Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Примеры решения задач

Пример 1


Вычислить рН буферного раствора, полученного путем смешения 50 мл 0,5 М раствора аммиака и 200 мл 0,1 М раствора хлорида аммония.

Решение:


Равновесие в растворе аммиачного буферного раствора можно представить уравнением: NH4OH ↔ NH4+ + OH-

После смешения растворов концентрации веществ будут равны:



;

.

рН раствора рассчитаем по уравнению Гендерсона-Хассельбаха для буферных систем, состоящих из слабого основания и его соли:



Пример 2


Вычислить рН раствора, полученного при смешении 200 мл 0,2 М раствора CH3COONa и 100 мл 0,1 М раствора HCl.

Решение:


При смешении растворов CH3COONa и HCl идет реакция:

CH3COONa + HCl = CH3COOН + NaCl

В растворе уменьшается количество ацетата натрия и появляется слабая уксусная кислота. Образовался буферный раствор, состоящий из слабой кислоты и ее соли.

Равновесие в растворе ацетатного буферного раствора можно представить уравнением: СH3COOH ↔ СH3COO- + H+

Концентрации CH3COOН и CH3COONa будут равны:

;

рН раствора рассчитаем по уравнению Гендерсона-Хассельбаха для буферных систем, состоящих из слабой кислоты и ее соли:

Пример 3.

Как изменится рН 1 л формиатного буферного раствора, содержащего по 0,1 моль HCOOН и HCOOК, при добавлении к нему 0,01 моль KOH.

Равновесие в растворе формиатного буферного раствора можно представить уравнением: HCOOH ↔ HCOO- + H+

Концентрации HCOOН и HCOOK в исходном буферном растворе равны по 0,1 моль/л. рН раствора рассчитаем по уравнению Гендерсона-Хассельбаха для буферных систем, состоящих из слабой кислоты и ее соли:

После добавления гидроксида калия протекает реакция:

HCOOH + KOH = HCOOK + Н2О

В результате количество муравьиной кислоты уменьшается, а формиата калия увеличивается. Концентрации HCOOН и HCOOK будут равны:



;

.

Величина рН раствора после добавления гидроксида калия равна:



Добавление 0,01 моль КОН привело к увеличению рН раствора от 3,75 до 3,84.

рН = 3,84 - 3,75 = 0,09

Изменение величины рН составляет всего 0,09.


Пример 4

Вычислить соотношения концентраций CH3COONa и CH3COOH в буферном растворе, рН которого равен 5,8.

Решение:

В соответствии с уравнением Гендерсона-Хассельбаха



Отсюда


Тогда

Пример 5

Вычислить рН раствора, содержащего 1,044 г К2HPO4 и 0,272 г КH2PO4 в 50 мл раствора.

Решение:

Вычислим концентрацию каждого компонента в растворе:



;

М(K2HPO4) = 174 г/моль.



;

М(KH2PO4) = 136 г/моль.

Рассчитаем рН раствора, используя уравнение Гендерсона-Хассельбаха для буферной системы, состоящей из смеси растворов солей многоосновных кислот различной степени замещения:

Пример 6


Какую массу формиата натрия нужно добавить к 100 мл 0,2 М раствора соляной кислоты, чтобы получить буферный раствор с рН = 4,3 ?

Решение:


При добавлении HCOONa к раствору HCl образуется муравьная кислота:

HCOONa + HCl = HCOOН + NaCl

Если формиата натрия добавлено эквивалентное количество хлороводородной кислоте, то, согласно уравнению реакции, С(HCOOН) = С(HCl) =с(HCOONa) = 0,2 моль/л и рН раствора составляет 2,2.

2,2

По условию задачи необходимо получить рН 4,3.Чтобы снизить концентрацию ионов водорода, необходимо добавить избыток HCOONa. Тогда образуется формиатный буферный раствор.

