Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 15страница 16




Стратегия развития лесной отрасли Томской области на период до 2020 года








ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ



ТОМСК

20.11.2011






СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Оглавление

1.Цели и задачи Стратегии. 3

2.Оценка потенциала и современной ситуации в лесном комплексе Томской области. 11

2.1. Лесоресурсный потенциал ЛПК области. 11

2.2. Лесоэксплуатационное зонирование Томской области. 12

4. Основные проблемы Томской области в развитии лесной отрасли. 19

5. Характеристика лесных ресурсов (сырьевой баланс) и направления их эффективного промышленного использования 20

6. Прогноз объёмов заготовки древесины 26

7. Предлагаемые направления вывозки древесины и объемы перевозок по основным транспортным путям. 26

8. Прогноз объёмов лесопереработки 29

9. Основные мероприятия, обеспечивающие реализацию Стратегии 31

9.1.Проведение лесоустройства 31

9.2.Организация производств 32

9.3. Развитие инженерной инфраструктуры 38

9.4.Развитие инфраструктуры транспорта леса 39

9.5..Подготовка кадров 40

9.6. Привлечение инвестиций 42

9.7. Развитие региональных рынков сырьевой древесины и лесопродукции 43

9.8. Охрана и воспроизводство лесов 47

10. Обоснование целесообразности создания «Лесного кластера» Томской области в целях повышения конкурентоспособности лесного комплекса и увеличения производства валового регионального продукта Томской области 50

11. Предложения по созданию «Лесного кластера» Томской области 57

12. Предложения по структуре «Лесного кластера» 60

13. Предложения по схеме управления «Лесным кластером» 61

14. Предложения по формированию «Лесного кластера» (предложения в Программу работ на 2012 год Центра кластерного развития Томской области) 64

15. Роль и задачи исполнительной власти Томской области в реализации Стратегии. 68

16. Планируемые результаты реализации Стратегии. 76

17 . ПРИЛОЖЕНИЯ. 81





1.Цели и задачи Стратегии.


Целью Стратегии развития лесной отрасли Томской области, является реализация экономически обоснованных мероприятий развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Томской области на долгосрочную (до 2020 года) перспективу с учетом:

  • прогнозного баланса спроса и предложения по важнейшим видам лесопродукции, исходя из наличия в области лесосырьевых ресурсов;

  • имеющейся социальной и производственной инфраструктурой;

  • научного потенциала региона.

Настоящая Стратегия является попыткой определить новый вектор развития областного лесного комплекса, включая предложения по формированию лесного кластера.

Задачи «Стратегии»



  • достижение эффективной деятельности структур лесопромышленного комплекса в рамках государственно-частного партнерства (планируется довести долю лесного комплекса в общем объеме промышленного производства области с 1,3 до 3-4%);

  • согласованность основных направлений развития лесопромышленного комплекса с развитием смежных отраслей экономики области: машиностроительный комплекс, строительство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, других отраслей и рост регионального потребления изделий из древесины в 2 раза;

  • развитие производства конкурентоспособной лесопродукции;

  • обеспечение инвестиционной привлекательности региона с целью привлечения финансовых ресурсов;

  • решение социальных и экологических проблем области, связанных с развитием ЛПК.

Практическими результатами реализации стратегических задач могут быть:

  • Увеличение доли лиственных пород в производстве круглых лесоматериалов

  • Организация и рост производства плитной продукции;

  • Развитие биоэнергетики и энергетических комплексов на низколиквидной древесине;

  • Производство клееных и строганных пиломатериалов строительной спецификации; развитие на их основе девелоперских проектов малоэтажного жилого домостроения;

  • Качественные изменения структуры лесопромышленного производства, включая лесной кластер;

  • Оптимизация объемов производства и потребления круглых лесоматериалов, увеличение областных объемов лесозаготовок с 2,8 до 9,5 млн. м3 в год при полном использовании древесины и ее отходов на территории Томской области;

  • Совершенствование арендных отношений, увеличение срока аренды, концентрация; ресурсов у предприятий перерабатывающих лес на территории области.

Следует отметить, что эти задачи выполняются с интенсификацией развития плитного производства - структура производства и потребления круглых лесоматериалов изменяется коренным образом. В производство вовлекаются невостребованные ранее рынком – балансовая и дровяная древесина, в том числе и лиственных пород.

