Министерство образования и науки Российской Федерации
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины
«Физиология животных»
Рекомендуется для направления подготовки -
111100 Зоотехния
Квалификации (степень) выпускника – «бакалавр»
Москва 2010
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью изучения физиологии животных при подготовке специалистов по направлению 111100 «Зоотехния», квалификации (степени) бакалавров по специальности является формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, о качественном своеобразии организма продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых бакалавру для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности органов и организма, определением путей и способов воздействий на организм в целях коррекции деятельности органов.
Задачами физиологии являются:
- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей, органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;
- приобретение навыков по исследованию физиологических констант функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Профессиональный цикл. При изучении дисциплины «Физиология животных» студенты должны знать особенности строения клеток, тканей, органов, их биохимический состав, уметь пользоваться микроскопической техникой, препаровать ткани и органы, готовить и окрашивать гистологические препараты. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Микробиология и иммунология», «Кормление животных», «Разведение животных», «Зоогигиена», «Звероводство», «Основы ветеринарии», «Биотехника воспроизводства с основами акушерства», «Свиноводство», «Скотоводство», «Овцеводство», «Птицеводство», «Коневодство», «Кролиководство», «Основы научных исследований».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способности применять знания о функциональных особенностях нервной системы, кровообращения, дыхания, пищеварительной системы, обмена веществ, выделения, размножения, лактации, высшей нервной деятельности и поведения животных для организации оптимальных методов и приемов их содержания, кормления, разведения и эффективного использования, принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных, обоснованного использования современных средств автоматизации и механизации в животноводстве, эффективного управления продуктивными, спортивными и декоративными животными в соответствии с их предназначением.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: физиологические процессы и функции организма млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой и с учетом влияния условий окружающей среды, технологии содержания, кормления и эксплуатации.
Уметь: самостоятельно проводить исследования на животных (лабораторных и сельскохозяйственных) и составляющих системы их гомеостаза по изучению физиологических констант крови, обменных процессов и теплорегуляции, дыхания, эндокринной, иммунной, пищеварительной, лактации, выделительной систем и т.д.
Владеть: знаниями механизмов регуляции физиологических процессов и функций на уровне клеток, тканей, органов, систем и организма в целом, в их взаимосвязи между собой в организме млекопитающих и птиц, продуктивных сельскохозяйственных животных, домашних, лабораторных и экзотических животных, способствующих научной организации их содержания, кормления и эксплуатации.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
3
|
4
|
Аудиторные занятия (всего)
|
72
|
44
|
28
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции
|
32
|
18
|
14
|
Практические занятия (ПЗ)
|
4
|
|
4
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
36
|
26
|
10
|
Самостоятельная работа (всего)
|
72
|
36
|
36
|
В том числе:
|
|
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
|
|
Реферат
|
+
|
+
|
+
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
за-чет
|
экза-мен
|
Общая трудоемкость, часы
|
144
|
80
|
64
|
Зачетные единицы
|
4
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1.
|
Введение
|
Наука физиология. История развития физиологии. Связь физиологии с другими науками. Методы физиологии.
|
2.
|
Физиология клетки
|
Химический состав и морфология клетки. Пластический и энергетический обмен в клетке.
|
3.
|
Физиология возбудимых тканей.
|
Электрические явления в тканях. Скелетные и гладкие мышцы, их свойства. Механизм и виды сокращения мышц. Сила, работа, утомление мышц.
|
4.
|
Физиология нервной системы.
|
Нервная система как основной компонент рефлекторного механизма регуляции функций. Строение и функции синапсов. Деятельность организма по принципу функциональных систем.
Функции отдельных образований центральной нервной системы.
|
5.
|
Сенсорные системы.
|
Общие свойства анализаторов, принципы их строения и кодирования сигналов. Назначение анализаторов.
|
6.
|
Эндокринная система.
|
Понятие о железах внутренней секреции. Характеристика отдельных желез внутренней секреции и их гормонов.
|
7.
|
Физиология системы крови.
|
Понятие о внутренней среде организма и гомеостазе. Основные функции и свойства крови. Плазма и форменные элементы крови, их роль в физиологических процессах организма.
|
8.
|
Физиология иммунной системы.
|
Центральные и периферические органы иммунной системы. Клетки иммунной системы, их виды и функции. Врожденная и приобретенная формы иммунного ответа.
|
9.
|
Физиология кровообращения.
|
Физиология сердца и кровеносных сосудов.
