Перейти на главную страницу
Рекомендуется для направления подготовки (специальности)
111801 Ветеринария
Квалификация (степень) «специалист»
Москва 2011
Задачами физиологии и этологии животных являются:
- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;
- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и ветеринарии.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- использует знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников;
- использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
- умеет правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеет техникой клинического исследования животных, назначает необходимое лечение в соответствии с поставленным диагнозом;
- способен и готов анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний;
- способен и готов анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности;
- способен и готов участвовать в разработке проектов по строительству ветеринарных учреждений и клиник, животноводческих комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям;
- способен и готов проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных;
- способен и готов осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности;
- способен и готов проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей.
- способен и готов осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвавать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты;
- способен и готов к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии.
(Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц)
Вид учебной работы |
Всего часов / зачетных единиц |
Семестры | |
III |
IV | ||
Аудиторные занятия (всего) |
180/5 |
90 |
90 |
В том числе: |
- |
- |
- |
Лекции |
72 |
36 |
36 |
Практические занятия (ПЗ) |
6 |
2 |
4 |
Семинары (С) |
10 |
4 |
6 |
Лабораторные работы (ЛР) |
92 |
48 |
44 |
Самостоятельная работа (всего) |
180/5 |
90 |
90 |
В том числе: |
|
|
|
Курсовой проект (работа) |
- |
- |
- |
Расчетно-графические работы |
- |
- |
- |
Реферат |
+ |
+ |
+ |
Другие виды самостоятельной работы |
+ |
+ |
+ |
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
|
Зачет |
Экзамен |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы |
360 |
180 |
180 |
10 |
5 |
5 |
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела |
1 |
2 |
3 |
1. |
ВВЕДЕНИЕ
|
Наука физиология. Предмет, конечная цель, место ее среди других наук. Методы физиологии. История развития физиологии. |
2. |
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ |
Общие свойства возбудимых тканей. Законы возбуждения. Лабильность. Оптимум, пессимум, парабиоз. |
Биоэлектрические явления в тканях: потенциал покоя, потенциал действия. Проведение возбуждения в тканях. Физиологические свойства нервных волокон. | ||
Скелетные и гладкие мышцы, свойства их. Сокращения мышц, механизм, виды сокращения. Сила, работа, утомление мышц. | ||
3. |
ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
|
Принцип рефлекторной регуляции деятельности органов, систем и организма. Нервная система как основной компонент рефлекторного механизма регуляции. Нейрон, его деятельность. Рефлекторная дуга, звенья ее, их роль. Физиология нервного центра, нервного волокна, нерва, синапса. Рефлекс. |
Деятельность организма по принципу функциональных систем. Функциональная система. Роль П.К. Анохина в создании учения о функциональных системах организма. | ||
Центральная нервная система. Роль спинного, продолговатого и среднего мозга, ретикулярной формации, мозжечка, промежуточного мозга, лимбической системы, подкорковых ядер и коры больших полушарий головного мозга. | ||
Вегетативный отдел нервной системы. Роль ее в рефлекторной регуляции деятельности органов. Вегетативные рефлексы. | ||
4. |
ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
|
Общая характеристика желез внутренней секреции. Характеристика гормонов. Механизмы их действия. Характеристика отдельных желез внутренней секреции и гормонов: гипоталамус, гипофиз, щитовидная и паращитовидные железы, эпифиз и тиммус. |
Роль надпочечников, островкового аппарата поджелудочной железы, половых желез. Диффузная эндокринная система и тканевые гормоны. | ||
5. |
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ |
Рецепция, рецептор, анализатор. Общие свойства анализаторов, принципы их строения и кодирования сигналов. Роли слуховой, зрительной, вкусовой и обонятельной рецепций. |
Роли кожной, мышечно-суставной, висцеро- и вестибулорецепций. | ||
6. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
ДВИЖЕНИЯ |
Движение и его виды. Поддержание позы и движение животного. |
7.