Предлагается создание основы для реализации инвестиционных проектов по строительству современных предприятий и концентрации финансовых и инфраструктурных ресурсов на ключевых направлениях.

Меры по развитию и повышению эффективности лесопромышленного комплекса включают институциональные преобразования, которые направлены на реформирование управленческих процессов в лесном комплексе, а также на развитие интеграционных процессов предприятий лесной отрасли, в том числе и в форме кластера.

Именно поэтому выявление в экономике области существующих и потенциально возможных участников лесного кластера, а также оказание государственной поддержки их консолидации и развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики ЛПК региона. Отличие кластерного анализа от традиционного анализа экономики лесной отрасли состоит в том, что при анализе кластера прослеживаются цепочки формирования добавленной стоимости, производства и реализации продукта и выделяются участвующие в этом структуры.

Определение основных направлений настоящей Стратегии осуществлялось на оценке следующих факторов инфраструктуры:

- Наличие лесосырьевых ресурсов,

- Кадровое обеспечение,

- Наличие необходимых энергетических ресурсов,

- Близость рынков,

- Транспортные коммуникации.

Комплексный анализ приведенных инфраструктурных факторов, позволяет положительно оценить наличие исходных компонентов для достижения целей Стратегии.
Стратегия подготовлена с учётом задач, определённых Губернатором Томской области и приоритетных направлений деятельности Областной думы и Администрации области, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, включая:

- устранение структурных ограничений экономического роста;

- содействие повышению конкурентоспособности региональных компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

- социально-экономическое развитие региона.

При разработке Стратегии развития лесной отрасли Томской области (далее Стратегия) были учтены современные тенденции развития лесной отрасли в регионе, стране и мире.

Настоящая Стратегия согласована со Стратегией развития Томской области в целом, другими стратегическими документами развития региона, например Лесного плана Томской области, а также программ развития лесной инфраструктуры и федеральными целевыми программами. В Стратегию включены статистические данные, которые позволяют оценить текущее состояние лесной отрасли, а также в дальнейшем осуществить анализ результатов реализации Стратегии. В Стратегии представлены детальные предложения по формированию «Лесного кластера» Томской области, Лесной кластер предполагается сформировать — по принципу технологической цепочки; от лесного хозяйства до конечного высокотехнологичного продукта.

В общем виде структура лесного комплекса области в контексте настоящей Стратегии представлена на рисунке ниже.

Рисунок 1

В настоящей Стратегии под конкурентоспособностью региона понимается как наличие тех или иных конкурентоспособных предприятий или сегментов отрасли, так и механизмов управления на всех уровнях по созданию условий региональным предприятиям для достижения и удержания конкурентного преимущества в определенных направлениях.

Ведущая роль в достижении конкурентной устойчивости региона будет принадлежать лесному кластеру, т.е. сконцентрированным по географическому признаку группам взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг, а также связанных с их деятельностью некоммерческих организаций и учреждений в развитии производства листовых, в первую очередь, плитных лесоматериалов, конкурирующих, но вместе с тем, и взаимодополняющих друг друга. Данный вид изделий обеспечивает возможности диверсификации производства с целью расширения рыночной ниши в мебельном производстве, строительстве, изготовлении тарных изделий, напольных покрытий.

Современные технологии позволяют расширить гамму потребительских свойств товара практически на тех же производственных мощностях. Выбор направления развития опирался как на прогноз основных мировых экспертов лесной торговли, так и оценку региональных возможностей. В частности оценка финской консалтинговой компании POYRY перспективных изделий для России выглядит следующим образом.



Рисунок 2.



Источник: POYRY

Как видно из диаграммы целлюлозно-бумажное производство в основном имеет перспективы в тех регионах России, где уже имеется база производства товарной целлюлозы. Там имеются основы для прорыва на высокотехнологичные рынки писчей и косметической бумаги, а также крафт-лайнера (упаковочный картон). «Звездами» российского рынка могут стать плиты OSB и MDF. Таким образом, наиболее целесообразным и стратегически выверенным направлением развития лесопромышленного производства для Томской области будет производство листовых лесоматериалов, в первую очередь OSB и MDF.


В таблице ниже представлена общая оценка влияния инфраструктурных, социальных и сырьевых факторов на выбор приоритетного для региона развития производства.

