Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Методическая разработка занятия
Тема: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Развитие речи.



Предмет: Русский язык

Класс 5б СКК VII вида

Количество часов 1
Цель урока:

создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»



Задачи урока:

а) образовательные: сформировать навык написания сочинения по картине

научить описывать натюрморт (в частности натюрморт с

изображением цветов);

развивать умение строить сочинение-описание по

картине с использованием лексико-изобразительных

средств.
б) коррекционно-развивающие: коррекция восприятия, внимания, мышления

в) воспитательные воспитывать в ребёнке способность понимать прекрасное


Тип урока комбинированный

Методы по характеру

познавательной деятельности объяснительно – иллюстративный

репродуктивный

частично-поисковый



Оборудование: учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., проектор, слайды к уроку, натюрморт П. Кончаловского «Сирень в корзине», лист с заданиями
Структура урока


План проведения урока


Приёмы и формы работы

Ориентировочное время

  1. Оргмомент

Слово учителя


1 мин.

  1. Проверка домашнего задания

а) индивидуальное задание -

рассказ ученика о сирени

б) вопросо – ответная работа,

ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему?

в) чтение сочинения – миниатюры «Весенний сад после дождя»

г) вопросо – ответная работа

ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему?


3 мин.

3 мин.


  1. Подготовка к сочинению по картине




  1. Рассказ учителя о художнике

  2. Составление связного текста по опорным словам и словосочетаниям

  3. Лексико-орфографическая работа

  4. Составление сложного плана сочинения

  5. Беседа – обсуждение плана сочинения




3 мин.

5 мин.


5 мин.

5 мин.


5 мин.


  1. Устное описание картины

  1. Составление текста сочинения (устно)




7 мин.


  1. Домашнее задание




  1. Инструктаж домашнего задания




2 мин.




Ход урока.

I. Оргмомент.

Ребята, сегодня на уроке мы подготовимся к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». В конце урока вы должны по плану с использованием лексико-изобразительных средств описать картину известного русского художника.

II. Проверка домашнего задания



  1. Составить о сирени текст научного стиля (слайд)

Примерный текст о сирени.

Сирень — чрезвычайно выносливый кустарник. Сирень распространена в Юго-Восточной Европе (на Балканах и в Венгрии) и в Азии, преимущественно в Китае. Листья у сирени яйцевидные, цельные, опадающие на зиму. Цветы белые, лиловые или розовые. Цветы состоят из 4-ёх лепестков, которые собраны в метелки. Все виды сирени отличаются красивыми душистыми цветами. Цветёт сирень в конце мая – начале июня. Крупные соцветия сирени украшают весной сады, поэтому их так любят сажать у нас в России.
Прекрасная душистая сирень воспета многими поэтами и художниками. Мы читали стихотворение Всеволода Рождественского «Сирень». Сочинение – миниатюры «Сад после дождя» вы писали дома (показ слайда – текст стихотворения Вс. Рожденственского «Сирень»)


  1. Чтение сочинения – миниатюры «Весенний сад после дождя». Какого стиля получился текст?

Примерный текст сочинения.

Ударил гром. Сверкнула молния. Полил сильный дождь. Но вот гроза стихла. Луч солнца прошел сквозь клокастую тучу. В небе повисла радуга, а над крыльцом склонились тяжелые гроздья сирени. Весна… Так хорошо бежать по откосу в сад. В саду море душистой сирени. Она мокрая после дождя, и, если тронешь ветку, то капли польются дождём лепестковым.




  1. Что делает текст вашего сочинения художественным?

Наличие в тексте средств художественной выразительности: эпитет – душистая сирень, клокастая туча, метафоры – море сирени, лепестковый дождь.
III. Подготовка к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. Рассказ о художнике

На доске выведено: П.П. Кончаловский, живописец, Академия художеств в Париже, Академия художеств в Петербурге,1907 год, портреты, пейзажи, натюрморты, «Сирень в корзине», 1933 год, Москва, Третьяковская галерея.

