Перейти на главную страницу
Развитие речи.
создать оптимальные условия для эффективной подготовки к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
а) образовательные: сформировать навык написания сочинения по картине
научить описывать натюрморт (в частности натюрморт с
изображением цветов);
развивать умение строить сочинение-описание по
картине с использованием лексико-изобразительных
средств.
б) коррекционно-развивающие: коррекция восприятия, внимания, мышления
в) воспитательные воспитывать в ребёнке способность понимать прекрасное
познавательной деятельности объяснительно – иллюстративный
репродуктивный
частично-поисковый
План проведения урока |
Приёмы и формы работы |
Ориентировочное время |
|
Слово учителя |
1 мин. |
|
а) индивидуальное задание - рассказ ученика о сирени б) вопросо – ответная работа, ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему? в) чтение сочинения – миниатюры «Весенний сад после дождя» г) вопросо – ответная работа ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему?
|
3 мин. 3 мин.
|
|
|
3 мин. 5 мин.
5 мин. 5 мин.
5 мин. |
|
|
7 мин. |
|
|
2 мин. |
I. Оргмомент.
Ребята, сегодня на уроке мы подготовимся к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». В конце урока вы должны по плану с использованием лексико-изобразительных средств описать картину известного русского художника.
II. Проверка домашнего задания
Ударил гром. Сверкнула молния. Полил сильный дождь. Но вот гроза стихла. Луч солнца прошел сквозь клокастую тучу. В небе повисла радуга, а над крыльцом склонились тяжелые гроздья сирени. Весна… Так хорошо бежать по откосу в сад. В саду море душистой сирени. Она мокрая после дождя, и, если тронешь ветку, то капли польются дождём лепестковым.
На доске выведено: П.П. Кончаловский, живописец, Академия художеств в Париже, Академия художеств в Петербурге,1907 год, портреты, пейзажи, натюрморты, «Сирень в корзине», 1933 год, Москва, Третьяковская галерея.
Вы слушаете мой рассказ и смотрите слайды. Затем сами по опорным словам и словосочетаниям составляете рассказ о художнике.
Петр Петрович Кончаловский, русский живописец (слайд портрет хйдожника). Образование получил в Академии Жюльена в Париже и Академии художеств в Петербурге, которую он закончил в 1907 году. Кончаловский писал портреты, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты.
П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы, говорил «что в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой – нибудь лесной чаще».
Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них: «Сирень», «Сирень у окна», «Сирень на столе» (слайды натюрморты с изображением цветов)
Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат.
Одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, находится в Москве, в Третьяковской галерее (слайд картины).
Какие смысловые части составляют сочинение – описание?
Основная часть
Заключение
(показ слайда - композиция сочинения)
О чем расскажем во вступление?
-Какой фон картины? Почему?
-Что изображено на переднем плане?
-Какая сирень? А грозди её?
-Какие листья у сирени?
-Где стоит букет сирени?
-Как ты думаешь, кто нарвал и принёс букет?
-Какие чувства тебя охватывают, когда смотришь на картину?
-А какие предполагаете почувствовать запахи?
Когда вы ответите на эти вопросы, тогда и напишите вторую часть сочинения.
Чем закончить рассказ о картине?
О чём надо писать в третьей части?
Используйте конструкции типа: мне кажется…я ощущаю…слышу…вижу…
-Что же художник хотел прославить своей картиной?
-А что символизирует сирень (весна, щедрость, красота)?
Подумав немного, вы сможете написать заключительную часть
IV. Устное описание картины
Используя свои записи составьте устный рассказ по картины
П.П. Кончаловский – русский живописец. Писал пейзажи, натюрморты, портреты. П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Наиболее известные из них: «Сирень», «Сирень у окна», «Сирень на столе». Одна из лучших картин «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, находится в Москве, в Третьяковской галерее.
В центре картине на фоне стены деревенского дома изображён букет сирени. Цветы –звездочки собраны в метёлки. Верх букета украшают темно – красные грозди. В центре уютно расположились жемчужные и бледно – молочные цветы. Гармонично вписаны и ветви нежно – розовой и светло – лиловой сирени. Весь букет окаймляют изумрудные, вытянутые, цельные листья. Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистыми. Плетеная из ивовых прутиков корзина будто обнимает этот замечательный сиреневый букет.
Действительно, картина хороша! Мы не только видим прекрасную, свежую, влажную, только что срезанную сирень, но и чувствуем благоухающий сиреневый аромат. Эта картина дарит нам прекрасное настроение. Сирень – символ праздника, радости, весны. «В этом букете все цветёт, живёт и радуется», - писал сам Петр Петрович
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Методическое обоснование урока
а) образовательные: сформировать навык написания сочинения по картине
научить описывать натюрморт (в частности натюрморт с
изображением цветов);
развивать умение строить сочинение-описание по
картине с использованием лексико-изобразительных
средств.
б) коррекционно-развивающие: коррекция восприятия, внимания, мышления
в) воспитательные воспитывать в ребёнке способность понимать прекрасное
репродуктивный
частично-поисковый
по степени взаимодействия учителя и учащихся – беседа, самостоятельная работа
в зависимости от дидактических задач – подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала
по принципу расчленения или соединения знаний – синтетический, обобщающий
План проведения урока |
Приёмы и формы работы |
Ориентировочное время |
|
Слово учителя |
|
|
Подготовка к восприятию а) индивидуальное задание - рассказ ученика о сирени (метод- частично-поисковый) б) вопросо – ответная работа, ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему? в) чтение сочинения – миниатюры «Весенний сад после дождя» (метод- проблемный) г) вопросо – ответная работа ответ на вопрос: к какому стилю относится этот текст? Почему? |
3 мин.
|
|
Объяснение а) Рассказ учителя о художнике б) Составление связного текста по опорным словам и словосочетаниям (метод- репродуктивный) в) Лексико-орфографическая работа (метод - самостоятельная работа) г) Составление сложного плана сочинения (метод – объяснительно – иллюстративный) д) Беседа – обсуждение плана сочинения
|
3 мин. 5 мин.
5 мин. 5 мин.
5 мин. |
|
а) Составление текста сочинения (устно) (метод – синтетический) |
7 мин. |
|
а) Инструктаж домашнего задания |
2 мин. |
Т. В. Ладыженской, М. Т. Баранова и др., проектор, слайды к уроку, натюрморт П. Кончаловского «Сирень в корзине», лист с заданиями
10 10 2014
1 стр.
Оборудование: репродукции натюрмортов П. П. Кончаловского «Сирень у окна», «Сирень в корзине» и др
10 10 2014
1 стр.
06 10 2014
1 стр.
Русский музей
26 09 2014
1 стр.
Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности
02 10 2014
1 стр.
Цели: Учить писать сочинения-описания. Формировать умение строить текст в определённой композиционной форме. Проводить речевую подготовку учащихся с целью предупреждения речевых не
29 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Цели и задачи: углубление понятия о жанре портретного очерка; формирование умения использовать дополнительный материал при подготовке к домашнему сочинению; редактировать и создава
16 12 2014
1 стр.