Перейти на главную страницу
знаками препинания в сложноподчинённом предложении и его месте;
развивать логическое мышление, связную речь учащихся;
прививать навыки хорошей и правильной речи.
средства связи в сложноподчиненном предложении
составление схем к предложениям
Развивающая: развивать логическое мышление;
Связную речь при ответах.
Воспитательная: совершенствовать навыки хорошей речи;
В школе проходит неделя письменности.
Изучение нового материала
Работа в группах
Группа 1
Задание: дайте определение сложноподчинённого предложения,
рассмотрев данные предложения и ответив на вопросы:
равноправны ли эти предложения по смыслу?
с помощью каких подчинительных союзов и союзных слов соединяются части сложного предложения
Это и есть сложноподчинённое предложение.
Ответ начните так: сложноподчинённое предложение состоит ……………..
Сделано все, чтобы я мог работать.
Дом, который мы построили, был на берегу моря.
Он помнил, что долг превыше всего.
Где земля оттаяла, появились первые цветы.
Речь не может быть хорошей, если она лишена содержания.
Хотя дожди и прекратились, погода была ненастная.
Учитель: какое из предложение карточки имеет отношение к данному эпиграфу?
Группа 2
Задание: рассмотрите данные предложения и скажите:
имеет ли главное предложение указательные слова и
какие?
запишите на доске выделенное предложение и отдельно
Дом стоял у того тополя, который был выше остальных.
Не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.
Она говорила так, что её было интересно слушать
Я не тот, кого вы ждали.
Голоса доносились оттуда, где горел костер.
Группа 3
Задание: * рассмотрите данные предложения и определите место
придаточной части;
* составьте схемы данных предложений, обозначив главное
предложение [ ], а придаточное ( ).
Речь не может быть хорошей, если она лишена содержания.
Когда человек умеет хорошо говорить, его хорошо и слушать.
Слова, которые мы используем в речи, - это строительный материал для предложения.
Группа 4
Задание: * запишите данные предложения на доске и составьте схемы
данных предложений ;
* сформулируйте основную мысль данных предложений,
выбрав её в определенном порядке из приведенных
предложений.
1. Многие считают, что во все времена богатство языка и ораторское
искусство шли рядом.
2. Когда говоришь, употребляй правильное произношение слов.
3. Слова, которые ты используешь в речи, - это строительный
материал предложения.
« Метод микрофона»
Что называется сложноподчиненным предложением7
Как соединяется придаточная часть и главная?
Где может находиться придаточная часть по отношению к главной?
Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?
красоте речи.
5. Хотя - С. 6. Где - С. 7. Чтобы - С.
Союзные слова: который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему.
менять.
учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки;
развивать логическое мышление, связную речь;
совершенствовать навыки в составлении устного высказывания
на заданную тему;
прививать любовь к жизни, желание приносить пользу
окружающим.
Оборудование: карточки, грамзапись
Ход урока
І. Мотивация учебной деятельности
Учитель: запишите число, классная работа. Тема урока
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Э п и г р а ф
Жизнь – нескончаемый экзамен
( народная мудрость )
Задание: сформулируйте задачи урока.
Обучающая: - изучить сложноподчиненные предложения с
придаточными изъяснительными;
- совершенствовать навыки разбора СПП с
придаточными изъяснительными;
- выучить союзы и союзные слова, с помощью
которых придаточные изъяснительные
соединяются с главным предложением;
- совершенствовать пунктуационные навыки.
Развивающая: развивать логическое мышление и связную речь.
- Прививать вам любовь к жизни, составной частью которой есть трудолюбие и целеустремленность, желание приносить пользу окружающим.
2.1. Работа в малых группах
( учащиеся садятся в группы по 5 человек )
Группа 1.
Задание: проанализировать данные предложения и ответить:
а) от какого слова в главном предложении ставится вопрос?
Что выражают эти слова?
б) на какой вопрос отвечает придаточная часть;
Это и есть СПП с придаточными изъяснительными.
Докладчик - ……………….
П р и б л и з и т е л ь н ы й о т в е т: проанализировав данные предложения, мы пришли к выводу, что 1) в главном предложении вопрос ставится от сказуемого, выраженного глаголом или другой частью речи ( сущ., прилаг.), 2) сказуемые имеют значение мысли, речи, чувства, 3) придаточная часть отвечает на вопросы падежей ( что? Чего? Чему? в чем?) .