Таблица 1. Степень влияния основных региональных факторов на эффективность производства и продаж лесопродукции.

Проектируемый

бизнес


Инфраструктурные и социальные факторы

Древесное сырье

Энергия

Квалифицированные трудовые ресурсы

Близость рынков сбыта

Экспорт круглого леса













Пиломатериалы













Клееные изделия из древесины (щиты, деревянные панели)













Клееные деревянные конструкции (КДК)













Фанера

*

****







Производство древесных топливных гранул













Плитное производство (ДСтП, ДВП, OSB, MDF)













Крафт-целлюлоза













Химико термо-механическая масса (ХТММ)













Гофрированная бумага













Газетная бумага

**










Писчая, печатная бумага













Сангигиеническая продукция ЦБП

***










Упаковка для жидкостей













Бумага для мешков и крафт-лайнер













Картон













Индикаторы значимости фактора




наличие исходных компонентов играет большую роль в выборе оптимального места размещения предприятия




наличие исходных компонентов играет некоторую роль в выборе оптимального места размещения предприятия




наличие исходных компонентов не играет существенной роли в выборе оптимального места размещения предприятия

Как видим, оценка инфраструктурных и социальных факторов при выборе стратегического направления развития лесопромышленной деятельности, свидетельствует о том, что для Томской области выбор ниши плитного производства наименее обусловлен ограничениями. Следовательно, здесь заложены минимально возможные сырьевые, инфраструктурные и технологические риски. В соответствии с экспертными оценками, изложенными в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»1 перспективными продуктовыми нишами для российской лесобумажной продукции в перспективе до 2020 году являются:

- по пиломатериалам – страны СНГ, страны Балтии, страны Западной Европы, Египет, Китай, Япония;

- по фанере клеёной – США, страны Балтии, Германия, Франция, Италия, Египет;

- по целлюлозе – Китай, страны Западной Европы, страны Восточной Европы, Республика Корея;

- по бумаге и картону – Германия, Турция, страны Восточной Европы, Китай;

- по плитам страны СНГ, Китай, Средняя Азия.



Рисунок 3.



Источник: группа ИЛИМ

Общая оценка возможных перспективных направлений развития лесной промышленности в Томской области с учетом географии рынков, наличия сырья и уровня развития инфраструктуры представлена в следующей таблице.



Таблица 2. Оценка сильных и слабых сторон основных возможных направлений лесопромышленного бизнеса в Томской области

Проектируемый бизнес

Оценка факторов, влияющих на эффективность производства и продаж

Экспорт круглого леса

низкая доля ресурса экспортной группы в общем объеме лесопользования, при доминировании экспорта необработанной древесины, произойдет резкий рост производства невостребованной низкотоварной древесины

Пиломатериалы

низкая доля ресурса экспортной группы в общем объеме лесопользования, удаленность основных импортеров с высоким уровнем цен

Клееные изделия из древесины (щиты, деревянные панели)

удовлетворительный объем ресурсов, удаленность основных импортеров с высоким уровнем цен

Фанера

относительно небольшие ресурсы березового фанерного кряжа

Плитное производство (ДСтП, ДВП, OSB, MDF)

значительные ресурсы сырья, соответствующего техническим условиям производства, относительно развитая инфраструктура в местах концентрации древесного сырья

Продукция ЦБП

отсутствует развитая транспортная инфраструктуры, способная обеспечить поставки сырья для объема производства «точки самоокупаемости», ограничения по энергообеспечению и экологическим факторам


Таблица 3. Сопоставление технико--экономических показателей инвестиционных проектов глубокой переработки древесины.

Показатели



Производство товарной целлюлозы

Производство древесно-стружечных плит (ДСтП и OSB)

Минимальный объем производства «точки самоокупаемости»

200-300 тыс. т

300-500 тыс. м3

Потребность в древесном сырье, тыс. м3/год

1200-1800 тыс. м3

600-1000 тыс. м3

Требования к качеству сырья

Высокие, хвойная древесина

Средние, хвойная и лиственная древесина

Сложившаяся конъюнктура рынка (2009-2011)

Падение спроса, тренд снижения цен, закрытие предприятий в Северной Америке и Европе

