Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

2.3.Программа

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

п. Октябрьский, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………………3

Направления программы…………………………………………………………………….6

Принципы программы……………………………………………………………………….7

Содержание программы:


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека…………………………………………………….8


2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания……………………………..10

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни………….11

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)……………………………………………………………12

5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений

об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)…………………….13

6.Приложения

1) Словарь нравственных понятий и терминов…………………………………………14

2) Законы дружбы…………………………………………………………………………18

3) Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности

(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)………………..19

4) Диагностический инструментарий……………………………………………………..21

5) План реализации программы…………………………………………………………..31

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МОУ «ООСШ №2» направлена воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своего региона, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Произошедшие в 90-е годы крупные социально-политические изменения оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, отношение людей к обществу, государству, закону, труду, на отношение человека к человеку. Период перестройки характеризуется демонтажем советской идеологии и копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям. К памяти своих предков. К каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Наиболее системно и последовательно ценности личности формируются в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В тоже время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующем.


Следует учитывать особенности современных условий осуществления ведущей деятель­ности ребёнка. Усиление конфликта между характером усво­ения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, по­следовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формиро­ванию потребительского отно­шения к жизни. Школа призвана активно противо­действовать этим негативным тенденциям.

Особую роль в духовно-нравственном развитии детей играют педагоги начальных классов. От их мастерства зависит успешный переход детей к учебной деятельности, освоение новых социальных ролей, рас­ширение сферы его взаимодействия с окружающим миром, формирование у ребёнка положительного отноше­ния к образованию, школе, педагогам и сверстникам, выра­ботка основ социального, гражданского поведе­ния, характер трудовой, общественной, творческой деятель­ности.


Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются следующие документы: Конституция РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный образовательный государственный стандарт (Приказ Министерства образования и науки РФ №373, от 06.10.2009г., Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», разработанная Министерством образования и науки РФ, в 2010г., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программа развития школы «XXI век за порогом и в школе».
Реализация программы будет обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, и предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, включая общественную детскую организацию Устьянского Союза Учащихся.
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная Октябрьская средняя школа № 2» расположена в центре рабочего поселка Октябрьский, являющегося районным центром. Для организации работы по реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся у школы есть возможность использовать ресурсы следующих учреждений и организаций поселка и района: МУК «Устьянский краеведческий музей», районная библиотека, детская библиотека пос. Октябрьский, МОУ «Устьянский детско-юношеский центр дополнительного образования детей», МУК «Устьянская центральная районная больница», Центральный дом культуры, Устьянский центр традиционной культуры (с. Шангалы), Устьянская детская школа искусств и др.

В формировании ценностного отношения к природе, красоте родного края, бережному отношению к ресурсам, особое внимание следует уделять использованию возможностей природных факторов: смешанный лес, сосновые боры, реки Устья, Соденьга, богатый растительный и животный мир.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

В начальной школе работа с детьми строится на активном, действенном знакомстве с доступными для их возраста понятиями: «Семья», «Школа», «Труд», «Знания». Возможные формы мероприятий: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, организация общественно-полезного труда, написание сочинений, составление своей родословной, организация родительских собраний вместе с детьми, совместное проведение праздников и т.д. С первого же года надо плотнее привлекать родителей к участию в воспитательных проектах классов, использовать их инициативу.

Нужно помочь школьнику в осознании, прочувствовании ими своей принадлежности к семье, к человеческому роду, к своей родине; через это найти свое место в жизни, а может, и опору для преодоления трудностей. Знания своих корней, умение сознательно и ответственно относиться к себе и окружающему миру – важнейшие составляющие любой личности.

Необходимо подвести учащихся к осмыслению понятий «род», «регион», «Россия», «мир» не только в плане изучения их на уроках, но и в плане осознания ценности каждого отдельного компонента для единого целого на конкретных примерах, которые дети найдут сами, учась анализировать и определять личное отношение к ним.


Процесс нравственного воспитания динамически подвижен и динамика этого процесса связана со следующими особенностями:

- возрастно-психологическими различиями учащихся;

- индивидуальными особенностями нравственного опыта и состояния группы, класса и отдельных школьников;

- определенными нравственными ситуациями жизни детей и фоном местности.

В младшем школьном возрасте нравственное воспитание осуществляется через непосредственное педагогическое влияние, когда педагог оказывает прямое воздействие на нравственно-личностное состояние воспитанника.