В ы в о д: таким образом, мы рассмотрели сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
( * С помощью маркера ученик подчеркивает сказуемое, ставит стрелки и надписывает вопросы
* Учащиеся записывают первое предложение ).
Задание: * запишите предложения на доске.
* укажите место придаточного изъяснительного предложения;
Докладчик - ………………..
Н: 1. ( Кто хочет чего-то добиться), тот должен к этому стремиться.
2. Недаром говорится, (что дело мастера боится).
3. Твердая вера в то, (что рядом друзья), поддерживала меня в трудные
минуты.
В предложении ………..придаточное в конце; а в предложении ……… придаточное в средине.
Таким образом, придаточные изъяснительные могут быть в начале, в конце и в средине предложения
( учащиеся записывают предложения)
уверенно и тогда трудности отступят перед тобой. Один в поле не
воин, надо иметь в жизни настоящих друзей.
( по содержанию предложений)
Омара Хайяма
Много лет размышлял я над жизнью земной
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно! –
Вот последняя правда, открытая мной.
Задание: * с помощью каких союзов и союзных слов присоединяются
придаточные изъяснительные к главному предложению;
* какой знак ставится перед союзом или союзным словом?
2. Я хочу, чтобы мы поехали в лес.
3. Говорили, будто его видели в городе.
4. Я знаю, как он любит жизнь.
5. Я не знаю, буду ли дома вечером.
6. Кто владеет хорошей речью, того хорошо и слушать.
( учащиеся записывают предложения)
Вывод: придаточные изъяснительные присоединяются к поясняемому
слову тремя способами:
а) при помощи союзов что, как, будто, чтобы; ( 1 – 4 )
б) при помощи союзных слов, например, кто ( 6)
в) при помощи частицы ли. ( 5 )
1. Я заметил, что на деревьях уже облетела листва.
2. Дети чувствуют, кто их любит.
3. Задумал я узнать, прекрасна ли земля.
По-моему, слова Энштейна и Булата Окуджавы имеют отношение к нашей воспитательной задаче урока. Зачитайте их.
(Учащиеся зачитывают)
Задание: выпишите из 6 и 7 абзаца СПП с придаточными изъяснительными
и составьте к ним схемы.
( работает 2 ученика)
Задание: составить устное высказывание до 12 предложений на тему эпиграфа « Жизнь – нескончаемый экзамен», используя СПП с придаточными изъяснительными.
3.3. Творческая работа
Задание № 1: замените простые предложения сложноподчиненными, употребив придаточные изъяснительные. Расставьте знаки препинания.
Образец: Брат рассказал о своем путешествии по Чёрному морю.- Брат рассказал, как он путешествовал по Чёрному морю.
1. Скоро мы убедились,……….. .
2. Только теперь он заметил,
3. Мне известно, …………
Вариант А.
Жизнь…Кто-то скажет, что она долгая. Другой возразит, что она коротка. Я считаю, что жизнь должна быть наполнена смыслом , независимо от её продолжительности. Надо жить так, чтобы не грызла совесть, чтобы приносить пользу людям и родным. Кто не верит в свои силы, тот слабый и беспомощный. Таким тяжело в жизни. Надо помнить, что жизнь – это борьба. Побеждает в этой борьбе лишь тот, кто умеет бороться.
Вариант Б.
Жизнь – это нескончаемый экзамен на прочность и выносливость. Она дается нам на счастливые и несчастливые дни, на радость и испытание. И этот экзамен надо сдать достойно. Дорога жизни всегда извилистая. Она состоит из белых и черных полос. Вера в то, что рядом настоящие друзья, родные, всегда придает новые силы. Кто хочет чего-то добиться, тот должен к этому стремиться. Я верю, что целеустремленный человек , никогда не останавливается на достигнутом. Мне нравятся строки из песни: « Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно!»
( Грамзапись песни « Призрачно все в этом мире бушующем»)
Найдите в 7 абзаце сложное предложение,
построенное по данной схеме и запишите ещё одну
схему:
Тема: сложноподчинённые предложения с придаточными места и
времени
Цель: ознакомить учащихся из сложноподчинёнными предложениями с
разбора сложноподчинённого предложения и составления их
схем ;совершенствовать пунктуационные навыки;
развивать логическое мышление, связную речь;
прививать интерес к искусству: живописи, поэзии и музыке.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: аудиозапись, иллюстрации
Ход урока
І. Мотивация учебной деятельности
Учитель: запишите число, классная работа. Тема урока
Сложноподчинённые предложения с придаточными места,
времени
Эпиграф урока.