Свойства сердечной мышцы. Регуляция сердечной деятельности.
Гемодинамика. Регуляция давления и движения крови.
Внешние проявления деятельности сердца и кровеносных сосудов.
|
10.
|
Физиология дыхания.
|
Легочная вентиляция. Жизненная и общая емкость легких. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью. Газообмен в тканях. Регуляция процессов дыхания.
|
11.
|
Физиология пищеварения.
|
Особенности пищеварения у жвачных животных, лошадей, свиней и птицы.
|
12.
|
Физиология обмена веществ и энергии.
|
Значение обмена веществ и энергии. Методы исследования обмена веществ и энергии. Обмен белков, углеводов, жиров и их регуляция.
|
13.
|
Физиология системы выделения.
|
Почки и мочевыводящие пути. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды организма. Образование и выведение мочи.
|
14.
|
Физиология системы размножения.
|
Характеристика органов размножения и их функций у самцов.
Характеристика органов размножения и их функций у самок. Физиология беременности и родов.
|
15.
|
Физиология системы лактации.
|
Образование молока, его распределение и накопление в емкостной системе вымени. Молоко и молозиво.
Выведение молока при доении и сосании. Остаточное молоко. Физиологические основы сосания, ручного и машинного доения.
|
16.
|
Физиология высшей нервной деятельности.
|
Образование и торможение условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности. Динамический стереотип и его роль в организации ухода и содержания животных.
|
17.
|
Физиологическая адаптация.
|
Понятие и механизмы адаптации. Адаптация животных и птицы к температуре, газовому составу окружающей среды, шумам, технологическим условиям. Природные факторы среды.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими дисциплинами)
№№
п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
1.
|
Кормление животных
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2.
|
Микробиология и иммунология
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Разведение животных
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4.
|
Зоогигиена
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5.
|
Безопасность жизнедеятельности
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Молочное дело
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
7.
|
Звероводство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
8.
|
Основы ветеринарии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9.
|
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10.
|
Свиноводство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
11.
|
Скотоводство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
12.
|
Овцеводство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
13.
|
Птицеводство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
14.
|
Коневодство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
15.
|
Кролиководство
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
16.
|
Основы научных исследований.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Примечание: (+) – связь физиологии с последующими дисциплинами.
.
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела
дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
Зан.
|
Лаб.
Зан.
|
Семин.
|
СРС
|
Всего
|
1.
|
Введение
|
2
|
-
|
2
|
-
|
-
|
4
|
2.
|
Физиология клетки
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
3.
|
Физиология возбудимых тканей.
|
2
|
-
|
3
|
-
|
6
|
11
|
4.
|
Физиология нервной системы
|
4
|
-
|
4
|
-
|
6
|
14
|
5.
|
Физиология сенсорных систем
|
2
|
-
|
3
|
-
|
4
|
9
|
6
|
Физиология эндокринной системы
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
7.
|
Физиология системы крови
|
2
|
-
|
4
|
-
|
2
|
8
|
8
|
Физиология иммунной системы
|
2
|
-
|
-
|
-
|
4
|
6
|
9.
|
Физиология кровообращения и лимфообращения
|
2
|
-
|
4
|
-
|
4
|
10
|
10.
|
Физиология системы дыхания
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
11.
|
Физиология пищеварения
|
2
|
-
|
4
|
-
|
10
|
16
|
12.
|
Физиология обмена веществ и энергии. Теплорегуляция.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
6
|
12
|
13.
|
Физиология выделения.
|
2
|
-
|
2
|
-
|
2
|
6
|
14.
|
Физиология размножения
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
15.
|
Физиология лактации
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
16.
|
Физиология высшей нервной деятельности
|
2
|
-
|
2
|
-
|
4
|
8
|
17.
|
Физиологическая адаптация животных
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
4
|
|
Итого
|
32
|
2
|
36
|
2
|
72
|
144
|
следующая страница>