Цель:

социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, творческого, компетентного гражданина России



Задачи:

- формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;


- дать начальные представления о многообразии народов России, о их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- формировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, семейным ценностям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим;



Участники программы: Учителя, учащиеся 1-4 классов, родители, заведующий школьной библиотекой, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, сотрудники Устьянского краеведческого музея, специалисты Центрального дома культуры, педагоги Устьянской детской школы искусств, работники библиотек поселка Октябрьский.

Ожидаемый результат реализации программы:
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов

- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),

- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.



Второй уровень результатов

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов

- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия,

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.



Направления программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: Любовь к России, своему народу, своему краю; предки; род; служение Отечеству; моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценности: нравственный выбор; добро и зло; милосердие; честь; достоинство; честность; уважение достоинства человека; ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость; дружба; толерантность; представление о вере.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

·Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).



Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.


Принципы программы
- нравственный пример педагога, родителя. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного и гражданского личностного поведения.

Педагоги и родители являются главными примерами нравственного и гражданского личностного поведения.



- социально-педагогическое партнерство. Воспитательная деятельность осуществляется на основе выстраивания педагогически целесообразных партнерских отношений с различными субъектами социума (семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ и др.)

- индивидуально-личностное развитие. Педагогическая поддержка личности, развитие её способностей, талантов, передача знаний, навыков, компетенций должна осуществляться на нравственном, ценностном отношении к труду, семье, другим людям, Отечеству, миру.

- интегрированность программ духовно-нравственного воспитании (системно-деятельностный принцип организации воспитания). Содержание воспитания включено в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьный жизни.

- социально-востребованности воспитания. Воспитание должно быть эффективным, востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социальное становление личности ребенка происходит посредством его добровольного, посильного включения в решение задач семьи, класса, школы, общества.

- диалогического общения. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Содержание программы


1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.


Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; поликультурный мир; свобода личная и национальная;

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества



Способствовать

формированию патриотизма и гражданской солидарности, пробуждению веры в Россию, свой народ



Ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Архангельской области, Устьянского района

Чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом;

проведение бесед. классных часов, викторин, интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Бейн-ринг», «Калейдоскоп» и др.



Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, природе, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

Родной край, предки, род

Изучение исторического и культурного наследия родного края Формирование отношения к семье, как основе российского общества.

Ознакомление с историческим и культурным наследием родного края.

учреждениями.

Сотрудничество с родителями

Взаимодействие с дошкольными учреждениями



Экскурсии в краеведческий музей, встречи с интересными, достойными людьми региона.

Путешествия по родному краю (туристическая программа «Пилигрим», походы.

Встречи, совместные мероприятия с родителями, воспитанниками ДОУ


Применение полученных знаний на уроках истории, литературы, музыки, ИЗО

Уважительное отношение к традициям, родителям, старшим, заботливое отношение к младшим.

Оформление и защита проекта «Родословие»


Творческие работы, активность участия в мероприятиях

Моя школа, мой учитель, одноклассники, друзья

Воспитание ценностного отношения к истории и традициям школы, класса

Изучение истории школы

Сохранение и развитие традиций школы



Классные часы, встречи с педагогами-вереранами, выпускниками школы; участие в традиционных мероприятиях;

Создание альбома «Наш класс»



Оформление альбома класса;

Уважительное отношение к учителю, одноклассникам, школе



«Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» (Андреев А.А.)

Правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;


Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, правах и обязанностях гражданина, ученика

Классные часы, беседы «Конвенция о правах ребенка», «Твои права и обязанности», «Устав школы», «Главный закон страны – Конституция» и др.

Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Уровень выполнения Правил поведения учащихся, отсутствие правонарушений


2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания


Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Нравственный выбор;

добро, зло; милосердие; честь; достоинство; честность;

уважение достоинства человека;

ответственность и чувство долга; забота и помощь; щедрость;

дружба; толерантность; представление о вере


  1. Нравственное просвещение с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений оценок. 2. Формирование основ морали, осознанной обучающимися необходимости определенного поведения




  1. Развитие представлений о базовых национальных российских ценностях на примерах произведений устного народного творчества

2. Различение хороших и плохих поступков, представлении о правилах поведения в общественных местах и дома.

3.Уважительное

отношение к родителям, старшим. Формирование представления о семейных ценностях.


  1. Беседы, классные часы, встречи, экскурсии, внеурочная деятельность

2. Внеклассные мероприятия, ролевые игры, просмотры фильмов, игровые проекты

Беседы, театральные постановки, художественные выставки, литературно-музыкальные композиции, чтение и обсуждение книг.





