Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
Глава IV
В ОКРЕСТНОСТЯХ ТУТАЕВА

В известном ОПХ

С севера к левобережной части города вплотную примыкает опытно-производственное хозяйство «Тутаево». По существу это уже начало города.

За березовой рощей расположен комплекс производственных строений, в которых выращиваются романовские овцы. Романов и его окрестности - родина знаменитой романовской породы овец, возникшей как результат народной селекции. Путем естественного отбора, путем разумного содержания, пастьбы и кормления, а также путем скрещивания с другими породами продолжала из десятилетия в десятилетие улучшаться и совершенствоваться романовская порода овец.

Выведенная в XVII веке романовская овца дает нежное, вкусное мясо и прекрасную мягкую шерсть. Голубое руно романовской овцы, почти невесомое, как дым, жаркое, как пламя, всегда высоко ценилось. От приплода одной матки ежегодно получают 2-3 высококачественные овчины и 80-100 килограммов молодой баранины.

Романовская овца очень плодовита: 2-3 и даже 4 ягненка за окот -обычное явление. К тому же она неприхотлива к корму, неплохо переносит зимнюю стужу. На вид романовская овца красива. Шерсть, как правило, голубовато-серого оттенка, напоминает цвет светлого дыма костра или цвет волжской волны. Голова обычно черного цвета с белой неровной полоской или белым пятном, а ноги в черных чулках. Бараны и матки чаще всего безрогие.

Овчины из романовской овцы считаются лучшими в мире. Из них шьют превосходные шубы и дубленки, которые славятся легкостью, красотой, прочностью, они отлично сохраняют тепло.

В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне и в 1867 году на Парижской Всемирной выставке изделия из романовской овчины были отмечены высокими наградами. До Октябрьской революции романовскую породу овец разводили, кроме Ярославской, лишь в немногих, главным образом в соседних с ней, губерниях. Теперь район распространения романовских овец выходит далеко за пределы Ярославской области - их разводят во многих областях и краях северной и центральной части страны. Романовскими овцами интересуются за границей. Их покупают фермеры Болгарии, Югославии, Венгрии, Франции и других стран.

В настоящее время успешно занимаются овцеводством, наряду с колхозами других районов области, хозяйства Тутаевского района, такие, как «Колос», «Победа», «Красный пограничник».

В 1977 году в опытно-производственном хозяйстве «Тутаево» построен большой овцеводческий комплекс на 2000 маток. Там достигнуты значительные успехи в освоении промышленной технологии разведения романовских овец.

«...В опытном хозяйстве «Тутаево» постоянно проводятся семинары по освоению передового опыта. К нам приезжают учиться специалисты и работники романовского овцеводства из нашей области и всей Нечерноземной зоны РСФСР». (Н.А.Федоров, В. И. Демидов «Какой быть романовской овце». Ярославль, Верхне-Волжское кн. изд., 1985 г., стр. 28-29).

Летом 1982 года ОПХ «Тутаево» посетил М. С. Горбачев, бывший позднее 11|Х'зидентом СССР. Он приезжал, чтобы ознакомиться с лучшим опытом 11средови ков-животноводов.

Продолжительное время директором хозяйства был Владимир Иванович Демидов, кавалер орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, имеющий три серебряные и четыре бронзовые медали ВДНХ, рачительный хозяин и хороший организатор.

На комплексе работают прекрасные специалисты, много замечательных животноводов, механизаторов, чей самоотверженный, честный труд приносит успех общему делу. Как победитель во Всесоюзном, республиканском, областном, районном соревнованиях, коллектив комплекса многократно отмечался высокими наградами.

Но наступило другое время, годы рыночной экономики. Теперь ОПX «Тутаево», кроме овцеводства, занимается в основном разведением крупного рогатого скота - коров ярославской породы.



Чистый источник

Мне не раз говорили старые люди, что где-то возле Тутаева есть родник, так называемый «святой колодец». Что вода в нем необычайно холодна и вкусна, а самое главное - целебна. Богомольные старушки рассказывали, будто вода в роднике подобна «живой», что если ее пить или смачивать ею больное место на теле, то, бывало, боли утихали или проходили совсем. Рассказывали также, что в сталинские времена, чтобы навредить, досадить верующим, родник пытались засыпать камнями, песком. Но он пробивался вновь и вновь.

