Перейти на главную страницу
Данный документ характеризует базовые принципы, основания и методологию стратегии развития отрасли культуры в Томской области (далее Стратегия).
1.1. Постановка стратегических целей и приоритетов развития отрасли культуры базируется на следующих основаниях:
- задачах социально-экономического и культурного развития Российской Федерации, обозначенных в программных документах федеральных органов государственной власти;
- приоритетных направлениях социально-экономического развития Томской области, сформулированных в ключевых документах региональных властей;
- анализе актуальных проблем и стратегических возможностей развития отрасли культуры Томской области;
- тенденциях социокультурной динамики в глобализирующемся мире.
1.2. В основу Стратегии положены основные принципы:
1.3. Положения стратегии развития культуры в Томской области исходят из стратегического видения, определенного в Стратегии развития Томской области, согласно которому «главной и безусловной целью Администрации является повышение уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни на территории Томской области». Стратегическая доктрина развития Томской области декларирует, что «Томская область — одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей». В соответствии с этими установками, наличие доступных и качественных культурных благ, без которых невозможны самореализация и раскрытие творческого потенциала человека, рассматривается как неотъемлемый элемент качества жизни населения инновационного региона.
1.5. Разработка Стратегии осуществлялась силами ведущих специалистов отрасли (объединенных в рабочие группы по направлениям) и приглашенных экспертов. Основу методологии составили базовые инструменты стратегического планирования (SWOT и PEST анализ, сравнительный анализ). Стратегия рассматривается не как линейный процесс последовательных действий, а как формирование «горизонта возможностей», которые используются и реализуются в конкретных условиях и исходя из конкретных обстоятельств для решения основных проблем отрасли и достижения приоритетных целей развития. Хронологическая структура стратегии может варьироваться исходя из тактических соображений.
1.6. Стратегия призвана стать инструментом развития отрасли и сделать в этом направлении новый качественный шаг, сохраняя и преумножая те достижения в решительном создании качественно новой отрасли культуры, которые были сделаны в 1970-80-х годах, решая те непростые проблемы, которые накопились в отрасли за прошедшие два десятилетия адаптации к новым реалиям современной России. Вместе с обществом и структурами государственной власти региона сфера культуры и искусства должна достойно выйти на новый исторический этап социально-экономического развития Томской области.
1.7. Томская область обладает значительным и уникальным культурным потенциалом, который может напрямую или опосредованно эффективно использоваться во многих сферах: науке, образовании, туризме, рекреационной деятельности, межрегиональных и международных контактах. В настоящее время этот потенциал (культурные ресурсы) практически не превращается в культурный капитал, слабо интегрирован в происходящие на территории области экономические и социальные процессы, в незначительной степени работает на инновационное развитие региона.
1.8. Сегодня в Томской области сложилась уникальная ситуация для нового решительного шага в развитии территории, выгодно отличающая регион от других субъектов РФ:
1.9. В условиях глубоких структурных преобразований в экономике и общественной жизни в целом, культура может стать одним из значимых социальных институтов, комплексно влияющих на процесс создания и внедрения нововведений:
1.10. В Стратегии культура рассматривается как фактор регионального развития исходя их понимания необходимости того, что последовательная и стратегически продуманная культурная политика государства является очевидным фактом социально-экономического развития современных обществ.
1.11. В частности, послевоенная модернизация политических и экономических систем в Европе и СССР, рост влияния международного культурного сотрудничества показали, что ответственная политика в сфере культуры, обеспечение культурных прав граждан как неотъемлемых прав человека и гражданина являются важнейшим компонентом общественного благополучия и стабильности. В XXI веке уже не вызывает сомнения тот факт, что именно гуманитарная сфера и ее основа – культура, искусство, наука, образование – обеспечивают необходимые и достаточные условия для реализации творческого инновационного потенциала человека. Стагнация и маргинализация сферы культуры будут давать негативный эффект и тормозить инновационные процессы. Почему?
1.12. Политика, опирающаяся на «маркетинг мест» (Ф. Котлер), исходит из многократно практически оправданной предпосылки, что особенности конкретного региона или города могут привлечь, а могут и отпугнуть инвесторов, деловые круги, туристов, да и самих жителей этого места. Культура выступает одним из основных факторов привлекательности для образованных людей, носителей талантов и знаний, которым не безразлично, в какой среде они живут, работают и воспитывают детей. Интересная культурная жизнь – в форме оригинальных учреждений культуры, фестивалей или иных достопримечательностей – притягивает ресурсы и человеческий капитал, поскольку воспринимается как существенный аспект качества жизни.
1.13. «Креативный класс» (Р.Флорида) - основа рабочей силы инновационного производства – стремится жить и работать там, где социальная и культурная среда способствует комфортной и интересной жизни. Он рассматривает культуру как обязательный компонент для творческой инновационной работы. Игнорировать качество культурной среды означает игнорировать интересы основных субъектов инновационной экономики. Современные исследования показывают (в частности, работы московского Института экономики города), что культурная идентичность, наличие культурных брендов постоянно находятся в центре внимания стратегий развития, поскольку представляют принципиальный инструмент в конкурентной борьбе городов и регионов за привлечение и эффективное использование качественного человеческого капитала.