  1. Начальные представления о моральных нормах и правилах поведения, взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, представителями разных социальных групп.

  2. Соблюдение Правил поведения учащихся, Правил внутреннего распорядка

  1. Анкетирование

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

  1. Мониторинг соблюдения правил

3.Сочинение «Моя семья».

4.Создание генеалогического древа





3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.


  1. Развивать трудовые умения и навыки.

  2. Воспитывать уважение к труду старших, сверстников.

  3. Развивать способность к преодолению трудностей.

  4. Развивать целеустремленность и настойчивость к достижению результатов.

  5. Воспитание бережного отношения к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.




  1. Первоначальные представления о нравственных основах труда.

  2. Умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость в выполнении трудовых действий.

  3. Ценностное отношение к учебе, как виду творческой деятельности

  4. Формирование умений соблюдать порядок на рабочем месте

Классные часы «Трудом славен человек», «Все профессии важны…» и др.

Экскурсии на производстве, встречи с людьми разных профессий, проведение презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые игры, участие в акциях «Чистый двор»; деятельность по самообслуживанию в школе и дома, посильное участие в делах благотворительности;

Презентация учебных и творческих достижений (выставки детских работ), стимулирование творческого учебного труда.


Ценностное отношение к труду и творчеству, человека труда. Элементарные представления о профессиях

Первоначальный опыт участия в различных видах творческой, общественно-полезной деятельности



Мониторинг участия детей, динамика участия.

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)





4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);


Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  1. Воспитание любви к природе.

  2. Первичное формирование экологической культуры.

  1. Развитие интереса к природе, понимания активной роли человека в природе.

  2. Участие в природоохранной деятельности.

  3. Бережное отношение ко всему живому

Просмотр фильмов, классные часы «Будь природе другом», Акция «Помогите птицам»;

Исследовательская деятельность. Экскурсии. Экологические акции по очистке территории. Выставки из природных материалов.

Создание зеленого уголка в классе


Ценностное отношение к природе. Личный опыт участия в экологических инициативах и в природоохранной деятельности

Динамика участия в экологических мероприятиях.

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)


5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)




Ценности:

Задачи

Направления деятельности

Формы деятельности

Результаты

Диагностика

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие

человека


  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и идеалов.

  2. Формирование представлений об эстететических идеалах




  1. Представление о душевной и физической красоте человека.

  2. Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, интереса к чтению, произведениям искусства.

  3. Стремление к опрятному внешнему виду.

Посещение фестивалей, выставок, просмотр фильмов, поездки, встречи, Организация конкурсов рисунков, сочинений, творческих работ;

Проведение рейдов «Чистые руки», «Школьная форма», «Портфель ученика»



Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире. Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

Выполнение всеми учащимися Положения о школьной форме.



Мониторинг участия в различных конкурсах

Результаты рейдов

«Уровень воспитанности» (Капустина Н.П.)

Приложение 1



Словарь нравственных понятий и терминов

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.

Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.

Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.

Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.

Корысть – выгода, материальная польза.

Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.

Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.

Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)

Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.

Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.

Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.

Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.

Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.

Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.

Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.

Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.

Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.

Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.

Режим – распорядок дел, действий.

Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.

Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.

Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.

Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.

Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.

Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.

Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.

Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.

Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.

Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.



Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.

В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.

Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.

Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.

Приложение 2



Законы дружбы

    • Не обзывай и не унижай своего друга.

    • Помогай другу в беде.

    • Умей с другом разделить радость.

    • Не смейся над недостатками друга.

    • Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

    • Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.

    • Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.

    • Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.

    • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    • Не предавай друга.

Приложение 3

Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности

(Родина, добро, дружба, правда, совесть, труд, честь, долг, семья)

  • Герой – за Родину горой.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • Своя земля и в горсти мила.

  • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

  • Где родился, там и сгодился.

  • Всякому мила своя сторона.

  • За край свой насмерть стой.

  • Где смелость – там победа.

  • Русский боец – всем молодец.

  • Смелого враг не берет.

  • Долг платежом красен.

  • Чем крепче дружба, тем легче служба.

  • Если с другом вышел в путь, веселей дорога.

  • Будь другом сам – и тебе помогут в беде.

  • Друг денег дороже.

  • Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

  • Друг познается в беде.

  • Всякая дорога вдвоем веселей.

  • Доброе братство лучше богатства.

  • Недруг поддакивает, а друг спорит.

  • Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.

  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

  • Тайное всегда становится явным

  • Шила в мешке не утаишь.

