Перейти на главную страницу
the president of the club of political dialogue Finance of the university under the Government of the Russian Federation, a member of the student scientific society of juridical faculty of Finance of the university under the Government of the Russian Federation
Я.В. КАЛИШ,
Президент клуба политического диалога Финансового университета при Правительстве РФ, член научного студенческого общества юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
ПРЕЦЕДЕНТ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ
Решение даже высшего суда другой системы воспринимается как убедительный, обладающий некоторым авторитетом прецедент, а решения судов иных уровней – как информация, но не руководство к действию. Это доказывает приоритетное положение принципа иерархичности построения судебной системы в числе источников прецедентности.
Ключевые слова: судебный прецедент, источник права, суверенитет закона, принцип правовой определенности, кассационная и надзорная инстанции.
Никакая правовая система не пребывает в статике. И порой развитие общественных отношений требует коренных преобразований в праве. «В процессе развития содержания права наступает такой момент, когда его новые качества не укладываются в рамки старой формы. Тогда происходит сбрасывание старой формы права новым правовым содержанием, возникновение новой формы, адекватной своему содержанию.»1 Например, судебный прецедент, официально не признаваемый источником права, на практике приобретает большее значение. Особенно это актуально для налоговой системы России, которая постоянно претерпевает различные реформы и нововведения. Научная дискуссия о месте судебных прецедентов в системе источников налогового права, о правовых последствиях толкования и разъяснения налоговых норм финансовыми и налоговыми органами ведется не первый год, в связи с чем вначале необходимо определить, какое место в системе источников налогового права занимают судебные прецеденты. Как известно, Россия принадлежит к романо-германской правовой семье, что отражено в действующем НК, из анализа главы 1 которого следует, что источниками налогового права признаются закон, подзаконный акт и международный договор2. Однако еще советские исследователи указывали, что в чистом виде ни романо-германская, ни англосаксонская правовые системы не сохранились. Признавался факт конвергенции, взаимного проникновения и влияния различных правовых систем, в том числе связанный с возрастанием роли судебной деятельности и прецедентной практики в странах романо-германской правовой семьи3.
Однако, в отличие от ВАС РФ, окружные суды при разрешении налоговых споров не стремятся к единообразию практики. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 4 марта 2004 г. по делу № Ф09-726/04-АК указывается на невозможность освобождения от ответственности по мотивам отсутствия осознания нарушителем противоправности своего поведения, в то же время 11 ноября 2004 г. в Постановлении по делу № Ф09-4773/04-АК тот же суд указывает на отсутствие вины налогоплательщика в силу его «добросовестного заблуждения» относительно правомерности действий. Такие примеры, когда, в силу отсутствия у судов обязанности следовать прецедентам (как собственным, так и высшей инстанции), участники правоотношений не имеют для себя четко определенного правила поведения, свидетельствуют о том, что судебный произвол не будет порожден официальным признанием прецедента, напротив, он порожден отсутствием такового2.
Однако при этом ФАС округов высказывают собственную позицию относительно применения прецедентов в качестве источников права в налоговой практике. Так, ФАС Уральского округа в Постановлении от 5 мая 2005 г. по делу № Ф09-1840/05-С1, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 26 марта 2001 г. по делу № Ф08-757/2001-235А признают необходимость применения прецедентов Европейского Суда по правам человека и ВАС РФ, прямо называя их прецедентами.
В то же время ФАС Северо-Западного округа 11 мая 2005 г. и 18 мая 2005 г. в Определениях по делам № А56-21038/04 и А56-8414/04 соответственно указывает на то, что «прецедент не является официальным источником права в РФ», тем не менее отход от прецедента дополнительно мотивируется изменениями в налоговом законодательстве.
В Постановлениях от 29 апреля 2002 г. и 26 июня 2003 г. по делам № 5813 и А52/3492/02/1 ФАС Северо-Западного округа указывает на то, что судебный прецедент не является источником права, и отказывает налоговому органу в применении позиции Конституционного Суда РФ о праве ИМНС предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными. Однако после оглашения Постановлений ВАС РФ от 15 марта 2005 г. № 13885/04, от 11 мая 2005 г. № 16221/04, от 7 июня 2005 г. № 924/05, в которых со ссылкой на необходимость применения позиции Конституционного Суда РФ указано на необоснованность отказа налоговым органам в праве предъявлять указанные иски, позиция ФАС Северо-Западного округа изменилась не только в отношении сути рассматриваемых требований, но и в вопросе о применении прецедентов1.
Как указал Пленум ВАС РФ (п. 5.1 указанного выше Постановления), коллегия судей может отказать в принятии надзорной жалобы заявителя, одновременно указав ему на право пересмотра его дела по вновь открывшимся обстоятельствам, каковыми могут быть постановление Президиума или Пленума ВАС РФ с иной правовой позицией, вынесенные после рассмотрения дела заявителя.
В Постановлении от 21.01.2010 № 1-П Конституционный Суд РФ признал фактическое наличие в правовой системе Российской Федерации общеобязательного судебного прецедента (толкование нормы права, как и разъяснение судебной практики, данное ВАС РФ в конкретном деле и конкретном судебном акте – постановление Пленума или Президиума ВАС РФ, – обязательно для других судов, рассматривающих аналогичное дело). Более того, ВАС РФ вправе придавать новым толкованиям норм права обратную силу: если после вступления в законную силу судебного акта появилась новая правовая позиция Суда по аналогичному спору, заинтересованная сторона вправе пересмотреть свое дело по вновь открывшимся обстоятельствам1.