В 1950-1970 годы антирелигиозная пропаганда не ослабевала. Кто-то из агитаторов-атеистов даже высказал мысль взорвать родник, запретить посещение. К счастью, времена изменились к лучшему. Люди смотрят на многие явления, события и факты совсем иначе. «Святой колодец» был благоустроен. А находится он в трех километрах от Тутаева в правобережной части района, на ручье Ковать.

Что же представляет из себя колодец? Большая труба диаметром примерно метр уходит на глубину более чем полтора метра. Со дна бьют несколько ключей-струек, вьют песчинки, кипят, слегка бугрят почву. На дне родника блестят несколько брошенных кем-то серебряных монет. Через ручей перекинут прочный металлический мостик с перилами. В пяти метрах от родника стоит громадный серый камень-валун, а поблизости, на береговом спуске, находится беседка с островерхой крышей. Сделана она добротно, надежно. Здесь можно отдохнуть, подумать, напиться живительной влаги.

Я пробовал воду из ключа. Она действительно хороша: холодна, чиста, вкусна и приятна. Почему бы не произвести в лабораторных условиях тщательный анализ этой воды, чтобы узнать, насколько ценны ее качества? Есть же минеральные источники возле Углича, Рыбинска, под Ярославлем.

А почему некоторые люди старшего поколения называют родник на Ковати «святым»? Почему держится такая молва? Объяснение, возможно, неполное, я нашел в книге Н. Теляковского «Старина и святыни города Романова» (Ярославль, 1913 г., стр. 71): «Рассказывают, что при посещении этого храма (имеется в виду Воскресенский собор в нашем городе) митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидя такую большую икону (речь идет об иконе Спасителя, написанной известным живописцем Дионисием Глушицким), распорядился взять ее в свой архиерейский дом (1749 год), где она и находилась с лишком 40 лет, пока жители Борисоглебска (ныне правобережная часть Тутаева) не исходатайствовали возвращения своей святыни. Это произошло уже при другом святителе, архиепископе Арсении Верещагине (1783-1799 годы).

На своих руках от самого Ростова несли люди свою икону. Не доходя до города трех верст, они остановились близ ручья Ковати и порешили обмыть образ от дорожной пыли и потом уже с честью внести в родной город. И на том месте, где стоял образ, и по сие время бьет ключ чистой воды, считающийся святым и целебным. Это место и теперь посещается

жителями... Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск было 18 сентября 1793 года».

Заботу об источнике взяли на себя члены общества охраны природы, добрые и старательные люди, патриоты нашего края, многие верующие.

Родник на Ковати - памятник природы, он поставлен под государственную охрану местного значения. Ценен для изучения естественных процессов земли. Интересен своей историей, неброской красотой среднерусского пейзажа.



Страницы летописи села Ваулово

В правобережной части района, недалеко от Тутаева, находится небольшое село Ваулово. Оно существует несколько веков. Это подтверждают, например, такие сведения: в 1751 году в Ваулове «сооружена... иждивением помещика Афанасия Ивановича Алябьева» Успенская церковь, а в 1767 году «тщанием поручика Василия Алексеевича Алябьева» церковь во имя преподобного Александра ('нирского (смотри об этом в книге «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». Ярославль, 1908 г., стр. 448).

К сожалению, обе эти каменные церкви, интересные памятники архитектуры, разобраны до основания в конце 20-х - начале 30-х годов XX века.

В XVIII веке село Ваулово принадлежало землевладельцам Алябьевым, весьма состоятельным людям. В XIX веке село и окрестные земли приобрели богачи Мордвиновы. Тогда же они занялись благоустройством поместья. В селе был построен большой красивый барский дом. Это двухэтажное каменное здание и теперь поражает соразмерностью форм, великолепным балконом, оригинальными окнами. 11есомненно, дом сооружался по чертежам талантливого архитектора. В то же время, по-видимому, были выкопаны и два пруда. Особенно впечатляет большой нижний пруд, имеющий форму прямоугольника. Старинные пруды, хотя и бывают иногда частично покрыты зеленью, почему-то не зарастают осокой, камышом, тростником. Есть в этом какой-то секрет.

