Приложение 1
Аналитическая справка
«Результаты деятельности по созданию условий для
приобретения обучающимися позитивного социального опыта»
Шуркеев Утар Мухтарович, является опытным учителем, классным руководителем, который осуществляет воспитательную деятельность, направленную на создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Педагог постоянно совершенствует содержание, формы и методы работы. Разносторонний анализ достигнутого, критичность в осмыслении успехов и неудач позволили ему создать свою систему воспитательной работы с коллективом учащихся.
Основная цель воспитательной работы учителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Приоритетными задачами деятельности Утара Мухтаровича являются: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, воспитания гражданина своей страны; организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Главные принципы воспитательной работы учителя: принципы творчества, успеха, поддержки и доверия, принцип ответственности, индивидуализация воспитания. Соблюдение этих принципов способствует формированию положительной концепции и воспитание настоящего гражданина своей страны «Я – личность и гражданин».
Организуя систему воспитательной работы с классом, Утар Мухтарович направляет усилия на раскрытие творческой индивидуальности личности воспитанника, формирование у детей лидерской позиции, гражданственность включающей в себя обязательную активность, полную ответственность за самостоятельно принимаемые решения, за личную деятельность. Поэтому в своей работе учителем успешно применяются на уровне методических приемов и отдельных компонентов системы: технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова; технология педагогической поддержки О.Г. Газмана; технология социального проектирования в воспитательной работе, игровая технология.
В отношениях с учащимися учитель придерживается концепции педагогики сотрудничества: учитель и ученик – два субъекта одного процесса, сотоварищи, союзники. Сотрудничество в отношениях «ученик – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности класса, принимая различные формы (содружества, сопереживания, сотворчества). Неслучайно поэтому коллектив класса выбрал себе название «СМИД» (содружество мальчишек и девчонок).
Интересны и разнообразны формы воспитательной работы Утара Мухтаровича, где сочетаются традиционные и новые приёмы: личностно - ориентированные классные часы, интеллектуальный аукцион, турниры знатоков, дни добрых сюрпризов, заочные путешествия, поисковая работа, различные соревнования и эстафеты.
Применяя в своей работе новые информационно – коммуникативные технологии, возможности компьютерных программ, Интернет – ресурсы, учитель способствует развитию творческого потенциала учащихся. На классных часах, родительских собраниях часто демонстрируются видеоматериалы, помогающие решать воспитательные задачи. У классного руководителя накоплен целый арсенал видеоматериалов о жизни своего класса: совместные мероприятия родителей и детей, экскурсии, фрагменты работы над социальным проектом.
Взаимодействие с учащимися является основой для успешного развития классного коллектива. Именно поэтому в своей работе с классом Утар Мухтарович большое внимание уделяет организации ученического самоуправления, которое строит в соответствии с разработанной при его участии модели школьного ученического самоуправления. Классным руководителем успешно реализуется поэтапное делегирование ребятам полномочий по решению управленческих задач в деятельности класса, учитывая при этом интересы, склонности детей. Своё педагогическое отношение к формированию гражданской позиции учеников Утар Мухтарович строит по следующему принципу: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Для выявления уровня развития самоуправления классный руководитель использует специальную методику. Данные опроса представлены диаграммой:

Приведённые данные свидетельствуют
о высоком уровне развития самоуправления: в классе соблюдается чередование творческих поручений; действует принцип сменяемости актива; поручения распределяются с учётом желаний, возможностей и интересов учащихся; отмечается высокий уровень социальной ответственности учащихся; высокий уровень проявления самостоятельности (организация и проведение учениками классных часов, уроков, внеклассных мероприятий).
Активная позиция учащихся обеспечивает их результативное участие в жизни школы:
Коллектив учащихся принимает активное участие в решении проблем местного социума:
Успешность воспитания ребёнка во многом зависит от тесного взаимодействия семьи и школы. И здесь важное значение приобретает система работы педагога с родителями учащихся, в основу которой положены принципы:
-
воспитание начинается в семье и во многом зависит от образа жизни самих родителей;
-
родителя нужно сделать своим союзником;
-
отношение детей к школе зависит от отношения к ней родителей;
-
большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству со школой. Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, классный руководитель применяет разнообразные формы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, разработки памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Успешность взаимодействия Утара Мухтаровича с родителями проявляется в положительной динамике участия взрослых в жизни класса и школы:
Направления деятельности родителей
|
8 класс
|
9 класс
|
10 класс
|
Управление классом и школой
|
21%
|
21%
|
21%
|
Участие в общешкольных собраниях, конференции пап
|
100%
|
100%
|
100%
|
Организация внеклассных дел
|
79%
|
81%
|
85%
|
Участие в конкурсах, соревнованиях
|
48%
|
54%
|
56%
|
Главным признаком личностно-ориентированного развития детского коллектива является развитие его
психологического микроклимата, который определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Для исследования оценки учащимися и их родителями психологического климата в классе использовались различные методики:

Данная методика позволила выявить
положительную динамику межличностных отношений.
Методика «Оценка атмосферы в группе»

Методика «
Оценка родителями психологического климата в классе» позволила выявить следующие факты: 95% родителей считают класс дружным, 89% - полагают, что ребенок в коллективе чувствует себя комфортно, 100% родителей испытывают чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями школы.
Таким образом можно сделать вывод, Шуркеев Утар Мухтарович активно работает над обогащением позитивного социального опыта учащихся школы.
Основой в его деятельности является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося, чтобы каждый член коллектива чувствовал себя комфортно и занимал благоприятную социальную позицию.
О результативности работы классного руководителя в целом можно судить по высокому уровню воспитанности учащихся класса – 91%.
Опыт работы учителя неоднократно представлялся на заседаниях школьного методического объединения классных руководителей.
Шуркеев Утар Мухтарович, преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»,
Оренбургская область, Красногвардейский район