поэзия – это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи
Сформулируйте задачи урока ( рассмотреть ……….; отрабатывать навыки разбора……; совершенствовать пунктуационные навыки; развивать ………. )
Учитель: Исходя из эпиграфа , сообщаю воспитательную цель урока.
Прививать вам интерес к искусству, ибо Живопись, Музыка и
Поэзия – это три сестры, которые не могут жить друг без
друга. Предложения, с которыми мы будем работать, будут
связаны с искусством Слова, так как во все времена
богатство языка и ораторское искусство шли рядом.
ІІ. Изучение нового материала
2.1. Работа в малых группах
Учитель: каждая группа получает задание и лист контроля. На
рассмотрение задания отводится 5 мин. Для примера
записывайте стихотворные строки
Группа 1
Задание: * проанализируйте предложения и ответьте на вопросы :
Что обозначают придаточные предложения места и времени?
На какой вопрос отвечают придаточные места и времени?
С. Кривонос
3. Там, где юно полыхнет трава, Где?
Раннею, бурлящею весною
Оживут подснежники-слова.
С. Кривонос
4. Не засыпай старого колодца, пока не готов новый. До каких пор?
5. Когда наступили холода, реки покрылись льдом. Когда?
6. Обиды так легко простить, Когда?
Когда мгновенье до рассвета.
О.Фоменко (39)
7. И повседневная усталость
Покажется нелепой и смешной, Когда?
Когда мы остаемся за чертой.
О.Фоменко (60)
( О т в е т: придаточные места обозначают место действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы: где? Куда? Откуда?
Придаточные времени обозначают время действия того , о чем говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?)
Группа № 2
Задание: * Назовите средства связи, при помощи которых
придаточные места и времени присоединяются к
главному.
Есть ли в главном предложении указательные слова?
( С. Кривонос)
( С. Кривонос)
Задание: * Укажите место придаточного предложения места и
времени
2. Когда наступили холода, реки покрылись льдом.
( Ответ: Рассмотрев предложения, мы пришли к выводу, что придаточные места и времени могут находиться в начале, в средине и в конце предложения. Например: ( читается 1 – е предложение) В этом предложении придаточное места – где есть красота- находится в средине предложения, но оно может быть и в начале предложения. Например: Где есть красота, меньше черствых и злых. Придаточное места может быть и в конце предложения. Например: Меньше черствых и злых там, где есть красота.
Схема предложения такова:
Задание: * проанализируйте сходные предложения и скажите ,
почему по-разному ставится запятая между главной
и придаточной частью
* составьте аналогичное предложение, используя
союз с тех пор как
После того как пожелтели берёзы, роща стояла золотой.
После того, как пожелтели берёзы, роща стояла золотой.
( Ответ: В союзах после того как, с тех пор как, в то время как постановка запятой зависит от логического ударения. Если логическое ударение падает на первую часть союза, то она относится к главному предложению и запятая ставится перед союзом как. Аналогичное предложение…..)
После того как отдохнули, ребята пошли в лес за ягодами.
(записать )
После того, как отдохнули, ребята пошли в лес за ягодами. ( устно)
Речевая линия ( Учащиеся составляют высказывание об искусстве, используя придаточные предложения места и времени)
Работа с классом
Задание: составить по картине И. Левитана « Золотая осень»
придаточные предложения места и времени
Куда ни посмотришь, стоят стройные березки.
Вдоль рощи, где протекала река, уже пожелтела трава.
Когда смотришь на небо, видишь плывущие облака.
Учитель: Глядя на картину Левитана, как не вспомнить слова
И. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
На фоне музыкального сопровождения речевая линия
Прослушивание устных высказываний
Вариант А
Живопись… Когда к ней присмотреться, то можно увидеть неиссякаемый источник красок, чувств, настроений. Не каждому дано видеть живопись. Едва соприкоснувшись с ней, ты навсегда входишь в храм красоты. Есть ещё один вид искусства, созвучный живописи, - это поэзия. Каждое слово – это музыка, гамма красок. Где поэзия, там звуки, радующие слух. Где живопись, там поэзия, радующая взгляд. Живопись и поэзия – это союз красок и звуков, находящихся в гармонии.
Вариант Б.
Поэзия и живопись – удивительные страны искусства. С тех пор, как люди приоткрыли занавес в мир прекрасного, их мировоззрение стало богаче. Когда соприкасаешься с живописью, поэзией, то черпаешь силы и вдохновенье. Где есть прекрасное, там бьёт ключом жизнь. Увидеть и услышать в искусстве - означает не только понять, но и прочувствовать. Когда способен чувствовать прекрасное, - значит владеешь великим даром человека. Если умеешь понимать искусство, то становишься богаче, добрее, умнее.