Другой пруд, верхний, имеет форму широкой подковы. В замкнутом пространстве подковы - насыпной остров, местами обсаженный березами и метлами. Пруд этот с проточной водой. Уровень воды регулировался плотной, ныне разрушенной.

Вид на село с островка необычайно привлекателен. Красивы липы мистично сохранившегося на горе парка. От бывшего барского дома.

Мордвинова ведет на другую сторону ручья широкая насыпная дорога. По обеим сторонам ее - старые березы.

На другом берегу ручья - два хорошо сохранившихся старинных здания. За строениями прежде находился пчельник (поблизости начинается длинная аллея с могучими вековыми липами: пчелы собирали липовый мед). Планировка старинной части села отличалась ясностью, продуманностью. Здравый смысл, оригинальность решений, удобство, красота - вот чем руководствовались те, кто занимался строительством и благоустройством. Надежно, с умом возводили хозяйственные строения, мельницу, конюшни, амбары. Комплекс зданий представляет единый с парком и каскадом прудов архитектурно-природный объект. Это памятник усадебно-паркового искусства XVII-XIX веков.

В 1903 году сенатор и тайный советник Владимир Мордвинов пожертвовал свое поместье создаваемому в Ваулове женскому монастырю. В книге «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» (стр. 450) говорится: «Государь император в 3 день мая 1903 года Высочайше соизволил на принятие С.Петербургским Иоанновским женским монастырем жертвуемого сенатором, тайным советником Владимиром Мордвиновым родового его Вауловского имения, Романово-Борисоглебского уезда, заключающегося в разных отдельных дачах, всегов в количестве 890 десятин удобной и неудобной земли, в том числе и в даче села Ваулова с находящимися в сем селе... каменными церквами... и всеми церковными и помещичьими усадебными постройками. При этом упомянутый монастырь, между прочим, обязывается открыть в сем имении убежище, в коем престарелые монашествующие сестры находили бы себе удобный покой, а больные отдых и средства к восстановлению своего здоровья» (стр. 540).

Богат был граф Мордвинов, имел поместья не только в Ярославской губернии, но и в других, потому и сделал такой широкий жест. В том же 1903 году Успенский Вауловский женский монастырь (скит) был открыт. На должность заведующей назначили монахиню С.-Петербургского Иоанновского монастыря Евпраксию (в миру Евдокия Кононова). Сначала насельниц в скиту было менее десяти, а в 1917 году их насчитывалось до 80.

Как и в других монастырях, здесь имелись богадельня, здание, где находились помещения для монахинь, отдельный дом для нас­тоятельницы монастыря и странноприимный дом, различные служебные постройки.

Последней (тайной) заведующей скитом (после его закрытия в 1919 году) стала уроженка здешнего края Мария Григорьевна Панкратьева, в монашестве мать Магдалина (внучатая племянница ее, Панкратьева Валентина Васильевна, живет в Тутаеве). Еще до 1917 года отец Магдалины, торговец, подарил монастырю лес, который позднее назывался монастырским, а также луг, часть имущества, деньги. А сам в старости жил в простой избе.

Обитатели скита были хорошо знакомы с известным в XIX и начале XX веков проповедником протоиереем Иоанном Кронштадтским, он не раз приезжал из Питера в тихую Вауловскую обитель, где ему оказывали подобающие его сану знаки внимания. «Я в Ваулове, прекрасном, как рай Божий», - писал он.

Успенский Вауловский женский монастырь - это единственный женский монастырь в Ярославской губернии (а всего их насчитывалось к Ярославской губернии десять), который был отделением Санкт-Петербургского Иоанновского женского монастыря и находился в ведении не Ярославской епархии, а С.-.Петербургской. Монастырь, вообще единственный в нашем уезде, просуществовал недолго, в 20-е годы его закрыли.

