Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УРОК ПО БИОЛОГИИ
Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»
Класс: 6 а

Учитель: Махалина Елена Николаевна



Цель урока:

-продолжить знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов и дрожжей;

-продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка;

-раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека


Оборудование:

Таблица «Плесневые грибы и дрожжи», культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, компьютер


Ключевые слова и понятия:

Плесневые грибы, дрожжи, пеницилл, мукор, грибы-сапрофиты, гифы, почкование.




№\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы

1.

Организационный

Учитель организует учащихся

Учащиеся настраиваются на рабочий лад




2.

Актуализация знаний

1.Учитель озвучивает тему урока, цель.
2. Вы уже познакомились со шляпочными грибами. Скажите мне, пожалуйста:

- Почему грибы принято выделять в отдельное царство?


-Какие признаки характерны для грибов, сближающих их с царством растений?

-Какие признаки характерны для грибов, сближающих их с царством животны



1.Учащиеся записывают тему урока в тетради

2.Учащиеся отвечают на вопросы:

-имеют ряд признаков, характерных для представителей царства растений, а так же некоторые признаки, характерные для представителей царство животных;
-прикрепленный образ жизни, неограниченный рост в течении жизни, верхушечный рост;

-наличие хитина в клеточных стенках, не имеют хлорофилла



Объяснительно-

иллюстративный;

фронтальная








-Какие грибы называют шляпочными?

-В чем отличие трубчатых и пластинчатых грибов?

-Какие грибы называются сапрофитами?

3. Учитель зачитывает загадки:

«И на горке, и под горкой

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят»


« С виду он похож на зонтик

Только меньше во сто крат

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!»



-которые имеют шляпку

-на нижней части шляпки наличие трубочек или пластинок

-грибы, которые питаются мертвой органикой
Учащиеся называют отгадку: гриб





3.

Изучение нового материала

Но есть грибы, которые каждый день живут рядом с нами. Кто же они?

Сообщение учащегося на тему: «Грибы в наших квартирах»

Но давайте обратим внимание на то, что грибы бывают не только шляпочными.

-Какие грибы, не шляпочные, вы можете назвать?


Действительно, среди плесневых грибов наиболее известны гриб мукор и пеницилл.
Гриб мукор (слайд 1) наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время нахдодился во влажном теплом месте. Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет

-Как вы думаете, что это такое?

Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры.

Грибница гриба мукора состоит фактически из одной сильно разросшейся клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созревают, спорангий разрывается, и споры высыпаются. С поры очень мелкие, невидимы простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие.

-Как вы думаете, как распространяются эти споры?

Попав в благоприятные условия( тепло, определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.

-Как вы считаете, какой тип питания характерен для гриба мукор?

(сапрофит питается готовыми органическими веществами неживых растений)

Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах. варенье и т.д.

Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных.

В наших домах можно обнаружить еще один гриб.
Это гриб пеницилл. (слайд 2)

Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя

на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяется и разносится током воздуха.

Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержаться вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность болезнетворных бактерий.

Из этого гриба изготавливают лекарство пенициллин, который являются антибиотиком.
Кроме того, к грибам относятся и дрожжи.

(слайд 3) Это одноклеточные организмы, обладающими всеми основными свойствами грибов. Тем не менее дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов.

Это одноклеточный организм, в форме шарика или овала. Отдельные клетки дрожжей соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.

Дрожжи размножаются в результате почкования.


Доклад учащегося.


Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи


Учащиеся по мере рассказа учителя записывают опорные схемы


-это начал расти плесневый гриб


-при помощи ветра


-это гриб-сапрофит



Рассказ учителя с элементами беседы
Объяснительно-иллюстративный;

фронтальная



4.

Закрепление

1.Опрос:

- Сколько клеток у мукора?, пеницилла?, дрожжей?

-Где находятся споры?

-Как размножаются дрожжи?

