Перейти на главную страницу
Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и определить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен
0 - совершенно не согласен
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов, по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Приложение 5
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Сентябрь |
Урока Гражданина России Классный час «Устав школы – основной закон для ученика» Экскурсия «Мой посёлок – моя малая родина» Конкурс рисунков, проектов на тему «Мой посёлок» | |||
Октябрь |
Праздник «Посвящение в первоклассники» Праздник «Мой учитель» Классный час «Моя школа» Классный час в рамках общешкольной Недели встреч с интересными людьми, посвящен 45-летнему юбилею школы. | |||
Ноябрь |
Классный час, посвященный ко Дню народного единства Конкурс рисунков и проектов на тему «Наш Великий Помор» Родительское собрание «Радости моего дома – это …»
| |||
Декабрь |
Неделя правовых знаний, посвященная Дню российской Конституции. Классный час «Дети и Конституция. Кто защищает наши права?» | |||
Январь |
Оформление родословных проектов. Конкурс на лучшую краеведческую находку года из семейного архива «Семейная реликвия» | |||
Февраль |
Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества. Игра «А, ну-ка, парни!» |
Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества. Игра «Армейский калейдоскоп» |
Классный час, посвященный Дню Защитника Отечества. Игра «А, ну-ка, парни!» | |
Март |
|
Игра «А, ну-ка, девочки!» | ||
Апрель |
Классный час, посвященный Дню космонавтики | |||
май |
Родительское собрание, посвященное Дню семьи. Торжественная линейка, посвященная празднику Последнего звонка. Проведение анкетирования. Подведение итогов года |
Родительское собрание, посвященное Дню семьи. Итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослей». Проведение анкетирования. Подведение итогов года.
|
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Сентябрь |
Беседы о правилах поведения в школе, общественных местах. | |||
Октябрь |
Классные часы, встречи «Наши бабушки и дедушки». Изготовление праздничных сувениров и открыток. | |||
Ноябрь |
Классный час, посвященный ко Дню народного единства Конкурс рисунков и проектов на тему «Наш Великий Помор» Родительское собрание «Радости моего дома – это …»
| |||
Декабрь |
Беседа о правилах поведения в общественных местах, во время праздничных дней | |||
Февраль |
Беседа «Как правильно поздравить с праздником» | |||
Март |
Конкурс учебно-исследовательских работ «Родословие» | |||
Апрель |
Изготовление открыток и сувениров к Дню Победы. | |||
май |
Урок Мужества. Проведение анкетирования. Подведение итогов года. |
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Сентябрь |
Беседа «Деятельность по самообслуживанию в школе и дома» | |||
Октябрь |
Родительское собрание «Ваш ребенок – ученик» |
Родительское собрание «Воспитание трудом. Не растить белоручек» | ||
Классный час «Трудом славен человек» |
Классный час-презентация «Профессии наших родных» | |||
Ноябрь |
Беседы о труде и людях труда по материалам прочитанных книг, фильмов Акция «Доброе дело для школы» в рамках празднования юбилея. Изготовление вместе с родителями кормушек.
| |||
Декабрь |
Классный час «Наши успехи в 1 полугодии» | |||
Февраль |
Мастерская «Готовим сувениры своими руками» | |||
Март |
Игра «А, ну-ка, девочки!» |
Игра «А, ну-ка, девочки!» | ||
Апрель |
Экскурсии на производство. | |||
май |
Акция «Чистый двор» Конкурс рисунков «Труд наших родных». Проведение анкетирования. Подведение итогов года.
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
В течение года |
Уроки окружающего мира, литературного чтения, беседы и просмотры фильмов. Экскурсии, походы, прогулки, путешествия. | |||
Сентябрь |
Экскурсии в природу. Участие в школьной выставке осенних букетов и художественных работ «Осень золотая» | |||
Октябрь |
Экскурсии в природу | |||
Ноябрь |
Праздник «Люблю березку русскую» (музей) | |||
Изготовление вместе с родителями кормушек. | ||||
Декабрь |
Классный час «Пернатые друзья», акция «Помогите птицам зимой». | |||
Январь |
Акция «Помогите птицам». | |||
Февраль |
Акция «Помогите птицам». | |||
Март |
Интеллектуальная экологическая игра - викторина «Родная земля» | |||
Апрель |
Конкурс экологического плаката «Мы твои, друзья, природа». Акция «Чистый двор» | |||
май |
Экскурсии в природу. Проведение анкетирования. Подведение итогов года. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание)
|
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Сентябрь |
Рейд «Школьная форма» | |||
Октябрь |
Рейд «Портфель ученика» Встречи с Всеволодом Бураковым, мастером художественного слова, актером. | |||
Ноябрь |
Рейд «Школьная форма» | |||
Декабрь |
Мастер-класс декоративно-прикладного творчества в УДЮЦ. Подготовка и участие в новогоднем утреннике. Изготовление новогодних украшений, поздравлений. Участие в школьной и районной рождественской выставке.
| |||
Январь |
Рейд «Школьная форма» | |||
Февраль |
Беседа «Как красиво уметь поздравить с праздником» | |||
Март |
Игра «А, ну-ка, девочки!» |
Игра «А, ну-ка, девочки!» | ||
Участие и посещение районной выставки детского декоративно-прикладного творчества «Поделка года» | ||||
Апрель |
Рейд «Школьная форма», Рейд «Чистые руки» | |||
май |
Рейд «Чистые руки». Проведение анкетирования. Подведение итогов года. |
13 10 2014
3 стр.
Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42
08 10 2014
93 стр.
Моу «оосш №2» направлена воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своего региона
10 10 2014
3 стр.
14 10 2014
1 стр.
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования
14 12 2014
19 стр.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
16 12 2014
1 стр.
На основе анализа технического задания создается функциональная схкма, производится выбор аппаратного стенда. Приводится блок-схема алгоритма работы программы устройства и листинг
08 10 2014
1 стр.
Краткая характеристика организации и основные направления деятельности ОАО
12 09 2014
8 стр.