Учитель: Ребята! Научитесь видеть в живописи, поэзии, музыке
прекрасное. Произведения искусства должны волновать
вас, потрясать ваш внутренний мир.
Работа по карточкам
Задание: списать и составить схему предложения.
Обиды так легко простить,
Когда мгновенье до рассвета.
О. Фоменко
В давке, в толпе, где чужие лица,
Не затеряться бы, не раствориться.
О.Фоменко
Творческая работа
Задание: Перестройте предложение так, чтобы оно было с
придаточным места.
Образец: Мы вернулись домой с наступлением сумерек. – Когда мы
вернулись домой, наступили сумерки.
Мы отправились в путь с восходом солнца. С наступлением ночи воздух становится прохладней. Солнце поднимается над лугами и с трав исчезает роса.
Итог урока
« Метод микрофона»
Какую тему изучали?
На какие вопросы отвечают придаточные места? ( времени?)
С помощью каких союзных слов присоединяются придаточные места?
Где может находиться придаточное места и времени?
Домашнее задание: запишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточными места в такой последовательности: 1) придаточное предшествует главному;
2) придаточное находится в середине главного; 3) придаточное следует за главным.
определительными, обучать навыкам работы над данным типом
предложений, учить составлять схемы предложений;
развивать логическое мышление, связную речь, обогащать словарный запас.
прививать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.
Ход урока
І. Организационный момент. Оформление классной работы.
Э п и г р а ф
Своя земля и в горсти мила
( Народная мудрость)
ІІ. Мотивация учебной деятельности
2.1. Учащиеся определяют задачи урока
Обучающая: дать понятие о сложноподчиненном предложении с
придаточными определительными,
обучать навыкам работы над данным типом предложений,
учить составлять схемы предложений;
Развивающая: развивать логическое мышление, связную речь, обогащать
словарный запас.
Воспитательная: прививать чувство прекрасного, бережного отношение
к природе.
ІІІ. Изучение нового материала
Работа в группах
Группа 1
Задание: * на какой вопрос отвечает придаточная часть?
какой часть речи выражено слово от которого вы ставите вопрос в
главном предложении?
Это и есть сложноподчиненное предложение с придаточными
определительными
На берегу рос могучий дуб, который был ветхий и старый.
Березовая роща, которую осветило солнце, переливалась разноцветными листьями.
Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
Выпал снег, который быстро растаял.
Учитель: какой теме посвящены эти предложения?
Что мы включаем в понятие « природа»?
Группа № 2
Задание: * с помощью каких союзных слов прикрепляется придаточное
предложение к главному?
имеет ли главное предложение указательное слово?
Наступил вечер, который был теплый и тихий.
Под вечер мы вышли на ту поляну, где рос огромный дуб.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Группа № 3
Задание: * определите место придаточного определительного и
расскажите о знаках препинания.
дыханием осени.
В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно.
Вода, которая стояла в ведре, покрылась тонкой коркой льда.
* еще раз напомните классу, союзные слова и знаки препинания
в сложноподчиненное предложение с придаточными
определительными
Золотая луна стояла над садом, откуда веяло прохладой и ароматом.
По небу, где бежали облака, расстилалась нежная голубизна.
Учитель: как предложения о природе, которые мы записали ,соотносятся
с эпиграфом урока?
Игру, ………….., пришлось отменить.
У стадиона, …………………., было особенно оживленно.
Лес, …………………., был совсем недалеко.
препинания.
Слова, которые мы используем в речи, это строительный материал для предложения
15 09 2014
1 стр.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс
15 10 2014
1 стр.
Синкретизм придаточного предложения играет важную роль в сложноподчиненном предложении (спп), так как придаточное предложение может стать выразителем признака сложноподчиненного пр
10 10 2014
1 стр.
Подвести детей к восприятию предлога как части речи. Выяснить его роль в предложении
01 10 2014
1 стр.
Цели и задачи: воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; развивать интерес к родному языку; наблюдение над тем
11 10 2014
1 стр.
Понятие о звуковом строе языка. Понятие о фонеме. Понятие о произ- носительной норме
15 12 2014
1 стр.
Понятие «эгоцентризм» имеет в своем составе два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру
17 12 2014
1 стр.
Упражнение Найдите в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Переведите на русский язык
03 09 2014
1 стр.