2. Выполнение лабораторной работы

(смотри инструктивную карточку)

3. Тест

( смотри тест)


1.-одна, множество, одна

-на концах шарообразных расширений;

-на особых разветвлениях в виде кисточек

-почкованием: сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постепенно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в новую дочернюю клетку. Новая молодая клетка от материнской может отделиться или остаться рядом с ней. Так образуются длинные разветвленные цепочки.

2. Учащиеся выполняют лабораторную работу

3. Учащиеся выполняют тест.

Фронтальная;

Частично-поисковый;

индувидуальная



5.

Инструк

таж домашнего задания



Подготовить пересказ §9

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник





Лабораторная работа

Тема: «Строение плесневых грибов»

Цели:

-познакомиться со строением плесневых грибов,

-продолжать формировать навык работы с натуральными объектами. Навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование:

Культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, предметные и покровные стекла, микроскоп, лупа.



Ход работы:
1.Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий.
2. Приготовьте микропреперат, для этого:

а) при помощи препаровальной иглы перенисите несколько нитей грибы на сухое предметное стекло;

б) капните каплю воды на предметное стекло и накройте препарат покровным стеклом;

в) аккуратно удалите лишний воздух из под покровного стекла.


3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
4.Зарисуйте внешний вид мукора.

5.Сделайте вывод.


Тест «Грибы»

1.Грибы выделяют в

а) род; б)семейство; в) царство; г)порядок
2.Признаком грибов, сближающим их с царством растений,

является:

а) гетеротрофный способ питания;

б) верхушечный рост мицелия;

в) наличие мочевины в качестве промежуточного продукта

метаболизма;

г) наличие хитина в клеточных стенках
3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано:

а) шляпкой и мицелием:

б) ножкой и мицелием;

в) шляпкой и ножкой;

г) микаризой и спорангием
4. К грибам, получающим органические вещества из корней

деревьев относятся:

а) мукор;

б) пеницилл;

в) дрожжи;

г) подберезовик


5. Какого способа добывания пищи среди грибов

не встречается?

а) сапрофиты;

б) паразиты;



в) хищные;

г) фотосинтезирующие

«Плесневые грибы и дрожжи»

Таблица «Плесневые грибы и дрожжи», культура мукора, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, компьютер

78.08kb.

04 09 2014
1 стр.


Плесневые грибы и дрожжи

Цели урока: Рассказать об особенностях строения и условиях жизни плесневых грибов. Раскрыть их роль в природе и в жизни человека

53.68kb.

04 09 2014
1 стр.


Тема «Плесневые грибы»

Цель урока: Изучить особенности строения и процессов жизнедеятельности плесневых грибов, раскрыть их роль в природе. Познакомить учащихся со строением грибов, образующих плесень

98.3kb.

04 09 2014
1 стр.


Плесень – хорошая или плохая ? Она

Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить. Все это – о плесени. Плесневые грибы встречаются очен

44.59kb.

04 09 2014
1 стр.


«tomat» представляет …

А если грибы ? Любой скажет, что грибы собирают в лесу Теперь, используя новые технологии, Вы сможете собирать грибы в саду, в огороде, на даче. И даже в подвале и на балконе

104.22kb.

16 12 2014
1 стр.


Становление индийской психотехники: от ведических жеpтвопpиношений до философского символизма yпанишад

Сибири. Не исключена возможность и применения грибов, содержащих сильный галлюциноген псилоцибин ("магические грибы"); эти грибы, как правило, растут на помете крупного скота

3357.65kb.

06 10 2014
17 стр.


Урок здоровья. Путешествие по стране Здоровья

Её использовали для отопления, в ней пекли хлеб и готовили пищу, спали на печи, сушили ягоды и грибы, рыбу. Важной частью печи была широкая лежанка, где днем обычно сушили будущие

31.37kb.

07 10 2014
1 стр.


Витамин pp (никотиновая кислота)

Говяжья печень, дрожжи, брокколи, морковь, сыр, кукурузная мука, листья одуванчика, финики, яйца, рыба, молоко, арахис, свинина, картофель, помидоры, проростки пшеницы, продукты из

51.38kb.

25 09 2014
1 стр.