Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»
2.3.Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
п. Октябрьский, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………3
Направления программы…………………………………………………………………….6
Принципы программы……………………………………………………………………….7
Содержание программы:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека…………………………………………………….8
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания……………………………..10
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни………….11
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)……………………………………………………………12
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)…………………….13
6.Приложения
1) Словарь нравственных понятий и терминов…………………………………………14
2) Законы дружбы…………………………………………………………………………18
3) Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности
(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)………………..19
4) Диагностический инструментарий……………………………………………………..21
5) План реализации программы…………………………………………………………..31
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ «ООСШ №2» направлена воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своего региона, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Произошедшие в 90-е годы крупные социально-политические изменения оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Период перестройки характеризуется демонтажем советской идеологии и копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям. К памяти своих предков. К каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Наиболее системно и последовательно ценности личности формируются в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующем.
Следует учитывать особенности современных условий осуществления ведущей деятельности ребёнка. Усиление конфликта между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию потребительского отношения к жизни. Школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям.
Особую роль в духовно-нравственном развитии детей играют педагоги начальных классов. От их мастерства зависит успешный переход детей к учебной деятельности, освоение новых социальных ролей, расширение сферы его взаимодействия с окружающим миром, формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, выработка основ социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности.
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются следующие документы: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный образовательный государственный стандарт (Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06.10.2009г., Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», разработанная Министерством образования и науки РФ, в 2010г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программа развития школы «XXI век за порогом и в школе».
Реализация программы будет обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, и предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, включая общественную детскую организацию Устьянского Союза Учащихся.
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа № 2» расположена в центре рабочего поселка Октябрьский, являющегося районным центром. Для организации работы по реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся у школы есть возможность использовать ресурсы следующих учреждений и организаций поселка и района: МУК «Устьянский краеведческий музей», районная библиотека, детская библиотека пос. Октябрьский, МОУ «Устьянский детско-юношеский центр дополнительного образования детей», МУК «Устьянская центральная районная больница», Центральный дом культуры, Устьянский центр традиционной культуры (с. Шангалы), Устьянская детская школа искусств и др.
В формировании ценностного отношения к природе, красоте родного края, бережному отношению к ресурсам, особое внимание следует уделять использованию возможностей природных факторов: смешанный лес, сосновые боры, реки Устья, Соденьга, богатый растительный и животный мир.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
В начальной школе работа с детьми строится на активном, действенном знакомстве с доступными для их возраста понятиями: «Семья», «Школа», «Труд», «Знания». Возможные формы мероприятий: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, организация общественно-полезного труда, написание сочинений, составление своей родословной, организация родительских собраний вместе с детьми, совместное проведение праздников и т.д. С первого же года надо плотнее привлекать родителей к участию в воспитательных проектах классов, использовать их инициативу.
Нужно помочь школьнику в осознании, прочувствовании ими своей принадлежности к семье, к человеческому роду, к своей родине; через это найти свое место в жизни, а может, и опору для преодоления трудностей. Знания своих корней, умение сознательно и ответственно относиться к себе и окружающему миру – важнейшие составляющие любой личности.
Необходимо подвести учащихся к осмыслению понятий «род», «регион», «Россия», «мир» не только в плане изучения их на уроках, но и в плане осознания ценности каждого отдельного компонента для единого целого на конкретных примерах, которые дети найдут сами, учась анализировать и определять личное отношение к ним.
Процесс нравственного воспитания динамически подвижен и динамика этого процесса связана со следующими особенностями:
- возрастно-психологическими различиями учащихся;
- индивидуальными особенностями нравственного опыта и состояния группы, класса и отдельных школьников;
- определенными нравственными ситуациями жизни детей и фоном местности.
В младшем школьном возрасте нравственное воспитание осуществляется через непосредственное педагогическое влияние, когда педагог оказывает прямое воздействие на нравственно-личностное состояние воспитанника.
Цель:
социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, творческого, компетентного гражданина России
Задачи:
- формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- дать начальные представления о многообразии народов России, о их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, семейным ценностям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;
Участники программы: Учителя, учащиеся 1-4 классов, родители, заведующий школьной библиотекой, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, сотрудники Устьянского краеведческого музея, специалисты Центрального дома культуры, педагоги Устьянской детской школы искусств, работники библиотек поселка Октябрьский.
