Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Строение атома

Цели урока

- Познакомить учащихся с планетарной моделью атома Резерфорда;


  • Формировать умение объяснить процесс электризации тел;

  • Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.

План урока



  • Актуализация знаний.

  • Изучение нового материала.

  • Закрепление.

  • Итоги урока.

  • Задание на дом

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация (слайд 4,5)

  3. Изучение нового материала.

1. Исторические сведения (слайд 6)

В 1903-1904 г. английский ученый Дж. Томпсон вы­двинул гипотезу о том, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой нахо­дятся электроны. Ученые называли эту модель «булочкой с изюмом».

В 1911г. Э. Резерфорд экспериментально обосновал планетарную модель атома: в центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг движутся элек­троны.

В 1919г. Резерфорд получил неопровержимые дока­зательства тому, что ядро - сложное образование, со­держащее положительно заряженную частицу -протон.

В 1932г. Д. Чедвик (английский ученый) обнаружил частицы, по массе и размерам похожих на протоны, но не имеющие заряда. Эти частицы были названы нейтронами

2. Знакомство с опытами Резерфорда и. неожиданными результатами: отброс а-частиц в противоположном направлении. (слайд 7)

Из воспоминаний Резерфорда: «Это было, пожалуй, невероятным событием, которое я когда-либо переживал в моей жизни. Это было столь же неправдоподобным, как если бы вы произвели выстрел по обрывку папиросной бумаги пятнадцатидюймовым снарядом, а он вернулся бы назад и угодил бы в вас!».

3. Знакомство с планетарной моделью атома, его основными характеристиками: заряд, масса, размеры ядра и атома, состав ядра.(слайд 8)

4. Необходимо отметить, что атом, потерявший (или приобретавший) один или несколько электронов, уже не является нейтральным, а будет иметь положительный (или отрицательный) заряд. Его называют положитель­ным (или отрицательным) ионом. (слайд 9)

IV. Закрепление изученного.(слайд 10)

Если на уроке остается время, его желательно посвятить разбору реше­ния задач Ар изученной теме, например:

- В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и ней­тронов?

- Сколько протонов, нейтронов, электронов в положительном ионе

лития?


- Во что превратится атом натрия, если «убрать» из его ядра один

протон, не изменяя количество электронов?

- Что имеет большую массу: атом лития или положительный ион лития? Атом хлора или отрицательный ион хлора?

V. Домашнее задание

1. § 30 учебника; ответить на вопросы к параграфу; выполнить упраж­нения к параграфу.

2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 1218,1219.


Дополнительный материал


Эрнест Резерфорд

Эрнест родился 30 августа 1871 г. вблизи г. Нельсон (Новая Зеландия) в семье переселенца из Шотландии. Эрнест был четвертым аз 12 детей. Мать работала сельской учительницей. Отец организовал деревообрабатывающее предприятие. Под руководством отца мальчик получил хорошую подготовку для работы в мас­терской, что впоследствии помогало ему при конструировании и постройке научной аппаратуры. Окончив школу в Хавелоке, где в это время жила семья, он получил сти­пендию для продолжения образования в колледже Нельсон, куда поступил в 1887 г. В колледже на него оказали большое влияние его учителя: преподаватели физики, химий и математики. Его магистерская работа касалась обнаружения высокочастотных волн.

В 1891 г., будучи студентом 2-го курса, Эрнест выступил в кружке с докладом «Эволюция элементов». Название доклада удивило всех слушателей. Он заявил, что все атомы - сложные вещества и построены из одних и тех же составных частей. Большинство участников кружка посчитало доклад лишенным здравого смысла. Но через 12 лет молодой ученый уже имел первые неопровержимые эксперименталь­ные доказательства..

В 1903 г. его избирают членом Лондонского Королевского общества, а в 1907 г. Эрнест возвращается в Англию и занимает должность профессора кафедры физики Манчестерского университета. В университете Резерфорд вместе с Гейгером раз­вернул работы по подсчету Д-частиц с помощью сцинтилляционного метода. В 1908 г. Резерфорд становится Нобелевским лауреатом за исследование радиоактивных элементов.

С 1925-1930 гг. Эрнест Резерфорд - президент Королевского общества, а в 1931 г. получил титул барона и стал лордом. Школа Резерфорда становится самой большой в Манчестере.

В 1937 г. 19 октября Эрнест Резерфорд умер. Его смерть стала огромной утра­той для науки.



«С уходом из жизни Эрнеста закончился путь одного из величайших людей, рабо­тавших в науке. Безграничный энтузиазм и неутомимое дерзание Резерфорда вели его от открытия к открытию», говорил про Эрнеста Н. Бор.

План урока Актуализация знаний. Изучение нового материала. Закрепление. Итоги урока. Задание на дом

В 1903-1904 г английский ученый Дж. Томпсон вы­двинул гипотезу о том, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой нахо­дятся электроны. Ученые называл

32.04kb.

06 10 2014
1 стр.


II. Актуализация опорных знаний и подготовка к восприятию нового материала. Фронтальный опрос

Проверяется готовность классного помещения и готовность класса к уроку. Сообщается тема, цели урока и основные этапы урока

38.19kb.

17 12 2014
1 стр.


В музее хранятся картины. Пейзаж

Тип урока Комбинированный: сообщение нового материала, закрепление и выявление знаний

50.85kb.

25 09 2014
1 стр.


Конспект урока в 8 классе «Индикаторы» Тема урока Индикаторы Тип урока Изучение нового материала Вид урока

Познакомить учащихся с веществами индикаторами, с историей открытия индикаторов, исследовать поведение индикаторов в различных средах

66.37kb.

07 10 2014
1 стр.


План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока: «Музыка сша» Учитель музыки Козырялова О. Г. Оренбургская область г. Гай 2011 2012гг

Изучение нового материала. Знакомство с различными видами музыки, возникшими в США

48.52kb.

04 09 2014
1 стр.


Конспект урока «Новые черты в экономике: Рокфеллер». Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цель – обеспечить восприятие и первичное осознание учащимися материала об основных признаках империализма на основании биографии Рокфеллера; показать практическую значимость этих з

63.23kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: урок изучения нового материала
104.5kb.

08 10 2014
1 стр.


Конспект урока «Техника и колорит классицизма и рококо»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

66.35kb.

08 10 2014
1 стр.