики. В идеале муниципализация образования является серьезной альтернативой рецедивирующей сегодня ведомственности, позволяет с максимальной точностью учитывать социально-экономические интересы и историко-культурное своеобразие территорий; но она требует совсем другого по уровню подготовки и мышлению качества муниципального чиновничества и мощного развития общественно-педагогического движения на муниципальном уровне как сегмента гражданского общества. Кроме того, серьезным фактором, осложнявшим реализацию проекта, была сменяемость управленческих кадров муниципального уровня, финансовая неустойчивость муниципальных образований, а также недооценка нами «политических механизмов» управления и взаимодействия. Очевидно, что для успешной реализации проектов подобного уровня должна быть реализована программа управленческого всеобуча всех специалистов и руководителей муниципальных органов управления образованием, программа их реального, а не формального вузовского управленческого образования. Это находится вне компетенции нашего института, но входит в круг полномочий других образовательных структур в нашей области.

Реализация инновационного проекта поставила вопрос об организационно-методической функции института, о месте методиста института как организатора профессиональной деятельности в регионе. Большинство методистов института не увидели своей роли в данном проекте, «сохранили себя» в профессиональной позиции руководителя курсов и основного преподавателя. Ситуация была осложнена еще и тем, что в методическом составе (особенно среди предметников) коллектива за пять лет произошла фактически смена поколений. Представляется, что нам еще предстоит осмыслить профессиональную роль методиста в изменившихся условиях функционирования СПК и дать ей адекватную интерпретацию в своей деятельности.

Если бы можно было с учетом опыта прошедших лет начинать проект заново, то главным в этом проекте нужно было бы определить организацию регулярного взаимодействия института и муниципальных систем образования, образовательных учреждений и регионального органа управления образованием, управленческую подготовку и мониторинг управленческой деятельности специалистов и руководителей муниципальных органов образования, а также принятие специальных мер по развитию общественно-педагогического профессионального движения в регионе в формах различных профессиональных ассоциаций.

Наиболее продуктивные возможности для решения проблемной ситуации, легшей в основание инновационной деятельности института, нам предоставляет практика заключения ответственных «ассиметричных» договоров о совместной деятельности ИПК и МОУО, которая должна прийти на смену неэффективной и архаичной форме «комплектования курсов». «Модельные» представления об этой практике заключения договоров формировались нами на третьем конкурсе культурно-образовательных инициатив в ходе ОДИ «Педагогическая биржа», в которой роли МОУО выполняли областные экспериментальные площадки, а наши структурные подразделения играли «сами себя».

Другим важнейшим средством взаимодействия с педагогическими сообществами территорий является проектный метод повышения квалификации. В рамках этого метода сочетаются теоретическое обучение и практическая направленность взаимодействия, мультидисциплинарная проблематика содержания и многообразие методов обучения, командная работа преподавателей и педагогическая кооперация слушателей, систематический мониторинг деятельности и экспресс-экспертиза профессиональных образовательных продуктов. Этот метод организации повышения квалификации способен к саморазвитию, предоставляет большие возможности для самовыражения и слушателей, и преподавателей, ориентирован на изменения в профессиональной деятельности. В рамках нашей экспериментальной работы этот метод прошел апробацию, описан в различных разработках, имеет разнообразные технологические решения.

Еще один элемент результатов ОЭР – это разработка многообразных методик мониторинга (социологических исследований, статистических наблюдений, экспертных процедур) процессов, происходящих в региональной и муниципальных системах образования. Фактически в ходе опытно-экспериментальной работы создана и систематизирована база данных по различным направлениям деятельности региональной и муниципальных образовательных систем. Эти данные позволяют проводить сравнительно-сопоставительные исследования, определять векторы дальнейшего развития, формировать «управление, основанное не на мнении, а на фактах», что, кстати, является одним из критериев системы менеджмента качества.

В целом основные цели и задачи проекта опытно-экспериментальной работы института по теме «ИПК как институт поддержки и сопровождения муниципальных образовательных систем» реализованы. После представления отчета с результатами обсуждения на Ученом совете института и областном совете по ОЭР проект может быть закрыт.



В заключение хочется процитировать одного из наиболее неоднозначных, противоречивых и значительных деятелей образовательной политики постсоветской России – первого министра образования Э.Д. Днепрова. В своей работе он пишет: «Один ритм сменяется другим ритмом. Один цикл переходит в другой. …Нельзя постоянно держать общественный пульс учащенным и социальную температуру повышенной. Общественный организм должен работать нормально, ритмично, без сбоев, колебаний и аффектаций. Он должен делать свою повседневную, рутинную работу. Делать, шаг за шагом продвигаясь вперед и формируя себя в этом движении. Скажут, малые дела. Да. Но ничего нет труднее, ответственнее и значимее «малых дел». Только из них и слагаются великие творения» (Э.Д. Днепров).

Отчет о ходе опытно-экспериментальной работы Читинского института повышения квалификации работников образования по программе оэр

Читинского института повышения квалификации работников образования по программе оэр

341.64kb.

04 09 2014
1 стр.


Икт в повышении квалификации работников образования на базе цито гоу ипк ро

Икт в учебном процессе и в управлении оу. Содержательной линией этого направления является непрерывность повышения квалификации работников образования в области икт

26kb.

16 12 2014
1 стр.


Учебно-методических материалов для обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней

Программа обучения и повышения квалификации работников системы образования дошкольного и школьного уровней «Методология и практика государственно-общественного управления в образов

2816.32kb.

14 12 2014
41 стр.


Типология учебных заведений: зримые черты и нерешенные проблемы С. Репин

С. Репин, начальник Главного Управления образования администрации Челябинской области, С. Молчанов, ректор областного Института повышения квалификации работников образования, докто

95.14kb.

13 10 2014
1 стр.


«Применение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования муниципалитета»

Цели и задачи проекта; II. Практическая работа 6-8 Применение дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации работников образования муниципалитета

184.12kb.

13 10 2014
1 стр.


Одаренный ребенок. Что с ним делать? Введенский Вадим Николаевич

Введенский Вадим Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент Ямало-Ненецкого окружного Института повышения квалификации работников образования, г. Салехард

69.86kb.

11 09 2014
1 стр.


Курсы повышения квалификации для педагогических работников и специалистов, ответственных за работу с аиас «Директор» по программе «Информатизация управленческой деятельности образовательных учреждений»
32.33kb.

12 10 2014
1 стр.


Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»

«Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Современные педагогические технологии»по программе «Развитие творческого потенциала обучающихся на основе современны

99.22kb.

15 10 2014
1 стр.