В начале 1930 года работники ГПУ (государственное политическое управление) пришли в дом, в котором жила Магдалина, и, угрожая, потребовали от нее золото, драгоценности монастырские. Она им указала место, где они хранились. Все ценности тут же изъяли, а Магдалину арестовали и вскоре выслали в Среднюю Азию. Там она находилась в труднейших условиях. На вопрос, где она жила, Магдалина обычно отвечала: «Очень далеко. Там, где положишь в землю, в песок, яичко, оно через пару часов и испечется». Из ссылки Магдалина вернулась через семь лет. Жила тихо и уединенно в небольшой избушке, строго соблюдая посты. Побаивалась местных властей. Умерла она перед Великой Отечественной войной.

Но жизнь не стоит на месте. В конце XX века в Ваулове организован православный приход во имя преподобного Александра Свирского. Создана небольшая община. В одном из отремонтированных зданий в селе открыта домовая церковь в память основателя и покровителя Успенского скита – святого Иоанна Кронштадтского. При приходе работает воскресная школа.

Богата история села Ваулова. Есть в ней страницы содержательные и запоминающиеся. Разве не интересно знать, например, что в Ваулове жил знакомец А. С. Пушкина, крестьянин Егор Семенов, что великий поэт вел с ним переписку? В конце XIX века, к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, вышла книга его сочинений. Книга попала в село Ваулово и с интересом была прочитана многими его жителями. На одной из страниц дается отзыв крестьян, учившихся в Вауловской земской школе: «Книга сочинений Пушкина хороша». И дано примечание, приводимое полностью: «Небезынтересно отметить здесь следующий факт, сообщенный тем же учителем Вауловской школы свящ,. П. Зефировым: «Из нашей местности московский мещанин Егор Семенов был лично знаком с Пушкиным по Москве как служащий в гостинице, где Пушкин и другие современники ему и пережившие его литераторы имели постоянные собрания. Семенова, как передают его родные, Пушкин обучал говорить по-французски и вел с ним переписку, когда Семенов уезжал в деревню, так что писем и разных стихотворений и письменных бумаг у Семенова было очень много, но, к сожалению, по причине деревенской небрежности все разбросано и изорвано. Влияние же Пушкина на Семенова было большое; при жизни Семенов, как дорогое сокровище, берег все письма Пушкина и, по убеждению последнего, несмотря на свои скромные средства, дал своему сыну гимназическое (в одной из московских гимназий) образование, до пятого класса ». («Северный рабочий», 8 февраля 1987 года).

В какой же московской гостинице служил наш земляк Егор Семенов? Изучением этого вопроса занимался Ю. Трыков, старший научный сотрудник Госархива Ярославской области. Он выяснил следующее: «Место же встречи А. С. Пушкина и Егора Семенова известно. Здание гостиницы «Север» (с 1829 года «Англия») находится в Москве, по улице Немировича-Данченко, 6. В 1828 году Пушкин останавливался здесь, встречался с Д. В. Давыдовым, И.И.Дмитриевым, М.Г.Погодиным и другими. Здесь виделся он с Адамом Мицкевичем. Это увековечено мемориальными досками.» («Северный рабочий» за 8 февраля 1987 года).

Сам факт переписки А. С. Пушкина, гениального русского поэта, представителя старинного дворянского рода, с простым крестьянином свидетельствует о многом. Он говорит о демократизме поэта, о его общительности, дружелюбии, о том, что Пушкин не стыдился установить добрые, приятельские отношения с простым человеком из народа. Глубоко трогает и то, что поэт учил Егора Семенова французскому языку, посылал ему свои стихи в деревню.

В одной статье нет возможности рассказать о других известных уроженцах села. Трудно передать даже коротко содержание интересной летописи Ваулова. Приведу лишь сведения, которые сообщил мне местный житель, пенсионер Николай Сергеевич Алимов. Он участник Великой Отечественной войны, кавалер нескольких боевых орденов, бывший заведующий сельским клубом. Николай Сергеевич любезно

согласился быть экскурсоводом по родному селу, которое он хорошо знает, так как живет в нем с 1934 года.