Вы слушаете мой рассказ и смотрите слайды. Затем сами по опорным словам и словосочетаниям составляете рассказ о художнике.

Петр Петрович Кончаловский, русский живописец (слайд портрет хйдожника). Образование получил в Академии Жюльена в Париже и Академии художеств в Петербурге, которую он закончил в 1907 году. Кончаловский писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты.

П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы, говорил «что в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой – нибудь лесной чаще».

Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них: «Сирень», «Сирень у окна», «Сирень на столе»  (слайды натюрморты с изображением цветов)

Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат.

Одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, находится в Москве, в Третьяковской галерее (слайд картины).


  1. По опорным словам и словосочетаниям, записанным на доске, составьте связный рассказ о художнике.

Учащиеся получают заготовки отпечатанного текста с пропущенными словами и словосочетаниями, которые записаны на доске. Надо вставить в текст подходящие по смыслу слова и словосочетания.


  1. Лексико-орфографическая работа

Учащиеся получают заготовки словарно – орфографической работы. Это листы с отпечатанным текстом.
Какого цвета грозди сирени?
Вставьте пропущенную букву и дополните цветовую гамму : нежно - роз_вая, ж_мчужная, с_р_бристая, сказочно – пр_красная, г_лубая, разн_цветная…


  1. Описание картины

Чтобы описать картину, надо составить план.

Какие смысловые части составляют сочинение – описание?


Три части: Вступление

Основная часть

Заключение
(показ слайда - композиция сочинения)


  1. Обсуждение плана сочинения.

О чем расскажем во вступление?


Передо мной (каков жанр картины?)…П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»? Когда он её написал? Чем он известен?
Что войдёт во вторую часть?
Рассмотрите картину внимательно. Приступаем ко второй части сочинения.

-Какой фон картины? Почему?

-Что изображено на переднем плане?

-Какая сирень? А грозди её?

-Какие листья у сирени?

-Где стоит букет сирени?

-Как ты думаешь, кто нарвал и принёс букет?

-Какие чувства тебя охватывают, когда смотришь на картину?

-А какие предполагаете почувствовать запахи?
Когда вы ответите на эти вопросы, тогда и напишите вторую часть сочинения.
Чем закончить рассказ о картине?

О чём надо писать в третьей части?

Используйте конструкции типа: мне кажется…я ощущаю…слышу…вижу…

-Что же художник хотел прославить своей картиной?

-А что символизирует сирень (весна, щедрость, красота)?
Подумав немного, вы сможете написать заключительную часть

IV. Устное описание картины

Используя свои записи составьте устный рассказ по картины

П.П. Кончаловский – русский живописец. Писал пейзажи, натюрморты, портреты. П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них: «Сирень», «Сирень у окна», «Сирень на столе». Одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, находится в Москве, в Третьяковской галерее.

В центре картине на фоне стены деревенского дома изображён букет сирени. Цветы –звездочки собраны в метёлки. Верх букета украшают темно – красные грозди. В центре уютно расположились жемчужные и бледно – молочные цветы. Гармонично вписаны и ветви нежно – розовой и светло – лиловой сирени. Весь букет окаймляют изумрудные, вытянутые, цельные листья. Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистыми. Плетеная из ивовых прутиков корзина будто обнимает этот замечательный сиреневый букет.

Действительно, картина хороша! Мы не только видим прекрасную, свежую, влажную, только что срезанную сирень, но и чувствуем благоухающий сиреневый аромат. Эта картина дарит нам прекрасное настроение. Сирень – символ праздника, радости, весны. «В этом букете все цветёт, живёт и радуется», - писал сам Петр Петрович



  1. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.

Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

  1. Вставьте в текст слова и словосочетания, подходящие по смыслу, чтобы получился связный текст.

