Перейти на главную страницу
В. Д. Верескун, к.т.н. доцент, проректор РГУПС по экономике, инвестициям и информатизации
Н. Н. Сухорукова нач. упр. информатизации РГУПС
К. В. Барышников нач. отд. НИТ упр. информатизации РГУПС
Ю. В. Денисенко вед. программист упр. информ. РГУПС
Д. А. Елистратов аспирант РГУПС
В статье рассматриваются аспекты разработки и использования в РГУПС программно-аппаратного тренажерного комплекса «Виртуальная железная дорога». Затронуты некоторые теоретические вопросы использования деловых игр в процессе обучения.
По мере развития тренажерной техники, с одной стороны и усложнением изучаемых технических решений, с другой, методы имитационного моделирования проникли и во многие другие области человеческой деятельности. К стимулированию тренажерных технологий привела также необходимость обучения большого количества специалистов, обладающих однотипными навыками, для работы на схожем оборудовании Широко представлены тренажерные технологии в таких сферах, как медицина, транспорт, судовождение, педагогика. В некоторых областях, например, в воздушном транспорте, использование тренажеров является неотъемлемой частью учебного процесса, а также процесса аттестации работников.
Хочется отметить еще один аспект использования тренажеров: моделирование на них критических, экстремальных условий. К такого рода тренажерам относится NADS (National Advanced Driving Simulator, (1)) – самый совершенный автомобильный тренажер стоимостью более 50 миллионов долларов. Типичная задача для такого тренажера: все знают, что вождение в состоянии алкогольного опьянения – опасно. Однако конкретной информации о поведении пьяных за рулем практически нет, да и проведение соответствующих экспериментов на реальной машине в городских условиях, несомненно, будет иметь самые печальные последствия. Применение тренажера для таких исследований – единственная альтернатива.
Усложнение техники на железной дороге сделало целесообразным применение различного рода тренажеров. На железных дорогах США тренажеры применяются более 20 лет для обучения, контроля знаний и аттестации машинистов. На европейских железных дорогах тренажеры появились в восьмидесятых годах во Франции после ряда серьезных аварий. Однако в Европе они не используются для аттестации сотрудников, это связано с не приятием европейскими железнодорожными профсоюзами такой методики.
Одна из крупнейших компаний-перевозчиков Великобритании Virgin Trains намеревается производить обучение персонала на тренажерах, способных имитировать движение локомотива со скоростью до 224 км/ч, осуществляя таким образом подготовку машинистов скоростных составов Voyager и Pendolino. В целях повышения уровня безопасности разработана программа, рассчитанная на один год обучения, в течение которого машинисты смогут освоить вождение таких составов в любых погодных условиях. Всего предполагается создать три тренажера стоимостью по два миллиона фунтов стерлингов (2).
Как показывает анализ отечественного опыта организации безопасности, основными причинами аварий, крушений и браков в работе являются не только низкая надежность техники, но, в большей степени, неправильные действия работников, связанные с движением поездов и производства маневровой работы. То есть в центре системы по обеспечению безопасности находится человек. Следовательно, первым условием решения проблемы безопасности является учет человеческого фактора. Но помимо этого очень важна профессиональная подготовленность, на что и направленно создание тренажеров, имитирующих те или иные условия работы технических средств. Но умение реагировать и взаимодействовать с техническим средством не является показателем готовности в организации обеспечения безопасного перевозочного процесса. Также важно умение работы в определенной организованной системе «техническое устройство – ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК – техническое устройство», где важным звеном является «…ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК…» (рис 1). Поэтому предполагается развитие модульной структуры организации тренажерного оборудования. В свою очередь, установление взаимодействия между модулями тренажера при наличии достаточно сложных связей предполагает использование компьютеров и разработку соответствующего программного обеспечения. Продуктивность использования компьютеризированных тренажеров, вероятно, не вызывает сомнения. Отметим только возрастание роли компьютерных компонентов тренажеров в свете широкого внедрения в последние годы различных SCADA-систем, программное моделирование которых представляется совершенно естественным и способствует усвоению практических навыков эффективной эксплуатации АСУ ТП.
Поэтому следующим шагом развития тренажерных техник является объединение различных тренажеров индивидуальных рабочих мест в единый учебно-исследовательский комплекс. Каждое рабочее место такого комплекса можно рассматривать как тренажер той или иной службы, в то время как совместная их работа по сути дела является реализацией деловой игры, направленной на получение практических навыков работы в системе, обладающей сложными внутренними связями.
В РГУПС разработан комплекс «Виртуальная железная дорога», представляющий собой программно-аппаратную модель функционирования и взаимодействия служб железной дороги. В единый комплекс увязаны различные тренажерные комплексы, что позволяет не только отрабатывать действия машиниста, диспетчера и т. д., но и организовывать взаимодействие их между собой и с другими дорожными службами (рис. 1). В настоящее время занятия проводятся на участке, включающем более десятка станций, эффективная длина – более 100 километров.
Ядром программно-аппаратного комплекса является информационная система трехзвенной организации:
Вопросы масштабируемости важны для комплекса «Виртуальная железная дорога», поскольку повышение образовательной и исследовательской эффективности предполагает в том числе и расширение зоны охвата модели дороги, и, как следствие, рост объема информационной составляющей комплекса и его загруженность.
