Урок № 12
Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи
Цели урока: Рассказать об особенностях строения и условиях жизни плесневых грибов. Раскрыть их роль в природе и в жизни человека.
Развивать понятия о многообразии живых организмов.
Организация учебного труда.
Оборудование: АРМ–учителя, культуры белой и голубой плесени, пробирки с дрожжами в питательном растворе, лупы, микроскоп, предметные стекла, препаровальная игла, таблица «Плесневые грибы».
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— особенности строения плесневых грибов;
— процессы жизнедеятельности плесневых грибов;
— условия и особенности среды обитания плесневых грибов;
— историю получения пенициллина;
— использование плесневых грибов человеком.
Учащиеся должны уметь:
— различать грибы мукор и пеницилл;
— закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов.
Ход урока
(с использованием презентации.)
1. Организационный момент: 2 мин.
Познакомить учащихся с темой урока, целями и планом урока.
2. Проверка знаний.
А) Тестовый контроль.
1. Грибы питаются
|
А) образуя на свету органические вещества;
Б) готовыми органическими веществами;
В) только органическими веществами живых организмов;
Г) поселяясь на продуктах питания.
|
2. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
|
А) они живут в почве;
Б) не имеют хлоропластов;
В) паразитируют на других живых организмах;
Г) имеют небольшие размеры.
|
3. Грибы размножаются:
|
А) спорами;
Б) семенами;
В) частью корня;
Г) частью стебля.
|
4. Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым?
|
А) Опенок;
Б) Сыроежка;
В) Бледная поганка;
Г) Трутовик.
|
5.Микориза- это…
|
А) плодовое тело гриба;
Б) болезнь, вызываемая грибами;
В) грибокорень;
Г) часть грибницы.
|
6. Грибы-сапрофиты:
|
А) образуют на свету органические вещества;
Б) поселяются на других живых организмах;
В) поселяются на продуктах питания;
Г) питаются выделениями живых организмов или отмершими организмами.
|
Ответы: 1-Б; 2-Б; 3-А; 4-В; 5-В; 6-В, Г.
Б) Фронтальный опрос.
1) Как происходит размножение и развитие шляпочного гриба?
2) Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?
3)Какие условия необходимы для жизни шляпочных грибов?
4)Какое строение имеют шляпочные грибы?
5)Чем шляпки трубчатых грибов отличаются от шляпок пластинчатых грибов?
6) Какие ядовитые грибы вам известны?
7)Каковы признаки отравления ядовитыми грибами?
8) Какая первая помощь должна оказываться пострадавшему при отравлении грибами?
В) Индивидуальный опрос.
Карточка 1
Шампиньоны и вешинки научились выращивать на соломе, на навозе, на обрезках стволов ( чурках ) спиленных лиственных деревьев. Почему нельзя выращивать белые грибы или подосиновики таким же способом?
Карточка 2
Какие из названных грибов относятся к трубчатым, а какие- к пластинчатым: маслята, рыжики, лисички, подосиновики, сыроежки, шампиньоны, подберезовики, грузди, опята.
Карточка 3
Шляпка у этого гриба по краю мохнатая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово «вовна» означает «шерсть».
Видишь, гриб волнуется,
Ясно почему:
Как бы не испортили
Шляпки бахрому.
— Что это за гриб?
Ответ: волнушка.
Карточка 4
У этого гриба название связано с формой шляпки. Гриб напоминает ухо, так как ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает.
Ответ: свинушка.
3.Оцеки за опрос дом.задания.
4.Изучение нового материала.
А) Лабораторная работа « Приготовление культуры дрожжей и наблюдение за дрожжевыми клетками».
Педварительная подготовка к уроку ( выращивание культуры дрожжей).
В сосуд объемом 100-200 мл налить нагретого до 40-50ºС молока, добавить кусочек сахара и примерно 10 г. дрожжей. Все перемешать и поставить на 15 мин в теплое место.
Вспомнить инструктаж по ТБ. При выполнении лабораторной работы.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1) Из полученной культуры взять 1 мл раствора и развести его в кипяченой дистиллированной воде в соотношении 1:10.
2) Каплю раствора поместить на предметное стекло, накрыть предметным стеклом.
3) Рассмотреть препарат под микроскопом, найти дрожжевую клетку, зарисовать ее в тетради.
4) Наблюдать за размножением дрожжей -образованием почки на материнской клетки.
Выяснить, что учащиеся знают о плесневых грибах. Сравнить шляпочные грибы с плесневыми, используя таблицы, рисунки, муляжи шляпочных грибов и культуру плени. Выявить общие признаки: наличие грибницы и плодового тела. Рассмотреть плесень невооруженным глазом, затем с помощью микроскопа.
Б) Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор».
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1)Рассмотреть мукор под микроскопом. Почему его называют белой плесенью?
2) Найти грибницу и «головки» - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение?
3) Зарисовать и подписать названия составных частей мукора.
В) Сообщение ребят: История открытия пеницилла
В конце 20-х г. 20 в. Англ. Микробиолог Александр Флеминг в стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, растил посевы микроорганизмов, вызывающих заражение крови. Однажды профессор увидел, что в одной из чашек выросло совсем не то, что он сеял. На поверхности студня проступали пятна зеленой плесени (пеницилла). Вещество, которое выделял гриб в питательный студень, убивало микроорганизмы. Это вещество Флеминг назвал по имени гриба - пенициллин(1929г.).
Ученым много пришлось поработать, прежде чем получен пенициллин в виде лекарства. В России профессор З. В. Ермольева с сотрудниками работали во время Великой Отечественной войны над созданием промышленного пенициллина.
Это помогло спасти десятки тысяч жизней.
Сообщение ребят: Где и для чего используются дрожжи?
Дрожжи – плесневые грибы, клетки которых имеют округлую форму. В процессе жизнедеятельности дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, при этом выделяется энергия. Именно пузырьки углекислого газа вспенивают и поднимают бродящее тесто. Дрожжи используют в хлебо –печении, в кондитерской промышленности, в медицине, в очистке сточных вод, для получения кормового белка.
5. Закрепление изученного.
1. Вопросы классу: 1. С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке? 2. Какое строение имеет мукор?
3. Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами?
4. Что получают из пеницилла?
5. Как человек использует антибиотики?
6.Как размножаются дрожжи?
2. Мини - викторина. 1. Какие правила надо соблюдать при сборе грибов?
2.Почему не следует собирать грибы вблизи дорог?
3.Какую первую помощь нужно оказать при отравлении грибами? 4.Какие съедобные грибы вы знаете в нашей местности? 5. Почему лоси и другие копытные животные поедают мухоморы? 6. Какие грибы внесены в Красную книгу России?
6. Оценки при изучении нового: а) Сообщение ребят.
б) вопросы во время закрепления изученного. в) мини – викторина.
7. Домашнее задание. П. 9 в., подготовить сообщение об использовании антибиотиков и грибах – паразитах растений, животных, человека.