По словам Н. С. Алимова, Вауловское хозяйство в 30-40 годах входило в состав племхоза № 20 (ныне ОПХ «Тутаево»). В 50-60 годы и в начале 70-х годов в Ваулове размещалась государственная конюшня, в разное время она находилась в управлении то одного хозяйственного учреждения, то другого. Госконюшня считалась хорошей, и кони в ней были отменные, превосходные, лучших отечественных пород, в основном владимирские тяжеловозы, орловские рысаки. Эта госконюшня, единственная в районе, при правильной постановке дела, несомненно, способствовала улучшению породы местных лошадей, вообще состояния коневодства .Однако ее по каким-то не вполне понятным причинам закрыли. Был создан совхоз «Ваулово», который существовал почти до конца 80-х годов. Затем хозяйство передали в ведение Тутаевского моторного завода, под началом его оно находится и сейчас.

На вопрос: «Лучше ли вам стало от передачи хозяйства заводу?» местные жители отвечали как-то неопределенно, неторопливо, без энтузиазма. «Может, все-таки что-то стало лучше?»-следовал другой вопрос. Отвечают: «Может, что-то и стало. Вот дорога лучше. Хорошую сделали дорогу». Словами о новой дороге, что улучшает жизнь, мы и закончим свой рассказ о старинном селе Ваулове.

Глава V

МЫ ЕДЕМ В «КОСМОС»

Поселок Чебаково

Теперь мы отправимся из города по дороге Тутаев - Шопша, побываем в поселке Чебаково, затем - в Никольском, где посетим музей «Космос». Поселок Чебаково и центральная усадьба племзавода «Чебаково» находятся в 12 километрах от города и автобусное сообщение с ними регулярное.

Племзавод «Чебаково» - одно из крупных хозяйств района. Основное направление в его работе - свиноводческое (выращиваются свиньи широко известной брейтовской породы). В поселке есть клуб, библиотека, средняя школа, детский сад.

Из прошлого известно, что в двадцатые годы XIX века Чебаково было деревней, принадлежавшей помещику Ярославову, тому самому Ярославову, крепостные крестьяне которого обратились к ярославскому губернатору с жалобой на своего барина, обременявшего их тяжелыми работами. Крестьяне надеялись узнать у губернатора, действительно ли после событий, происшедших 14 декабря 1825 года в Петербурге, им дадут «вольность» и все недоимки прощены будут.

Из донесения губернатора министру внутренних дел о крестьянских волнениях в Ярославской губернии после восстания декабристов мы узнаем, в частности, следующее: «Крестьянам Ярославова, явившимся к губернатору с жалобой, сделано строгое внушение и они обращены на место жительства, исправнику же было поручено иметь точное наблюдение за порядком, а между тем изыскать под рукою о настоящих причинах и справедливости словесно приносимых жалоб на обременение их работами.». (Ярославский край. Сборник документов по истории края (XI век— 1917 г.) Верхне-Волж. книж. издат, 1972 г., стр. 109).

Положение жителей деревни Чебаково после отмены крепостного права к лучшему изменилось мало, хотя крестьяне стали лично свободными. Перемены в жизни Чебакова, да и многих других деревень, произошли в конце XIX века, когда строилась железная дорога Ярославль - Рыбинск. В 1898 году строительство дороги было завершено, и на станции Чебаково впервые сделал остановку пассажирский поезд. В 1916 году железнодорожная ветка соединила Чебаково с поселком Константиновским и городом Романово-Борисогаебском.

Население деревни росло. В ней появились новые дома и новые строения на железнодорожной станции. Особенно большие изменения произошли и Чебакове за годы советской власти. Чебаково постепенно превратилось в поселок. Широкую известность ему принесла многолетняя неутомимая. деятельность талантливых учителей Головиных - Николая Михайловича и Юлии Федоровны. Это были замечательные педагоги-подвижники.

Н. М. Головин вышел из семьи ярославского крестьянина-бедняка, рано познал нужду и бесправие, с немалыми трудностями пробился к учительскому званию. Учительствовать начал в 1908 году в Судиловской начальной школе Романово-Борисоглебского уезда.

В 1914 году был призван в армию. После демобилизации Николай Михайлович до конца своей жизни работал в Чебакове: сначала учителем начальной школы, затем руководителем начальной образцовой, потом директором семилетней. Н. М. Головин использовал все лучшее из педагогического наследия прошлого и вдумчиво, творчески его развивал. Он учил учиться, учил мыслить, давал детям прочные, глубокие знания, прививал своим питомцам любовь к книге, к труду. Педагогическая система Н.М.Головина отличалась тесной связью с жизнью.