В целях модернизации системы отображения тренажеров запланировано внедрение модуля трехмерной визуализации. Трехмерная визуализация в реальном времени позволит адекватно отображать помимо штатных ситуаций различные нештатные или аварийные ситуации. Еще одной областью применимости комплекса является отображение путевой обстановки при проектировании новых станций, разработке новых технических решений и пр., везде, где требуется предварительная оценка и экспертиза.
Хочется отметить, что точность имитации видео и аудиоряда, по сути дела, определяется не столько техническими, сколько экономическими соображениями. Современная Hi-Fi аудиоаппаратура может с абсолютной точностью воспроизвести аудиоряд. Не составляет труда реализовать анаглифическое стереоизображение моделируемой сцены. Возможна адаптация программного обеспечения визуализации для работы со шлемом виртуальной реальности. Вопрос заключается в целесообразности таких разработок.
Другим аспектом разработки комплекса «Виртуальная железная дорога» является его интеграция с геоинформационной системой. Например, известно, что для железных дорог Германии предусмотрено электронное отображение сети линий и станций с точностью до 0,5 - 1,0 м с использованием системы DB-GIS. Считается, что такая точность достаточна при определении местоположения единицы подвижного состава с помощью GPS. В Германии для выполнения этих работ пользуются услугами третьих фирм – строительных и геодезических (3, 4). Обсуждение вопросов организации карты железных дорог в цифровом виде выходит за рамки данной статьи.
Планируется создать математическую модель оценки экономической эффективности принятия тех или иных решений в рамках виртуальной железной дороги и разработать соответствующий программный модуль. Наличие такого модуля будет полезным при апробации новых технических или организационных подходов с использованием виртуальной железной дороги.
Модифицируется программный модуль задания неисправностей с целью возможности оперативного задания новых вводных в процессе работы. Позже мы еще вернемся к этому чрезвычайно важному аспекту использования тренажера.
Предполагается создание тренажерного комплекса работников путевого хозяйства и опытного полигона для обучения навыкам эксплуатационной работы, ремонту пути и эксплуатации путевых машин и его интеграцию в комплекс виртуальной железной дороги.
Необходимо отметить еще один аспект использования программно-аппаратного комплекса «Виртуальная железная дорога». По сути дела, в данном случае речь идет о деловой игре, координацию работы которой осуществляет компьютерная система и которая находится под контролем человека – методиста (рис. 2). Существенным показателем любой системы виртуальной реальности является точность отображения среды. Однако необходимо понимать, что (особенно в случае обучающей системы) точность означает не столько реальность ощущений пользователя, сколько адекватность ответа самой системы. Кроме того, существенным элементом деловых игр является взаимодействие в учебной группе, правила которого определены структурой информационной системы.
Рис. 2. Система организации работы лабораторно-тренажерного комплекса «Виртуальная железная дорога».
Решения, определяющие ход игры, принимаются человеком, программное обеспечение лишь отвечают на действия человека. Степень адекватности ответа и определяет качество виртуальной реальности, в данном случае – качество комплекса «Виртуальная железная дорога». Поскольку развитие игры зависит от сценария, от внесенных методистом вводных (например, неисправности) и от действий участников игры, функции программного обеспечения сводятся к систематизации хода игры, но ни в коем случае не определяют этот ход. Участники игры работают не с моделью железной дороги, сгенерированной компьютером, а с моделью ситуации, возникшей как результат взаимодействия сценария игры, действий методиста, реакций игроков, работы программной и аппаратной части комплекса. Другими словами, если, например, машинист прибавляет скорость, тренажер не просто передвигает виртуальную модель локомотива быстрее, а просчитывает новую дорожную ситуацию в целом, с учетом действий всех пользователей, включая методиста.
Как правило, при оценке тренажерных комплексов, как программных, так и комбинированных, рассматривается адекватность математической модели, степень реализма и т.д. Комплексы типа виртуальной железной дороги, организованные в виде деловой игры, обладают еще одним качеством, возможно более важным. Они предполагают работу каждого участника в составе коллектива. Результат коллективной работы зависит от качества работы каждого игрока, к тому же процесс игры поставлен во временные рамки, аналогичные работе в реальных условиях. Все это создает эмоциональный настрой, способствующий эффективному усвоению изучаемого предмета. Существует мнение, что обучение методами деловых игр в 10-30 раз эффективнее традиционного (5). Оставим эти цифры на совести их авторов, однако положительный эффект применения на железнодорожном транспорте тренажеров с использованием практики деловых игр находит свое подтверждение.
Список литературы.
14 10 2014
1 стр.
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» имеет более чем 60-ти летнюю историю. Филиалы гоу «Учебно-методический центр по образованию на железнодорож
25 12 2014
1 стр.
18 12 2014
7 стр.
Экономика и управление на железнодорожном транспорте: учеб пособие / Е. В. Гусарова, В. В. Комарова. Двгуп
16 12 2014
1 стр.
Специальности 1904065 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»
09 10 2014
1 стр.
18 12 2014
10 стр.
На железнодорожном транспорте имеются предприятия, для работы которых требуется вода с малой жесткостью
16 12 2014
1 стр.
Цель преддипломной практики – практическое освоение совокупности полученных теоретических знаний и навыков с широким использованием приемов и методов исследований, усвоенных в проц
23 09 2014
1 стр.