Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Тайны фразеологии. 5-й класс.

Цель: создать условия для углубления знаний о происхождении фразеологизмов; организовать деятельность учащихся по использованию фразеологизмов в устной и письменной речи; воспитывать любознательность, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер; «Словарь русского языка» С.И. Ожегова; пропуск «Происхождение фразеологизмов».

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока



1)Организационный момент

2)Актуализация опорных знаний

1.Словарная работа

* По «Словарю русского языка» С.И. Ожегова узнайте значение слова мастер.

* Подберите устойчивые сочетания слов к слову мастер. (Дело мастера боится; на все руки мастер; мастер – золотые руки.)



2.Беседа

* Как называют такие устойчивые сочетания слов? (Фразеологизмы)

* Знаете ли вы, откуда фразеологизмы пришли в наш язык? (Нет)

* Всегда ли вы можете объяснить значение того или иного фразеологизма? (Нет)

* А хотите узнать? (Да)

3)Сообщение темы, цели и задач урока

Учитель. Итак, тема нашего урока – «Тайны фразеологии». Разгадывать эти тайны мы будем, путешествуя по городу Мастеров слова. Предупреждаю, нас ждут неожиданные испытания и встречи с таинственными явлениями. Готовы?

4)Работа над темой урока

1.Беседа

Учитель. Тогда в путь! И вот первое препятствие. У ворот города нас встречают стражники. Пропустят они нас только в том случае, если мы правильно ответим на их вопросы – таковы законы города.


  • Что нужно понимать, чтобы путешествовать по городу фразеологизмов? (Понимать, что они обозначают.)

  • Что вы хотите узнать нового о фразеологизмах? (Узнать, как они появились, происхождение некоторых из них.)

  • Зачем вы хотите все это знать? (Чтобы научиться использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.)

Запись на доске

Задачи урока



  • Понимать значения фразеологизмов.

  • Узнать происхождения фразеологизмов.

  • Учиться использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Учитель. Стражники остались довольны вашими ответами. Молодцы! Вот мы и в городе.

2.Практическая работа

Учитель. Ребята, сейчас мы оказались на самой известной улице. Здесь живут представители знаменитых профессий. Зайдите в гости к некоторым из них и догадайтесь, кто они.

Задание №1

*Запишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения фразеологизмов.

1.Т..порная работа; без суч..ка и без задоринки; снять стру..ку.

2.Тр..щать по швам; семь раз отмерь, один отреж..; ш..то белыми нитками.

3.Дов..дить до белого каления; между мол..том и наковальней.

4.Калачом не заманиш..; зав..рить кашу; толоч.. воду в ступе.

5.Ставить в тупик; з..леная улица; на всех п..рах.

6.Подсл..стить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание.

Заполнение пропуска «Происхождение фразеологизмов»

Коментарий. В течение урока учащиеся работают в группах. Каждая группа получает пропуск «Происхождение фразеологизмов», который заполняет в ходе урока. В первый кружок учащиеся вписывают слово «профессии».

Задание №2

*Назовите автора предложенных отрывков. Выпишите из них фразы, ставшие крылатыми выражениями. Откуда произошли эти фразеологизмы?

1. «Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де не только что в поварню,

Пускать не надо и во двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних

Мест!» -

А Васька слушает да ест.

2. «А видел ли слона? Каков собой

На взгляд!

И, чай, подумал ты, что гору

Встретил?» -

«Да разве там он?» - «Там». –

«Ну, братец, виноват:



Слона-то я и не приметил».

3. «Потел, потел; но наконец устал,

От ларчика отстал

И как открыть его, никак не догадался:

А ларчик просто открывался».

4. «Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты

Мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»



Задание №3

*Из каких произведений взяты отрывки? Соотнесите фразеологизмы с приведенными отрывками. Откуда произошли эти фразеологизмы? Объясните их значение.

1.Богиня Фетида, желая сделать своего сына неуязвимым и бессмертным, погрузила его в воды священной реки, но так как держала сына за пятку, эта часть тела осталась незащищенной. Когда Ахилл ворвался в Трою, именно в его пятку попала отравленная стрела Париса. (Ахиллесова пята – уязвимое место.)

2.Царь Эврисфей отправил Геракла прямо с пира чистить Авгиевы стойла. Узнав о такой неприятной и грязной работе, Геракл обиделся. Но всякое полезное дело, особенно если его нелегко сделать, и есть настоящий подвиг. (Авгиевы конюшни: крайняя запущенность, загрязнение)

3.Однажды богиню раздора Эриду забыли пригласить на свадебный пир. Решив отомстить, она подкинула богиням Гере, Афине и Афродите золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини поспорили, так как каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис отдал яблоко Афродите, а она помогла ему похитить дочь спартанского царя прекрасную Елену. Из-за его поступка разразилась троянская война. (Яблоко раздора: причина ссоры,вражды)

4.Зевса вскормили молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила свой рог. Нимфа наполнила его плодами и преподнесла Зевсу, а он подарил рог нимфам и пообещал, что из рога будет появляться все, чего бы они не пожелали. (Рог изобилия: символ достатка, богатсва)



Задание №4

*Прочитайте. Какие фразеологизмы возникли на основе упомянутых исторических событий? Объясните приведенные фразеологизмы.