Ожидаемый результат реализации программы:
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов
- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов
- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия,
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Направления программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: Любовь к России, своему народу, своему краю; предки; род; служение Отечеству; моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; добро и зло; милосердие; честь; достоинство; честность; уважение достоинства человека; ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость; дружба; толерантность; представление о вере.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Принципы программы
- нравственный пример педагога, родителя. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного и гражданского личностного поведения.
Педагоги и родители являются главными примерами нравственного и гражданского личностного поведения.
- социально-педагогическое партнерство. Воспитательная деятельность осуществляется на основе выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с различными субъектами социума (семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ и др.)
- индивидуально-личностное развитие. Педагогическая поддержка личности, развитие её способностей, талантов, передача знаний, навыков, компетенций должна осуществляться на нравственном, ценностном отношении к труду, семье, другим людям, Отечеству, миру.
- интегрированность программ духовно-нравственного воспитании (системно-деятельностный принцип организации воспитания). Содержание воспитания включено в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьный жизни.
- социально-востребованности воспитания. Воспитание должно быть эффективным, востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социальное становление личности ребенка происходит посредством его добровольного, посильного включения в решение задач семьи, класса, школы, общества.
- диалогического общения. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Содержание программы
1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности:
|
Задачи
|
Направления деятельности
|
Формы деятельности
|
Результаты
|
Диагностика
|
Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; поликультурный мир; свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
|
Способствовать
формированию патриотизма и гражданской солидарности, пробуждению веры в Россию, свой народ
|
Ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Архангельской области, Устьянского района
|
Чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом;
проведение бесед. классных часов, викторин, интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Бейн-ринг», «Калейдоскоп» и др.
|
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, природе, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
|
«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)
|
Родной край, предки, род
|
Изучение исторического и культурного наследия родного края Формирование отношения к семье, как основе российского общества.
|
Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края.
учреждениями.
Сотрудничество с родителями
Взаимодействие с дошкольными учреждениями
|
Экскурсии в краеведческий музей, встречи с интересными, достойными людьми региона.
Путешествия по родному краю (туристическая программа «Пилигрим», походы.
Встречи, совместные мероприятия с родителями, воспитанниками ДОУ
|
Применение полученных знаний на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО
Уважительное отношение к традициям, родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.
Оформление и защита проекта «Родословие»
|
Творческие работы, активность участия в мероприятиях
|
Моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья
|
Воспитание ценностного отношения к истории и традициям школы, класса
|
Изучение истории школы
Сохранение и развитие традиций школы
|
Классные часы, встречи с педагогами-вереранами, выпускниками школы; участие в традиционных мероприятиях;
Создание альбома «Наш класс»
|
Оформление альбома класса;
Уважительное отношение к учителю, одноклассникам, школе
|
«Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (Андреев А.А.)
|
Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок;
|
Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
|
Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, правах и обязанностях гражданина, ученика
|
Классные часы, беседы «Конвенция о правах ребенка», «Твои права и обязанности», «Устав школы», «Главный закон страны – Конституция» и др.
|
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
|
Уровень выполнения Правил поведения учащихся, отсутствие правонарушений
|
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности:
|
Задачи
|
Направления деятельности
|
Формы деятельности
|
Результаты
|
Диагностика
|
Нравственный выбор;
добро, зло; милосердие; честь; достоинство; честность;
уважение достоинства человека;
ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость;
дружба; толерантность; представление о вере
| -
Нравственное просвещение с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок. 2. Формирование основ морали, осознанной обучающимися необходимости определенного поведения
| -
Развитие представлений о базовых национальных российских ценностях на примерах произведений устного народного творчества
2. Различение хороших и плохих поступков, представлении о правилах поведения в общественных местах и дома.
3.Уважительное
отношение к родителям, старшим. Формирование представления о семейных ценностях.
| -
Беседы, классные часы, встречи, экскурсии, внеурочная деятельность
2. Внеклассные мероприятия, ролевые игры, просмотры фильмов, игровые проекты
Беседы, театральные постановки, художественные выставки, литературно-музыкальные композиции, чтение и обсуждение книг.
| -
Начальные представления о моральных нормах и правилах поведения, взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, представителями разных социальных групп.