Рост продаж, колебание цен, тренд цены - стабильность, 3 новых проекта начатых строительством в 2010-2011 гг. в России

Зависимость рынка бореальной зоны от тропической и плантационной древесины

высокая

не значительная

Объем инвестиций на оптимальный объем производства

0,7-1,0 млрд. $

200-300 млн. $

Норма рентабельности по проекту (IRR),%

15-17

21-26

Необходимый дополнительный объем инвестиций в развитие лесной инфраструктуры

около 65 млн. $

около 30 млн. $



Показатели



Производство товарной целлюлозы

Производство древесно-стружечных плит (ДСтП и OSB)

Простой срок окупаемости, лет

8-12 лет

6-7 лет

Проектируемый выход товарной продукции из 1 м3 заготовленной древесины

70 $

70-150$

Количество построенных в России за последние 10 лет профильных объектов

0

8

Потребность в электроэнергии (суммарная нагрузка по промплощадке)

около 100 МВт.

12-15 МВт.

Экологические риски

высокие

средние

Технические условия на водопотребление

Значительные ресурсы чистой воды для технологического процесса и хозбытовые нужды

умеренные потребности

Наличие площадок, соответствующих проекту

не выявлено

имеются во всех лесопромышленных районах

Лесоресурсная составляющая Томской области позволяет развивать одновременно производство всей номенклатуры лесобумажной продукции от пиломатериалов до целлюлозы и писчей бумаги. Анализ выше приведенных факторов свидетельствуют в пользу выбора следующей стратегической ориентации Томской области на период до 2020г:

- проведения региональной политики поэтапного (по мере накопления ресурсов, создания лесозаготовительных мощностей, инфраструктуры и пр.) создания сети локальных плитных производств (имеющих меньшие ограничения по всем параметрам) силами нескольких инвесторов,

- на увеличение производства всей возможной гаммы листовых материалов и достижения доминирующего положения по этой позиции в Сибирском федеральном округе. Это позволит с меньшими единовременными издержками последовательно достигать целей эффективного лесопользования и получения конкурентных преимуществ региона как центра глубокой переработки древесины на основе передовых технологий.

В этой связи необходимо признать преждевременной ориентацию региона в Лесном плане Томской области на целлюлозно-бумажное производство, как системообразующий фактор. Возможно, за рамками 2020 года, при более интенсивном развитии инфраструктуры, это направление развития будет актуально, но в настоящее время строительство предприятия данной направленности неизбежно привело бы к неоправданной конкуренции на региональном рынке древесного сырья. Следовательно, требуется корректировка соответствующих разделов Лесного плана области.


следующая страница>


Стратегия развития лесной отрасли Томской области на период до 2020 года

Характеристика лесных ресурсов (сырьевой баланс) и направления их эффективного промышленного использования 20

1862.19kb.

15 09 2014
16 стр.


Пояснительная записка к Стратегии развития отрасли культуры и искусства Томской области до 2020 года «Культура инновационного региона»

Данный документ характеризует базовые принципы, основания и методологию стратегии развития отрасли культуры в Томской области

104.84kb.

11 10 2014
1 стр.


Проект приложение 1 к Закону Томской области «О выделении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего

Законе Томской области от 11 ноября 2005 года №197-оз «О бюджетном процессе в Томской области», Законе Томской области от 14 августа 2007 года №170-оз «О межбюджетных отношениях в

837.71kb.

05 09 2014
5 стр.


Стратегия социально-экономического развития мо «Новоорский район» до 2020 года и на период до 2030 года Новоорск, 2012

Уникальность, конкурентные преимущества муниципального образования Новоорский район 99

2081.97kb.

11 10 2014
16 стр.


Муниципальное образование «город киров»

«стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город киров» на период до 2020 года»

6732.95kb.

16 12 2014
45 стр.


Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения россии до 2020 года москва, 2011 год
1249.34kb.

11 10 2014
16 стр.


Студенты гр. 03 Гео

Проект«Стратегия социально-экономического регионального развития Оренбургской области на 2008-2020 гг.»

129.85kb.

15 09 2014
1 стр.


О предоставлении сведений о потребности в добывающих судах (по типам и назначению) на период до 2020 года

Оловству предложений по оказанию государственной поддержки на разработку проектов современных промысловых судов на период до 2020 года

46.17kb.

14 10 2014
1 стр.