Тема: Понятие жизнь. Общие признаки живого.
План лекции
-
Свойства живых систем.
-
Определение «жизнь».
Каждый организм, живущий на Земле, представляет систему, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет, ни одного такого, который бы относился бы только к живым организмам.
Пример: Ледник – способен к росту, подвижен, присутствует обмен веществ с окружающей средой, есть развитие, но нет воспроизведения себе подобных. Камень, упавший со скалы, распадается на массу мелких камней, подобных себе, но они не способны к росту. Не обладают раздражимостью и подвижностью. Поэтому, при описании живого организма, нужно учитывать все свойства живого. В связи с тем, что четкого понятия «жизнь» не существует, то рассмотрим признаки, отличающие живое от неживого.
Критерии (признаки живого)
Критерий
|
Характеристика
|
1.Сложность и высокая степень организации живых существ
|
Примером может служить строение клетки или строение сложного, многоклеточного организма (например, организма млекопитающего).
Клетки – ткани - органы – системы органов - организм
|
2.Единство химического состава
|
В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение элементов живого отличается от неживого (98% химического состава приходится на четыре элемента: С, О, N, H).
|
3.Обмен веществ и превращение энергии
|
Для живых организмов характерна совокупность процессов дыхания, питания, выделения, посредством которых они получают из внешней среды необходимые вещества и энергию, преобразуют и накапливают их в организме, выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности.
|
4.Самовоспроизведение (репродукция)
|
Всё живое способно к самовоспроизведению. Размножение связано с процессом передачи наследственной информации и является самым характерным признаком живого. Осуществляется на всех уровнях жизни (репликация ДНК, деление митохондрий и хлоропластов, клеточное деление, бесполое и половое размножение организмов и т.д.). В основе лежат реакции матричного синтеза, т. е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК.
|
5.Наследственность
|
Заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Она обусловлена стабильностью, т.е. постоянством строения молекул ДНК.
|
6.Изменчивость
|
Способность организмов приобретать новые признаки и свойства. Изменчивость создаёт разнообразный исходный материал для естественного отбора, т.е. отбора наиболее приспособленных особей к конкретным условиям существования в природных условиях, что в свою очередь приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.
|
7.Рост
|
Рост – это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост организма сопровождается увеличением размера клеток и увеличением числа самих клеток. Часто эти процессы наблюдаются одновременно.
|
8.Раздражимость
|
В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на изменение внешней и внутренней среды. Реакция многоклеточных животных на раздражение осуществляется через посредство нервной системы и называется рефлексом. Организмы, не имеющие нервной системы (простейшие, растения) лишены рефлексов. Их реакции, выражающиеся в изменении характера движения или роста, называют таксисами или тропизмами, прибавляя для их обозначения название раздражителя.
|
9.Дискретность
|
Живые тела (подобно молекуле, состоящей из атомов, и атомам, состоящим из элементарных частиц) состоят из отдельных, обособленных, но связанных и взаимодействующих между собой частей (систем органов, органов, тканей, клеток органоидов), образующих структурно-функциональное целое – организм. Организмы входят в надорганизменные биологические системы (популяции, экосистемы, биосферу), также построенные по принципу дискретности, но взаимосвязанные и способные к саморегуляции.
|
10.Развитие
|
Развитие – необратимое и направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Развитие живого представлено онтогенезом (индивидуальным развитием) и филогенезом (историческое развитие). В процессе онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов, и осуществляется рост. Результатом филогенеза является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле.
|
11.Ритмичность
|
Это свойство присуще как живой, так неживой природе. Обусловлено оно различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг солнца, сменой времён года и т.д. В биологии под ритмичностью понимают периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (от нескольких секунд до года и столетия). Например, суточные ритмы сна и бодрствования у человека и т.д.
|
12.Энергозависимость
|
Живые тела представляют собой «открытые» для поступления энергии системы. Они существуют до тех пор, пока в них поступают энергия и материя в виде пищи из окружающей среды. В отличие от объектов неживой природы живые организмы отграничены от окружающей среды оболочками (наружная мембрана у одноклеточных, покровная ткань у многоклеточных).
|
2.Определение «жизнь».
Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход — определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь не возможна.
Жизнь можно определить, как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры.
Согласно взглядам одного из основоположников танатологии (наука о смерти М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.
С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, "неживым" объектам вселенной, и направлен на уменьшение всеобщей энтропии.
Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».
Тест по теме: «Биология как наука, её достижения, методы исследования, связи с другими науками. Признаки и свойства живого, основные уровни организации живой природы».
Задания уровня А
При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа.
|
А 1. Предметом изучения общей биологии является:
-
Строение и функции организма
-
Природные явления
-
Закономерности развития и функционирования живых систем
-
Строение и функции растений и животных
А 2. Наиболее правильно следующее из утверждений:
-
Только живые системы построены из сложных молекул
-
Все живые системы обладают высокой степенью организации
-
Живые системы отличаются от неживых составом химических элементов
-
В неживой природе не встречается высокая сложность организации системы
А 3. Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации, является:
-
Биосферный
-
Молекулярный
-
Организменный
-
Клеточный
А 4. Высшим уровнем организации жизни является:
-
Биосферный
-
Биогеоценотический
-
Популяционно-видовой
-
Организменный
А 5. Основным научным методом исследования в самый ранний период развития биологии был:
-
Экспериментальный
-
Микроскопия
-
Сравнительно-исторический
-
Метод наблюдения и описания объектов
А 6. Какое из приведённых утверждений наиболее правильно:
-
Все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации
-
Все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ
-
Все организмы одинаково реагируют на окружающую среду
-
Все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации
А 7. Живые системы считаются открытыми потому, что они:
-
Построены из тех же химических элементов, что и неживые системы
-
Обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой
-
Обладают способностью к адаптациям
-
Способны размножаться
А 8. Уровень жизни, на котором начинают проявляться межвидовые отношения, называется:
-
биогеоценотическим
-
популяционно-видовым
-
организменным
-
биосферным
А 9. Общим для всех уровней организации жизни свойством является:
-
сложность строения биологической системы
-
проявление закономерностей, действующих на каждом уровне
-
однородность элементов, составляющих систему
-
сходство качеств, которыми обладают разные системы
А 10. Первым надорганизменным уровнем считается:
-
Биосферный
-
Биогеоценотический
-
Популяционно-видовой
-
Организменный
А 11. Факт сезонной линьки у животных установлен:
-
Экспериментально
-
Методом наблюдения
-
Сравнительно-историческим методом
-
Методом моделирования объекта
А 12. Изучения закономерностей появления и развития видов выясняется с помощью метода:
-
Наблюдения
-
Экспериментального
-
Моделирования
-
Исторического
Задания уровня В
Выберите несколько верных ответов из шести.
Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
|
В 1. Выберите три научные области, в которых основным методом является микроскопический.
А) Цитогенетика
Б) Гистология
В) Изучение родословных
Д) Микробиология
Е) Бионика
Ж) биохимия
В 2. Выберите только всеобщие свойства живых систем.
А) способность к фотосинтезу
Б) теплокровность
В) обмен веществ
Г) эукариотический тип строения клетки
Д) наследственность
Е) раздражимость.
Задания уровня С
Дайте краткий или полный (развернутый) ответ.
|
С 1. Что общего между всеми уровнями организации жизни?
С 2. Докажите, что клетка является целостной системой.
С 3.В чём заключается различие между такими свойствами жизни, как самовоспроизведение и развитие?