В конкурсе образцовых школ РСФСР Чебаковская начальная школа, поставляемая Н. М. Головиным, в 1935 году заняла первое место в республике и получила первую премию Наркомпроса. Чебаковской школе вручают знамя Наркомпроса с надписью: «Лучшей образцовой сельской школе».

В 1935 году в Чебаково приезжал Андрей Сергеевич Бубнов, видный общественный и партийный деятель, народный комиссар просвещения РСФСР. Он лично знакомился с учебно-воспитательным процессом в Чебаковской школе, чтобы ценный педагогический опыт супругов Головиных распространить в других районах и областях страны.

По распоряжению А. С. Бубнова для Чебаковской школы прибыл чуть ли не целый вагон подарков: учебные пособия и оборудование, художественная литература, детская одежда и обувь, пионерские галстуки и т.д.

Важным событием в жизни Чебакова в 1939 году было открытие по решению правительства педагогического училища. Оно размещалось в ионом двухэтажном кирпичном здании. Не порывая с начальной школой, Н. M. Головин включился в подготовку педагогических кадров. Будущие учителя учились у него мастерству, перенимали богатейший опыт.

В 40-е годы Н. М. Головину и Ю. Ф. Головиной одним из первых в республике было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Исключительный, необыкновенный случай: в одной школе, в сельской школе, в глубинке, работают вместе два педагога, имеющих высокое звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Оба за успехи в деле воспитания и обучения детей награждены орденами Ленина.

Николай Михайлович - автор букваря, выдержавшего десять изданий. По этому букварю обучалось не одно поколение советских ребят. Неутомимый труженик, Н. М. Головин написал две книги по краеведению, а также «Книгу для чтения», «Развитие речи», «Записки учителя», вел большую общественную работу: дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, был членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, членом ЦИК СССР.

Многие педагогические идеи Н. М. Головина не утратили своего значения и в наши дни. В 1976 году в Тутаеве с успехом прошли головинские педагогические чтения. В Чебаковской школе был открыт музей Головиных.

К сожалению, педагогическое училище в Чебакове по каким-то не вполне понятным причинам было закрыто в 50-е годы. Но остались ученики Николая Михайловича, его питомцы, ставшие учителями, сторонники его системы обучения и воспитания. Они живут и трудятся и в самом Чебакове, продолжают дело Н. М. Головина.

Педагогический опыт супругов Головиных, несколько десятилетий работавших в поселке Чебаково, вошел в сокровищницу отечественной педагогической науки и школьной практики.

Строки из Никульского

С берега Вселенной, которым стала священная земля нашей Родины, не раз уйдут еще в неизведанные дали советские корабли. И каждый их полет и возвращение будут великим праздником советского народа, всего передового человечества победой разума и прогресса.

С. П. Королев.
Поселок Никульское находится на пересечении транспортных магистралей Ярославль - Углич и Тутаев - Шопша. За последние два десятилетия поселок изменился до неузнаваемости. Он сильно вырос, широко раздвинул свои границы, похорошел. В нем построены добротные жилые дома современной архитектуры и здания социально-бытового, торгового назначения, в их числе прекрасный Дом культуры, кафе

«Чайка», универмаг. Поблизости от шоссе возведено своеобразное здание с большим мозаичным панно над входом. Это музей «Космос» - филиал Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника (открыт 23 января 1975 г.). Музей - главная достопримечательность Никульского. Его экспозиция посвящена жизни и деятельности первой в мире женщины-космонавта Героя Советского Союза Валентины Владимировны Терешковой, а также достижениям нашего народа в освоении космоса. Вот космический зал, где дается широкое представление об истории изучения и освоения околоземного пространства, Солнечной системы и Вселенной. Многочисленные материалы напоминают об основоположнике научной космонавтики, «калужском мечтателе», видном ученом К. Э. Циолковском, сообщают интересные сведения о пионерах ракетной техники - конструкторах-изобретателях, создавших первые советские ракеты и реактивные двигатели, повествуют о выдающихся ученых, которые внесли исключительный вклад и научную разработку изучения и освоения космоса, - Ф. А. Цандлере, Н. А. Морозове, Ю. В. Кондратюке, В. П. Глушко, М. К. Тихонравове, С. П. Королеве, М. В. Келдыше.