Существуют такие решения судов, которые многократно использовались в качестве прецедента. Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 9299/08 по делу ЗАО «Кестрой-1» ВАС РФ заключил, что подписание документов фирмы-контрагента от лица ее руководителя не установленным проверкой лицом в числе прочих обстоятельств может лишить покупателя права на налоговые вычеты. Этот вывод в разных вариациях неоднократно воспроизводился в других судебных актах ВАС РФ (Определения ВАС РФ от 16.01.2009 № 17445/08, от 30.01.2009 № 28/09, от 12.02.2009 № ВАС-838/09, от 23.03.2009 № ВАС-2864/09)
Отношение же судов общей юрисдикции к прецедентам, выработанным арбитражной системой, более направлено в сторону необязательности применения, чем у данных судов к прецедентам актов конституционного правосудия. В лучшем случае решение даже высшего суда другой системы воспринимается как убедительный (обладающий некоторым авторитетом) прецедент, а решения судов иных уровней – как информация, но не руководство к действию. Это доказывает приоритетное положение принципа иерархичности построения судебной системы в числе источников прецедентности1.
В своих Письмах нижестоящим налоговым органам ФНС России разъясняет: если у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в его пользу, во избежание потерь бюджета (судебные издержки, проценты по ст. 79 НК РФ), он может учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам1.
Дискуссионным является вопрос о возможности применения такой разновидности административного прецедента, как фискальный рескрипт, т.е. заключения налоговых органов, данные по требованию налогоплательщиков в рамках предварительного согласования последствий хозяйственных операций налогоплательщиков. Целесообразность внедрения в российскую налоговую практику института фискального рескрипта признается многими известными специалистами2.
Однако в целом, несмотря на то, что рекомендации, высказанные в письменных ответах администрации, применяются в отношении всех аналогичных ситуаций, они не являются состоявшимся прецедентом3.
Таким образом, практика свидетельствует о том, что, так или иначе, прецедентное право активно внедряется в правовую систему России, однако вопросы о том, какие именно решения считать обязывающими, стоит ли институционализировать судебный прецедент и какие последствия могут иметь место после такого нововведения, требуют отдельного рассмотрения.
Однако существует мнение, что подобные акты высших судов не могут быть признаны источниками налогового права, так как они не подлежат никакому контролю свыше и могут только «выявлять смысл закона, не создавая нормативных предписаний»2. Более того, развитие в России прецедентного права, особенно в сфере налогового законодательства, многие авторы считают обусловленным недостатками налогового законодательства3. Однако подобное разделение видится нам лишь формальным, поскольку данные акты не отличить от подобных актов высших судов в системе общего права, которые являются обязывающими и для этих, и для нижестоящих судов. Корень проблемы кроется лишь в отсутствии в российском праве законодательно закрепленной теории использования прецедента и доктрины как источника права. Очевидно, что использование прецедентных механизмов возможно только в случае, если четко определено, когда допустимо использование прецедента, решения какого органа власти являются прецедентами, какова иерархия прецедентов, могут ли правоприменители отходить от прецедента (и в каком случае) и другие вопросы теории прецедентного права1.
Выделяется также целый спектр проблем общеотраслевого характера, связанных с введением прецедента, в частности, в налоговом праве:
Безусловно, существует и ряд преимуществ принятия прецедента в качестве источника, в частности, налогового права.
По мнению председателя ВАС РФ Антона Иванова, прецедентная система имеет ряд достоинств:
К достоинствам также можно отнести ускорение делопроизводства, увеличение единообразия решения однородных дел, повышение ответственности нижестоящих судов за правильность понимания закона в его конституционном истолковании, усиление роли суда в системе государственной власти.
Таким образом, очевидно, что прецедент постепенно внедряется в российскую правовую систему, что выражается и в судебной практике, и в подходе практикующих юристов. Налогоплательщики, оценивая законность предъявляемых к ним претензий налоговых органов, ориентируются не только на ведомственные разъяснения, но и на судебную практику. Прецедент восполняет пробелы налогового права, устраняет противоречия и отражает реальную, «живую» практику, за которой часто не успевает законодатель.
Интеграция российского права с правом стран общей системы происходит в последние два десятилетия, это касается и прецедентного права, но пока данный процесс самоорганизуется. Потому «необходима последовательная система мер, позволяющих судебному прецеденту органично войти в систему источников, не нарушая сложившуюся в ней иерархию»1.
01 10 2014
1 стр.
Хгаэп, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист России В. А. Широков
01 10 2014
4 стр.
Формализм и несовершенство норм как источники злоупотреблений гражданскими правами
14 12 2014
1 стр.
Цель данной работы: изложить основные идеи Ш. Л. Монтескье о государстве и праве на основе знаменитого труда философа «О духе законов» (1748 г.)
02 09 2014
1 стр.
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
11 09 2014
1 стр.
Федеральным законом от 27. 07. 2006 №148-фз понятие экстремизма было расширено: при определении экстремистской деятельности после слов «возбуждение расовой, национальной или религи
18 12 2014
1 стр.
Тем самым в истории возник прецедент появления на мировой арене двух хозяйственных сверхдержав
25 12 2014
3 стр.
Объясните понятие «прецедент» («вариант использования») и приведите его обозначение в объектной нотации
01 10 2014
1 стр.