1.Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит легенда о громком чтении царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле. (Кричать во всю ивановскую – громко кричать.)

2.Предполагают, что в основе этого фразеологизма лежит следующий факт: у царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой был сделан в столбе длинный ящик, куда клали жалобы, но их из-за волокиты долго не рассматривали. (Отложить дело в долгий ящик – затянуть дело.)

3.После завоевания Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья) обращались к царю с притворными жалобами, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. (Сирота казанская – притворяться бедным, несчастным.)

4.В 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного. (Жить на широкую ногу – богато.)



Задание №5

*Прочитайте отрывки. Из каких произведений они взяты? Выпишите из них фразы, ставшие крылатыми выражениями. Откуда произошли приведенные фразеологизмы?

1.В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.

2.Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр.

3.Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец.

4.Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.



Вывод: источники фразеологических выражений различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями; другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок.

Заполнение пропуска «Происхождение фразеологизмов»

(Примерная запись в пропуске: басни, мифы, история, сказки.)



3.Физкультминутка

(Читая стихотворение, учитель показывает движения, дети повторяют за ним, дополняя строки в рифму.)

Вопрос. Какие фразеологизмы вы услышали? Назовите их (группы отвечают по очереди).

Глеб у доски повесил…(нос),

Краснеет до корней…(волос),

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю…(провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил…(с утра)?

Мы исходили городок

Буквально вдоль и…(поперек).

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили…(ноги).

4.Творческая работа

Коментарий. Учитель раздает задания группам в соответствии со степенью сложности.

Задание №1

*Представьте, что вам предстоит взять интервью у мастеров города. Будьте внимательны: ответы мастеров обязательно должны содержать фразеологизмы.

Вопросы

1.Как вас зовут?

2.Когда начинается ваш трудовой день?

3.Как вы работаете?

4.Кто в вашем городе не заслуживает уважения?

Задание №2

*Составьте рассказ по фразеологизму: «У страха глаза велики».

Задание №3

*Прочитайте текст, найдите и выпишите фразеологизмы.

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Задание №4

*Вместо точек вставьте названия животных.

1.Голоден как... 2.Хитер как…

3.Труслив как… 4.Здоров как…

5.Изворотлив как… 6.Колючий как…

7.Надут как… 8.Нем как…

9.Грязный как… 10.Упрям как…

11.Болтлив как…

Для справок: волк, лиса, заяц, бык, уж, еж, индюк, рыба, свинья, осел, сорока.

*Назовите фразеологизмы, в которых упоминаются: конь, лошадь, медведь, белка, ворона, гусь, свинья, курица.

Проверка выполнения заданий

5.ИТОГИ УРОКА

1.Проверка заполнения пропусков «Происхождение фразеологизмов».

2.Оценивание работы учащихся. Самооценивание

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить сообщение о том, как возник фразеологизм (по выбору).



Составить предложения с 3-4 фразеологизмами.

Урок-путешествие. Ход урока 1 Организационный момент 2 Актуализация опорных знаний Словарная работа

Цель: создать условия для углубления знаний о происхождении фразеологизмов; организовать деятельность учащихся по использованию фразеологизмов в устной и письменной речи; воспитыва

73.23kb.

12 10 2014
1 стр.


Ход урока I. Актуализация опорных знаний учащихся

Цели: ввести представление о шаре, радиусе шара, диаметре шара, о сфере; закрепить знание учащимися формул длины окружности и площади круга; способствовать выработке навыков решени

21.92kb.

16 12 2014
1 стр.


План урока: Организационный момент(1-2 мин). Актуализация знаний

Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенные справа от начала координат, слева от начала координат

70.76kb.

16 12 2014
1 стр.


II. Актуализация опорных знаний и подготовка к восприятию нового материала. Фронтальный опрос

Проверяется готовность классного помещения и готовность класса к уроку. Сообщается тема, цели урока и основные этапы урока

38.19kb.

17 12 2014
1 стр.


Ход урока I. Организационный момент

Цели урока: тренировка навыков диалогической речи; развитие грамматических навыков

28.97kb.

26 09 2014
1 стр.


Ход урока I. Организационный момент

Цели урока: активизация произносительных навыков; закрепление навыков грамматики; тренировка навыков диалогической речи

39.96kb.

12 10 2014
1 стр.


Ход урока Организационный момент

Учитель приветствует учеников попевкой “Здравствуйте, ребята!” вверх по звукам мажорного трезвучия

62.07kb.

11 10 2014
1 стр.


Презентация. Ход урока Организационный момент

Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей

53.47kb.

14 12 2014
1 стр.