В центральном зале музея – разнообразные сведения о В.В.Терешковой, легендарной «Чайке». Обилие вызывающих интерес материалов. Валентина Владимировна родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Эта деревня находится всего в полугора километрах от Никульского. Здесь проходило ее детство. Здесь получила первые трудовые навыки. В музее привлекает внимание стенд, где имеются сведения о родителях Валентины Владимировны. Отец ее, Терешков В. А., работал трактористом в колхозе, мать, Е. Ф. Терешкова, - дояркой.

После гибели отца во время войны с белофиннами в 1940 году на руках у матери осталось трое ребят: две малолетних дочери, Валентина и Людмила, сынишка Володя. Трудно приходилось Елене Федоровне. Заботливая и старательная, она приучила детей к труду. И с малых лет Валя помогала матери во всем. В 1945 году семья Терешковых переехала и Ярославль. По окончании школы-семилетки Валентина непродолжительное время работала браслетчицей на Ярославском шинном заводe, а с 1955 года - на текстильном комбинате «Красный Перекоп». На комбинате прошла она хорошую школу воспитания, здесь выковывался ее характер.

В. В. Терешкова была избрана секретарем комсомольского комитета комбината. Ярославский аэроклуб, который носит теперь ее имя, привил будуей космической «Чайке» любовь к небу.

На музейных стендах мы видим также материалы, рассказывающие о том, как занималась Валентина Владимировна в школе подготовки космонавтов. Приходилось нелегко. Тут пригодились ей сила воли, настойчивость, упорство, трудолюбие, дисциплинированность. Она готовила себя к предстоящему космическому полету, была счастлива.

И вот 16 июня 1963 года торжественный голос Левитана на весь мир сообщил радостную весть: в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-6», впервые в мире пилотируемый женщиной-космонавтом Терешковой Валентиной Владимировной.

71 час находился в космическом пространстве советский корабль «Восток-6», пилотируемый В. В. Терешковой. Он совершил 48 витков вокруг земли, пролетев расстояние около 2-х миллионов километров. Выполнена обширная научная программа.

Нельзя без волнения ходить по залу музея, где материалы стендов передают величие подвига Валентины Владимировны. Сколько интересного, трогательного! Запоминаются фотографии друзей -первооткрывателей космоса: пионера звездных трасс Ю.А.Гагарина, космонавта-2 Г.С.Титова, летчика-космонавта В.Ф.Быковского, с которым Валентина Владимировна совершила групповой полет (В.Ф.Быковский пилотировал корабль «Восток-5»); главного конструктора академика С.П.Королева и других.

Вызывает интерес и крестьянский деревянный дом с тремя окнами по фасаду и с небольшой светелкой, ставший составной частью музея. В таком доме в деревне Масленниково прошло детство Валентины Владимировны. Обстановка в доме создана такой, какой она была в 1930-1940 годах у Терешковых. Все здесь просто, опрятно: большая русская печь с предметами домашнего обихода, стол с красивой вязаной скатертью, на подносе - чайник и начищенный самовар, на кровати -лоскутное покрывало, на лавке, на коврике, - гармонь, на которой играл отец.

В экспозиции музея «Космос» широко освещена общественно-политическая деятельность В. В. Терешковой. Как полномочный представитель нашей Родины, Валентина Владимировна посетила свыше 50 стран мира. Подвигу звездной «Чайки» рукоплескали миллионы людей земного шара.

Вот и завершилось наше непродолжительное путешествие по Волге, окончились поездки по окрестностям Тутаева. И если они дали вам возможность хоть в какой-то мере почувствовать, как прекрасна наша земля, смышлен, талантлив ее народ — труженик и воин, как богата его история, то мы считаем свою задачу выполненной.

Вы побывали лишь в некоторых деревнях, поселках и селах. А ведь мо всего-навсего уголок земли Ярославской, малая часть великого нашего Отечества. И глубоко прав поэт Александр Прокофьев, сказав: Нам надо знать свою Россию.