  • Кто правдой живет, добро наживет.

  • Правда светлее солнца, дороже золота.

  • Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.

  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

  • Маленькая ложь за собой большую ведет.

  • Скромность каждому к лицу.

  • Береги платье снову, а честь смолоду.

  • Совесть без зубов, а гложет.

  • Не дал слово – крепись, а давши – держись.

  • Нет большего позора, как не выполнить уговора.

  • «Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».

  • Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

  • Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.

  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

  • Кто ленив, тот и сонлив.

  • Лень до добра не доводит.

  • Ленивому всегда праздник.

  • Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.

  • Кто любит труд того люди чтут.

  • Без дела жить – только небо коптить.

  • Всякий человек у дела познается.

  • Делано наспех – сделано насмех.

  • Играть играй, да дело знай.

  • У ленивого что на дворе, то и на столе.

  • Делать добро спеши.

  • Свет не без добрых людей.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Зла за зло не воздавай.

  • Добро помни, а зло забывай.

  • За добро плати добром.

  • Доброму слову и добрая слава.

  • Доброму слову – добрый ответ.

  • Великое слово – «Спасибо!».

  • От вежливых слов язык не отсохнет.

  • Других не суди – на себя погляди.

  • На что клад, когда в семье лад.

  • Почитай старых, сам будешь стар.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • Мир да лад – большой клад.

  • На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

  • При солнце тепло, а при матери – добро.

  • Своя семья – самые верные друзья.

  • Нет такого дружка, как родная матушка.

  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Здоровье дороже золота.

Приложение 4



Диагностический инструментарий

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной) 1 – 2-е классы






Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я люблю мечтать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • мне нравится выполнять домашние задания

  • я стремлюсь получать хорошие отметки










2. ТРУДОЛЮБИЕ:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

  • мне нравится дежурство в школе










3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • к земле

  • к растениям

  • к животным

  • к природе










4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я добр в отношениях с людьми

  • я участвую в делах класса и школы










5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен в делах

  • я опрятен в одежде

  • мне нравится красивое вокруг меня

  • я вежлив в отношениях с людьми










6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

  • я управляю собой

  • я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

  • у меня нет вредных привычек










Оценка результатов:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция


По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной), 3 – 4-е классы






Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

  • мне интересно учиться

  • я всегда выполняю домашние задания

  • я люблю читать

  • мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

  • я стремлюсь получать хорошие отметки










2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

  • я старателен в учебе

  • я внимателен

  • я старателен

  • я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

  • мне нравится самообслуживание в школе и дома










3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

  • я берегу землю

  • я берегу растения

  • я берегу животных

  • я берегу природу










4. Я И ШКОЛА:

  • я выполняю правила для учащихся

  • я выполняю правила внутришкольной жизни

  • я участвую в делах класса и школы

  • я добр в отношениях с людьми

  • я справедлив в отношениях с людьми










5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

  • я аккуратен и опрятен

  • я соблюдаю культуру поведения

  • я забочусь о здоровье

  • я умею правильно распределять время учебы и отдыха

  • у меня нет вредных привычек










Оценка результатов:

5 – всегда; 4 – часто; 3 - редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Они складываются и делятся на 5. Средний балл – уровень воспитанности.

5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень

4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень

(Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, стр. 115 – 118)


следующая страница>


Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования к врачу-токсикологу 26 Информационная часть 29 пояснительная записка программа подготовки в клинической ординатуре по специальности
651.61kb.

13 10 2014
3 стр.


Пояснительная записка 33 Аналитическое обоснование программы 35 Раздел I. Предназначение школы. Приоритетные направления в работе школы, цели и средства 37 Раздел II. Описание

Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42

10586.95kb.

08 10 2014
93 стр.


Пояснительная записка Направления программы

Моу «оосш №2» направлена воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своего региона

672.11kb.

10 10 2014
3 стр.


Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы
344.15kb.

14 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования 3 II

Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

3874.9kb.

14 12 2014
19 стр.


Пояснительная записка основной образовательной программы Определение планируемых результатов освоения образовательной программы

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

188.72kb.

16 12 2014
1 стр.


Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине: "Микропроцессорные системы"

На основе анализа технического задания создается функциональная схкма, производится выбор аппаратного стенда. Приводится блок-схема алгоритма работы программы устройства и листинг

49.59kb.

08 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности ОАО

Краткая характеристика организации и основные направления деятельности ОАО

1022.53kb.

12 09 2014
8 стр.