-
Соблюдение Правил поведения учащихся, Правил внутреннего распорядка
| -
Анкетирование
«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)
-
Мониторинг соблюдения правил
3.Сочинение «Моя семья».
4.Создание генеалогического древа
|
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности:
|
Задачи
|
Направления деятельности
|
Формы деятельности
|
Результаты
|
Диагностика
|
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
| -
Развивать трудовые умения и навыки.
-
Воспитывать уважение к труду старших, сверстников.
-
Развивать способность к преодолению трудностей.
-
Развивать целеустремленность и настойчивость к достижению результатов.
-
Воспитание бережного отношения к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
| -
Первоначальные представления о нравственных основах труда.
-
Умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость в выполнении трудовых действий.
-
Ценностное отношение к учебе, как виду творческой деятельности
-
Формирование умений соблюдать порядок на рабочем месте
|
Классные часы «Трудом славен человек», «Все профессии важны…» и др.
Экскурсии на производстве, встречи с людьми разных профессий, проведение презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые игры, участие в акциях «Чистый двор»; деятельность по самообслуживанию в школе и дома, посильное участие в делах благотворительности;
Презентация учебных и творческих достижений (выставки детских работ), стимулирование творческого учебного труда.
|
Ценностное отношение к труду и творчеству, человека труда. Элементарные представления о профессиях
Первоначальный опыт участия в различных видах творческой, общественно-полезной деятельности
|
Мониторинг участия детей, динамика участия.
«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)
|
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Ценности:
|
Задачи
|
Направления деятельности
|
Формы деятельности
|
Результаты
|
Диагностика
|
Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
| -
Воспитание любви к природе.
-
Первичное формирование экологической культуры.
| -
Развитие интереса к природе, понимания активной роли человека в природе.
-
Участие в природоохранной деятельности.
-
Бережное отношение ко всему живому
|
Просмотр фильмов, классные часы «Будь природе другом», Акция «Помогите птицам»;
Исследовательская деятельность. Экскурсии. Экологические акции по очистке территории. Выставки из природных материалов.
Создание зеленого уголка в классе
|
Ценностное отношение к природе. Личный опыт участия в экологических инициативах и в природоохранной деятельности
|
Динамика участия в экологических мероприятиях.
«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)
|
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности:
|
Задачи
|
Направления деятельности
|
Формы деятельности
|
Результаты
|
Диагностика
|
Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие
человека
| -
Формирование эстетических потребностей, ценностей и идеалов.
-
Формирование представлений об эстететических идеалах
| -
Представление о душевной и физической красоте человека.
-
Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, интереса к чтению, произведениям искусства.
-
Стремление к опрятному внешнему виду.
|
Посещение фестивалей, выставок, просмотр фильмов, поездки, встречи, Организация конкурсов рисунков, сочинений, творческих работ;
Проведение рейдов «Чистые руки», «Школьная форма», «Портфель ученика»
|
Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире. Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
Выполнение всеми учащимися Положения о школьной форме.
|
Мониторинг участия в различных конкурсах
Результаты рейдов
«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)
|
Приложение 1
Словарь нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью –
злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя
уважение к людям,
сочувствие и
доверие к ним,
великодушие,
скромность,
честность,
искренность.
Честность – моральное качество, включающее
правдивость,
принципиальность,
верность слову, обязательству,
искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «
Добро» и «
зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности.
Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности.
Добро противостоит
злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.
Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.
Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.
В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Приложение 2
Законы дружбы
-
Не обзывай и не унижай своего друга.
-
Помогай другу в беде.
-
Умей с другом разделить радость.
-
Не смейся над недостатками друга.
-
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
-
Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
-
Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
-
Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
-
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
-
Не предавай друга.
Приложение 3
Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности
(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)
-
Герой – за Родину горой.
-
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
-
Своя земля и в горсти мила.
-
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
-
Где родился, там и сгодился.
-
Всякому мила своя сторона.
-
За край свой насмерть стой.
-
Где смелость – там победа.
