Ход урока:
I. Орг. Момент.
Проверяется готовность классного помещения и готовность класса к уроку. Сообщается тема, цели урока и основные этапы урока.
II. Актуализация опорных знаний и подготовка к восприятию нового материала.
1. Фронтальный опрос.
Повторяются правила умножения обыкновенной дроби на число, смешанной дроби на дробь, нахождение взаимно обратных чисел, перевод десятичной дроби в обыкновенную и наоборот.
2. Устные упражнения
3 8 1
а) Найди ошибку: 1-- x 5 = ----- x ---- ;
5 5 5
1 3 21 3
7 ---- x ---- = ---- x ---- ;
3 17 3 17
1 1
6 x ( 2 + ---- ) = 6 x 2 + ----
6 6
б) Назовите числа, обратные данным:
5 4 1 3
--- ; ---- ; ---- ; 8; 1 ---
7 3 6 4
4
в) Что больше: --- м или 0,75 м
5
9
0,4 ч или ---- ч?
25
г) Решите задачу:
4
1) «---- массы растения составляет вода, остальная часть – сухая, масса растения.
5
Сколько сухой массы содержится в 20 т травы?» 1
2) « Воробей не может продержаться в воздухе более ---- ч, он падает от усталости на
15
землю. Сколько минут может продержаться воробей в воздухе?»
3 2
3) « За --- ч ученик пройдет 2 --- км . Какое расстояние при той же скорости пройдет
4 5
ученик за 1 ч? 3 2
(Перед учащимися встает вопрос о решении уравнения --- x X = 2 --- очевидно для = 2 ---чащимися встает вопрос о решении уравнения ---родержатьсякновенную и наоборот.
, цели урока и основные этапы урока.
4 5
2 3
них, что X = 2 --- : ---- , но как это сделать? Для того, чтобы решить эту задачу, нужно
5 4
научиться делить дроби).
3. Целеполагание
Учащиеся делятся на команды (экипажи) по 4 человека в экипаже: командир, штурман и два пилота. Перед экипажем ставиться цель: изучить правило деления дробей и научиться применять его в простейших случаях.
Каждый экипаж получает карточки с заданиями и листок учета знаний, в который они будут выставлять себе оценки, и начинают действовать.
III. Ознакомление с новым материалом
1) Обьяснение строится на основе задачи:
3 2
----- x X = 2 -----
4 5
3 4 2 4
---- x ---- x X = 2 ----- x -----
4 3 5 3
16 1
X= ------ = 3 ---
5 5
2 3 2 4
т.е. 2 --- : ----- = 2 ----- x -----
5 4 5 3
2) Учащиеся делают
вывод :
«Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю».
3. Примеры (устно):
5 1 3 1 2
----- : ------ ; ------ : 6 ; 5 ---- : -----
6 2 7 7 3
IV. Закрепление (Работа в группах)
1. Самостоятельная работа в группах.
Командир экипажа должен повторить правило и привести примеры своим подчиненным. Если он не может этого сделать, его переизбирают. Затем он принимает зачет по теории у штурмана; командир и штурман отпрашивают пилотов и , если они готовы (усвоили материал) , ставят им оценку за теорию. «Экипаж» к полету готов и приступает к самостоятельной работе, задания для которой были им даны перед обьяснением.
Задание экипажу (на карточке)
а) Сформулируйте правило деления дробей, взаимно обратных чисел и выполните задания:
№ 580 ; № 591 (а,б, в,г,д,е)
б) Вспомните, как перевести десятичную дробь в обыкновенную и наоборот.
Выполните № 589, № 590
2. Оценивание «Экипажа»
Фамилия
|
Теория
|
номера задач
|
итоговая оценка
|
№ 580
|
№ 591
|
№ 589
|
№ 590
|
1
2
3
4
5
|
|
|
|
|
|
|
После выполнения «экипажем» заданий командир выставляет оценки за их выполнение в специальный лист учета
3. Отчет «экипажа»
Командир вытягивает жетон:
1) выбор (отвечающего выбирает учитель)
2) доверие ( на доверии весь экипаж, т.е. учитель выставляет те оценки в журнал, которые выставил экипаж)
3) все (отвечают все члены экипажа)
4) экзаменатор ( экипаж принимает зачет у другого экипажа)
5) делают (отвечающего от экипажа выдвигает сам экипаж)
4. Выставление оценок.
Учитель выслушивает ответы по теории, проверяет решение у отвечающего члена экипажа и выставляет ему свою оценку. если она ниже той, которую поставил экипаж этому ученику, то и всем членам экипажа оценка ставится ниже.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся изображают свое настроение: солнышко, тучка или солнышко из тучки.
VI. Домашнее задание
П 17, № 617, составить лото 6 x 4 для устного счета.
Использованная литература:
1. «Математика» 6 класс. Виленкин Н., В. Жохов. «Мнемозина» 2003г
2. «Система обучения математике в 5 – 6 классах». В.К. Совайленко. Просвещение.