Равновесия в в растворах муравьиной кислоты и формиата натрия можно представить следующим образом:

HCOOН. ↔ HCOO- + Н+

0,2 – 5,0110-5 5,0110-5 5,0110-5

HCOONa → HCOO- + Na+

x x

Диссоциация муравьиной кислоты характеризуетсяконстантой диссоциации:



Равновесная концентрация ионов Н+ в буферном растворе с рН 4,3 равна 5,0110-5 ; [HCOO-] = 5,0110-5 + x; [HCOOH] = 0,2 - 5,0110-5. Подставим эти значения в выражение для константы диссоциации:



Отсюда х = [HCOONa] = 0,72 моль/л.

Общая концентрация HCOONa, т.е. израсходованного на реакцию с HCl и вошедшего в состав буферной смеси, равна с(HCOONa) = 0,2 +0,72 =0,92 моль/л.

Масса, добавленного формиата натрия равна:





Пример 7

Какой объем 0,1 М NaOH надо прибавить к 10,0 мл 0,1 М H3PO4, чтобы получить раствор с рН 3?

Решение:

При добавлении гидроксида натрия к фосфорной кислоте протекает реакция:

NaOH + H3PO4 = NaH2PO4 + H2O

Если гидроксида натрия добавлено эквивалентное количество фосфорной кислоте, то с(NaOH) = с(H3PO4) =с(NaH2PO4)= 0,05 моль/л и рН раствора составляет:



По условию задачи необходимо получить рН 3, следовательно, нужно добавить недостаток NaOH. Тогда образуется фосфатный буферный раствор.

Обозначим объем добавленного 0,1 М раствора NaOH – х. Тогда при смешении растворов гидроксида натрия и фосфорной кислоты их концентрации будут равны:



; .

Равновесия в растворах фосфорной кислоты и однозамещенного фосфата натрия можно представить следующим образом:

H3PO4 ↔ Н+ + H2PO4-

10-3 10-3

NaH2PO4 → Na+ + H2PO4-

Диссоциация фосфорной кислоты по I ступени характеризуется константой диссоциации:



Равновесная концентрация ионов Н+ в буферном растворе с рН 3 равна 10-3 моль/л. Обозначим равновесные концентрации всех других частиц:



; .

Подставим эти значения в выражении для константы диссоциации:




Отсюда х = V(NaOH) = 0,00877 л =8,77 мл

Примеры решения задач

Вычислить рН буферного раствора, полученного путем смешения 50 мл 0,5 м раствора аммиака и 200 мл 0,1 м раствора хлорида аммония

44.86kb.

15 12 2014
1 стр.


Арифметическая прогрессия Примеры решения задач: Задача1

Планируя, что производительность труда будет увеличиваться таким же образом, бригадир определил, что для завершения работы понадобиться еще 5 дней

38.49kb.

25 09 2014
1 стр.


Применение теорем Чевы и Менелая для решения планиметрических задач. Сравнительный анализ в эффективности применения этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач
195.34kb.

16 12 2014
1 стр.


Учебный стенд для обработки звука

Представляется учебный стенд для лабораторных занятий студентов по задачам идентификации и распознавания сигналов. Рассматриваются примеры постановок задач и методы их решения

77.93kb.

06 10 2014
1 стр.


Методическое пособие содержит краткие теоретические сведения по основам высшей математики и методику решения типовых задач

Методика решения задач по высшей математике: метод пособие / авт сост. Н. А. Докукова, Е. Н. Кафтайкина. – Минск : митсо, 2008. – 63 с

34.36kb.

08 10 2014
1 стр.


Центральные и вписанные углы

Цели: учить применять полученные знания при решении задач; способствовать развитию навыка решения задач

37.14kb.

15 12 2014
1 стр.


Лекции 64 часа Экзамен 5,6 семестр семинары 64 часа Зачет нет лабораторные занятия нет

Постановка задач оптимизации. Локальный и глобальный экстремумы. Классификация экстремальных задач. Примеры

118.45kb.

11 10 2014
1 стр.


Исследование методов решения некорректных задач многосигнальной радиопеленгации на одной частоте 05. 13. 01 Системный анализ, управление и обработка информации 05. 12. 14 Радиолокация и радионавигация

Исследование методов решения некорректных задач многосигнальной радиопеленгации на одной частоте

228.79kb.

02 10 2014
1 стр.