|
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
КРОВИ |
Состав, функции и свойства крови. Плазма и форменные элементы крови, их роль. |
Кроветворение. Свертывание крови. Группы крови. | ||
8. |
ФИЗИОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ |
Иммунитет, его значение. Структурная организация иммунной системы. Клетки иммунной системы, их виды, функции. Естественный иммунитет. Молекулярные и клеточные основы адаптивного иммунитета. Антигены. Антитела. Иммунный ответ. |
9. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМ
КРОВООБРАЩЕ-НИЯ И ЛИМФООБРАЩЕ-НИЯ |
Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца. Законы сердца. Внешние проявления деятельности сердца. Регуляция сердечной деятельности. |
Физиология кровеносных сосудов. Давление и движение крови по сосудам. Внешние проявления деятельности сосудов. Регуляция кровообращения. Лимфа, ее состав. Лимфообразование. Движение лимфы. Регуляция лимфообразования и лимфообращения. | ||
10. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
ДЫХАНИЯ |
Легочное дыхание, его механизмы. Легочная вентиляция. Жизненная и общая емкость легких. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью. Обмен газов между кровью и клетками. Регуляция дыхания. |
11. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
ПИЩЕВАРЕНИЯ |
Сущность пищеварения. Методы исследований функций органов системы пищеварения. Прием корма. Ротовое и желудочное пищеварение. Регуляция его. |
Кишечное пищеварение. Секреторная деятельность поджелудочной железы, кишечных желез и печени, их роль в пищеварении. Моторная деятельность кишечника. Регуляция кишечного пищеварения. | ||
Полостное и пристеночное пищеварение. Всасывание продуктов превращения питательных веществ и освободившихся минеральных веществ, воды и витаминов в пищеварительном тракте. Регуляция всасывания. | ||
|
|
Особенности пищеварения у жвачных животных, лошадей, свиней и птиц. |
12. |
ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ |
Значение обмена веществ и энергии. Методы исследования. Обмен белков, углеводов и жиров, его регуляция. Обмен минеральных веществ, воды и витаминов, его регуляция. |
Обмен энергии, его регуляция. Пути освобождения и потребления энергии в организме. Методы исследования обмена энергии. Поддержание оптимальной температуры тела. | ||
13. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
ВЫДЕЛЕНИЯ |
Выделение из организма чужеродных веществ и нелетучих продуктов обмена. Почки и мочевыводящие пути. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды организма. Образование мочи. Выведение из организма образующейся мочи. |
14. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
РАЗМНОЖЕНИЯ |
Половая система самца. Органы размножения и их функции у самцов. Образование спермиев, половое поведение, половое взаимодействие, выведение спермы. |
Половая система самки. Органы размножения и их функции у самок. Развитие яйцеклеток, половое поведение, половое взаимодействие и оплодотворение. Поддержание беременности. Роды. Развитие животных после рождения. | ||
15. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ
ЛАКТАЦИИ |
Образование молока, распределение и накопление молока в емкостной системе вымени. Молоко и молозиво. |
Выведение молока при доении и сосании. Остаточное молоко. Физиологические основы сосания, ручного и машинного доения. | ||
16. |
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Функциональные и структурные особенности коры больших полушарий. Учение об условных рефлексах. Условный рефлекс. Методики выработки условных рефлексов. |
Механизм образования условного рефлекса. Биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. | ||
Типы высшей нервной деятельности. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Первая и вторая сигнальная системы. | ||
17. |
ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ |
Понятие этологии. История. Врожденное и приобретенное поведение. |
Формирование поведения животных. Виды поведения. Коммуникации между животными. | ||
18. |
ФИЗИОЛО- ГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖИВОТНЫХ |
Понятие о физиологической адаптации. Принципы деятельности механизма адаптации. Основные закономерности адаптации животных к разной температуре окружающей среды, шумам, условиям газовой среды, технологическим условиям. Природные факторы среды. |
№ п/п |
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 | ||
1 |
Безопасность жизнедеятельности |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Биологическая химия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
3 |
Клиническая биохимия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
4 |
Цитология, гистология и эмбриология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
5 |
Патологическая физиология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Ветеринарная генетика |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
7 |
Разведение животных |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
Кормление животных с основами кормопроизводства |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Зоогигиена |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10 |
Клиническая диагностика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
11 |
Болезни молодняка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
Ветеринарная фармакология. Токсикология |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13 |
Оперативная хирургия с топографической анатомией |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
14 |
Иммунология |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Акушерство и гинекология |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
16 |
Внутренние незаразные болезни |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17 |
Паразитология и инвазионные болезни |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Л. |
П. зан.
|
Лаб. зан.
|
Семин. |
СРС |
Все-го |
1. |
ВВЕДЕНИЕ |
2 |
- |
2 |
- |
4 |
8 |
2. |
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ |
6 |
- |
10 |
- |
18 |
34 |
3. |
ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
8 |
- |
8 |
- |
18 |
34 |
4. |
ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ |
4 |
- |
6 |
- |
10 |
20 |
5. |
ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ |
4 |
2 |
4 |
- |
8 |
18 |
6. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДВИЖЕНИЯ
|
2 |
- |
- |
2 |
4 |
8 |
7. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ
|
4 |
- |
8 |
- |
12 |
24 |
8. |
ФИЗИОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ |
2 |
- |
- |
2 |
4 |
8 |
9. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ |
4 |
- |
10 |
- |
14 |
28 |
10. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ДЫХАНИЯ
|
2 |
- |
4 |
- |
6 |
12 |
11. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ |
8 |
- |
10 |
- |
20 |
38 |
12. |
ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ |
4 |
2 |
4 |
2 |
12 |
24 |
13. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ |
2 |
- |
4 |
- |
6 |
12 |
14. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ |
4 |
- |
6 |
- |
10 |
20 |
15. |
ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ЛАКТАЦИИ
|
4 |
- |
4 |
- |
8 |
16 |
16. |
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
6 |
- |
6 |
- |
12 |
24 |
17. |
ОСНОВЫ ЭТОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ |
4 |
- |
6 |
2 |
8 |
20 |
18. |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЖИВОТНЫХ |
2 |
2 |
- |
2 |
6 |
12 |
ИТОГО: |
72 |
6 |
92 |
10 |
180 |
360 |
Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Биологическая хим
18 12 2014
3 стр.
«Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами акушерства», «Свиноводство», «Скотоводство»,
18 12 2014
3 стр.
Перечень материально-технических средств учебных помещений для проведения лабораторного практикума по дисциплине "Физиология и этология животных"
14 09 2014
1 стр.
Вопросы итогового контроля по дисциплине «Физиология и этология животных» для студентов 2 курса факультета ветеринарной медицины пфо, обучающихся по специальности 111801. 65 – Вете
25 12 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельн
01 09 2014
6 стр.
«физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организма в целом, со знанием механизмов функционирования отдельн
11 10 2014
6 стр.
«Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» дисциплина хронологически следует за зоологией, биологической химией, биологической физикой, которые уже сфор
18 12 2014
1 стр.