-
Русский боец – всем молодец.
-
Смелого враг не берет.
-
Долг платежом красен.
-
Чем крепче дружба, тем легче служба.
-
Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
-
Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
-
Друг денег дороже.
-
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
-
Друг познается в беде.
-
Всякая дорога вдвоем веселей.
-
Доброе братство лучше богатства.
-
Недруг поддакивает, а друг спорит.
-
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
-
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
-
Тайное всегда становится явным
-
Шила в мешке не утаишь.
-
Кто правдой живет, добро наживет.
-
Правда светлее солнца, дороже золота.
-
Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
-
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
-
Маленькая ложь за собой большую ведет.
-
Скромность каждому к лицу.
-
Береги платье снову, а честь смолоду.
-
Совесть без зубов, а гложет.
-
Не дал слово – крепись, а давши – держись.
-
Нет большего позора, как не выполнить уговора.
-
«Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
-
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
-
Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
-
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
-
Кто ленив, тот и сонлив.
-
Лень до добра не доводит.
-
Ленивому всегда праздник.
-
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
-
Кто любит труд того люди чтут.
-
Без дела жить – только небо коптить.
-
Всякий человек у дела познается.
-
Делано наспех – сделано насмех.
-
Играть играй, да дело знай.
-
У ленивого что на дворе, то и на столе.
-
Делать добро спеши.
-
Свет не без добрых людей.
-
Худо тому, кто добра не делает никому.
-
Зла за зло не воздавай.
-
Добро помни, а зло забывай.
-
За добро плати добром.
-
Доброму слову и добрая слава.
-
Доброму слову – добрый ответ.
-
Великое слово – «Спасибо!».
-
От вежливых слов язык не отсохнет.
-
Других не суди – на себя погляди.
-
На что клад, когда в семье лад.
-
Почитай старых, сам будешь стар.
-
Вся семья вместе, так и душа на месте.
-
Мир да лад – большой клад.
-
На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
-
При солнце тепло, а при матери – добро.
-
Своя семья – самые верные друзья.
-
Нет такого дружка, как родная матушка.
-
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Здоровье дороже золота.
Приложение 4
Диагностический инструментарий
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы
|
Я оцениваю себя вместе с родителями
|
Меня оценивает учитель
|
Итоговые оценки
|
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
-
мне интересно учиться
-
я люблю мечтать
-
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
-
мне нравится выполнять домашние задания
-
я стремлюсь получать хорошие отметки
|
|
|
|
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
-
я старателен в учебе
-
я внимателен
-
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
-
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
-
мне нравится дежурство в школе
|
|
|
|
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
-
к земле
-
к растениям
-
к животным
-
к природе
|
|
|
|
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
-
я выполняю правила для учащихся
-
я добр в отношениях с людьми
-
я участвую в делах класса и школы
|
|
|
|
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
-
я аккуратен в делах
-
я опрятен в одежде
-
мне нравится красивое вокруг меня
-
я вежлив в отношениях с людьми
|
|
|
|
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
-
я управляю собой
-
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
-
у меня нет вредных привычек
|
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной), 3 – 4-е классы
|
Я оцениваю себя вместе с родителями
|
Меня оценивает учитель
|
Итоговые оценки
|
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
-
мне интересно учиться
-
я всегда выполняю домашние задания
-
я люблю читать
-
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
-
я стремлюсь получать хорошие отметки
|
|
|
|
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
-
я старателен в учебе
-
я внимателен
-
я старателен
-
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
-
мне нравится самообслуживание в школе и дома
|
|
|
|
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
-
я берегу землю
-
я берегу растения
-
я берегу животных
-
я берегу природу
|
|
|
|
4. Я И ШКОЛА:
-
я выполняю правила для учащихся
-
я выполняю правила внутришкольной жизни
-
я участвую в делах класса и школы
-
я добр в отношениях с людьми
-
я справедлив в отношениях с людьми
|
|
|
|
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
-
я аккуратен и опрятен
-
я соблюдаю культуру поведения
-
я забочусь о здоровье
-
я умею правильно распределять время учебы и отдыха
-
у меня нет вредных привычек
|
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда; 4 – часто; 3 - редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень
(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)
следующая страница>