Пора пришла. И силы есть!



Содержание
Глава 1. ВНИЗ ПО ВОЛГЕ-РЕКЕ 4

Два поселка 5

Ценный памятник зодчества 8

Здесь детство провели поэт и адмирал 10

В старинных селениях 11

Рассказывает малая речка 13

Урдомские курганы 16

О некоторых географических названиях 18

Дедовы горы. Красный бор 20

Селища и курганы возле волжских берегов 23

Шеломки. Излучина Волги 25

Древний город на волжских холмах 27

На седьмой горе 30

Летопись заводской славы 32

Село Зарницино 34

Здесь шьют романовские дубленки 36

С бурлацкой ватагой 37

По пути к Ярославлю 39

Из истории Толгского монастыря 41

Глава 2. ВДОЛЬ ШОССЕ ТУТАЕВ-ЯРОСЛАВЛЬ

Два селения 44

Ратмирово 46

Пищалево 48

Мал ахово 49

Глава 3. ПО ТРАКТУ НА ГОРОД ДАНИЛОВ

В селениях вблизи дороги 51

Петрецово. Понгилово 53

Страницы жизни князей Юсуповых 57

Бывшая усадьба Сывороткино 61

Поэт из деревни Малое Мочино 63

В местах, где жили старообрядцы 66

Тайна старинной усадьбы 71

Глава 4 В ОКРЕСТНОСТЯХ ТУТАЕВА

В известном ОПХ 74

Чистый источник 75

Страницы летописи села Ваулово 77

Глава 5 МЫ ЕДЕМ В «КОСМОС»

Поселок Чебаково 82

Строки из Никульского 84

Содержание 88



Благодарность

Автор от души благодарит за помощь и содействие в выпуске этой книги

управляющего колокололитейным производством «Италмас» Шувалова Николая Александровича,

Тутаевское отделение «Опора России»,

Литвинову Галину Николаевну,

а также предпринимателей:

Константинова Виктора Александровича,

Надежину Валентину Григорьевну,



Архиповского Михаила Владимировича.

<предыдущая страница


По Волге и отчему краю Ярославская область, г. Тутаев, 2007 год

Наш Тутаевский край часть Ярославии, и находится он в самом ее центре. Мы с вами, дорогие друзья, совершим несколько поездок по Тутаевскому краю

1243.17kb.

11 10 2014
4 стр.


Рекомендации по порядку использования официальной эмблемы «Ярославская область – Год молодежи – 2009»

Эмблема «Ярославская область Год молодежи 2009» размещена на сайте департамента по делам молодежи Ярославской области

21.75kb.

18 12 2014
1 стр.


Викторина с. Ижевское, Спасский район, Рязанская область. «Восток» первый космический корабль

Никульское, Тутаевский р/н, Ярославская область — родина Валентины Владимировны Терешковой, первой в мире женшины-космонавта

38.84kb.

14 12 2014
1 стр.


Соглашение о создании постоянно действующего совещания

Липецкая область, Московская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская область, Там

104.41kb.

10 10 2014
1 стр.


Без иллюзий Норматив глазами финансиста

Здесь наши интересы пересеклись с другим проектом, тоже осуществляемым за счет кредита мбрр – «Реформа системы образования». Его пилотными регионами выступают те же Чувашия и Самар

88.53kb.

12 09 2014
1 стр.


Сельское поселение

Градостроительная ситуация. Ярославская область. Некрасовский муниципальный район. Сельское поселение Бурмакино (расселение)

1113.91kb.

14 12 2014
6 стр.


Согласие работника на обработку персональных данных

Данилова Ярославской области, расположенному по адресу: 152о7о, Россия, Ярославская область, г. Данилов, пл. Советская, д. 4, следующих своих персональных данных

23.81kb.

25 12 2014
1 стр.


Ярославская Международная Модель ООН 2003 yaroslavl international model un 2003

С 19 по 22 ноября 2003 года на базе Ярославского Государственного Университета им. П. Г. Демидова состоится II ярославская Международная Модель Организации Объединенных Наций

297.94kb.

10 10 2014
1 стр.