____________________________________________ - русский живописец . Образование получил в _____________________________________________________________________________________которую он закончил в___________________________. Кончаловский писал ____________________________________________________________________________________

Одна из лучших картин ____________________________________________, написанная в 1933 году, находится в Москве, ____________________________________________________________


  1. Лексико-орфографическая работа.

Вставьте пропущенную букву и дополните цветовую гамму : нежно - роз_вая, ж_мчужная, с_р_бристая, сказочно – пр_красная, г_лубая, разн_цветная…
План.

  1. _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы, говорил «что в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой – нибудь лесной чаще».
Выпишите в черновики такие словосочетания, которые, по вашему мнению, подходят для описания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Методическое обоснование урока




  1. Тема урока. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». Развитие речи.




  1. Цель урока:

создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Задачи урока:

а) образовательные: сформировать навык написания сочинения по картине

научить описывать натюрморт (в частности натюрморт с

изображением цветов);

развивать умение строить сочинение-описание по

картине с использованием лексико-изобразительных

средств.
б) коррекционно-развивающие: коррекция восприятия, внимания, мышления

в) воспитательные воспитывать в ребёнке способность понимать прекрасное




  1. Тип урока комбинированный

  2. Методы по характеру

познавательной деятельности объяснительно – иллюстративный

репродуктивный

частично-поисковый

по степени взаимодействия учителя и учащихся – беседа, самостоятельная работа

в зависимости от дидактических задач – подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала

по принципу расчленения или соединения знаний – синтетический, обобщающий



Структура урока


План проведения урока


Приёмы и формы работы

Ориентировочное время

  1. Оргмомент

Слово учителя


  1. мин.

  1. Проверка домашнего задания

Подготовка к восприятию

а) индивидуальное задание -

рассказ ученика о сирени

(метод- частично-поисковый)

б) вопросо – ответная работа,

ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему?

в) чтение сочинения – миниатюры «Весенний сад после дождя»

(метод- проблемный)

г) вопросо – ответная работа

ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему?




3 мин.

  1. мин.

  1. Подготовка к сочинению по картине




Объяснение

а) Рассказ учителя о художнике

б) Составление связного текста по опорным словам и словосочетаниям

(метод- репродуктивный)

в) Лексико-орфографическая работа

(метод - самостоятельная работа)

г) Составление сложного плана сочинения

(метод – объяснительно – иллюстративный)

д) Беседа – обсуждение плана сочинения


3 мин.

5 мин.


5 мин.

5 мин.


5 мин.


  1. Устное описание картины

а) Составление текста сочинения (устно)

(метод – синтетический)




7 мин.


  1. Домашнее задание




а) Инструктаж домашнего задания

2 мин.


Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Т. В. Ладыженской, М. Т. Баранова и др., проектор, слайды к уроку, натюрморт П. Кончаловского «Сирень в корзине», лист с заданиями

101.54kb.

10 10 2014
1 стр.


Сочинение-описание натюрморта П. П. Кончаловского «Сирень» 5 класс Цели урока: дать понятие натюрморта

Оборудование: репродукции натюрмортов П. П. Кончаловского «Сирень у окна», «Сирень в корзине» и др

80.94kb.

10 10 2014
1 стр.


Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С. А. Григорьева "Вратарь"
75.02kb.

06 10 2014
1 стр.


«Подготовка к сочинению по картине А. А. Рылова «Полевая рябинка»

Русский музей

55.95kb.

26 09 2014
1 стр.


Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (5 класс)

Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности

69.16kb.

02 10 2014
1 стр.


Подготовка к сочинению-описанию по картине В. М. Васнецова Алёнушка

Цели: Учить писать сочинения-описания. Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме. Проводить речевую подготовку учащихся с целью предупреждения речевых не

48.36kb.

29 09 2014
1 стр.


Разработка урока «Подготовка к сочинению части с егэ по русскому языку по тексту В. П. Астафьева
46.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»

Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создава

52.47kb.

16 12 2014
1 стр.