1.14. Широко известен пример Европейского союза, который активно поощряет масштабные культурные проекты в рамках конкурса «Культурная столица». Как национальные правительства изыскивают возможности для культурного преобразования промышленных городов и регионов, превращая их в центры культурной и деловой жизни (Глазго, Бильбао, Ливерпуль, Линц и др.). Создается новое поколение культурных институтов – многофункциональных центров, ориентированных на сервисы гостеприимства, делового общения, фестивальной жизни и творческих экспериментов. Кроме того, культура и культурное многообразие являются естественными механизмами толерантного сосуществования представителей различных конфессиональных, этнических и национальных групп. Это столь же важно для поликультурного пространства Европы, как и для поликультурного пространства конкретного российского региона.
1.15. С точки зрения стратегии культурной политики, органам власти, ответственным за ее реализацию, приходится искать компромиссы в стратегических дилеммах развития (этой позиции придерживаются авторитетные консультанты Евросоюза по культурному развитию Ч. Лэндри, Ф. Матарассо):
- пониманием культуры как сферы производства определенных благ (продуктов, услуг) и культурой как укладом жизни различных групп населения;
- самодостаточностью (автономией) профессиональной художественной жизни и использованием культуры как инструмента общественного развития;
- благим и вредоносным употреблением культурной продукции;
- активным участием общественности и доминированием профессионального подхода к управлению культурой;
- прямой государственной поддержкой и рыночной саморегуляцией в сфере культуры;
- ориентацией на местного «культурного гражданина» и привлечением международного интереса;
- приоритетностью национальных ценностей и интеграцией в мировой культурный процесс.
1.16. Российский опыт показывает, что политика региональных властей активно выходит на уровень стратегического культурного развития. Например, систематическая работа ведется в Приволжском федеральном округе, начало которой было положено конкурсом «Культурная столица Поволжья». Масштабную стратегию приняли к исполнению власти Пермского края («Пермь – культурная столица России»), борясь за сохранение и привлечение креативных ресурсов в регионе. Пермяки создают культурные институты и форматы культурной жизни нового типа, рассчитывая на потребности местного населения, туристов, субъектов региональной экономики. Правительство Красноярского края утвердило основные направления стратегии культурной политики, поставив целью до 2020 года формирование единого социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив как основы устойчивого и динамичного развития края. Создание и продвижение культурных брендов региона стало стратегической задачей развития в Омской области. Давно и успешно подобная работа ведется в Карелии, Архангельске, регионах Золотого кольца. Серьезные решения приняты властями Новосибирской области.
1.17. Перспективы стратегического развития Томской области связаны с ориентацией региона на инновационную экономику. В этом специфика региона, диктующая выбор ориентиров для стратегии развития сферы культуры: культурная жизнь областного центра и области в целом должна идти в фарватере основных тенденций социально-экономического развития и ни в коем случае не остаться на обочине инновационной динамики. Кроме того, Томск как город-форум просто не имеет права не работать над культурной привлекательностью территории для гостей и тех, кто хотел бы здесь жить и работать. Отрасль культуры должна искать новые пути интеграции в социально-экономические процессы регионального развития.
1.18. Исходя из сказанного выше, «культура» трактуется в Стратегии как:
а) формирование и поддержка духовных ценностей нации и местных сообществ (уровень ценностей);
в) образ жизни, повседневный уклад, отношения и традиции различных групп населения, разделяющих общее социокультурное пространство, связанные с языком, родом деятельности, этнической и географической принадлежностью, способами самовыражения и самореализации, возрастными и другими особенностями людей (социальный уровень);
с) производство и потребление культурных благ – продуктов и услуг, связанное с деятельностью специализированных организаций и учреждений художественно-эстетического профиля, а также различных инициативных групп и индивидуальных производителей (уровень культурного производства);
d) артефакты, материальные объекты, включенные в контексты а), в) и с) (уровень материальной культуры).
Эти аспекты культуры взаимосвязаны и служат важнейшим фактором социально-экономического развития региона.
Данный документ характеризует базовые принципы, основания и методологию стратегии развития отрасли культуры в Томской области
11 10 2014
1 стр.
Характеристика лесных ресурсов (сырьевой баланс) и направления их эффективного промышленного использования 20
15 09 2014
16 стр.
Пояснительная записка к расчету экономической эффективности от внедрения энергосберегающих мероприятий в учреждениях культуры г. Москвы. Общие положения
06 10 2014
3 стр.
Стратегии развития системы образования города Архангельска на период до 2020 года
07 10 2014
7 стр.
Законе Томской области от 11 ноября 2005 года №197-оз «О бюджетном процессе в Томской области», Законе Томской области от 14 августа 2007 года №170-оз «О межбюджетных отношениях в
05 09 2014
5 стр.
Обеспечение молодёжной политики в области культуры, искусства и художественного образования
13 10 2014
1 стр.
Выписка из распоряжения администрации томской отбласти от 06. 08. 2012 №708-ра «о результатах конкурса на соискание премии томской области в сфере образования, науки, здравоохранен
15 09 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.