Наименование Стратегии
|
НИР «Разработка проекта «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года»
|
Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии
|
Государственный контракт № 10411.0816900.20.102
от 25 июня 2010 г. ШИФР АВТ-10-002.
|
Разработчик Стратегии
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией
|
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые. Рассмотрим каждую из групп.
-
Общеэкономические системные проблемы
-
Высокие процентные ставки по банковским кредитам.
-
Опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители.
-
Отраслевые системные проблемы
-
Низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России.
-
Отсутствие стабильного платежеспособного спроса на внутреннем рынке.
-
Низкая доля экспорта в производстве.
-
Недостаточное развитие производства компонентной базы.
|
Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы
|
Объем рынка сельскохозяйственного машиностроения в России в 2020 году составит 349, 98 млрд. рублей.
Экспорт к 2020 году возрастет до 115 млрд. рублей.
Увеличится доля инновационных продуктов промышленного выпуска.
Российские и локализованные производители тракторов к 2020 году выйдут на объем продаж более 65 тыс. шт. тракторов в год; зерно- и кормоуборочных комбайнов более 9 тыс. шт. в год. Прочей сельхозтехники будет произведено на сумму 101739 млн. руб. в год.
Рост производительности труда в отрасли составит 276% и достигнет 3992 256 руб./чел.
Средняя заработанная плата по отрасли к 2020 году достигнет 56 тыс. рублей (рост в три раза).
Доходы государства в виде налоговых поступлений составят более 344 млрд. рублей (в том числе, НДС – 213 млрд. руб.; налог на прибыль – 32 млрд. руб. и социальные налоги).
Повысится инновационная привлекательность сельскохозяйственного машиностроения России. Произойдет снижение энергоемкости производства.
|
Задачи Стратегии
|
Обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники.
|
Создать в России благоприятные финансовые и организационные условия для развития экспорта сельскохозяйственной техники.
|
Обеспечить создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР.
|
Повысить уровень локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50%.
|
Обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники, соответствующего международным стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых.
|
Способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного машиностроения в частности.
|
Сроки и этапы реализации Стратегии
|
«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» рассчитана на 10 лет и предусматривает мероприятия на кратко-, среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также её обновление каждые 18 месяцев.
|
Перечень целевых программ и основных мероприятий.
|
I. Стимулирование спроса на все виды сельскохозяйственной техники и оборудования
-
Подготовка предложений по стимулированию обновления действующего парка сельскохозяйственной техники, включая применение критериев энерго- и ресурсосбережения, а также основной деятельности предприятий-производителей сельскохозяйственной техники и оборудования.
-
Подготовка предложений по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 в целях увеличения субсидирования процентной ставки по кредиту на закупку сельхозтехники.
-
Подготовка предложений, определяющих предельный срок временного ввоза сельскохозяйственной техники на территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
-
Анализ предложений по корректировке таможенных пошлин на отдельные виды сельскохозяйственной техники с учетом предполагаемого вступления России в ВТО в 2011 г.
-
Разработка порядка определения уровня локализации и присвоения статуса сельскохозяйственной технике и комплектующим, произведенным в России.
II. Увеличение объема экспорта сельхозяйственной техники российского производства
-
Определение перечня приоритетных регионов для экспорта сельскохозяйственной техники, механизмов финансирования экспорта и пересмотр лимитов финансирования экспортных поставок сельскохозяйственной техники.
-
Предоставление межгосударственных связанных кредитов на приобретение продукции российского сельхозмашиностроения в соответствии с перечнем, утверждаемым на ближайшие три года (с ежегодной корректировкой).
-
Расширение ежегодного перечня выставок и ярмарок, частично финансируемых за счет федерального бюджета, за счет включения в него специализированных международных и отечественных выставок по тематике сельскохозяйственного машиностроения.
-
Проработка вопроса о развитии сети представительств в странах-импортерах сельскохозяйственной техники российского производства.
III. Стимулирование модернизации производства сельскохозяйственной техники
-
Подготовка предложений по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 205, в частности, по вопросам, расширяющим понятия «техническое перевооружение и модернизация производства».
-
Подготовка предложений по развитию компонентной базы для повышения качества производимой сельскохозяйственной техники. Подготовка предложений по развитию производства новой сельскохозяйственной техники.
IV. Повышение конкурентоспособности российской сельхозтехники
-
Разработка и утверждение подпрограммы «по развитию производства сельскохозяйственной техники в России» в федеральную целевую программу «Национальная технологическая база».
-
Обновление и корректировка «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года», планов мероприятий, мониторинг финансового и экономического состояния производителей сельскохозяйственной техники в России.
-
Подготовка и утверждение Плана проведения конкурса перспективных НИР и ОКР по созданию современных машин и оборудования для АПК России, предусматривающих его реализацию на принципах частно-государственного партнерства.
-
Подготовка Положения по организации проведения государственных испытаний сельхозтехники (в том числе сравнительных), ведение базы данных по результатам и обеспечение свободного доступа к ним.
-
Подготовка предложений по формированию централизованной базы данных в целях проведения анализа российского парка сельскохозяйственной техники.
-
Участие в разработке проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства».
V. Повышение уровня обеспеченности АПК России профессиональными кадрами
-
Государственная поддержка подготовки научно-исследовательских, инженерных и производственных кадров под цели и задачи развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения.
|
Объемы и источники финансирования
|
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
|